Слайд 2Грабарь Игорь Эммануилович (25 марта 1871 — 16 мая 1960) — русский советский художник,
искусствовед, просветитель, музейный деятель.
Грабарь Игорь Эммануилович
Слайд 3Родился в семье Эммануила Ивановича Грабаря, галицко-русского общественного деятеля, депутата австрийского
парламента, в Будапеште.
Грабарь Эммануил Иванович
Слайд 4В 1876 году семья переехала в Российскую империю.
С 1882 по 1889 Игорь
Грабарь учился в Москве в лицее цесаревича Николая (лицей М. Н. Каткова), затем — на юридическом
факультете Санкт-Петербургского университета, который окончил в 1893 году.
Игорь предпочёл карьеру художника и в 1894 году поступил в петербургскую Академию Художеств, где его руководителем некоторое время был Илья Репин.
Слайд 5Лето 1895 года во время каникул, Грабарь путешествует по Европе,
посещает Берлин, Париж, Венецию, Флоренцию, Рим, Неаполь. Его настолько восхищают
творения величайших художников эпохи Возрождения, что он решает путешествовать дальше и просвещать себя.
Слайд 6Вернувшись в 1901 году в Россию, художник был вновь потрясен
красотой русской природы. Его восхищение Россией после долгой разлуки выразилось
в картинах: «Белая зима», «Мартовский снег», «Февральская лазурь» и многих других.
Белая зима
Февральская лазурь
Мартовский снег
Слайд 7Белая зима
«В деревне Шестове, — рассказывал художник, — верстах в
двух от усадьбы, я заметил красивые плакучие берёзы, усеянные шапками
грачиных гнезд. Мне давно хотелось написать такую березу в зимний серебристый день, без солнца. Я взял старую избенку, со срубом цвета оксидированного серебра, занесенную снегом, а рядом с нею берёзу. Хотелось передать эффект белого снега на белом небе, с белой березой. Эта белизна, без белильности, кажется, удалась... »
Грабаревское «кажется, удалась» подтвердили Валентин Серов, мнение которого наш герой особенно ценил. «Трудная задача, а вышла у вас, — сказал он ему, увидев «Белую зиму» на выставке. — Зима — действительно белая, а белил не чувствуешь».
Впечатления «белильности без белил» в «Белой зиме» Грабарю удалось достигнуть, по его собственному признанию, «способом не смешения красок на палитре, а смешения их на холсте».
Слайд 8Мартовский снег
Пейзаж «Мартовский снег» был написан в деревне Чурилково, неподалеку
от имения Дугино. Грабарь, как и Левитан в картине «Март»,
пишет снег на первом плане. Все пространство холста «покрывает» снегом, «разрезая» снежное поле фигурой деревенской женщины с коромыслом. Грабарь движением женской фигуры подчеркивает сиюминутность изображённого мотива. В живописи этой фигуры он собирает все цвета, использованные в палитре произведения, концентрируя силу их звучания на тон темнее. Поэтому, несмотря на уплощенное, словно приподнятое пространство (мы не видим линии горизонта), фигура живет и свободно движется в пространстве.
Слайд 9Писал свою "Февральскую лазурь" И. Грабарь зимой-весной 1904 года, когда
гостил у друзей в Подмосковье. Во время одной из своих
обычных утренних прогулок он был поражен праздником пробуждающейся весны, и впоследствии, будучи уже маститым художником, очень живо рассказывал историю создания этого пол отца. "Я стоял около дивного экземпляра березы, редкостного по ритмическому строению ветвей. Заглядевшись на нее, я уронил палку и нагнулся, чтобы ее поднять. Когда я взглянул на верхушку березы снизу, с поверхности снега, я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты: какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединенные голубой эмалью неба. Природа как будто праздновала какой-то небывалый праздник лазоревого неба, жемчужных берез, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу". Неудивительно, что художнику страстно захотелось передать "хоть десятую долю этой красоты".
Февральская лазурь
Слайд 10В "Февральской лазури" И. Грабарь достиг предельной цветовой насыщенности, писал
этот пейзаж чистым цветом, нанося мазки плотным слоем. Именно такие
мельчайшие мазки выявили и объемы стволов деревьев, и узоры ветвей, и бугорки снега. Низкая точка зрения открыла перед художником возможность передать все градации голубого цвета - от светло-зеленого внизу до ультрамаринового наверху.
Слайд 11Грабаря называли (и сам он не отрицал этого) последним из
пленэристов России. Но, освоив лучшие достижения импрессионизма, он нашел свой
художественный стиль в искусстве - неповторимый и своеобразный. Природа России приобрела в его пейзажах совершенно новый облик, заискрилась радужными красками, наполнилась ощущением простора и света.
Слайд 12В период с 1913 по 1925 год художник возглавляет Третьяковскую
галерею. Здесь Грабарь произвел реэкспозицию, разместив и систематизировав все произведения
искусства в исторической последовательности.
Слайд 13С 1924-го и до конца 1940-х годов Грабарь вновь возвращается
к живописи, особое внимание уделяет портрету, изображая своих близких, ученых
и музыкантов. Среди его знаменитых портретов «Портрет матери», «Светлана», «Портрет дочери на фоне зимнего пейзажа», «Портрет сына», «Портрет академика С. А. Чаплыгина». Широко известны и два автопортрета художника «Автопортрет с палитрой», «Автопортрет в шубе».
Слайд 15Портрет дочери на фоне зимнего пейзажа
Слайд 17Ещё живы-здоровы были очевидцы разговоров Ленина с командующими фронтами в
дни Гражданской войны. «Узнав все подробности, — рассказывает И.Э. Грабарь,
— я принялся компоновать эскиз. Побывал в том коридоре Совнаркома, который примыкает к кабинету Владимира Ильича. В нём в 1918—1921 годах стоял аппарат Бодо, в нескольких шагах от дверей ленинского кабинета».
Слайд 18В советское время Грабарь увлекся творчеством Андрея Рублёва и И. Е. Репина.
В 1937 году он создал двухтомную монографию «Репин». Эта работа
принесла Грабарю Сталинскую премию. С 1944 Грабарь является директором института истории искусств Академии наук СССР.
Слайд 19Умер Игорь Эммануилович 16 мая 1960 года в Москве. Похоронен
на Новодевичьем кладбище.