Слайд 1I. ДРЕВНЯЯ РУСЬ. IX-XV века.
Лекции
1. Этногенез как теоретическая проблема.
Проблемы славянского этногенеза.
2. Важнейшие факторы формирования политического и культурного
единства Руси.
3. Проблемы раннего феодализма. Политическая раздробленность Руси.
4. Русь и Степь: столкновение цивилизаций.
Семинар : « Начало христианской Руси».
1.Раннее христианство: идеология, организация, художественная культура
2.Христианство и язычество: проблемы аккультурации
3.Литературные памятники древней Руси
4. Особенности культурно-политическое развитие русских земель в домосковский период (VIII-XV в.в.)
Слайд 21. Этногенез как теоретическая проблема. Проблемы славянского этногенеза
Слайд 3Проблема: Что такое этническая общность, как появляются этносы?
Этнос - народ. Этногенез – происхождение
народа.
Мнения разных этнологических (антропологических) школ.
1. Примордиализм (И.Г.Гердер, Л.Н.Гумилев): «общность крови и почвы», разросшаяся семья.
2. Функционализм (К.Дейч, В.А.Шнирельман): воображаемая общность
3. Конструктивизм (М.Вебер, Т.Парсонс, К.Гирц, Ю. Бромлей,
В.А.Тишков): культурно-историческая общность, формируемая как
внутренними, так и внешними факторами (общностью происхождения,
территории, хозяйственного уклада, культурных стереотипов,
ментальности, государственности).
Иерархия этносов: этнос, субэтнос, суперэтнос.
Классификация этносов: географическая, культурно-хозяйственная, лингвистическая.
* Этнос – понятие культурно-историческое
Нация – согражданство (политическое понятие)
Слайд 4 Проблема: Что может служить свидетельством рождения народа?
Насколько можно доверять этим свидетельствам?
Ответы специальных исторических дисциплин,
изучающих памятники прошлого
1. Археология (наука, изучающая древние памятники, скрытые в
земле):
археологические культуры - комплексы находок, фиксирующие
общность хозяйственной и духовной традиции (погребения, постройки,
орудия труда, предметы быта, украшения, ритуальные и пр.),
относящихся к определенному месту и определенному времени (напр.,
«поля погребальных урн», «Пшеворская культура», «Зарубинецкая
культура», и др.
Слайд 5 Археологические культуры славянских народов. V-VII
в.в.
Образ жизни: подсечное земледелие, скотоводство.
Религия: язычество (анимизм,
тотемизм)
Слайд 6
2. Ономастика (наука об именах) : этнонимия, топонимия, антропонимия, политонимия.
Этнонимия – имена народа, фиксирующее признание общности (родовой, культурной, политической,
религиозной) и уровень его самосознания
(эндоэтноним – самоназвание народа (например, «дойч»).
экзоэтноним - имя, данное другими (например, «аллеман», «джемен», «тедеско», «шваб», «немцы»).
Топонимия - названия географических объектов, фиксирующие общность территории.
Гидронимия – названия водных объектов
Антропонимия - имена людей, фиксирующие общность языка.
Политонимия – названия политических образований, государств
Слайд 7Этнонимия праславянских и славянских племен в первых упоминаниях письменных
источников
- Плиний Старший, Тацит (I в.): венеды (потомки вандалов);
-
Прокопий Кесарийский (VI в.), Маврикий Стратег (VI в.): анты и склавины;
- Иордан (VI в.): венеты, словене, анты:
«У их (Альп) левой стороны, которая склоняется к северу от истока реки Вистулы на огромных пространствах обитает племя венетов. Хотя теперь их названия меняются в зависимости от различных родов и обитания, преимущественно они все же называются словенами и антами. Словене живут от города Новиетуна (правый берег Данавия)...вплоть до Данастра и реки Висклы; болота и леса заменяют им города. Анты же самые могущественные из них, там где Понтийское море делае дугу, простираются от Данастра вплоть до Данапра».
- Летописная версия (конец XI-XII в.в.?):
«По разрушению же столпа и по разделении народов взяли сыновья Сима восточные стрраны, а сыновья хама южные страны, Иафетовы же взяли запад и северные страны…Спустя много времени сели славяне по Дунаю...
