Слайд 1III Международная научно-практическая конференция
«Комплексная реабилитация и ресоциализация потребителей наркотиков:
проблемы и перспективы»
25-26 октября 2018 года
Санкт-Петербург
«Состояние, проблемы и пути совершенствования комплексной реабилитации и ресоциализации наркозависимых и созависимых лиц в России
и Санкт-Петербурге»
Коржик Михаил Михайлович,
начальник Сектора по обеспечению деятельности
антинаркотической комиссии в Санкт-Петербурге
Комитета по вопросам законности,
правопорядка и безопасности
Слайд 2Согласно Докладам о наркоситуации в Российской Федерации
и в Санкт-Петербурге в 2017 году наркоситуация соответствует уровню 2015-2016 годов.
Правоохранительными органами Российской Федерации ежегодно выявляется свыше 200 тысяч преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков. Ежегодно изымается более 20 т наркотиков и сильнодействующих веществ.
Согласно данным Генеральной прокуратуры РФ в общей структуре преступности наибольший удельный вес преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, зафиксирован в Чеченской Республике (26,5 %), Санкт-Петербурге (24,6 %), Карачаево-Черкесской Республике (19,7 %), в Республике Северная Осетия-Алания (18,8 %), Приморском крае (15,4 %), Еврейской автономной области (15,4 %).
Правоохранительными и надзорными органами в Санкт-Петербурге выявлено и зарегистрировано свыше 52 тысяч преступлений всех видов. Отмечено уменьшение в 2017 году преступлений в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, сильнодействующих веществ до 12802.
В рамках возбужденных уголовных дел всеми правоохранительными органами изъято 558 130 (2016 г. – 240660) граммов наркотических средств и психотропных веществ.
Слайд 3По данным статистического наблюдения Минздрава России в стране зарегистрировано около
460 тыс. потребителей наркотиков, из которых
273,1 тыс. – больные наркоманией, 186,1 тыс. – пациенты с диагнозом «пагубное (с вредными последствиями) потребление наркотиков».
Согласно сведениям Комитета по здравоохранению в Санкт Петербурге, как и в РФ в целом, начиная с 2001 г., наблюдалась устойчивая тенденция к снижению общего уровня распространенности наркологических заболеваний.
По итогам 2017 г. в городе общий уровень распространенности наркологических заболеваний более чем в 2 раза ниже общероссийского показателя, имеет тенденцию к снижению.
Диагноз «Синдром зависимости от наркотиков» отмечен у 10 028 (2016 г. – 10567) пациентов; из них – у 11 несовершеннолетних.
Центром судебно-медицинской экспертизы Минздрава России зафиксировано 5 811 случаев смертельных отравлений наркотиками.
Бюро судебно-медицинской экспертизы в 2017 г. в Санкт-Петербурге отмечено увеличение и зарегистрировано 690 (2016 г.– 595) случаев смертельных отравлений наркотиками.
Слайд 4- В целях обеспечения стабильности развития российского общества и государства
согласно решениям совещания Совета Безопасности РФ от 28.04.2017 Указом Президента
РФ от 23.02.2018 № 85 внесены изменения в Стратегию государственной антинаркотической политики РФ до 2020 года, утвержденную Указом Президента РФ от 09.06.2010 № 690.
- В интересах обеспечения национальной безопасности страны в обновленной редакции Стратегии уточнены современные и прогнозируемые условия и факторы, влияющие на формирование и реализацию государственной антинаркотической политики, конкретизированы ее принципы, задачи и основные направления.
- С учетом передачи МВД России функций упраздненной ФСКН России усовершенствованы механизмы межведомственного взаимодействия при реализации государственной антинаркотической политики.
- Разработан комплекс дополнительных организационных и иных мер, направленных на достижение к 2020 году цели Стратегии – пресечение незаконного распространения наркотиков и их прекурсоров на территории РA, снижение немедицинского потребления наркотиков.
Эти меры нашли отражение в новой редакции Плана мероприятий по реализации Стратегии, утвержденной председателем ГАК в мае 2018 года.
С целью координации деятельности федеральных органов исполнительной власти по предупреждению незаконного наркопотребления председателем ГАК утвержден Межведомственный план организации профилактической работы в сфере немедицинского потребления наркотиков на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов.
Слайд 5Мероприятия в 2017 году запланированы по 3 основным направлениям:
противодействие незаконному
обороту наркотиков (запланировано 56 мероприятий на сумму свыше 103 млн.
