Слайд 1Характеристика программы поисковой деятельности «Ребенок в мире поиска» (авторы: О.В.
Дыбина, Н.Н. Поддьяков, Н.П. Рахманова,
В.В. Щетинина).
Выполнили студенты 4 курса
ЗФ-409/072-6-1Рад
2020г.
Слайд 2АКТУАЛЬНОСТЬ, НАЗНАЧЕНИЕ, ОСОБЕННОСТИ И МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПАРЦИАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «РЕБЕНОК В
МИРЕ ПОИСКА»
Слайд 3Цель программы: создание условий для развития поисково-познавательной деятельности детей 3-7
лет как основы интеллектуально-личностного, творческого развития.
Задачи программы:
Развитие у детей предпосылок
диалектического мышления, т.е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей, что, в свою очередь способствует проявлению творческих способностей.
Развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей).
Расширение перспектив поисково-познавательной деятельности путем включения детей в мыслительные, моделирующие, преобразующие действия.
Поддержание у детей любознательности, инициативы, сообразительности, пытливости, самостоятельности, оценочного и критического отношения к миру.
Слайд 4Особенности программы
Содержание педагогической работы строится на основе понимания и осознания
психофизиологических особенностей дошкольников (ручной умелости, стремления к открытиям и др.)
Освоение
детьми операций, действий, движений поисково-познавательной деятельности рассматривается в единстве с развитием творческого, начала и овладением структурой деятельности
Соединение разделов программы с направлениями развития поисково-познавательной деятельности детей
Акцентирование не столько на содержательной стороне материала, сколько на способах овладения им, на организации деятельности детей по его усвоению, что значимо для развития интеллектуальных и творческих способностей
Ориентация педагога на обеспечение необходимого уровня интеллектуально-личностного, творческого развития детей
Слайд 5Разделы программы
Теоретическое обоснование
Содержание объектов поисково-познавательной деятельности
Программные задачи и их поэтапная
реализация (по возрастам и блокам деятельности)
Методические рекомендации
Слайд 6Методические пособия по программе
Дыбина О.В. Что было до...: Игры-путешествия
в прошлое предметов. М., 2010;
Дыбина О.В. Рукотворный мир: Сценарии игр-занятий
для дошкольников. М., 2011;
Дыбина О.В., Щетинина В.В., Рахманова Н.П. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2010;
Дыбина О.В. Творим, изменяем, преобразуем: Занятия с дошкольниками. М., 2013;
Дыбина О.В. Приобщение к миру взрослых: игры-занятия по кулинарии для детей. М., 2010;
Дыбина О.В. Из чего сделаны предметы: Сценарии игр-занятий для дошкольников. М., 2013.
Слайд 7Целевые ориентиры Программы ДО
в соответствии с ФГОС ДО
ребенок овладевает
основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в …
познавательно-исследовательской деятельности…
ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей, склонен наблюдать, экспериментировать.
Слайд 8Наглядный алгоритм проведения эксперимента
«Извержение вулкана»
1
2
3 4 5
1 – подумать, как показать извержение вулкана;
2 – сделать модель вулкана, взять уксус и соду;
3 – насыпать в жерло вулкана соду;
4 – налить уксус в жерло вулкана;
5 – представить результаты, сделать вывод.
Слайд 9Пиктограммы способов фиксирования информации
зарисовать
записать
повторить;
Слайд 10Пиктограммы свойств материалов
структура поверхности (гладкая, шероховатая) ;
притягивается к магниту
толщина;
прозрачность
Слайд 11Наглядный алгоритм преобразовательной деятельности
1 2
3 4 5 6
1 – подумать, почему предмет надо изменить и придумать, какие изменения нужно сделать;
2 – рассказать о том, каким будет предмет и как его сделать;
3 – подобрать необходимые материалы;
4 – подобрать инструменты для работы;
5 – осуществить преобразование предмета (или изготовить его модель) в соответствии с замыслом;
6 – презентовать результат.