…От тех славян разошлись славяне по земле и прозвались именами своими от мест, на которых сели...
...Сели по Днепру и назвались полянами, а другие назвались древлянами, потому что сели в лесах, а другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами по речке, впадающей в Двину, именуемо Полота. Те же словене, которые сели около озера Ильменя, назвались своим именем – словене, и построили город, и назвали его Новгородом. А другие сели по Десне и по Сейму и по Суле и назвались северянами. И так разошелся славянский народ, а по имени его и грамота стала называться словенскою».
Слайд 8
Славянские личные имена в летописях
1) Добрыня, Первуша, Храбр, Ждан и
др.
2) Святослав, Ярослав, Ярополк, Изяслав Гостомысл, Осмомысл, Всеволод и др,
3)
Ярославна, Всеслава, Гореслава и др.
4) Василий, Михаил, Борис, Георгий и др.
Этимологические версии происхождения этнонима «словене»:
1) от греческого корня «лаос» с подвижным индоевропейским «s» – народ;
2) от «slovak» - человек;
3) от «слово» - владеющие языком, «наши», в отличие от «чужих»;
Слайд 9
IVв. – Великое переселение народов.
VI в. - расселение славян
в нижнем течении Дуная.
VII-IX -славянская земледельческая колонизация северо-востока. Восточноевропейской равнины
VIII
-XI в.в. – «эпоха викингов» в Северной Европе.
IX-X в.в. –христианизация славян.
Слайд 11 Выводы:
1. Знание о древних бесписьменных народах
не может быть абсолютно точным, но оно может быть достоверным.
Задача исторической науки - максимально приблизится к этой достоверности.
2. Вопрос о происхождении славян племен остается дискуссионным. Достоверно известно, что предки носителей современных славянских языков - славянские племена - возникли в VI в. в результате сложных
миграционных процессов, развернувшихся на просторах Евразии: передвижения тюркских, иранских, германских племен.
Славянскую экспансию на северо-восток Европы в VIII в. считают результатом потепления климата и развития пашенного земледелия
Слайд 122. Предпосылки формирования культурного
и политического единства Руси
Слайд 13Проблема аутентичности и достоверности источников
«Повесть временных лет»
Известные редакции:
1) Начальный летописный свод
(по гипотезе А.А. Шахматова –
рубеж
XI-XII в.в);
2) Радзивиловская летопись – XIII в?
(Радзивиловский и Московский списки XV века);
3) Лавретьевская летопись (1377 г.);
4) Ипатьевская летопись (Ипатьевский список -XV век, Хлебниковский список -XVI век).
Счет лет ведется по библейской традиции от сотворения мира. Под 1117 годом включено «Поучение Владимира Мономаха» - образец поведения христианского государя.
«Повесть временныхъ лет черноризца Федосьєва манастыря Печерьскаго. Откуда єсть пошла Руская земля …»
(Ипатьевский список)
Слайд 14
Происхождение этнонима «Русь»
Первые упоминания в византийских источниках:
-
«Житие Георгия Амастридского» ( ок. 830);
- Константин Багрянородный «Об
управлении империей» (ок. 949 г.);
- патриарх Фотий о нападении на Константинополь в 860 г.:
«Народ незаметный, не бравшийся в расчет, причисляемый к рабам, безвестный, но получивший имя от похода на нас…»
Этноним «Русь» появился как экзоэтноним и политоним: он начинает
употребляется в византийских источниках с IX в. относительно правящей
военно-политической верхушки Киевской Руси. В качестве эндоэтнонима
закрепится позднее - только с XV в. - среди населения Московского государства
(«московитов», «москалей»).
Этимологические версии:
1) «руотси» (сканд.) – гребцы;
2) «рош» (библ.) – название демонического библейского народа, который
придет с севера (напр., Захарий Ритор (VI в.) о народе «рош» в «Церковной
истории»);
3) «Рось» – гидроним, название реки.
Слайд 15Похороны знатного руса (Г.Семирадский)
Слайд 16 2. Предпосылки формирования культурного
и политического единства Руси
Государство
– это …
Проблема происхождения древнерусской государственности
1.