рублей);
профилактика немедицинского потребления наркотиков (запланировано 596 мероприятий на сумму около 665 млн. рублей);
лечение и реабилитация наркопотребителей (запланировано 196 мероприятий на сумму порядка 420 млн. рублей).
Медицинская реабилитация пациентов наркологического профиля в 2017 году осуществлялась в 2 функционирующих как самостоятельные юрлица реабилитационных центрах, в 9 реабилитационных центрах, в 125 стационарных реабилитационных отделениях, 66 амбулаторных реабилитационных отделениях и на 505 койках дневного пребывания, функционирующих в составе наркологических и психиатрических медицинских организаций. Общее число круглосуточных коек для реабилитации в 2017 году составило 3 194, средняя длительность реабилитации – 45 дней.
8 712 пациентов включены в стационарные реабилитационные программы (СРП) с диагнозом «синдром зависимости от наркотиков», что составило 15,5 % от числа пациентов, проходивших стационарное лечение с этим диагнозом. 78 % успешно закончили СРП. 4 043 больных с синдромом зависимости от наркотиков (59 % от числа успешно завершивших стационарный этап реабилитации) направлены для прохождения амбулаторного ее этапа.
В 2017 году включено в амбулаторные реабилитационные программы (АПР) 17 488 пациентов с диагнозом «синдром зависимости от наркотиков», что составило 7,5 % от числа состоявших под диспансерным наблюдением. Из числа пациентов с зависимостью от наркотиков, включенных в АРП, успешно завершили амбулаторную реабилитацию 9 327 больных, или 53 % от числа проходивших амбулаторную реабилитацию пациентов с зависимостью от наркотиков.
Слайд 6В учреждениях ФСИН России, в которых по определению суда отбывают
наказание потребители наркотиков, также созданы условия для лечения и реабилитации
больных наркоманией.
Для лечения больных с наркологическими расстройствами в ФСИН России действуют 9 лечебных исправительных учреждений, 8 из них предназначены для амбулаторного лечения осужденных мужчин с синдромами зависимости от психоактивных веществ и алкоголизма (республики Алтай, Мордовия, Красноярский, Приморский края, Кемеровская, Омская, Тамбовская и Тверская области) и 1 – для лечения женщин (Чувашская Республика - Чувашия), наркологические кабинеты в медицинских частях исправительных колоний и следственных изоляторов.
Применяемые программы терапии и реабилитации наркозависимых в УИС основаны на полном отказе от употребления наркотиков, формировании осознанного отношения к отказу от приема наркотиков, становлению стойкой и длительной ремиссии с дальнейшей установкой на здоровый образ жизни.
При этом практически 100 % таких лиц, соглашающихся на добровольное лечение, до заключения под стражу никогда сами не обращались к врачам-наркологам и, соответственно, не лечились.
Слайд 7Органами государственной власти субъектов РФ продолжено формирование системы немедицинской реабилитации.
Во
всех субъектах РФ, за исключением Чеченской Республики и Еврейской автономной
области, определен орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в сфере реабилитации
и ресоциализации наркопотребителей.
Согласно распоряжению правительства Санкт-Петербурга от 30.12.2014 № 85-рп «Об уполномоченных исполнительных органах государственной власти Санкт-Петербурга в сфере комплексной реабилитации лиц, потребляющих наркотические средства и психотропные вещества в немедицинских целях» к числу таких органов отнесены Комитет по здравоохранению, Комитет по социальной политике Санкт-Петербурга и администрации районов Санкт-Петербурга.
В 83 субъектах РФ обеспечено включение
в государственные программы (подпрограммы) в сфере антинаркотической деятельности подпрограмм (мероприятий), направленных на формирование, развитие и функционирование в регионах страны системы реабилитации и ресоциализации наркопотребителей.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 17.06.2014 № 489 утверждена государственная программа Санкт-Петербурга «Обеспечение законности, правопорядка и безопасности в Санкт-Петербурге», включающая подпрограмму 3 «Реализация антинаркотической политики в Санкт-Петербурге». Подпрограмма 3 содержит ряд мероприятий по формированию и развитию в Санкт-Петербурге регионального сегмента национальной системы комплексной реабилитации и ресоциализации потребителей наркотиков, его научно-методическому, информационному и кадровому обеспечению.
Пунктом 1.2.2 протокола расширенного заседания АНК от 18.12.2015 № 4 утвержден План мероприятий («дорожная карта») «Создание в Санкт-Петербурге регионального сегмента национальной системы комплексной реабилитации и ресоциализации потребителей наркотиков» на 2016–2018 годы. На выездном расширенном заседании АНК 21.12.2017 утверждена новая редакция «Плана мероприятий, предусматривающая создание в 2018 году в 6 районах Санкт-Петербурга специализированных отделений (служб), оказывающих социальные услуги и осуществляющих социальное сопровождение потребителей наркотиков и созависимых близких.
