Слайд 1Марксисты-центристы(К. Каутский, Г. Плеханов)
Слайд 2Немецкий экономист,
историк, публицист и
социал-демократический
политик.
Карл Иоганн
Каутский
(1854-1938 гг.)
Слайд 5 Каутский показал научную несостоятельность и реакционный политический смысл идеалистических
по существу взглядов Родбертуса на экономические отношения капитализма. Значение этих
критических выступлений определялось, в частности, тем, что среди членов социал-демократической партии было немало сторонников реформистской концепции «государственного социализма», идеологом которого и являлся Родбертус. В своей критике родбертусианских идей Каутский опирался на основные положения марксистской политической экономии и научного социализма. Вслед за Энгельсом он доказывал необоснованность притязаний Родбертуса на то, что именно он, а не Маркс, открыл происхождение прибавочной стоимости.
Слайд 6 В 1887 году он издал книгу «Экономическое учение Карла
Маркса», которая в рукописи была просмотрена Энгельсом. Книга широко распространялась
не только в Германии, но и за ее пределами. Она была переведена на ряд европейских языков.
Слайд 7Для того чтобы сделать изложение более доступным, Каутский весь материал
книги распределил по трем большим отделам:
в первом из них рассматривались
вопросы, связанные с возникновением капитала на основе товарного производства и обращения;
во втором – сущность прибавочной стоимости, развитие форм ее производства;
а весь третий отдел был посвящен разъяснению углубляющейся противоположности наемного труда и капитала, и именно под этим углом зрения излагались заработная плата, воспроизводство капитала, всеобщий закон накопления и историческая тенденция буржуазного способа производства.
Слайд 8В изложении экономической теории марксизма Каутский видел свою главную цель
в том, чтобы показать вечность, неразрешимость антагонизма рабочих и капиталистов
в буржуазном обществе, углубление и усиление противоречий капитализма. При этом Каутский исходил из того, что развитие буржуазного способа производства неизбежно ставит вопрос о его революционном преобразовании, о социалистической революции.
Слайд 9Каутский рассматривал в ней вопрос о роли личности и народных
масс в историческом процессе. Подчеркивая роль народных масс, он критиковал
идеалистические взгляды буржуазных историков, пытавшихся представить Французскую революцию результатом деятельности ораторов и философов, а классовую борьбу трудящихся лишь случайным эпизодом.
Слайд 10Каутский подчеркивал, что с позиций диалектического, марксистского метода общество должно
рассматриваться конкретно, «как чрезвычайно сложный и все более усложняющийся организм
с самыми разнообразными классами и разнообразнейшими интересами». Конкретность анализа является для Каутского важнейшим достижением марксистского метода исследования общества, который не может ограничиваться констатацией в общей форме факта существования «классовых противоречий между трудом и капиталом», но «должен исследовать общественный организм во всех его деталях».
Слайд 11По мнению Каутского, основанием коммунистических общественных отношений должны стать новый
тип экономики и новая форма семьи. «Способ производства, хозяйство, семейный
быт, брак, – пишет он, – вот те главнейшие вопросы, на которых известная коммунистическая система может развернуться во всех своих наиболее характерных чертах. Политической, также и идеологической надстройке мы придаем значительно меньшее значение». Политическая сфера исчезнет, следовательно, «о политике в коммунистической общине вообще много говорить не приходится. Что же касается идей, господствующих в ней, то, конечно, гораздо легче представить себе учреждения, отличающиеся от наших, чем будущие идеи и особенности характера вымышленного населения».
Слайд 12 Теоретик и пропагандист марк-сизма, философ, видный деятель российского и международного социалистического движения.
Георгий Валентинович Плеханов(1856-1918 гг.)