Норманская теория (Г.З. Байер, Г.Ф. Миллер, А.П.Шлецер, Н.М. Карамзин) : «И сказали себе (словене): поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву. И пошли за море к варягам, к руси… И сказали: земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет…Придите и володейте нами» (Начальная летопись)
2. Антинорманизм (В.Н. Татищев, М.В.Ломоносов, советская историография): русы- славянский народ (Ибн Хордадбех,840-е г.г.)
3. Иранская теория (Г.В.Вернадский): роксланы - светлые аланы – этнические скандинавы, проживавшие в дельте Кубани, где возник Русский каганат. «Хазарский след» - салтово-маяцкая археологическая культура.
5. Церковная история: русская государственность возникла благодаря приятию крещения от Константинополя.
6. Евразийская теория: в происхождение русской государственности можно выделить 3 этапа: варяжский, византийский, монгольский.
Слайд 17Последствия принятия христианства
1.Признание силы Закона и Права, олицетворяемых церковью и
князем
2. Развитие дипломатических и экономических связей
3. Упорядочение брачно-семейных и имущественных
отношений
4. Развитие письменной культуры и образования, распространение общего языка 5.Храмовое строительство и развитие художественной культуры
Беседа князя Владимира Святославича с
греческим философом о христианстве
(Радзивиловская летопись)
Слайд 20 Выводы:
1. Древнерусская этническая общность возникла на основе
слияния славянского и финно-угорского населения с пришлыми скандинавскими элементами, выполнившими
функцию военно-политического менеджмента.
2. В происхождение русской государственности и начале политического объединения Руси большую роль играли внешние факторы: как военно-политические, так и конфессиональные.
3. Укрепление государственной власти, формирование языкового и культурного единства русских земель происходило в результате деятельности христианской церкви.
Слайд 21Задания по разделу I. Древняя Русь.
Слайд 22Синхронистическая таблица
Хронология важнейших событий всемирной истории
IV- VII века – Великое
переселение народов
VI век – расселение славянских племен по Дунаю, начало
земледельческой колонизации в направлении северо-востока.
VIII век - расселение восточных славян на Восточноевропейской равнине
VIII - XI в.в. – эпоха викингов в Северной Европе
800 г. - Карл Великий объявил о восстановлении Западной империи, Багдадский халифат усиливает натиск на Византию
Конец IX – X в.в. христианизация славянских и балтийских народов
863 г. - создание славянской письменности монахами Константином (Кириллом) и Мефодием, формирование общеславянского языка
968 -польский князь Мешко I, объеднявший польские племена. основал епископство в Познани
1000 – встреча Болеслава Хороброго и Оттона III в Гнезно, основание польского архиепископства
1054 – «Великая схизма» - раскол христианской церкви (продолжить)
Хронология истории Киевского княжества
852 г. – начало датированной истории Руси, связанное с упоминанием в летописи о начале правления византийского императора Михаила.
862 г.- призвание варягов в Новгород
882 - подчинение Олегом Смоленска и Любеча, переселение дружины в Киев
882 - 1240 – существование Киевской Руси
911- первый русско-византийский торговый договор
912-945 - княжение Игоря
945-972 - княжение и военные походы Святослава
980-1015- княжение Владимира I
988 – крещение Киева Владимиром I
1019-1054 – княжение Ярослава Мудрого
1037 г. - основание первой митрополичьей кафедры в Киеве. Начало строительства храма Св.Софии
1045 –начало строительства храма Св.Софии в Новгороде
Нач. XI в. - составление первых статей «Русской Правды»
(продолжить)
Слайд 232. Структура и содержание Библии
ВЕТХИЙ ЗАВЕТ (ТаНаХ)
«Пятикнижье Моисея» «Пророки»
«Писания»
(Хумаш
–Тора) (Невиим) (Хтувим)
Бытие (Брейшит) 9 книг истории Кн. Ездры
Исход (Шмот) Кн. Нехемии
Левит (Ваикра) Хроники
Числа (Бемидбар) Теодицея
Второзаконие (Дварим) Поэзия
НОВЫЙ ЗАВЕТ
«Евангелия» «Апостолы»
Марк Деяния Апостолов
Матфей Послания Апостолов
Лука (от Петра-3, от Павла-14,
Иоанн от Иоанна-3, от Иуды-1)
Слайд 243. Иудаизм и христианство: общее и особенное
Слайд 254. Литературные памятники Древней Руси: «Слово о законе и благодати»
митрополита Илариона
Вопросы Ответы из текста
1. Какие верования сравнивает
между собой автор?
