Слайд 1Игра как метод обучения и развития
Доклад и презентацию подготовила студентка
3 курса филологического факультета группы 17РЛ-о31
Жукова Нелли Евгеньевна
Слайд 2Игра – непродуктивная деятельность, которая осуществляется не ради практических целей,
а служит для развлечения и забавы, доставляя радость сама по
себе.
Слайд 3Цель нашего исследования – изучение роли игры как метода обучения
и развития детей в условиях современной школы.
Объект исследования - игровые
технологии.
Предмет исследования - игра, как один из методов, способствующих более эффективному развитию и обучению школьников.
Гипотеза исследования - формирование познавательного интереса школьников к изучению русского языка и литературы будет более эффективным, если:
- построить обучение на основе последовательного введения в учебный процесс развивающих игр.
Слайд 4Актуальность игры в настоящее время повышается и из-за перенасыщенности современного
школьника информацией.
Важной задачей школы становится развитие умения самостоятельной оценки
и отбора получаемой информации. Развить подобные умения поможет дидактическая игра, которая служит своеобразной практикой для использования знаний, полученных на уроке и во внеурочное время.
Слайд 5Ещё философы античности придавали большое значение игре как средству эстетического,
интеллектуального, физического воспитания и развития ребенка и предлагали активно использовать
игровые приемы в обучении.
Теорию игры развил английский философ, педагог Джон Локк. Он считал, что человек при рождении представляет собой чистую доску (tabula rasa), на которую впоследствии воспитание наносит свои письмена.
Игру, как средство поддержания бодрости и силы трактовали Шиллер и Спенсер. Понимая, что в игре человек не только тратит, но и восстанавливает энергию. Такие исследователи, как Шалер, Штейнталь считали игру уравновешенной деятельностью, то есть отдыхом.
Слайд 6Учёные выделяют три основных класса игр:
1) самостоятельные игры;
2) игры, возникающие
по инициативе взрослого, который внедряет их с образовательной и воспитательной
целями;
3) игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса (народные), которые могут возникать по инициативе как взрослого, так и более старших детей: традиционные или народные.
Слайд 7Многие современные исследователи считают, что игра выполняет следующие функции:
Функция самореализации
ребенка.
2. Коммуникативная функция.
3. Диагностическая функция.
4. Терапевтическая функция.
5. Функция коррекции.
6. Развлекательная функция.
7. Функция реализации задач возраста.
Слайд 8Игру на уроке можно использовать и при объяснении нового материала,
и при закреплении, при отработке навыков чтения, для развития речи
обучающихся. Учитель, освоивший принципы применения игровых приемов, должен проявлять инициативу. В частности, в целях обучения русскому языку с большей эффективностью могут быть использованы творческие игры, направленные на развитие фантазии и художественного вкуса у детей.
Слайд 9Требования, которые учитель должeн учитывать при организации детских игр на
уроках и во внеурочное время:
1. Свободное и добровольное включение детей
в игру.
2. Понимание смысла и содержания игры детьми.
3. Смысл игровых действий должен совпадать со смыслом и г содержанием поведения в реальных ситуациях.
4. В игре дети должны руководствоваться принятыми в обществе нормами нравственности.
5. В игре не должно унижаться достоинство ее участников.
6. Игра должна положительно воздействовать на развитие эмоционально-волевой, интеллектуальной и рационально-физической сфер ее участников.
7. Игру нужно организовывать и направлять, при необходимости сдерживать.
8. Необходимо побуждать учащихся к анализу проведенной игры, к сопоставлению имитации с соответствующей областью реального мира.
Слайд 10В класс пришел Незнайка, и он будет изучать литературу. Теперь
ребята не только повторяют стихотворения, они стараются научить Незнайку правильному
выражению. Незнайка показывает детям стихотворения, и ребята сначала по одному, затем хором читают их. А чтобы проверить, как учащиеся запомнили, Незнайка начинает делать ошибки. Если строка произнесена правильно, дети молчат, а если неправильно, они хлопают в ладоши.
Класс выбирает ученика, который будет изображать Незнайку, после чего начинается игра.
Слайд 11Другие учителя также широко используют игровые технологии. Изучение их опыта
позволяет делать вывод о том, что данное учебное заведение готово
к использованию современных игровых технологий в преподавании. Учителя используют игры на уроках, классных часах, открытых мероприятиях и т.д. Учащиеся школы с удовольствием изучают предметы, где применяются игровые технологии. Это мотивирует их к учебе, выполнению разного рода заданий.
Слайд 12На наш взгляд, игра является достаточно эффективным средством для обучения.
Она облегчает образовательный процесс, вовлекая в деятельность учащихся с различным
темпом работы и уровнем владения материала. Но использование игровых технологий требует дальнейшего глубокого изучения со стороны педагогики, психологии, философии и так далее.
Слайд 13Таким образом, выдвинутая в начале работы гипотеза о том, что
образовательный процесс школьников будет более эффективным, если внедрять игровые технологии
в учебно-воспитательный процесс, совмещая их с другими технологиями, подтвердилась.