Слайд 15 Г. В. Плеханов последовательно отстаивал марксистскую методологию материалистического понимания
истории. Всякому, считал он, кто хочет "заниматься социологией", надо прежде
всего дать себе ясный ответ на вопрос о том, где лежит та основная причина, от которой зависит в конечном счете "вся совокупность общественных явлений". С его точки зрения, "социология становится наукой лишь в той мере", в какой ей удается понять возникновение целей у общественного человека как необходимое следствие общественного процесса, обусловливаемого в последнем счете ходом экономического развития.
Слайд 16Он активно выступал против идеализма, вульгарного и субъективного социологизма в
понимании истории. В его понимании, "субъективный социолог" излагает законосообразность во
имя желательного, и потому для него не остается другого выхода, как уповать на случайность. Объективный социолог - это человек, основывающий свои расчеты на данном законосообразном ходе общественного развития.
Слайд 17Ядро социологических воззрений Г. В. Плеханова составляли:
- экономическая доминанта
(базис) классовой модели общества;
- радикальное изменение социального порядка революционным
способом;
- подчиненный социальной среде статус личности.
Слайд 18 Отстаивая материалистическое понимание истории, русский марксист отмечал, что исторический
материализм не исчерпывается признанием первичности общественного бытия по отношению к
общественному сознанию. К этому необходимо прибавить, подчеркивал он, что, раз возникнув на основе бытия, "сознание со своей стороны способствует дальнейшему развитию" бытия. Поэтому при объяснении общественного прогресса следует исходить из анализа как объективных, так и субъективных факторов.
Слайд 19 В изложении теории общественного прогресса Г. В. Плеханов использовал
философские категории "содержание" и "форма". Объясняя общественный прогресс как "устранение
старой формы и замещение ее новою", русский марксист в качестве источника общественного прогресса объявлял противоречие между содержанием и формой общественного развития. Современная история, в его понимании, характеризуется тем, что она следует не закону "притупления" противоречий, а закону их "обострения". Для разрешения этого противоречия "необходима социальная революция" как результат политической борьбы противоположных классов.
Слайд 20Проблему взаимоотношения базиса и надстройки Г. В. Плеханов считал центральной
в марксистской социологии. Вслед за К. Марксом, под базисом он
понимал совокупность общественных отношений, основу которых составляют отношения собственности ("имущественные отношения"), а под настройкой - социально-политический строй и формы общественного сознания. В общественном сознании Г. В. Плеханов первым из марксистов предложил различать два уровня: социально-психологический (общественная психология) и идеологический (общественная идеология).
Слайд 21 Свое понимание структуры базиса и надстройки общества он представил
в работе "Основные вопросы марксизма" следующей пятичленной формулой:
1. Состояние
производительных сил общества.
2. Обусловленные производительными силами экономические отношения.
3. Социально-политический строй, выросший на данной экономической основе.
4. Определяемая частью непосредственно экономикой, а частью всем выросшим на ней социально-политическим строем психика общественного человека.
5. Различные идеологии, отражающие в себе свойства этой психики.
Слайд 22Им также были сформулированы следующие социологические законы функционирования и развития
общественного сознания:
- закон преемственности - "теснейшей и положительной или отрицательной
связи" с общественным сознанием предшествующего времени;
- закон классовой обусловленности, согласно которому общественное сознание отражает историю классов и их борьбу друг с другом;
- закон зависимости одних форм общественного сознания от других;
- закон взаимовлияния форм общественного сознания одного народа на аналогичные формы у другого народа при сходстве существующих у них общественных отношений и одинаковой ступени общественного развития;
- закон усложнения общественного сознания какой-либо страны в результате идеологического воздействия других стран.
Слайд 23Согласно воззрениям Г. В. Плеханова, личность - продукт общественной среды.
Общество формирует выдающихся личностей посредством того, что предоставляет возможности для
развития их гениальных способностей. Общество также дает личности тот запас знаний, "без которого ни один гений ровно ничего не сделает", и направляет ее внимание "в ту или другую сторону". Особенность гениальной личности состоит в том, что она, опережая своих современников, "ранее их схватывает смысл нарождающихся общественных отношений" и действует в направлении их утверждения.