2. Каким образом по словам автора,
Бог указал человечеству путь к спасению?
3. В чем автор видит преимущества
иудаизма перед язычеством и христианства
перед иудаизмом?
4. Что такое Закон и что такое Благодать?
5. Какие исторические персонажи упоминаются
а) библейские
б) византийские
в) русские
6. За что автор восхваляет Владимира?
7. Для кого автор просит благословения
в заключительной молитве? О чем он просит?
Слайд 265. Особенности культурно-политического развития русских земель в домосковский период .
IX-XVв.в.
Слайд 27Литература
Источники
ПСРЛ. В 43 т.т. СПб. - М.,1841-2004
Радзивиловская летопись.
Текст. Исследование.Описание миниатюр /Отв. рд. М.В. Кукушкина. М., 1994. Кн.1-2
Иларион.
Слово о законе и благодати. (Любое издание)
Исследования и научно-популярная литература
Арциховский А.В. Древнерусские миниатюры как исторический источник. М., 1994
Википедия: «Восточные славяне», «Русь», «Этногенез Руси», «Христианство».
Карамзин Н.М. История государства Российского. (Любое издание)
Лебедев Г.С.Эпоха викингов в Северной Европе. Л., 1985
Литаврин Г.Г. Как жили древние византийцы. Л., 1985
Новосельцев А.П.Хазарское государство и его роль в истории Восточной Европы и Кавказа. М., 1990
Павловский А. Ночь в Гефсиманском саду.Л.,1991
Петрухин В.Я. Начало этнокультурной истории Руси. 9-11 веков. М.,1995
Приселков М. Д. История русского летописания 11-15 веков. СПб., 1996
Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып.1 (11- перв.пол.14в.в.). Л., 1987
Соловьев С.М. История России с древнейших времен. (Любое издание)
Шахматов А.А. Исследование о Радзивиловской или Кенигсбергской летописи. М., 1902
Слайд 28
3. Проблемы раннего феодализма.
Политическая раздробленность Руси
Слайд 29 Проблема: Что такое феодализм?
«Feodum» - …?
Феодализм
– период европейской истории: V- XVII века («средневековье»)
Важнейшие черты феодализма
Д.
Юм: политическая раздробленность
Вольтер: засилье папской теократии
Ш.Л.Монтеске, Л.фон Ранке: особенности политической иерархии
Ф. Гизо: способы военно-политической организации общества;
Г.Вайц, П.Рот, Н.М. Грановский: бесправие крестьян, «утрата общинниками земли и воли»
Ж. Флакк, Ж. ле Гофф: система личных связей на основе клятвы верности ( оммаж)
М.М. Ковалевский: способы социально-экономической организации общества
Слайд 30
Основные
признаки:
1) бенефициат
2) патронат
3) вассалитет
4) иммунитет
«Особенный и общий характер феодализма состоял в раздроблении народа и власти на множество небольших народов и мелких государей, в полном отсутствии общей нации и центрального управления". (Ф. Гизо)
Феодализм как система военно-политической организации общества –
результат германо-романского синтеза (историко-правовая теория Фр. Гизо)
Слайд 31Феодализм как система социально-экономической организации общества (М.М. Ковалевский, Н.И.Кареев и
др.)
Признаки:
1) господство крупного землевладения;
2) натуральное хозяйство;
3) барщинная система эксплуатации
труда;
4) юридическая зависимость.
«Государство – инициатор политического насилия, источник
внеэкономического принуждения» (Д.М.Петрушевский )
Слайд 32Проблема:
Существовал ли феодализм в домонгольской Руси
а) как способ военно-политической
организации общества?