Слайд 8В некоторых регионах эти мероприятия государственных программ субъектов РФ реализуются
в рамках основной деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ без
дополнительного финансирования либо происходит их секвестирование. Это обусловлено в первую очередь условиями жесткой экономии бюджетных средств регионов.
Практически во всех субъектах РФ на основе рекомендованных ГАК критериев оценки качества услуг по реабилитации и ресоциализации лиц, допускающих незаконное потребление наркотиков, разработаны и утверждены соответствующими нормативными правовыми актами критерии отбора негосударственных организаций, включаемых в региональные сегменты системы реабилитации и ресоциализации наркопотребителей (Система).
В большинстве субъектов РФ ведется реестр организаций, осуществляющих деятельность в сфере реабилитации и ресоциализации наркопотребителей, включенных в региональный сегмент Системы.
В настоящее время в эти реестры включена 361 организация,
из них: 58 – государственные, 279 – социально ориентированные некоммерческие организации и 24 – коммерческие.
В некоторых субъектах РФ работа по реабилитации и ресоциализации наркопотребителей строится в тесном взаимодействии с Русской Православной Церковью (22 СОНКО).
Имеются СОНКО, организованные представителями христианства:
35 - евангельскими христианами-баптистами,
2 – протестантами,
4 - пятидесятниками.
Слайд 10Большинство субъектов РФ осуществляет поддержку мероприятий, организуемых и проводимых СО
НКО по немедицинской реабилитации и ресоциализации наркопотребителей, путем предоставления субсидий
для их реализацию по различным направлениям: на расширение деятельности, увеличение объемов оказываемых услуг, развитие мотивационной и реабилитационной деятельности, реализацию проектов, направленных на информационную, консультационную и методическую поддержку, на поддержку в области подготовки и профессионального образования работников и добровольцев СОНКО. Также в некоторых регионах СОНКО обеспечиваются необходимыми ресурсами на льготной основе.
На федеральном уровне субсидии предоставлялись Фондом президентских грантов. По направлениям «социальное обслуживание, социальная поддержка и защита граждан» и «охрана здоровья граждан, пропаганда здорового образа жизни» гранты получили 11 организаций на сумму 23 млн. рублей.
В 32 субъектах РФ применяется механизм оказания гражданам, больным наркоманией и прошедшим лечение, услуг по немедицинской реабилитации с использованием именного сертификата.
Результатом реализации таких проектов стало включение
в программы реабилитации и ресоциализации значительного количества наркопотребителей из числа малообеспеченных лиц и лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации.
На финансовое обеспечение сертификатов бюджетами субъектов РФ в 2017 году предусмотрено почти 100 млн. рублей.
Средняя стоимость сертификата в месяц составляла 40 тыс. рублей.
Слайд 11Рассмотрение важных и сложных вопросов координации и взаимодействия участников антинаркотической
деятельности, совершенствования государственной антинаркотической политики РФ, законодательной и нормативной правовой
базы Санкт-Петербурга и принятие конкретных мер по предупреждению и пресечению незаконного распространения наркотиков и их прекурсоров, по повышению уровня профилактики их немедицинского потребления, новых потенциально опасных психоактивных веществ, наркомании на территории Санкт-Петербурга, развития Регионального сегмента, регулярно осуществлялось на заседаниях Координационного совещания по обеспечению правопорядка в Санкт-Петербурге при Губернаторе Санкт-Петербурга, Межведомственной комиссии по профилактике правонарушений при Правительстве Санкт-Петербурга, Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Санкт-Петербурга (КДНиЗП) и Межведомственной рабочей группы по взаимодействию правоохранительных и контролирующих органов в области противодействия незаконному обороту наркотиков и сильнодействующих веществ при прокуратуре Санкт Петербурга, созданной в мае 2008 года, АНК и 18 Антинаркотических комиссий в районах Санкт-Петербурга (РАНК), созданные в порядке реализации Указа Президента РФ от 18.10.2007 № 1374.
Распоряжениями Администраций районов Санкт-Петербурга созданы и действуют Антинаркотические комиссии во всех районах города. В качестве членов в состав этих комиссий включены представители местных органов самоуправления 111 внутригородских муниципальных образований.