Слайд 12Содержание программы «Ребенок в мире поиска» представлено по разделам:
«Живая
природа»,
«Неживая природа»,
«Физические явления»,
«Человек»,
«Рукотворный мир»
Слайд 13Задачи образовательной работы с детьми по программе «Ребенок в мире
поиска» определены по блокам:
информационный,
действенно-мыслительный,
преобразовательный
Слайд 14Цель информационного блока – формирование у детей первоначальных представлений об
окружающем мире с последующим их углублением, расширением и систематизацией
Цель
действенно-мыслительного блока – обеспечить присвоение детьми способов и средств познавательно-исследовательской деятельности, освоения ребенком субъектной позиции в деятельности (целеполагание и целеосуществление), что в совокупности позволяет реализовать ребенку собственную активность в достижении цели деятельности
Цель блока преобразования – обеспечить присвоение детьми способов и средств преобразовательной деятельности
Слайд 15Задачи действенно-мыслительного блока:
формировать исследовательские умения;
формировать умение организовывать самостоятельную целенаправленную
поисковую деятельность (осуществлять целеполагание, планирование, устанавливать порядок действий, замечать отклонения
реализуемой программы от заданной и в связи с этим корректировать свои действия;
формировать обобщенные способы обследования объектов познания с использованием адекватных вычленяемому качеству поисковых действий; умение самостоятельно их использовать в соответствии поисковой задачей;
формирование умения использовать различные модели для решения поисковой задачи, выполняя действия моделирующего характера, адекватные используемой модели.
Слайд 16Задачи блока преобразования:
формировать у детей умение осуществлять эстетическое и функциональное
преобразование предметов;
формировать у детей ретроспективно-перспективный взгляд на предметный мир;
стимулировать
стремление детей к преобразованию предметного мира;
формировать у детей творческое отношение к окружающему миру.
Слайд 17Педагогические условия реализации программы
наличие образца-ориентира познавательной активности в познавательно-исследовательской
деятельности, в качестве его носителя выступает для ребенка взрослый (педагог,
родитель), обладающий такими характеристиками как действенность образца и личностно-важный смысл и побудительная сила для конкретного ребенка;
формирование, обогащение и актуализация субъектного опыта познавательно-исследовательской деятельности каждого ребенка, позволяющего сформировать познавательную самостоятельность;
наличие индивидуально-дифференцированного подхода в руководстве познавательно-исследовательской деятельностью детей, обеспечивающего создание ситуации успеха для каждого ребенка, постепенный перевод активности ребенка, стимулированной взрослым в собственную активность ребенка;
создание предметно-пространственной развивающей среды как «поискового поля» для проявления познавательной активности и самостоятельности ребенка в процессе освоения окружающего мира.
Слайд 18
Создание предметно-пространственной среды как поискового поля ребенка
Слайд 19Предметно-пространственная среда
как «поисковое поле» ребенка
стимулирует проявление познавательной, практической и
творческой активности ребенка в овладении представлениями об окружающем мире и
средствами его познания,
обеспечивает реализацию ребенком позиции субъекта познавательно-исследовательской деятельности;
дидактически организованное пространство, включающее объекты познания и средства решения поисковой задачи,
обеспечивает получение ребенком новой информации с учетом сформированного субъектного и субъективного опыта познавательно-исследовательской деятельности
Слайд 20Теоретические положения построения предметно-пространственной среды как «поискового поля»
среда должна
соответствовать возможностям ребенка на границе перехода к следующему этапу развития
(создание зоны ближайшего развития);
среда должна представлять различное содержания данной деятельности, соответствовать ее особенностям;
среда должна соответствовать структуре когнитивной (познавательной) сферы ребенка, а также уровню познавательного развития ребенка;
среда должна отражать возможности реализации всех разновидностей данной деятельности и решения всех задач развития ребенка в реализуемой деятельности и образовательной области;
среда должна быть представлена как среда обитания и среда развития в совокупности вещного и субъектного аспектов, удовлетворяющая не только потребность ребенка в данной деятельности, но и другие его материальные и духовные потребности (например, потребность в общении с другими детьми и взрослыми
Слайд 21Содержательные принципы предметно-пространственной среды как «поискового поля» ребенка:
Принцип информированности, обогащенности
и наукоемкости среды.
Принцип эмоциональной насыщенности среды.
Принцип системности, блочности
и тематичности.
Принцип оптимального соотношения процессов развития и саморазвития.
Принцип опережающего характера содержания среды.
Принцип открывающейся перспективы.
Принцип реализации субъектного опыта детей.
