в центре круга («Заинька», «Каравай», «Курочки и петушки», «Царь за
городом гуляет»). При исполнении хороводной песни «Заинька» хоровод образовывал круг, в середину которого выходил парень - «заинька». Хоровод кружился то в одну, то в другую сторону. «Заинька» пытался выйти из круга, но его не пускали. Первоначально игра изображала зайца, попавшего в ловушку - засаду. Воспроизводя, таким образом, удачную охоту, люди желали повлиять на исход настоящего промысла. В процессе развития русского народного творчества обрядовое действие превратилось в простую игру
Некруговые - там участники делятся на две группы, и поочерёдно движется «стенка на стенку» («Просо», «Бояре»). Рисунок хоровода, в котором участники встают в два ряда, один против другого, и поочередно, исполняя куплеты песни, подходят к противоположному ряду, кланяются и отступают на своё место. Содержание такого хоровода строится по типу: вопрос-ответ. Если того требовало содержание песни, то внутри круга разыгрывался какой-либо традиционный сюжет.