Слайд 1
Художественная керамика
Аметова А.С. ЗДО-2-16
Слайд 2Глина - один из древних материалов, который используется для изготовления
глиняной посуды и художественных изделий.
Слайд 3Термин «керамика» происходит от греческого слова «керамос», что означает — глина.
С
древнейших времён вплоть до наших дней керамические изделия занимают одно
из ведущих мест в декоративно-прикладном искусстве всех народов мира.
Слайд 4Керамика — изделия из глины с минеральными добавками или без
них, которые получены путем формования и обжига.
Слайд 5Исторический очерк
Пластичность глины использовалось человеком еще на заре его существования
и едва ли не первым изделием из глины стали скульптуры
людей и животных, известные еще в палеолите. К позднему палеолиту некоторые исследователи относят и первые попытки обжига глины. Но широко обжиг глиняных изделий с целью придать им твердость, водоустойчивость и огнестойкость стал применяться только в неолите(около 5 тыс. лет до н. э.).
Слайд 6ТЕРРАКОТА
Терракота – разновидность грубой керамики. Она известна с эпохи неолита,
то есть более 5 000 лет. Слово «терракота» - итальянское.
Его дословный перевод обозначает «обожженная земля». Терракота выпускается промышленностью в виде неглазурованных однотонных керамических изделий с пористым черепком красного, коричневого, кремового цветов. Цветовой оттенок зависит от условий обжига.
Слайд 7Майолика
.
Майоликой называют изделия из гончарных глин,
покрытые цветными глазурями – эмалями.
Слово произошло от названия средиземноморского
острова Мальорка, где зародился этот вид керамики.
Слайд 8Фарфор
Фарфор -вид керамики, изделия из белой, обожженной при высокой температуре
глины со специальными примесями, отличающиеся непористым строением, стекловидный черепок без
пор. фарфоровую массу получают в виде искусственной смеси, состоящей из белой высокосортной глины (каолина) с различными добавлениями – кварца, мела, полевого шпата, мрамора т.д.
Слайд 9В 1902 и 1913 годах скопинское изделия экспонировались на кустарных
выставках и были неоднократно отмечены наградами. В 1900 году они
были представлены на выставке в Париже.
Слайд 11Развитие игрушечного промысла связано не только с обнаружением глины, а
ещё и с древним обычаем.
в глубокой древности, когда под
вяткой в ночной битве, не распознав друг друга, сразилось два дружеских войска, много воинов погибло.
с тех пор каждую весну справляли тризну по погибшим. позже ритуал потерял свой драматический смысл и превратился в весеннее гулянье – «свистунью».
На этом празднике дымковские игрушки – свистульки были у всех - и у детей, и у взрослых. люди верили, что свистом смогут прогнать злые духов.
«Свистунья» в 19 веке превратилась в оживленную ярмарку с ее яркими красками и пронзительными звуками свистков.
Слайд 12Дымковскую игрушку лепили и раскрашивали только женщины. зимой, когда работы
в поле не было, курился дымок из печи в каждой
избе. Там лепили и обжигали в русской печи игрушки. к весне на полках, подоконниках, на лавках и столешниках стояли незамысловатые, но столь привлекательные фигурки игрушек.
Дымковская игрушка отображает прошлый городской быт, дам и кавалеров, кормилиц. Часто встречаются многофигурные композиции, изображающие народные гуляния, праздники.
Слайд 13Сырье для производства дымковской игрушки – местное: красная глина. смешанная
с просеянным песком. Процесс изготовления игрушек очень прост. Сначала из
глиняного теста лепят торс фигурок, затем к нему примазывают головки и ручки.
Готовые фигурки просушивают и обжигают, после чего игрушки грунтуют белилами (раствором мела, разведенного на молоке), а по ним расписывают яркими красками, от которых фигурки приобретают веселую нарядную пестроту.
Слайд 14Раньше игрушки расписывали темперными красками, замешанными на яйце с квасом,
используя вместо кистей палочки и перья. Расписанную игрушку вновь покрывали
взбитым яйцом, что придавало блёклым анилиновым краскам блеск и яркость. Сегодня для росписи применяются анилиновые красители и мягкие колонковые кисти.
Слайд 15Женские образы
Фигурки статичные, с крупными головами, украшенными кокошниками или модными
шляпками.
Весь внешний вид выражает достоинство и величественность.
Слайд 16Мужские образы
Мужские фигурки меньше по размеру и скромнее по внешнему
виду, чем женские персонажи.
Как правило, изображаются верхом на животных.
Слайд 17Фигурки животных
Фигурки животные имеют вскинутые головы и короткие широко расставленные
устойчивые ножки.
Часто они изображаются в ироничной форме: в ярких
костюмах и с музыкальными инструментами.
Слайд 18Фигурки птиц
Индюки и петухи изображаются с фигурными, ярко расписанными хвостами,
утки - в оборчатых пышных пелеринах.
Слайд 19Многофигурные композиции очень разнообразны, они изображают быт русских городов и
деревень. Здесь и прогулки на лодках, и праздничные гулянья, и
застолья, и многое другое.
Многофигурные композиции очень разнообразны, они изображают быт русских городов и деревень. Здесь и прогулки на лодках, и праздничные гулянья, и застолья, и многое другое..
композиции