б) как способ социально-экономического
устройства Руси?
Pro:
Н.А.Полевой. «История русского народа».
В 6 т.т. 1829-1833.
Н.П.Павлов-Сильванский. Феодализм в России.
Греков Б.Д. Феодальные отношения в Киевском государстве .1937
Рыбаков. Киевская Русь и русские княжества XII - XIII веков.1982
Contra:
С.М.Соловьев
Б.Чичерин
В.О. Ключевский
А.Я. Гуревич и др.
Слайд 34
Письменные источники
Летописи:
1) рост раздробленности: до XIIв.-15 княжеств, в нач. XIIIв.-
ок.50 княжеств, в XIV- 250 княжеств
2) удельная система и борьба
за «столы»
3) попытка введения «лествичной» системы (1097г.,1210 г.)
«Русская правда»:
- «Краткая Правда» (Правда Ярослава) (ок.1016 г.): ст.1-17-в списках Новгородской летописи XV века
- «Пространная Правда» (Правда Ярославичей) (ок. 1072г.): ст.1-17; Устав Владимира Всеволодовича - в Троицком списке Синодальной Кормчей книги XIVвека
Словарь для понимания Русской Правды:
правда-.., устав -..,
вира-…, головник - ..,
болярин-.., гридень-.., тиун-.., огнищанин-.., холоп-.., закуп-..,
вервь-.., смерд-.., рядович -…
Слайд 35 Церковная литература («Поучения Владимира Мономаха»):
образ князя –
христианского государя
«Слово о полку Игореве»:
образ князя –
радетеля «земли русской»
Послания Даниила Заточника:
1-я ред.- «Слово…» (XIII век): 1) борьба за «столы»-кормления,
2-я ред.- «Послание…» (XIVвек ): масштабы княжеской власти ограничиваются одним городом появление «княжьего села» с «рядовичами» и «тиунами»
Уставные и жалованные грамоты монастырям
- Уставные грамоты (1136 – 1137), изданные князьями Ростиславом
Мстиславичем смоленским и Святославом Ольговичем
новгородским, о церковной десятине с княжеских доходов
- Жалованная грамота киевского князя Мстислава Владимиовича Новгород-Юрьевскому монастырю,
- Жалованная грамота рязанского князя Олега Владимировича Ольгову монастырю (XIV век) и др.
Слайд 36Выводы: В домонгольской Руси трудно обнаружить аналоги
западно-
европейского феодализма и как системы военно-политического устройства, и
как способа социально-экономической
организации общества. Здесь
отсутствовала ленная система организации территории и специфическая
иерархия власти, обеспечивавшая в Западной Европе возможность военной
организации общества. Феодализм в Западой Европе восходил к системе галло-
римских поместий. Происхождение политической раздробленности на Руси
было иным . Здесь осуществлялась удельная система организации власти,
основанная на родственных связях Рюриковичей.
Археология не обнаруживает крупного производящего хозяйства, в
котором эксплуатировался бы труд зависимых земледельцев. Однако,
некоторые элементы свойственной феодализму экономической организации
общества обнаруживаются в упоминании о категориях зависимого населения
(«рядовичи»), в формировании земельной собственности монастырей,
во внеэкономической зависимости населения, платившего десятину (т.о.,
организатором феодальных отношений выступает церковь).
Слайд 37Литература
Источники
Слово Даниила Заточника: old-russian.chat.ru
Русская Правда в краткой редакции; Русская Правда
в пространной
редакции//Хрестоматия по истории России(Сост.Орлов А.С. и др.) М.,2006. С.
45-55
Исследования и научно-популярная литература
Буганов В.И., Преображенский В.А., Тихонов Ю.А. Эволюция феодализма в России.1980
ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М.,1992
Романов Б.А. Люди и нравы древней Руси. М.-Л.,1966
Тихомиров М.Н.Пособие для изучения Русской Правды. М.,1953
Феодализм//Википедия:..
Фроянов И.Я. Киевская Русь: очерки социально-экономической истории. 1984
Фроянов И.Я. Киевская Русь: очерки социально-политической истории.1986
Фроянов И.Я., А.Ю. Дворниченко. Города-государства Древней Руси.1988
Слайд 384. Русь и Степь: столкновение цивилизаций
Источники
Рашид ад-дин «Собрание летописей».