Слайд 22 Организационно-методические принципы предметно-пространственной среды как «поискового поля» ребенка:
Принцип свободного
выбора.
Принцип сотрудничества.
Принцип стабильности-подвижности.
Принцип активности детей.
Принцип открытости-закрытости
Принцип
функциональности.
Принцип комплексирования и свободного (гибкого) зонирования.
Принцип эмоционального благополучия и комфорта
Принцип обеспечения половых различий
Слайд 23Требования к содержанию и оформлению предметно-пространственной среды как «поискового поля»
ребенка
Многофункциональность
Рациональность
Системность
Обновляемость материала
Вариативность материала
Именной характер материала
Слайд 24Компоненты предметно-пространственной среды
как «поискового поля» ребенка
личностный,
содержательный,
материальный,
организационный
Слайд 25 Личностный компонент среды
совокупность субъектов (участников) интегрированной деятельности и
способов их со-активности в процессе реализации конкретной запланированной деятельности
Составляющие:
субъекты
деятельности (индивидуальная деятельность ребенка, взаимодействие двух и более детей, ребенка и взрослого и др.),
тип реализуемого взаимодействия (кооперация, сотрудничество, деятельность рядом),
характер взаимодействия (на протяжении всей деятельности, на этапе планирования, на этапе презентации результатов и пр.),
способы взаимодействия (обсуждение и заполнение карты исследователя, обсуждение и зарисовывание результатов, взаимопомощь, рассказ о совместной работе и др.);
способы участия детей в создании условий для деятельности (самостоятельно определяют и готовят оборудование или используют то, что предложено и др.)
Слайд 26Содержательный компонент среды
представляет собой содержание познавательно-исследовательской деятельности и задания, которые
выполняет ребенок
Составляющие:
содержание деятельности (тема, дидактические единицы) (важно представить
тему календарно-тематического плана);
формулировка задания (подзаданий в соответствии с этапами деятельности;)
конкретизация разновидностей познавательно-исследовательской деятельности и соответствующих им действий);
конкретизации образовательных задач с учетом содержания деятельности и выполняемого задания.
Слайд 27Задание: сделать бумажную лодку, которая будет долго плавать
Подзадания в соответствии
с этапами деятельности (в виде наглядного алгоритма):
1. Обсудите проблему
и предложите, как можно ее решить.
2. Обсудите, какой должна быть бумага для изготовления лодочки.
3. Обсудите, как провести эксперимент по выбору самой ненамокаемой бумаги и зарисуйте «напоминалку».
4. Проведите эксперимент и зарисуйте результаты
5. Сделайте лодочки из выбранной бумаги.
6. Проведите соревнования на самую быструю лодку и сделайте вывод.
7.Составьте сообщение о результатах эксперимента, расскажите, что вы узнали.
Слайд 28Материальный компонент среды
представляет собой вещный аспект среды
как совокупность специально подобранных (изготовленных) материалов и оборудования, определенным образом
предъявленных детям.
Составляющие:
материалы и оборудование по реализации всех компонентов деятельности в границах заданного содержания и задач (дети, используя материалы и оборудование реализуют предложенное задание);
стимульный материал – побуждает детей к реализации своего опыта деятельности с предложенными материалами и оборудованием в границах заданного содержания и задач;
дидактический материал – обеспечивает решение совокупности задач (интегрированных), несет в себе способы обучения в соответствии с задачами ООП ДО в ДОУ и календарно-тематическим планом.
Слайд 29Способ решения проблемы:
Какая бумага дольше не намокает?»
1
2 3 4
1 – взять таз с водой и одинаковые кусочки бумаги четырех видов – салфеточная, тетрадная, картон, писчая;
2 – опустить их одновременно в воду;
3 – наблюдать, какая бумага дольше всего останется на поверхности;
4 – выбрать тот вид бумаги, который дольше всего не намокает
Слайд 30Наглядный алгоритм изготовления лодочки
1
2
3 4 5 6
1 – взять бумагу прямоугольной формы, сложить пополам по длине, отогнуть углы к середине;
2 – с каждой стороны отогнуть узкую полоску;
3 – развернуть и сложить в квадрат;
4 – свободные углы отогнуть к противоположному углу;
5 – развернуть и сложить малый квадрат;
6 – потянуть за острые уголки в разные стороны.
