Слайд 1Игра как интерактивный метод обучения
Тема 6
Слайд 2Содержание
Понятие «игра».
Принципы реализации игровых технологий.
Деловые игры.
Ролевые игры.
Слайд 3Понятие «игра»
Игра – это вид человеческой деятельности, который отражает (воссоздает)
другие ее виды.
Игра одновременно условна и серьезна.
Слайд 7Принципы реализации игровых технологий
Игровые технологии служат для развития творческого (теоретического
и практического, а также профессионального) мышления, выражающегося в способности к
анализу возникающих ситуаций, постановке, решению и доказательству субъективно новых для обучающихся задач.
Слайд 8Предметным содержанием игры выступает имитация конкретных условий, деятельности и отношений
занятых в ней людей, проблемы, возникающие по ходу этой деятельности.
Игровые
технологии являются двухплановыми по своей целевой направленности, то есть способствуют достижению игровых и образовательных целей, при доминирующей роли последних.
Слайд 9Игровые технологии реализуются как форма совместной деятельности обучаемых. Совместная деятельность
имеет характер ролевого взаимодействия, развертываемого в соответствии с предписанными или
принимаемыми в ходе игры правилами и нормами.
Основным способом включения участников игры в совместную деятельность и одновременно способом создания и разрешения игровых проблемных ситуаций является общение, обеспечивающее возможность выработки индивидуальных и групповых решений, достижение промежуточных и конечных результатов
Слайд 10Деловые игры
Деловая игра представляет собой имитационное моделирование реальных процессов .
Осуществляется по заданным или выработанным участниками правилам.
Слайд 11Свойства деловой игры
моделирование процесса труда (деятельности);
реализация процесса ``цепочки решений‘’( игра
не ограничивается решением одной задачи, а требует ``цепочки решений'', где
каждое последующее решение увязывается и вытекает из решений ранее принятых и реализованных в деятельности);
распределение ролей между участниками игры;
различие ролевых целей при выработке решений способствуют возникновению противоречий между участниками, своеобразного конфликта интересов;
наличие управляемого эмоционального напряжения;
непрерывное взаимодействие участников, исполняющих те или иные роли;
наличие общей игровой цели у всего игрового коллектива;
коллективная выработка решений участниками игры;
многоальтернативность решений;
наличие системы индивидуального или группового оценивания деятельности участников игры, ее конечных результатов.
Слайд 12Преимущества деловых игр
Познавательный интерес;
Навыки принятия решений;
Мотивация;
Самооценка;
Оценка реальных ситуаций;
Коммуникативная компетентность;
Системность мышления;
Аналитическое
и профессиональное мышление.
Слайд 13Разработка деловой игры
Источники деловой игры. Базовой для деловой игры является
модель социально-экономической, политической, правовой или любой другой системы в целом,
включая объект управления, управляющую систему и элементы обратной связи. Основные характеристики и параметры модели, а также исходные условия ее функционирования должны быть изначально охарактеризованы. Материалами для игры могут быть результаты исследования, проведенного в организации, печатные материалы, конкретная деятельность по управлению предприятием или персоналом, организационному развитию, конкретное поведение сотрудников.
Сценарий деловой игры. Сценарий обычно включает в себя развернутое изложение сущности игры и логическую последовательность ее реализации, а также вопросы, связанные с управлением игрой. Сценарий подкрепляется подробными инструкциями организаторам, участникам игры, экспертам, приводятся при необходимости варианты расчетов, справки, таблицы, схемы и вся вспомогательная документация, обосновывается система оценки результатов деятельности учебных групп.
Слайд 14Разработка деловой игры
3. Система оценивания результатов игры экспертами. С этой
целью в описание игры включаются специальные разработки методик оценивания: бланки,
таблицы.
4. Вспомогательный материал. Обычно он включает тесты, упражнения, ситуации и специальные задания для разного целевого предназначения.
Слайд 15Порядок проведения деловой игры
Введение в игру.
Погружение в игру.
Проблематизаци.
Игровой процесс.
Общая дискуссия.
Подведение
итогов игры.
Рефлексия.
Выгружение из игры.
Слайд 16Ролевые игры
Цель ролевой игры не столько моделирование процесса, сколько отработка
поведения полезного для профессиональной деятельности.
Ролевая деловая игры в большей степени
отличаются финишными этапами: для деловой игры результат состоит в решении проблемы, для ролевой игры – в оценке ролевого поведения участников.
Слайд 17Составление сценария ролевой игры
Определение цели ролевой игры.
Формулировка умения (навыка). Которое
будет отрабатываться в ходе игры.
Разделение умения (навыка) на элементарные действия.
Определение
количества игроков (активные и пассивные) и их ролей.
Определение контекста игры (имена, организация, возможно сказочные герои).
Определение исходной информации.
Определение цели активного игрока через формируемое умение.
Определение задач наблюдателей.
Написание инструкций.
Слайд 18Структура инструкции к ролевой игре
Название персонажа
Описание явных элементов ситуации –
информации, которой в равной степени обладают и активный и пассивный
игроки
Описание скрытых элементов ситуации – информации, которой обладает данный игрок, но не обладает другой и, может быть, группа
Цель – для активного игрока
Линия поведения – для пассивного игрока
Слайд 19Структура инструкции к ролевой игре для наблюдателей
Название персонажей
Описание контекста игры,
информации, которой должны владеть наблюдатели
Задачи для наблюдателей
Программированные инструкции по наблюдению
за поведением игроков
Слайд 20Процедура проведения и разбора ролевой игры
Преподаватель сообщает тему игры, обозначает
игровую ситуацию, уточняет, насколько эта ситуация значима для участников. Дается
инструкция о ходе игры.
Распределяются роли.
Еще раз формулируется проблема, которую нужно решить, организуется пространство, вводятся роли и объявляется регламент. За организацию пространства отвечает активный участник. Важно пространство организовать так, чтобы именно активному участнику было удобно. Введение игроков в роли происходит следующим образом: Иван, сейчас вы – Х, Мария – У. Ваша цель – Z, у вас есть 5 минут.
Слайд 214. Подведение итогов игры по следующей схеме:
-Спасибо, уважаемые участники, прошу
вас занять свои места, теперь вы не Х и У,
вы Иван и Мария.
-Насколько Х (активный) достиг цели? Что удалось, что не получилось? Что нужно изменить, чтобы цель была достигнута? (вопрос для Х)
-Как менялось эмоциональное состояние У (пассивного) в процессе игры? Чего ожидал от Х, чего не хватило в его поведении, что еще мог сделать Х, чтобы достичь цели? (вопрос для У)
-Что в поведении Х способствовало достижению цели, что мешало? (вопрос для наблюдателей)
Обратная связь и резюме тренера.
Итоговый вопрос Х: «Как ты прокомментируешь высказывания, которые услышал? Что из сделанного, сказанного было полезным для тебя?»