Слайд 1Игорь Северянин
( 1887 – 1941 )
Игорь Северянин «впечатления скуки не
производит, он странен, часто нелеп, порой вульгарен, но самостоятелен».
В. Брюсов
Учитель Лебедева Е.И.
Слайд 2Игорь Васильевич Лотарев (он взял себе звучный псевдоним Северянин) родился
4 (16) мая 1887 в Петербурге в семье офицера. Из-за
сложных отношений между родителями провел отрочество в Сойволе близ
г. Череповца Новгородской губернии, где находилась усадьба дяди. Учился в Череповецком реальном училище, затем уехал
на Дальний Восток, где его отец получил место коммерческого агента.
в 6 лет
Слайд 3И.Северянин дебютировал в 1905 г. и до 1912 г. издал
более 30 брошюр-сборников.
Поэта сопровождала скандальная известность, восторженные славословия и злобные
нападки.
Он стал одним из поэтических кумиров, а в 1918 г. в Политехническом музее на поэтическом вечере был избран «королём поэтов», опередив Маяковского и Бальмонта.
По этому поводу он написал: «Я избран королём поэтов – да будет подданным светло!»
Слайд 4Северянин сознательно культивировал свой образ изысканного поэта-кумира. Он появлялся на
поэтических вечерах с орихедеей в петлице, называл свои стихи «поэзами»,
читал в напевном ритме, отвечавшем их ярко выраженной музыкальности.
«Поэт и его слава» – эта тема заняла важное место в творчестве Северянина. Ему принадлежат знаменитые строки:
«Я, гений Игорь Северянин,
Своей победой упоен:
Я повсеградно оэкранен!
Я повсесердно утвержден!»
Слайд 5В 1913 Северянин издал в московском издательстве «Гриф» свою первую
большую книгу стихов «Громокипящий кубок», с предисловием Ф.Сологуба.
В первой
части сборника, «Сирень моей весны», детская чистота и непосредственность чувств сочеталась с манерным эстетизмом. Вторая часть, «Мороженое из сирени», была посвящена теме вмешательства цивилизации в мир естественных человеческих отношений.
В третьей части, «За струнной изгородью лиры», поэт обретал идеал в искусстве и облагороженной человеком природе. Об этом свидетельствуют названия стихов – «Врубель», « Коктебель» и др. Северянин утверждал в стихах мысль о том, что мир спасется
благодаря красоте и поэзии.
Четвертая часть сборника – поэтический манифест эгофутуризма. «Я царь страны несуществующей», – сказал Северянин в этой части
«Громокипящего кубка». Выход «Громокипящего кубка» сделал Северянина кумиром читающей публики.
В течение двух лет книга выдержала семь изданий.
Слайд 6В «Автопредисловии» к сборнику «Громокипящий кубок» И.Северянин признавался : «…я
, очень строго по-своему, отношусь к своим стихам и печатаю
только те поэзы, которые мною не уничтожены, т.е. жизненны. Работаю над стихом много, руководствуясь только интуицией…»
Слайд 7Особой популярностью пользовались «поэзоконцерты», где Северянин нараспев читал свои «поэзы»,
рассчитанные , скорее, на слушателя, чем на читателя : «Кто
не слушал меня, тот меня не постиг». Поэт появлялся на сцене в длинном, узком в талии сюртуке цвета воронова крыла. Держался он прямо, глядел в зал свысока, встряхивая нависающими на лоб чёрными , подвитыми кудряшками.
Слайд 8В 1911 г. Северянин создал группу эгофутуристов. Название «эгофутуризм» ставит
в центр «эго», т.е. «Я» поэта, отсюда самовозвеличивание, раздражавшее многих.
Северянин пытался обновить поэтический язык, вводя в него неологизмы и пользуясь самыми смелыми метафорами. Неологизмы встречаются в стихотворениях Северянина на каждом шагу: «быстро-темпный», «олунённый», «разузорены», «огимнив». Кроме неологизмов поэт использует непривычные словосочетания : «вы такая эстетная», «вдохновляюсь порывно», «пора популярить изыски», «водопадное сердце» и др.
Слайд 9Северянин выдвинул программу изобретённого им направления.
Душа – единственная истина.
Самоутверждение личности.
Поиски нового без отвергания старого.
Осмысленные неологизмы.
Смелые
образы, эпитеты.
Борьба со стереотипами.
Разнообразие мира.
Слайд 10Чем так привлекал поэт своих читателей-современников? Северянин очаровывал необычным, ярким,
новым – звуками, ощущениями, красками, ритмами. Он превращал будничную жизнь
в праздник, уводил в выдуманный мир роскоши и красоты.
Слайд 11Начавшаяся в России гражданская война застала И.Северянина в Эстонии, где
он и остался до конца жизни.
Жил в уединении в рыбачьем
посёлке Тойла. Ему удалось издать несколько поэтических книг, в числе которых «Падучая стремнина» (1922), «Соловей» (1925) и др.
В стихотворении «Классические розы» (1925) Северянин пророчески написал:
«Как хороши, как свежи были розы,
Моей страной мне брошенные в гроб!»
Умер И.Северянин в Таллине
20 декабря 1941 г.
Слайд 12«Нынче мне дорог и близок Игорь Северянин… Над памятью его
смеялись, его освистывали, называли пошлым и салонным, и всё это
оскорбительное месиво звучало ещё при его жизни. К счастью, во мне всё-таки нашлись силы, чтобы разобраться во всём этом. И я постепенно стал его приверженцем. И я увидел, что это поэт …не замаравший себя на протяжении всей жизни ни скоропроходящими политическими, ни какими-то иными пристрастиями.
Б.Окуджава
Обложка книги о Северянине
Аллы Марченко
Слайд 13Восемь лет эту местность я знаю.
Уходил, приходил, - но всегда
В
этой местности бьёт ледяная
Неисчерпываемая вода.
Полноструйный родник, полнозвучный,
Мой родной, мой природный
родник,
Вновь к тебе (ты не можешь наскучить!)
Неотбрасываемо я приник.
И светло мне глаза оросили
Слёзы гордого счастья, и я
Восклицаю: ты – символ России,
Изнедривающая струя!
1914. Июль
Родник