Плано Карпини.
История монголов.
Повесть о битве на реке Калке
Киево-Печерский патерик
Повесть о разорении
Рязани
Слово о погибели русской земли
Повесть о Тверском восстании
Повесть о Мамаевом побоище
Задонщина
Повесть о московском взятии царя Тохтамыша и о пленении земли русской
Житие Александра Невского
Житие митрополита Петра и др.
Слайд 39VI-X в.в. – тюркские каганаты
XIII-XV в.в.- Монгольская империя
1155-1227-
Темучжин (Чингисхан)
1206 – избрание великим ханом
Реформы
Чингисхана:
- организация армии (10;100;1000; тьма);
- установение железной дисциплины;
- внедрение новой тактики: разведка,
внезапность, обманные маневры,
разгром противника по частям;
- кодификация законов;
- организация письменного
делопроизводства;
- посольский обмен;
- переписи населения;
- система сбора налогов;
- почтовая связь;
- поддержка монастырей.
Слайд 40Реформы Чингисхана:
- стройная система
организации армии
(10;100;1000; тьма);
- железная дисциплина;
- новая тактика: разведка,
внезапность, разгром по
частям;
- кодификация законов;
-письменное
делопроизводство;
- посольский обмен;
- переписи населения;
- система сбора налогов;
- почтовая связь;
- поддержка монастырей.
Слайд 41Рост монгольского государства
1211- первое вторжение в Китай;
1218-вторжение в Ср.Азию;
(Бухара, Самарканд,
Ургенч, Мерв, Хорезм, Герат);
1220-вторжение в Иран;
1226- разгром Тангутского гос-ва
1235- решение
о походе в Европу
1237- покорение булгар, основание Сарая
1237-1240- покорение русских княжеств
1238 –вторжение в Закавказье;
1258 –падение Багдада;
1260-1294 – правление монгольской династии в Китае;
1348-1405-государство Тимура (Тамерлана)
Слайд 43
Империя – это историческая форма государства,
обладающая следующими признаками:
1) обширность
территория;
2) полиэтничный и поликонфессионалный состав населения;
3) политическое и культурное доминирование
государствообразующего народа (народа- завоевателя);
4) централизация власти
Слайд 44Русь и монголы:
1235- решение о походе в Восточную Европу
1237- покорение
булгар, основание Сарая
1238- битва на р.Сити, разорение Рязани
1240-разорение Киева, Чернигова
и др. городов;
1240 –поход в Венгрию, Румынию, Польшу
1252-1257-перепись населения
1380- Куликовская битва
1382 –сожжение Москвы Тохтамышем;
1480 – стояние на Угре
Слайд 45Сценарии аккультурации (теория Дж. Берри):
1) ассимиляция
2) сепарация
3) интеграция
4) маргинализация
Задание
Ответить
на вопросы:
1) какой из стратегий аккультурации во взаимоотношениях с
Золотой
Ордой придерживались русские князья: Александр Невский,
Михаил Тверской, Даниил Романович Галицкий, полоцкие
князья?
2) что имели в виду «евразийцы», выделяя монгольский период
в качестве третьего периода в становлении русской
государственности?
Слайд 46Литература
«Монголы», «Чингис-хан»//Энц.словарь словарь Брокгауза и Эфрона;
Вернадский В.Г. Древняя Русь. Т.1
-2;
Внешнеполитические факторы развития феодальной Руси: Русь и кочевники (1967);
Гумилев Л.Н.
От Руси до России;
Крадин Н.Н., Скрынникова Т.Д. Империя Чингисхана (2006);
Каргалов В.В. Свержение монгольского ига;
Пашуто В.Т.Александр Невский;
Савицуий П. Степь и оседлость: http://gumilevica.kulichki.net/SPN/spn03.htm
Чивилихин А. Память.
Фильмография
Чингис-хан (реж. Чжу Вэньцзе, 2006)
Андрей Рублев (реж.А.Тарковский, 1966)