Слайд 1
Идеи Й. Г. Песталоцци о гармоничном воспитании личности
Слайд 2Иоганн Генрих Песталоцци (1746–1827)
Слайд 3 Главное средство изменения общества И.Г. Песталоцци видел в изменении
характера воспитания детей, которое должно обеспечивать им единство нравственного, умственного
и физического развития, а также подготовку к производительному труду через активное участие в нем.
Слайд 4Открытые им самим воспитательно-образовательные учреждения
Первым из них была школа для
детей бедняков, которую он открыл в своем маленьком имении Нейгоф
(1774–1780), затем в течение одного года он возглавлял приют для детей-сирот в городке Станце (1798–1799), наконец, он руководил воспитательными учреждениями в Бургдофе (1800–1804) и Ивердоне (1805–1825).
Слайд 5Свой идеал народной школы И.Г. Песталоцци попытался реализовать еще в
«Учреждении для бедных» в Нейгофе, где его воспитанники «естественным путем»
готовились к своему будущему социальному положению. Наряду с обучением чтению, письму, арифметике и пению они получали трудовую подготовку: занимались сельским хозяйством, работали в прядильной и ткацкой мастерских под руководством опытных ремесленников. Для экономии времени дети, работая в мастерской, одновременно следили за буквами, которые писались на доске, слушали рассказ учителя, заучивали что-либо наизусть, упражнялись в устном счете и т.д. Трудовая деятельность использовалась и для развития их способности к самостоятельным суждениям, упражнения внимания, умения сосредоточиться, а также для выработки таких личностных качеств, как трудолюбие, скромность, уважение к человеческому достоинству и т.д.
Слайд 6Наблюдая за трудом детей в своем воспитательном учреждении, И.Г. Песталоцци пришел
к выводу, что сам по себе выполняемый труд педагогически нейтрален,
первостепенное же значение имеет воспитательное воздействие личности педагога.
Слайд 7Исчерпав на содержание приюта все личные средства и не получая
ожидаемой благотворительной помощи, И.Г. Песталоцци вынужден был его закрыть.
Свой педагогический
эксперимент И.Г. Песталоцци продолжил в декабре 1798 г. в Станце, где по поручению правительства Швейцарской республики принял руководство детским приютом, в котором было размещено около 80 осиротевших и безнадзорных детей в возрасте от 5 до 10 лет. Приют просуществовал всего лишь полгода – с декабря 1798 по июнь 1799 г. – и был закрыт в связи с военными действиями.
Слайд 8Педагогические наблюдения и выводы из своей практической работы в Нейгофе
и Станце И.Г. Песталоцци изложил в таких широко известных сочинениях,
как «Лингард и Гертруда» (1781–1787), «Письмо другу о пребывании в Станце» (1799) и некоторых других. В результате обдумывания своей работы он пришел к мысли о том, что стремление детей к деятельности и развитие их природных сил требуют максимального упрощения приемов и методов обучения в начальной школе. Так у него зародилась идея об элементарном (поэлементном) первоначальном обучении как инструменте развития личности воспитанника.
Слайд 9В результате обдумывания своей работы он пришел к мысли о
том, что стремление детей к деятельности и развитие их природных
сил требуют максимального упрощения приемов и методов обучения в начальной школе. Так у него зародилась идея об элементарном (поэлементном) первоначальном обучении как инструменте развития личности воспитанника.
Слайд 10В последующие годы жизни И.Г. Песталоцци идею об элементарном первоначальном
обучении превратил в определенную концепцию, которая стала известной под названием
«метод Песталоцци», под которым понималась система обучения детей, ориентированного на их всестороннее развитие, формирование «ума, сердца и руки».
Слайд 11Сущность своего метода И.Г. Песталоцци изложил в ряде сочинений: «Метод.
Памятная записка Песталоцци» (1800), «Как Гертруда учит своих детей» (1801),
«Памятная записка парижским друзьям о сущности и цели метода» (1802), «Что дает метод уму и сердцу» (1806) и др.
Слайд 12Ведущей в педагогической концепции И.Г. Песталоцци была новая трактовка идеи
природосообразности воспитания, понимаемого как необходимость строить его в соответствии с
внутренней природой ребенка и установкой на развитие всех заложенных в нем духовных и физических сил.
В этом и состоит общечеловеческая сущность воспитания и его задач, хотя на практике ребенок воспитывается в конкретных социальных условиях, в рамках определенного сословия и готовится к тому, чтобы занять в обществе предназначенное ему место.
Слайд 13Обучение И.Г. Песталоцци подразделял на умственное, физическое и нравственное, подчеркивая,
что эти составляющие должны развиваться в непрерывном согласии и взаимодействии,
чтобы какая-либо одна из сторон личности не получила усиленного развития за счет остальных.
И.Г. Песталоцци полагал, что обучение детей, особенно первоначальное, должно строиться с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, для чего следует пристально изучать самого ребенка. Он справедливо утверждал, что ребенка можно хорошо воспитывать только при условии, если мы понимаем его внутренние ощущения, к чему он способен, чего он хочет.
Слайд 14Основу для всего последующего нравственного развития ребенка И.Г. Песталоцци видел
в разумных семейных отношениях, и школьное воспитание, как он полагал,
может быть успешным лишь в том случае, если будет действовать в полном согласии с семейным. Любовь и расположение друг к другу воспитателей и воспитанников – вот те начала, на которые необходимо опираться в учебно-воспитательных учреждениях. Нравственная деятельность воспитанников И.Г. Песталоцци представляла собой не искусственные упражнения в соблюдении формальных норм и предписаний, а вытекала из самой жизни, взаимоотношений между людьми.
Слайд 15Самым популярным его сочинением был четырехтомный роман «Лингард и Гертруда»
(1781–1787). Сюжет его прост, место действия – деревня, в которой
главным человеком является староста, он же трактирщик. Школа возглавляется невежественным учителем, пастор и помещик мало интересуются жизнью крестьян. Но сменившие их молодой помещик, новый пастор и новый учитель перестраивают жизнь деревни. Простая крестьянка – Гертруда, благодаря своей рассудительности и настойчивости, своему трудолюбию и терпению, спасает, мужа Лингарда от пьянства и лени и добивается успехов в воспитании детей. Постепенно в круг влияния новых идей вовлекаются соседи и происходит преобразование целой деревни. Так автор произведения стремился, показав великую миссию воспитания, разработав его методы, обеспечить для каждого ребенка возможность морального и умственного развития и в конце концов изменить общество к лучшему. В этом видел и смысл, и цель всей своей жизни сам Песталоцци.