Слайд 1Хоровое творчество Н.А.Римского -Корсакова
студентки 4 курса 410нх
Мантуровой Анны
Слайд 218 марта родился Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844-1908), русский композитор, общественный
деятель, дирижер, пианист, директор Бесплатной музыкальной школы, профессор Петербургской консерватории.
За
внешне суровым видом Николая Андреевича скрывался редкостной доброты человек, который был готов всегда прийти на помощь, подхватить дело, направить на путь истинный.
Слайд 3 В своем творчестве композитор неуклонно следовал традициям основоположника русской
классической музыкальной школы М.И. Глинки, развивая и обновляя их. Николай
Андреевич был глубоко национальным художником и высказанные им слова: «…музыки вне национальности не существует … «- подтверждает это.
Мировоззрение и художественные убеждения Римского-Корсакова сложились в эпоху освободительного движения 60-х годов, в среде передовой русской интеллигенции, прогрессивным идеям которой он оставался верен до конца жизни. Демократ-просветитель, гуманист, патриот, Николай Андреевич неутомимо боролся за передовое русское искусство. Принципиальность, твердая воля, высокое эстетическое сознание, настойчивость в труде и борьбе за свои убеждения характеризовали его многогранную деятельность.
Творческое наследие Н.А. Римского-Корсакова обширно. Оно включает 15 опер, кантаты, романсы, произведения для хора, симфонии, симфонические картины. Оперное творчество - наиболее глубоко и ярко представленная часть его композиторского наследия.
Слайд 4 Народно-песенная основа оперно-хоровых сцен.
Сюжеты опер Римского-Корсакова чрезвычайно разнообразны:
оперы исторические:
«Псковитянка», «Царская невеста», «Боярыня Вера Шелога»;
оперы сказки: «Сказка о царе
Салтане», «Золотой петушок», «Кащей Бессмертный»;
опера-былина «Садко»;
оперы сказочно-реалистические, в которых реальность и фантастика тесно переплетаются: «Майская ночь», «Ночь перед Рождеством», «Снегурочка».
Народ – непременный участник всех событий. В каждой опере есть массовые хоровые сцены. Иногда они достигают размеров целого действия (сцена веча из «Псковитянки», 1-я и 4-я картины в «Садко», II действие «Сказания о невидимом граде Китеже»). В других случаях – это бытовые обрядовые сцены (проводы масленицы в «Снегурочке», подблюдная песня «Слава» из «Царской невесты», колядки из «Ночи перед Рождеством», игра-сватовство «А мы просо сеяли» из «Майской ночи», хороводы, шуточные песни). Тесно переплетаются с картинами быта фантастические сцены в операх. Они нашли отражение во многих хорах: хоры обитателей царства подводного из «Садко», свадебный «Поезд Овсеня и Коляды» и «Бесовская колядка» из «Ночи перед Рождеством», хоровод русалок из «Майской ночи».
Особая роль операх отведена природе. Композитор показывает её во всём многообразии и красоте. Часто образы природы оживают, и в опере звучат хоры цветов, птиц («Снегурочка»). Особое место занимает в творчестве композитора народная песня. Римский-Корсаков использует её по-разному: или полностью («Ай, во поле, липенька» из «Снегурочки», или только мелодию (в песне тучи с хором из «Псковитянки»), или отдельные её элементы. Многие хоры написаны в стиле народных песен. Прекрасное знание хора, особенностей певческих голосов позволило Римскому-Корсакову полностью выявить богатство тембровых красок в самых разнообразных составах: женских, мужских, смешанных – от одноголосных до многоголосных и двойных.
Слайд 5«Псковитянка» - первая опера композитора. Опера написана по драме Л.Мея,
сюжетом для которой послужили события, связанные с образованием русского государства
при Иване Грозном и подчинении Москве Новгорода и Пскова. Одной из центральных в опере является сцена веча из I действия. Вечевой колокол собрал на сходку жителей вольного Пскова. Михаил Туча не желает склониться перед Иваном Грозным и уходит в лес, чтобы бороться за независимость. Туча запевает песню «Государи псковичи, собирайтесь на дворы». Эта тема подлинно народной песни «Как под лесом» (из сборника Балакирева). Песня звучит решительно, призывно, хор написан в куплетно-вариационной форме.
Весной 1880 года Римский-Корсаков сочинил свою любимую сказочную оперу - «Снегурочка». Либретто написал сам по пьесе А.Островского. Вся музыка оперы проникнута народно-песенными интонациями. Большинство хоров написаны на подлинно народные мелодии, связанные с мелодиями. Обрядовые сцены «Проводы масленицы», свадебный обряд Мизгиря и Купавы, хороводы «Ай, во поле липенька», «А мы просо сеяли» дают яркую музыкальную характеристику различными группам действующих лиц. В хорах использованы народные песни: «Орёл-воевода», «Веселенько тебя встречать», «У нас с гор потоки», «Ай во поле липенька», «Купался бобёр», «А мы просо сеяли». Мелодия обрядовой календарной песни «Ай, во поле липенька» удивительно чистая, весенняя, расцвеченная внутрислоговыми распевами полная лирических интонаций, гармонирует с образами юношей и девушек светлого царства Берендея. Форма изложения хоровода – куплетно-вариационная. Песня про бобра завершает всю эту большую сцену, представляющую собой своеобразные хоровые вариации на тему двух русских народных песен.
