Слайд 1Игровая деятельность как средство формирования коммуникативных умений детей во внеурочной
деятельности
Слайд 2Сущность, понятие, классификация игровой деятельности
Игровая педагогика рассматривает игру как
ведущий метод воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного
возрастов. Игра как функция культуры наряду с трудом и учением является одним из основных видов деятельности человека.
Слайд 3Опора на игровую деятельность, игровые формы, приемы – это важнейший
путь включения детей в работу, способ обеспечения эмоционального отклика на
воспитательные воздействия и нормальных условий жизнедеятельности
Психолог Лев Семенович Выготский видел в игре неиссякаемый источник развития личности.
Слайд 4Функции игры
общевоспитательная – усвоение норм и правил поведения, воспитание нравственных и
волевых качеств, способности к сопереживанию, оказанию помощи, к коллективизму и
дружбе
познавательная – все сведения об окружающем ребенок получает через игры, познание социальных ролей
развивающая – осуществляется умственное и физическое развитие детей
развитие речи (игры-инсценировки, хоровые игры с пением, которые совершенствуют выразительность речи)
развлекательная (доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес)
коммуникативная - освоение навыков общения, развития коммуникативных способностей, освоение диалектики общения;
диагностическая - выявить отклонения от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
функция социализации - включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого и межличностного общения.
Слайд 5В игре наиболее полно активизируется:
общественная жизнь детей;
умственная активность
ребенка, развиваются основные психические функции (воображение, мышление, память, внимание, речь),
навыки общения,
эмоционально-волевая сфера,
самореализация и социализация (т.е. вхождение в человеческое общество), происходит приобщение к коммуникативной культуре - культуре общения.
Слайд 6Преимущество игры перед любой другой детской деятельностью заключается в том,
что в ней ребёнок добровольно подчиняется определённым правилам, причём именно
выполнение правил доставляет ему максимальное удовольствие. Это делает его поведение осмысленным и осознанным.
Игра – область деятельности, где младший школьник может проявить свою инициативу и творческую активность.
Слайд 7Классификация игр
Попыток классификации игр немало. В современной педагогической литературе изложен
достаточно широкий спектр подходов к классификации игр.
В силу многообразия
игр оказывается сложным определить исходное основание для классификации.
Слайд 8Развитие коммуникативных способностей в игре
Игры не только помогают развить и
проявить свои коммуникативные умения и навыки, но и позволяет корректировать
возникающие проблемы и трудности общения.
Игра помогает школьнику выстроить систему взаимоотношений, межличностного взаимодействия, проявить свои лидерские умения.
Опыт подчинения и руководства в игре может воспитывать у школьников способность к самостоятельным решениям, к отстаиванию собственного мнения, поможет в ситуациях противостоять внушению и подавлению.
Слайд 9Игровая ситуация направлена на формирование собственной позиции по тому или
иному вопросу Она позволяет школьнику донести «правильность» своего мнения. С
помощью вербальной и невербальной коммуникации доказать свою правоту и логику суждений.
Игра очень мобильна, ее задачи можно постоянно изменять и усложнять, что позволяет школьнику уметь быстро приспосабливаться и реагировать, а так же уметь преподнести информацию согласно правилам, и потребностям современного общества.
Для развития коммуникативной стороны в общении у школьников чаще всего используются тренинги общения, которые состоят из определенного набора игр (дидактических, развивающих и других).
Слайд 10Роль игры в воспитании личности
Детская игра - исторически возникший вид
деятельности, заключающийся в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между
ними и направленный на познание окружающей действительности.
Роль игры в воспитании состоит в том, что именно в играх дети раскрывают свои положительные и отрицательные качества и воспитатель получает полную возможность влиять должным образом на всех вместе и на каждого в отдельности.
Воспитательная роль игры состоит в том, что игры приучают детей жить и работать в коллективе, считаться с интересами товарищей, приходить им на выручку, соблюдать установленные правила, выполнять требования дисциплины.
Таким образом, игра выступает как подготовительный этап развития ребенка. Поэтому использование игр в воспитательном процессе в наше время - явление не только закономерное, но и необходимое.