Слайд 31Стимульный материал – специально разработанный материал, предлагаемый детям на этапе
предъявления задания и инициирующий желание детей достичь поставленной цели и
реализовать субъектный и субъективный опыт соответствующей деятельности в границах заданного содержания.
Специфические материалы и оборудование – совокупность специально разработанных (или подобранных) материалов и оборудования, отражающих особенности методики проведения данной формы работы с детьми (или деятельности), и обеспечивающих максимальную практическую и творческую активность в реализации содержания реализуемых видов интегрированной деятельности детей.
Слайд 32Специфические материалы и оборудование для познавательно-исследовательской деятельности детей
Объявление о проведении
поисковой лаборатории
Афиша с программой поисковой лаборатории
График работы поисковой лаборатории
Материалы
и оборудование для деятельности
Папка исследователя (изобретателя)
Атрибуты для создания игровой обстановки
Наглядные алгоритмы: поисковой деятельности,
описания объекта познания, подготовки доклада по результатам поисковой деятельности
Технические средства
Энциклопедии
«Действующие» предметные модели и др.
Слайд 34Наглядный алгоритм изготовления шумового инструмента
1
2
3 4 5 6
1 – придумать шумовой музыкальный инструмент и его конструкцию,
2 – отобрать основу, материалы для изготовления,
3 – отмерить нужное количество наполнителя и насыпать его в основу инструмента,
4 – закрыть крышку инструмента, потрясти из стороны в сторону, и проверить звучание инструмента,
5 – закрепить крышку инструмента,
6 – приделать ручку к инструменту, проверить его звучание
Слайд 36Организационный компонент среды
представляет собой вещный аспект среды
совокупность пространственных параметров среды, обеспечивающих организацию материального компонента в процессе
реализации конкретной деятельности
Составляющие:
центры (микроцентры) в пространстве группы, обеспечивающие реализацию данной деятельности (задания) или при их отсутствии – способы «внедрения» материалов в другие центы (микроцентры);
способы пространственного размещения и предъявления детям материалов по выполнению конкретного задания (заданной деятельности), характеристика их комплексирования и сочетания с другими материалами в данном центре (микроцентре).
Слайд 37Лаборатория «Почемучка»
Цель: овладение поисковыми действиями, средствами и способами познания, расширение
опыта проведения элементарных экспериментов
Содержание среды:
объекты познания
оборудование для экспериментов (воронки, тазики,
емкости и пр.).
приборы (микроскоп, лупа, весы, часы и т.д.).
элементарные устройства, макеты, модели для демонстрации каких-либо явлений, свойств.
наглядные модели и алгоритмы (программы) деятельности.
Деятельность детей: опыты (эксперименты)
Слайд 38 Организационный компонент среды
представляет собой совокупность пространственных параметров
среды, обеспечивающих организацию материального компонента в процессе реализации конкретной (запланированной)
деятельности.
Составляющие:
центры (микроцентры) предметно-пространственной среды в пространстве группы, обеспечивающие реализацию данной деятельности (задания) или при их отсутствии – способы «внедрения» материалов в другие центы (микроцентры);
способы пространственного размещения и предъявления детям материалов по выполнению конкретного задания (заданной деятельности), характеристика их комплексирования и сочетания с другими материалами в данном центре (микроцентре).
Слайд 39Лаборатория «Почемучка»
Цель:
овладение детьми средствами познавательной деятельности и расширение опыта
при проведении элементарных экспериментов как самими детьми, так и совместно
с воспитателем.
Слайд 40Преобразовательный центр «Мастерилка»
Цель: проживание, преобразование познавательного опыта в продуктивной деятельности;
развитие ручной умелости, творчества, выработка позиции творца
Содержание среды:
объекты преобразования,
оборудование для
деятельности (ножницы, клей, дырокол, степлер и др.),
бросовый материал (коробки, бутылочки, проволока и др.),
наглядные модели и алгоритмы (программы) деятельности.
Деятельность детей: изготовление поделок, макетов, построек, игрушек, отражающих замысел по преобразованию предметов, тематических альбомов, стенных газет и пр. )
Слайд 41«Уголок Знайки»
Цель: формирование умения самостоятельно работать с источниками информации
(печатные и технические средства), «добывать» нужную информацию; накопление «неясных» знаний,
познавательного опыта.