Слайд 6Оперу «Ночь перед Рождеством» композитор написал на сюжет Гоголя, назвал
её «былью-колядкой». «Поезд Овсеня и Коляды» исполняется женским четырёхголосным хором,
причем певцы, находясь за кулисами, как бы повествуют о происходящем на сцене. Хор написал в трёхчастной форме. Оркестровое вступление рисует картину зимнего неба на рассвете. В первой части образ Коляды - нежная, орнаментальная мелодия. Средняя часть – характеристика Овсеня. Реприза построена на темах Коляды и Овсеня. Коляда в образе молодой девушки в раззолоченном возке. Овсень в образе парня выезжает за ней на ведре с золотой щетинкой. Оркестровое сопровождение дублирует звучание хора, непрерывный аккомпанемент шестнадцатыми создает впечатление движущегося поезда. А размер 6/8 и спокойный темп делают это движение неторопливым.
Слайд 7«Садко» - одна из самых хоровых опер Римского-Корсакова. Композитор писал
либретто на основе новгородских былин о гусляре Садко, дерзнувшим поспорить
с богатыми купцами и выиграть спор, о любви к нему морской царевны, о пребывании Садко в царстве подводном и возвращении к людям, о великой силе искусства. В опере много хоров разнообразных по составу, форме и содержанию. Все группы действующих лиц охарактеризованы хорами: новгородские купцы, дружина Садко, калики перехожие, новгородцы, фантастические образы обитателей царства подводного.
Хор торговых гостей «Будет красен день» звучит в первой картине оперы. Купцы похваляются своим достатком, сытой и хмельной жизнью. Решительная мужественная мелодия близка древним былинным напевам. Хор написан в трёхчастной форме. Простота изложения, переменный лад, неквадратность – придают хору черты подлинной народной песни.
Слайд 8Римский-Корсаков написал оперу «Царская невеста» на сюжет Л.Мея. Драма развёртывает
на фоне исторического эпизода – выбора Иваном Грозным невесты. Действующие
лица – опричники, бояре, сенные девушки, песенники, слободской люд – охарактеризованы хорами различных составов. Первое действие – пирушка в доме Григория Грязнова. Его гость Малюта Скуратов и опричники. Звучит четырёхголосный мужской хор «Слаще мёду ласковое слово» написан в форме фугетты.
Подблюдная песня «Слава» - смешанный хор написан в форме фугато с заключением (divisi во всех партиях). Мелодия подлинно народная, оркестровое вступление подготавливает торжественное славление.
Хор опричников «То не соколы в поднебесье слетались» завершает второе действие оперы. В этом хоре опричники предстают как жестокие исполнители царской воли. Хор написан в куплетно-вариационной форме. Дробление сильной доли, синкопа придают упругость теме.
Слайд 9«Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» написана на
либретто В.Бельского. В основу сюжета положены события XIII века –
нашествие татаро-монголов на Русь. Один из городов Владимиро-Суздальской Руси, Китеж, по народному преданию, «чудесно» спасся от разгрома, погрузившись на дно озера Светлый Яр и сделавшись невидимым. Либретто написано по материалам народных легенд, сказания о Февронии Муромской.
В центре внимания композитора – образы русских людей, проявление лучших черт народа: патриотизма, верности, мудрости, любви к родной земле. Музыка проникнута духом народности, широко использованы наряду с подлинными народными мелодиями отдельные попевки и интонации их.
Хор «Как по мостикам по калиновым» звучит во II действии оперы. Под наигрыш домр и гуслей девушки начинают песню. Мелодия, мягкая, лиричная, с внутрислоговыми распевами, с переменным размером, написана в стиле старинных величальных песен.
Массовая сцена с репликами отдельных групп хора, с былиной гусляра, с «представлением» медведя, с величальной свадебной песней реалистически рисует быт народа в древней Руси.
Патриотизм русских воинов, их героизм, решимость умереть в бою за свою Родину наиболее полно раскрываются в хоре «Поднялася с полуночи» из первой картины III действия. В Великом Китеже стало известно о том, что разорили и сожгли Малый Китеж. Молодой княжич Всеволод с дружиной уходит за стены города, чтобы встретиться с врагом в смертном бою. Он запевает песню, её подхватывают дружинники (четырёхголосный мужской хор). Простая мелодия близка народной солдатской песне, одновременно и мужественной, и грустной. Взлёт мелодии на квинту, поступенное движение вниз, размер 3/2, сдержанный темп придают песне, несмотря на минорную тональность и плагальные гармонии, характер решительный, боевой. Хор написан в куплетно-вариационной форме, причём варьируется преимущественно оркестровое сопровождение.
В хоре «Поднялася с полуночи» воплощены лучшие черты народа, особенно ярко проявляющиеся в минуты опасности. Тема этой песни стала характеристикой русских воинов и в симфонической картине «Сеча при Керженце» (III действие).
Слайд 10«Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии»
Слайд 11Хоровые сочинения Римского-Корсакова немногочисленны. Часть их была создана в период
“технического перевооружения” композитора (1875—79) — хоры a cappella, хоровые обработки
народных песен, а также ряд духовных сочинений (1884). Большую художественную ценность представляют 3 кантаты для солистов, хора и оркестра. В каждой из них композитор решает творческую задачу, связанную с использованием различных вокально-исполнительских составов: в “Свитезянке” — смешанного (сопрано, тенор и смешанный хор), в “Песне о вещем Олеге” — мужского (тенор, баритон и мужской хор), в прелюдии-кантате “Из Гомера” — женского (три солистки и женский хор).
Вокальная лирика великого музыканта, представленная циклом «У моря», «Редеет облаков летучая гряда», «Нимфа», «Пророк», «Анчар», 79 романсами, а также сборниками народных песен, полна поэтического обаяния.
Творчество Римского-Корсакова – это принципиально новый этап в русской музыке, оно принадлежит мировой культуре.