Слайд 1И.И. Срезневский – боец за чистоту русского языка
Слайд 2Цели
1Показать значимость трудов И.И. Срезневского в борьбе за чистоту языка.
2Приобщить
учащихся к изучению языка.
3Пробудить национальное самосознание, помочь понять, что родная
словесность победит языковую шелуху, когда она осветит душу каждого своим редкостным сиянием
Слайд 3Вступление
Современное состояние языка в России вызывает тревогу профессиональных словесников, учёных-лингвистов
и писателей. Языковая культура россиян, в первые очередь молодёжи, далека
от тех литературных норм, которых придерживались А.С.Пушкин, И.С.Тургенев и Л.Н.Толстой. Язык нашего народа отточенный , богатый, глубокий язык наших писателей находится в опасности
Слайд 4Язык
Язык – средоточие и выражение народного духа, настроения, стиля жизни
современного общества. Современный язык – это, прежде всего, тексты, наша
словесно-речевая действительность, средство общения и взаимодействия. Это быт и политика, образование и наука, искусство и средство массовой информации – всё организовано словом – речью – языком. Русская речь, русский язык – это неотъемлемая часть русской культуры и традиций. Русский язык нужно беречь от сквернословий и неграмотности. Содействие сохранению богатства и чистоты родного языка – важнейшая задача каждого.
Неоценимый вклад внесли учёные-лингвисты. Среди них был наш земляк - И.И. Срезневский.
Слайд 5Биография учёного
Родился 1 (13) июня 1812 года в Ярославе в
семье профессора кафедры словестности древних языков и российского красноречия Демидовского
училища высших наук Ивана Евсеевича. Когда Измаилу Срезневскому было несколько недель, он переселился из Ярославля в Харьков. В 14 лет поступил в Харьковский университет на факультет этико-политических наук. Через три года получил степень кандидата, представив диссертацию «Об обиде».
Гражданская служба его не привлекала. В своё свободное время он занимался преподаванием и литературными опытами. В 1831 году издал несколько стихотворений, при помощи местных писателей «Украинский альманах».В 1837 году Срезневский представил магистерскую диссертацию «Опыт о сущности и содержании теории в науках политических».
В том же году получил место адъюнкта профессора в Харьковском университете по кафедре политической экономии и статистики, на 1-м отделении философского факультета.
Слайд 6В 1839 году вышла и докторская диссертация Срезневского «Опыт о
предмете и элементах статистики и политической экономии». Обе диссертации свидетельствовали
о общем образовании, начитанностями автора. Некоторые положения и отдельные мысли были очень свежи и оригинальны по тому времени и до сих пор не утратили своих свойств. Но именно новизна взглядов явилась причиной того, что голоса двух факультетов диссертация Срезневского была забракована, и не был допущен к докторскому диспуту. Эта не удача не имела особо значения для Срезневского. Вскоре скудная научная обстановка Харькова заставила Срезневского мечтать о переходе в другие, более благополучные условия. Весной 1846 года умер петербургский славист Прейс. Срезневский стал хлопотать о переводе на эту кафедру. В 1847 году, его старания увенчались успехом, он перебрался в Петербург где и прожил остальную половину жизни. В 1849 году Срезневский присоединился к посвящённым в изучению русского и старославянского языков со своими замечательными «Мыслями об истории русского языка» . Срезневский впервые сформулировал требование исторического изучения языка в связи с историей народа и высказывал мысли о времени образования русских диалектов.
Слайд 7«Мысли об истории русского языка»
Сохранение Отечества, национального характера и родного
языка – единственный верный путь процветания народа. Это подтверждают опыт,
история и культура различных народов, в том числе русского народа. Эта идея лежит в основе речи «Мысли об истории русского языка» И.И.Срезневского, с которой он выступал 8 февраля 1849 года. Язык есть собственность нераздельность целого народа». Переходя от человека к человеку, из века в век, от поколения к поколению, он хранится народом как драгоценное сокровище, которое по прихотям частных желаний не может сделать богаче или беднее, - ни умножиться, ни растратиться. Отречься от его хранения, значит отречься от своего народа. Всё что есть в языке, всё что в нём происходит , и сущность его изменяемость, всё законно, как и во всяком произведении природы. Можно не понимать, а потому и не признавать этой законности, но от того законы языка не перестанут быть законами.
Основное же достижение И.И. Срезневского состояло в том, что он ввёл русский язык в сравнительно-историческое изучение славянских языков и таким образом определил тот главный фундамент, на котором должно строиться здание исторической грамматики русского языка.
Слайд 8Работа И.И.Срезневского «Мысли об истории русского языка» имела огромный успех,
она произвела впечатление на многих современников и получила высокую оценку
И.И.Давыдова, М.П.Погодина, П.А.Лавроского. Она привлекла внимание Ф.И. Буслаева новыми подходами к сравнительному анализу языковых явлений и объединила их взгляды на прогрессивные методы изучения и преподавания русского языка.
Живой человеческой любовью, большим патриотизмом и верой в исключительные духовные силы Родины и русского народа была проникнута речь И.И. Срезневского. Знаменитые «Мысли об истории русского языка» и сейчас остаются не только программой для современных фиологов, историков и этнографов, но и являются вкладом учёного в борьбу за чистоту языка.
Слайд 9Об изучении языка вообще и особенности в детском возрасте
В 1680
году в Петербургском университете И.И, Срезневский читал лекции «в пользу
недостаточных студентов». Изучение родного языка, по мнению И.И. Срезневского, не может и не должно иметь конца предела. Рассуждение Срезневского настолько глубоки и значительны, что нам показалось необходимо уделить внимание.
Важное место учёный отводит в своём труде значению языка в жизни человека, становлению его духовных сил с помощью языка. «Знание родного языка необходимо как важнейшее условие и орудие образования каждого человека отдельно и образованности народной вообще», - писал Срезневский.
«Только через посредство родного языка он (человек) может и воспринимать полно и свободно мысль и чувства другого. Работа над родным языком в человеке не прекращяется никогда»
Слайд 10ПО мнению учителя, профессора, академика И.И. Срезневского очень важно «вдумываться
в средства, представляемые языку для выражения мысли». Считая язык народным
достоянием, он призывал вглядываться в язык народных песен, сказок, пословиц, загадок, чтобы увидеть «Свободу и живое разнообразие выражений», настаивал на изучении языка общенарод.
Каждый человек, по мысли И.И. Срезневского, должен держаться родного языка как главной основы, так как только на родном языке человек может определить себя «верно и свободно всякое движение своего ума и сердца»
Слайд 11Заключение
Получив свободу и раскрепощённость в своей речи, мы как носители
русского языка должны помнить о языковой ответственности, поскольку именно с
помощью языка должны помнить о языковой ответственности , поскольку именно с помощью языка осуществляется преемственность поколений, передаются культурные и интеллектуальные богатства из поколения в поколение, хорошее владение родным языком создаёт личности возможности более полно и успешно реализовать себя в профессии и творчестве; качество языковой среды - залог духовного здоровья общества
Таким образом, наша гипотеза верна: Измаил Иванович сделал много для развития и сохранения русского языка. Мы обязаны принести глубокую благодарность неутомимому труженику и почтить добрым словом его деятельность.