Содержание среды:
познавательная литература,
наглядный материал для накопления познавательного опыта: реальные объекты, предметы, материалы, муляжи, иллюстрации, рисунки,
коллекции, макеты, гербарии и пр.
аудио-, видеокассеты и технические средства
Деятельность детей: рассматривание, чтение (или слушание) книг, работу с коллекциями и гербариями, наглядным материалов (рассматривание, отбор материалов, систематизация и пр.).
Слайд 42Информационная копилка
Цель: формирование умения осознавать свой познавательный интерес, формулировать
его в форме вопросов или с помощью условных символов;
расширение познавательного опыта детей.
Содержание среды:
копилка вопросов, карточки-вопросы с текстами или условными символами,
сюжетный накопитель для них,
тематическая подборка наглядных материалов, тексты, печатные слова, фотографии, иллюстрации, картинки, объекты, муляжи и пр.
Деятельность детей:
формулировка вопроса, его запись,
запись полученной информации с помощью букв и условных символов, рисунков,
подбор соответствующего наглядного материала, рассматривание, чтение
Слайд 43Игротека
Цель: расширение познавательного опыта детей в игровой деятельности; уточнение,
систематизация знаний, умения применять их при решении игровой задачи
Содержание
среды: игровой материал для проведения игр с правилами и игровых заданий
Деятельность детей: игры и игровые задания в соответствии с возрастом по различным разделам
Слайд 44Центр преобразования «Мастерилки»
Цель:
использование поискового опыта и знаний об окружающем
мире в продуктивной деятельности.
Слайд 45Уголок моделирования
Цель: овладение моделированием, расширение границ познавательной деятельности детей
и систематизация познавательного опыта за счет использования данной деятельности
Содержание
среды:
пиктограммы, таблицы, схемы,
наглядные алгоритмы деятельности,
предметные модели,
изобразительные средства
Деятельность детей: «чтение», составление, зарисовывание моделей, действия в соответствии с ними
Слайд 48Музей «Путешествие в прошлое»
Цель: стимулирование познавательного интереса детей к предметам
прошлого и их познанию, расширение опыта поисковых действий предметами прошлого.
Содержание среды:
предметы прошлого, коллекции, музейные экспозиции,
материалы и оборудование для поисковой деятельности с ними,
наглядные модели и алгоритмы (программы) деятельности
Деятельность детей: рассматривание и систематизация материала, выполнение поисковых заданий, подготовка экспозиций, подготовка сообщения о предметах прошлого
Слайд 49Организация познавательно-исследовательской деятельности детей в ходе образовательного процесса
Формы, методы, средства
образовательной работы с детьми по программе «Ребенок в мире поиска»
на примере ДС № 140 АНО ДО «Планета детства «Лада» г. Тольятти – В.В. Щетинина
Докладчик:
к.пед.н., доцент,
доцент кафедры дошкольной педагогики и психологии
Гуманитарно-педагогического института ТГУ
В. В.Щетинина
Слайд 50Структурные части образовательного процесса в ДОУ
организованная образовательная деятельность педагога с
детьми (ОД);
совместная деятельность педагога и детей в режимных моментах
(СД в РМ);
самостоятельная деятельность детей (СДД);
взаимодействие с родителями (ВР)
Слайд 51Формы обучения, реализующие детское экспериментирование
Представление (концерт) фокусников
Занятие-эксперимент
Опытно-экспериментальная лаборатория
Конструкторское бюро
Лаборатория моделирования
Исследовательская
лаборатория
Занятие-исследование
Слайд 52ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПАРЦИАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
«РЕБЕНОК
В МИРЕ ПОИСКА»
Слайд 53Условные обозначения реализации поисковых заданий в образовательном процессе
+ +
проводится как организованная образовательная деятельность педагога с детьми
(ОД);
+ проводится как часть организованной образовательная деятельность педагога с детьми (ОД);
. совместная деятельность педагога и детей в режимных моментах (СД в РМ);
* самостоятельная деятельность детей (СДД);
** взаимодействие с родителями (ВР)
Слайд 54Планирование поисковых заданий по разделу «Неживая природа»
Слайд 55ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