Слайд 2Право
Пра́во — один из видов регуляторов общественных отношений; система общеобязательных,
формально-определённых, гарантированных государством правил поведения.
Правовая система - совокупность системы права,
правосознания и правовой практики (правореализации). Понятие правовой системы часто используется, чтобы обозначить всё связанное с правом в определённой стране, охарактеризовать историко-правовые и культурные отличия права разных государств и народов.
Слайд 3Социальная и правовая нормы
Социа́льные но́рмы — общепризнанные правила, образцы поведения, стандарты
деятельности, призванные обеспечивать упорядоченность, устойчивость и стабильность социального взаимодействия индивидов
и социальных групп. Совокупность норм, действующих в том или ином сообществе, составляет целостную систему, различные элементы которой взаимообусловлены.
Но́рма пра́ва — это общеобязательное, формально определенное правило поведения, гарантируемое государством, отражающее уровень свободы граждан, организаций и выступающее регулятором общественных отношений.
Слайд 4Признаки правовых норм:
1. Общий характер. Неконкретность адресата, не персонифицированный характер (в
отличие от правоприменительных актов). Они регулируют типичные отношения и рассчитаны
на многократное применение.
2. Общеобязательность. Нормы права обязательны для всех, кому они адресованы.
3. Конкретность содержания. Достигается простотой изложения текста нормы, а также широким использованием общеизвестных и специальных юридических терминов.
4. Формальная определённость. Нормы права, как правило, фиксируются в правовых актах государства и чётко закрепляют права и обязанности.
5. Микросистемность. Нормы права взаимосвязаны и, как правило, не противоречат друг другу.
Слайд 5Правовая культура
Правовая культура — система ценностей, правовых идей, убеждений, навыков
и стереотипов поведения, правовых традиций, принятых членами определённой общности (государственной,
религиозной, этнической) и используемых для регулирования их деятельности
Правовая культура человека выражается в способности пользоваться своим правом, действовать в рамках права, а также в наличии правовой грамотности
Правосознание — форма субъективного восприятия правовых явлений людьми.
Слайд 6Права человека
Такие правила поведения, отобранные в процессе истории развития человечества,
которые с помощью правового государства обеспечивают защиту достоинства и свободы
каждого отдельного человека. В своей совокупности основные права образуют основу правового статуса личности.
Составляют ядро конституционного права правовых государств (т. н. Права́ и свобо́ды челове́ка и граждани́на). Конкретное выражение и объём этих прав в позитивном праве различных государств, как и в различных международно-правовых договорах может отличаться. В международном публичном праве известнейший документ, их закрепляющий — Всеобщая декларация прав человека ООН.
Слайд 7Закон
Нормативно-правовой акт — документ, принимаемый уполномоченным государственным органом, устанавливающий, изменяющий
или отменяющий нормы права. Нормативно-правовой акт в России (а также
во многих других правовых системах, относящихся к романо-германской семье права) является основным, доминирующим источником права. Нормативные правовые акты принимаются только уполномоченными государственными органами, имеют определённый вид и облекаются в документарную форму. В России и ряде других стран существует деление нормативно-правовых актов на законы и подзаконные акты, при этом первые обычно принимаются законодательной ветвью власти, а вторые — исполнительной.
Слайд 8Правовое государство
Правово́е госуда́рство — государство, вся деятельность которого подчинена нормам
права, а также фундаментальным правовым принципам, направленным на защиту достоинства,
свободы и прав человека. Подчинённость деятельности верховных органов власти стабильным законам или судебным решениям является отличительным признаком конституционных политических режимов.
Идея правового государства, прежде всего, противоположна произволу во всех его разновидностях: диктатуре большинства, деспотизму, полицейскому государству, равно как и отсутствию правопорядка.
Слайд 9Правовое государство
1. Ограничение и направление процесса осуществления власти. Правовое государство не
стремится принизить важность компетентности, авторитета, личной воли и других качеств
руководителей, а устанавливает стандарт легитимности методов руководств.
2. Формирование чувства определённости и правомерных ожиданий в отношении поведения всех субъектов права.
3. Охрана устоявшихся общественных представлений о морали, справедливости, свободе и равенстве, а также защита достоинства и прав граждан согласно этим представлениям.
Слайд 10Правовое государство
Правовое государство требует наличия следующих институтов:
Назначение наказаний за правонарушения исключительно согласно опубликованным
и чётко определённым процедурам и нормам.
Равенство перед законом, так, что
все граждане получают одинаковую защиту в рамках закона, а нарушители правопорядка подлежат соразмерному наказанию, независимо от их политического, социального или экономического положения.
Существование независимых, эффективных, беспристрастных и доступных для граждан судов, полиции и других правоохранительных органов.
Выполнение функции нормативного регулирования действий государства отделённым от исполнительной власти законодательным органом
Слайд 11Принцип разделения властей
Разделение законодательной, исполнительной и судебной властей является одним
из важнейших принципов организации государственной власти и функционирования правового государства.
Исполнительная
власть
Законодательная власть
Судебная власть
Принцип разделения властей заключается в том, чтобы властные полномочия были распределены и сбалансированы между различными государственными органами, чтобы исключить сосредоточение всех полномочий либо большей их части в ведении единого органа государственной власти либо должностного лица и тем самым предотвратить произвол
Слайд 12Принцип разделения властей
Разделение властей основывается на естественном разделении таких функций, как законотворчество,
государственное управление, правосудие. Каждая из ветвей в той или иной
степени осуществляет государственный контроль. Современное понимание принципа разделения властей дополнено также необходимостью разделения полномочий (предметов ведения) между органами государственной власти и управления и муниципальными органами. В федеративном государстве система государственных органов трёхуровневая, разделена на федеральные органы власти, органы власти субъектов федерации и органы власти на местах (местный уровень власти).
Слайд 13Конституция
Конститу́ция (от лат. constitutio — устройство, установление, сложение) — основной
закон государства, особый нормативный правовой акт, имеющий высшую юридическую силу.
Конституция определяет основы политической, правовой и экономической систем государства. Конститу́ция — учредительный документ государствa, в котором изложены основные цели создания государства. В подавляющем большинстве стран Конституция принимается учредительным собранием либо путём референдума.
Конституцию можно также охарактеризовать как договор между населением и государством, где определяется порядок формирования государства и взаимоотношение сторон.