реакцию на «европеизацию» Китая. Борьба против «варваров» и «заморских» машин
резко расширилась и приняла наиболее острые формы, особенно на севере — в Чжили, Шаньдуне и Маньчжурии. Здесь иностранное проникновение было новым и непривычным явлением, вызывавшим, поэтому крайне болезненную реакцию населения.К концу XIX в. в экономике этого региона произошли резкие изменения. В результате импорта фабричных товаров, интенсивного строительства железных дорог, развития морского пароходства, падения объема перевозок по Великому каналу, появления современной почты и телеграфа лишились работы, дополнительного заработка и разорились несколько миллионов человек, в одном только Чжили — более миллиона. Потеряли работу многочисленные труженики традиционных видов транспорта и связи. Это были лодочники, возчики, кули — носильщики и грузчики, погонщики, охранники и гонцы.
В итоге на севере Китая в конце 90-х годов назрел крупный социальный взрыв, направленный в первую очередь против «заморских дьяволов».