Слайд 1Мозаика как искусство
Приготовила презентацию: студентка группы Т14км Бакун Мария
Проверила
работу: преподаватель по спецрисунку Непей-Пиво Елена Ивановна
Слайд 2Что такое мозаика
Мозаика — это вид монументального искусства. Это
узор или изображение, выложенное из однородных или различных мелких частиц
(камень, керамическая плитка, смальта, разноцветные стекла, ракушки и тд.).
Существует два вида набора мозаики – прямой и обратный. При прямом наборе частицы мозаики вдавливаются в заранее нанесенный на поверхность основания грунт по подготовленному рисунку. Грунтом может служить мастика, цемент, известка, воск и другие материалы.
Слайд 3Происхождение мозаики
Искусство мозаики очень древнее. Древнейшие мозаики относятся к
3-му тысячелетию до н. э. Археологами были найдены орнаменты из
разноцветных глиняных кружочков в храмах Двуречья, или, так называемый, «штандарт» из Ура – сюжетное изображение войны и мира, выложенное из раковин, красного известняка, перламутра и ляпис-лазури.
В античные времена мозаика была распространена повсеместно. Связано это было с тем, что техника выполнения была достаточно недорогой. Обработка монолитных камней очень сложная и трудозатратная задача, древесина недолговечна, поэтому отделочным материалом служил мелкий камень, галька, щебень
Первые античные мозаики выполнялись из необработанной речной и морской гальки. Такая техника называлась опус барбарикум. Это не слишком яркое и выразительное контурное изображение животных, людей, мифологических существ.
Слайд 4Расцвет мозаики в искусстве
Расцвет мозаики приходится на эпоху эллинизма.
Развиваются стекольные технологии, доступной становится цветная смальта, что позволяет древним
мастерам добиваться действительно поразительной реалистичности изображения. Развитие новых технологий привело к созданию новой техники —опус вермикулатум. Принцип набора сохраняется, но элементы мозаики становятся еще мельче, цветовая палитра богаче. Безусловно, это более кропотливый и дорогой труд, поэтому размер мозаик не превышал одного-двух квадратных метров. В этой технике были созданы шедевры монументального искусства Древнего Рима. Самые запоминающиеся произведения, которые были выполнены в этой технике, можно считать такие, как «Голуби на чаше» с Виллы Адриана в Тибуре, «Охотничья сцена» на Пьяцца делла Витториа в Панорме (Палермо) на Сицилии, «Обитатели морских глубин» из дома Фавна в Помпеях, две мозаики работы Диоскура Самосского с виллы Цицерона в Помпеях — «Завтрак женщин» и «Музыканты».
Слайд 5Примерно в III же веке до н.э. зародилась еще одна
техника —опус сектиле. Эта очень дорогая и престижная техника представляет
собой мозаичный набор из вырезанных по особой форме тонких пластин натурального камня. «Опус сектиле» является отдаленной прародительницей того, что мы сегодня называем флорентийской мозаикой.
Знаменитые Византийские мозаики выполнялись из смальты, наиболее древние относятся к III-IV векам. Самыми известными византийскими мозаиками являются мозаики Равенны и Святой Софии в Константинополе. На смену игривым жанровым изображениям Древнего Рима пришли величественные и монументальные мозаики на библейские темы.
Особенностью византийских мозаик в храмах стало использование золотой смальты. Благодаря тому, что мозаики выкладывались методом прямого набора, и каждый элемент в укладке отличался своей уникальной поверхностью и своим положением, создавалось единое и словно живое золотое поле, мерцающее в свете огней. Создавался неповторимый эффект движения, казалось мозаика дышит.
Слайд 6В России искусство мозаики появилось с принятием Христианства, то есть
значительно позднее, чем в других европейских странах, только в 10
веке, и широкого распространения не получило, из-за недостатка материалов. Искусством мозаики, техникой ее выполнения и производством смальты занимался М. В. Ломоносов. Широко известна его мозаика «Полтавская битва». используется довольно часто. Станции Московского метрополитена: «Новокузнецкая», «Чеховская», «Нагатинская», «Белорусская» украшены мозаиками выполненными в римской и флорентийской технике.