Слайд 1Художественные промыслы России.
Величайшие достижения народной культуры – результат творчества народа
в целом.
Слайд 2 Народные промыслы объединены общими, коллективными традициями и принципами. Суть народного
творчества выражена в поговорке: « Не то дорого, что красно
золото, а то, что доброго мастерства».
Слайд 3
Дымковская игрушка.
В
середине 19 в. ее лепили, обжигали
и расписывали в слободе
Дымково
Вятской губернии. Происхождение
промысла следует искать в ритуальных
обрядах в честь бога солнца – Ярилы,
сопровождавшихся игрой на глиняных
свистульках. Со временем свистульки
стали использовать на ярмарках,
придавая им образы характерных
персонажей. Это могли быть барыни,
помещики, кормилицы, носильщики
воды.
Жанровые сценки – катания на
лодках, танцы на лугу и др.- стали
особо любимыми в народе.
Слайд 4 Лепили фигурки из местной жирной глины с примесью речного песка.
Высушивали при комнатной температуре и обжигали в русской печи. Фигурки
покрывали слоем белого мела, разведенного на молоке и расписывали красками. Основу росписи составлял геометрический орнамент. Контрастная цветовая гамма – характерная особенность дымковской игрушки.
Слайд 5Филимоновская игрушка.
д.Филимоново Тульской области.
Местная глина иссиня-черного
цвета, отличается особенной
мягкостью
и жирностью. Изделия из
такой глины могли деформироваться
по собственной
тяжестью при сушке,
поэтому мастера используют
довольно вытянутую кверху о
постепенно убывающую форму.
Игрушки необычайно ярки и
красочны.
Художник использует 3-4 цвета: красно-
малиновый, зеленый и желтый. Наносят их
без грунта, прямо на поверхность
обожженной глины белого или чуть
желтоватого цвета.
Слайд 6Загадочно смотрят на зрителя фантастические звери. Их удлиненные шеи и
гордо вскинутые головки создают неповторимое ощущение жизни.
Образы: баба, солдат, влюбленные,
а также домашние животние – баран, конь. Петух. Собака, корова.
Слайд 8Гжель. (Московская область)
Промысел возник еще в начале 14 в.. С
18 века началось производство майоликовой посуды, изделий из цветной глины
с многоцветной росписью по белой эмали. Изделия из фаянса и фарфора расписывались синим цветом. Сюжеты – цветочные мотивы.
Слайд 10 Человек всегда восхищался красотой цветов. Именно поэтому они самый распространенный
образ в народном искусстве. Сказочные цветы на золотисто-красном, бело-синем, а
чаще всего на черном фоне, отливающем лаковым блеском, - принадлежность одного из старейших промыслов, возникших в первой половине 19 в в деревнях и селах Троицком, Новосильцеве, Жостове (Московская область)
Слайд 11 Импровизация- главная черта жостовских росписей. Рисунок наносится мягкой беличьей кистью,
краски разводят льняным маслом. Мастер никогда в точности не повторяет
рисунок и не пишет цветы с натуры. Поднос пишут сразу без предварительных набросков. Именно поэтому каждый поднос уникален. В день матер расписывает от 5 до 10 подносов.
Слайд 12 В с. Городец Нижегородской области по 2-щй половине 19в. стали
расписывать деревянные предметы домашнего обихода: ложки, миски, чашки, прялки и
т.д., а также орудия труда. На них наносили узоры, отражающие языческие верования древних славян.
Слайд 13 Родина Хохломы – Заволжье. Особенностью техники является получение золотистого цвета
без применения золота. Выточенные из дерева предметы сначала грунтовали. В
роспись они поступали блестящими и гладкими, отливающими почти металлическим блеском ( в них добавляли порошок алюминия) После нанесения рисунка изделие покрывали лаком и обжигали в печи. Под воздействием высокой температуры лак темнел, а порошок расплавлялся, придавая изделию золотой фон.
Слайд 14 Роспись мастеров Палеха, Федоскино, Мстёры, Холуя – миниатюрная живопись на
лаковых изделиях из папье-маше ( коробочки, шкатулки, ларцы, панно и
т.д.). Тематика – от литературных произведений до современности.