Слайд 1Пишем сочинение о жизненных ценностях
ОГЭ
Слайд 2 (1)В тот памятный день, когда
Колька вернулся из пионерского лагеря, в центре стола красовался пирог,
купленный Еленой Станиславовной, которая появилась в их доме после смерти мамы.
(2)К этому дню её дочь Неля выучила новую музыкальную пьесу — бравурную и торжественную, подобную маршам, какими встречают победителей сражений. (3)А Колька появился на пороге с облупившимся на солнце носом и со старым, тоже облупившимся чемоданчиком.
(4)Неля кинулась к своему круглому вертящемуся стулу без спинки, откинула блестящую крышку пианино — и грянул марш. (5)Но она не сумела доиграть до конца...
(6)— Где моя Чёрная Спинка? — вскрикнул Колька, заглушая пианино. (7)Чёрной Спинкой он называл раненую чайку, которую нашёл прошлым летом на озере, возле лагеря, прикормил, приручил и всю зиму лечил.
(8)—Она... была на кухне, — привстав, ответил отец и двинулся навстречу Кольке с распростёртыми объятиями. (9)— Здравствуй!..
(10)Колька увернулся от его рук, бросил свой чемоданчик на тахту и выскочил из комнаты. (11)Все трое — отец, Елена Станиславовна и Неля, — переглянувшись, неуверенно двинулись за ним.
(12)В кухне на окне стояла пустая клетка... (13)Эту клетку Колька построил давно с маминой помощью, и она бы, наверно, вполне подошла даже для ширококрылого горного орла, а не только для скромной чайки. (14)Внутри клетки в горшочке с землёй рос куст, чтобы птица, если бы она не была речной чайкой, могла присесть на него и вспомнить свой родной лес. (15)Сейчас листики на кусте свернулись в сухие трубочки: их, видно, давно уже никто не поливал.
(16)Дверца клетки, которую вполне можно было бы назвать дверью, была открыта. (17)В пустой банке из-под консервов валялось несколько жёлтых зёрен...
(18)— Вы давали ей рыбу? — тихо спросил Колька.
(19)— Нет... у нас не было времени возиться с рыбой, — ответил отец. — (20)А вот зёрна...
(21)Колька боялся задать главный вопрос, оттягивая его…
Слайд 3 (22)— Но ведь тут, на кухне,
темно и жарко... и пахнет газом. (23)Зачем же вы её
сюда?..
(24)— Ты знаешь, Николай, ты знаешь, что Неля нигде летом не отдыхала, что она занималась с утра до вечера, а птица кричала, хлопала крыльями, чем-то там шуршала. (25)Ну, в общем, мешала ей...
(26)— Чёрная Спинка, значит, тебе очень мешала? — всё так же тихо, избегая ещё главного вопроса, спросил Колька у Нели.
(27)— Да, мешала! — звонко, дребезжащим от надвигавшегося плача голосом ответила девочка.
(28)— Недаром тебя в школе называют Писклёй!
(29)— Ещё бы… (30)Ведь я твоя сестра!
(31)— А ты мне не сестра… — выпалил Колька.
(32)До сих пор Елена Станиславовна молчала. (33)В глубине души она считала, что должна была более чутко отнестись к Колькиной просьбе и, конечно, должна была внимательнее следить за больной птицей. (34)Она даже готова была вслух признать свою вину. (35)Но последняя фраза мигом изменила все её намерения.
(36)— Как ты можешь так, Коля? (37)Неля видит в тебе своего брата, она так готовилась к твоему приезду, и эта Чёрная Спинка действительно мешала ей заниматься.
(38)— Где же она сейчас? — тихо спросил Колька, не слыша ничего, кроме того, что касалось его любимой птицы. (39)Елена Станиславовна опустила голову.
(40)— Она сдохла, — набравшись мужества, ответил отец. (41)Колька качнулся... (42)Его поразило и то, что не стало любимой птицы, для которой он привёз из лагеря целую банку мальков, и то, что отец сказал о её смерти вот так прямо и грубо.
(43)— Она умерла... а не сдохла. (44)Умерла из-за вас! — крикнул Колька, сам еле сдерживая слёзы. (45)Он схватил свою огромную клетку и, неловко волоча её впереди себя, спотыкаясь, побежал во двор...
(46)— Ничего не понимаю, — медленно произнесла Елена Станиславовна. — (47)Мы его так встретили... (48)Неля марш приготовила. (49)Подумаешь, птица!..
(По А. Алексину)
Слайд 4Задание
Как Вы понимаете значение словосочетания ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ?
Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ?».
Аргументируя свой
тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй - из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Слайд 5Что такое ценности?
Ценить что-то — значит считать
это важным;
ценности – это то, что важно для человека
в определенном контексте;
все, что дорого человеку, может быть названо ценностью.
Ценности – это то, что человек особенно ценит в жизни, чему он придает особый, положительный жизненный смысл.
Жизненные ценности - это то, что является приоритетом для той или иной личности.
Слайд 6Основные жизненные ценности
Жизненные ценности
человека формируются с самого детства. Огромную роль в этом процессе
играют наши родители, учителя, книги, которые мы читаем, фильмы, которые смотрим, люди, с которыми общаемся, и общество, в котором живем. Жизненные ценности человека оказывают непосредственное воздействие на формирование мировоззрения.
Среди основных жизненных ценностей человека можно выделить следующие:
счастливая семейная жизнь;
наличие хороших друзей;
материально обеспеченная жизнь;
любовь;
свобода;
здоровье;
интересная работа;
активная деятельная жизнь;
красота природы и искусства;
творчество;
познание;
уверенность в себе.
Слайд 7«Есть ценности, которым нет цены…»
В веках искали
люди счастья
В почете, славе и богатстве.
Хоть аргументы те сильны,
Есть ценности,
которым нет цены.
Есть Рембрандт, Рафаэль и Айвазовский.
Творенья их в веках оценены.
Но гением не правит доллар жесткий!
Есть ценности, которым нет цены!
Есть Цвингер, Эрмитаж и Эйфелева башня,
И башня Спасская у зубчатой стены.
Есть лес и степь, луга, поля и пашни -
Есть ценности, которым нет цены!
И всех богатств ценней на свете -
Лишь сон ребенка на рассвете,
И годы мирной тишины...
Есть ценности, которым нет цены!
Есть Родина, великая Отчизна,
Которой не убить и не отнять.
Сыны её своей ценою жизни
Сумели защитить и отстоять.
И мы их памяти верны.
Есть ценности, которым нет цены!
Есть Честь и Долг. И Силы Здравой мера,
Есть Родины Великие Сыны.
Святая Русь. И Нравственность. И Вера.
Есть Ценности, которым нет цены!
Гамзатов Р.
Слайд 8Почему важно знать свои жизненные ценности ?
Они помогают
формулировать цели
собственных поступков и желаний;
различать добро и зло;
определять свои ценностные ориентиры;
строить
отношения с окружающими;
оценивать себя, свою деятельность и поведение в соответствии с устоявшимися в обществе нормами и правилами;
принимать решения;
избежать ошибок в выборе решений или действий;
чувствовать себя уверенно в любой жизненной ситуации и т.д.
Слайд 9У Вас в руках волшебная палочка… Какие жизненные ценности Вы
для себя пожелали бы в первую очередь? Прокомментируйте свой выбор.
1) активная жизнь;
2) жизненная мудрость, зрелость суждений и здравый смысл достигаемые жизненным опытом;
3) здоровье;
4) интересная работа;
5) переживание прекрасного в искусстве и природе;
6) любовь;
7) материально обеспеченная жизнь;
8) наличие хороших и верных друзей;
9) уважение окружающих, товарищей по работе;
10) возможность расширения своего образования, кругозора, интеллектуальное развитие;
11) максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей;
12) работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование;
13) развлечения;
14) самостоятельность, независимость в поступках и суждениях;
15) счастье окружающих;
16) творчество;
17) внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений;
18) благополучие семьи;
Слайд 10Приводим образные определения житейских ценностей
Жизненные ценности – это шкала мер
и оценок, которыми человек выверяет свою жизнь.
Жизненные ценности человека –
это фундамент, на котором базируется вся его жизнь.
Жизненные ценности – это внутренний компас, по которому мы должны сверять каждый свой шаг и поступок.
Жизненные ценности – это путеводитель, помогающий нам достичь избранной цели.
Слайд 11Работаем с текстом.
Жизненные ценности героев
Отца, Елены Станиславовны, Нели:
( на основании
содержания текста назовите 2-3 их приоритета)
Коли:
взаимопонимание в семье;
уважение к чувствам
окружающих;
доброта;
милосердие;
забота о слабых;
взаимопомощь.
Слайд 12Жизненные ценности героев литературных произведений
Продолжите заполнение таблицы, самостоятельно выбрав героев
прочитанных Вами произведений.
Используйте этот материал как аргументы при написании сочинения
Слайд 13Притча о двух волках
Когда-то давно старый
индеец открыл своему внуку одну жизненную истину:
-
В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь… Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность…
Внук, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:
- А какой волк в конце побеждает?
Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:
- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
Слайд 14Духовное завещание Матери Терезы
1. Люди бывают неразумны, мелочны и эгоистичны.
Всё равно прощайте их.
2. Если вы проявили доброту, а люди
обвинили вас в личных побуждениях, всё равно проявляйте доброту к ним.
3. Если вы добились успеха, то у вас может появиться множество мнимых друзей и настоящих врагов. Всё равно добивайтесь успеха.
4. Если вы честны и откровенны, то люди будут обманывать вас. Всё равно будьте честны и откровенны.
5. То, что вы строили годами, может быть разрушено в одночасье. Всё равно стройте.
6. Добро, которое вы сотворили сегодня, забудут завтра. Всё равно творите добро.
7. В конце концов вы сами убедитесь, что всё это между вами и Богом, и никогда не было между вами и людьми.
Слайд 15 Кто понял жизнь, тот больше не спешит,
Смакует
каждый миг и наблюдает,
Как спит ребёнок, молится старик,
Как
дождь идёт и как снежинки тают...
Омар Хайям
Слайд 17Спасибо за работу!
Егораева Г.Т., ведущий методист издательства "Экзамен", Москва