В целях повышения эффективности антинаркотической деятельности и согласно решениям АНК органы государственной власти Санкт-Петербурга ежегодно подготавливают и принимают около 100 нормативных правовых актов (Законов Санкт-Петербурга, постановлений Правительства Санкт-Петербурга и Губернатора Санкт-Петербурга, распоряжений ОГВ и др.).
В 2018 году в 18 районах, 80 из 111 внутригородских муниципальных образований разработаны, утверждены и реализуются долгосрочные антинаркотические программы, а также ежегодные планы их реализации.
Слайд 12Оказание услуг по комплексной реабилитации и ресоциализации больных наркоманией в
Санкт-Петербурге осуществляется государственными учреждениями здравоохранения, социального обслуживания населения и образования,
а также негосударственными СО НКО.
Реализуются Соглашения:
между Администрацией Псковской области и Правительством Санкт-Петербурга о сотрудничестве в сфере социальной реабилитации и ресоциализации больных наркоманией подписанное 18.06.2014 в г.Пскове;
о сотрудничестве между Санкт-Петербургом и Санкт-Петербургской епархией Русской Православной Церкви, подписанное 16.03.2015. ИОГВ активно сотрудничают с Координационным центром по противодействию наркомании и алкоголизму, на базе которого открыт дневной стационар для наркозависимых;
между Санкт-Петербургским государственным бюджетным учреждением «Городской информационно-методический центр «Семья», подведомственным КСП СПб и Благотворительным фондом содействия межцерковной христианской диаконии, подписанное 15.07.2015, а также с «Мурманской региональной общественной организацией помощи нарко- и алкозависимым лицам, лицам БОМЖ, попавшим в трудную жизненную ситуацию, «Содействие», подписанное 28.04.2016;
«Соглашение о взаимодействии в сфере обеспечения снижения спроса на наркотики между ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, Управлением ФСИН по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, Комитетом по здравоохранению и КСП СПб», подписанное 10.04.2018.
Всеми специализированными отделениями заключены соглашения (договоры) о сотрудничестве с СО НКО, государственными и негосударственными реабилитационными центрами, предоставляющими услуги по социальной реабилитации и ресоциализации наркологических больных и созависимых лиц.
В подразделениях государственных наркологических учреждений размещена информация о возможности обращения пациентов в СО НКО, с которыми заключены соглашения о сотрудничестве.
Слайд 13Научно-методическое и информационное обеспечение учреждений, предоставляющих социальные услуги детям и
семьям с детьми, по вопросам профилактики наркомании, социальной реабилитации и
ресоциализации зависимых и созависимых лиц осуществляет КСП СПб и подведомственный ему Учебно-методический отдел по социальной реабилитации и ресоциализации лиц с зависимым и созависимым поведением, созданный при ГИМЦ «Семья» в 2014 году.
Согласно протоколу от 28.09.2016 № 3 расширенного заседания АНК создана и действует Рабочая группа при АНК по развитию в Санкт-Петербурге Регионального сегмента национальной системы комплексной реабилитации и ресоциализации потребителей наркотиков. Рабочей группой обеспечивается подготовка и проведение в Санкт-Петербурге эксперимента по социальной реабилитации и ресоциализации наркологических больных с использованием именных сертификатов, разработка проекта Порядка проведения в Санкт-Петербурге эксперимента по оказанию гражданам, больным наркоманией и прошедшим лечение от наркомании, услуг по социальной реабилитации и ресоциализации с использованием именного сертификата.
Каждый год в апреле-мае в городе проходит Месячник антинаркотических профилактических мероприятий, посвященных Международному дню борьбы с наркоманией и незаконным оборотом наркотиков (Месячник). В 2018 году организовано свыше 260 городских и районных спортивных, культурно-массовых, медико-просветительских, информационно-пропагандистских мероприятий, направленных на профилактику немедицинского потребления наркотиков, на пресечение преступлений и правонарушений, на реабилитацию и ресоциализацию наркозависимых и созависимых лиц, ярмарки вакансий для различных категорий граждан, уличные акции и другие. Ряд мероприятий Месячника реализован в соответствии с Подпрограммой 3.
Проведена при участии прокуратуры города оперативно-профилактическая акция «Наш город», в рамках которой жители города могли сообщить по «телефонам доверия» сведения о местах незаконного распространения наркотиков и лицах, возможно причастных к их незаконному обороту.
Слайд 14С учетом изложенного и в целях совершенствования комплексной реабилитации, ресоциализации
и социальной адаптации потребителей наркотиков и созависимых близких в Санкт-Петербурге,
участникам антинаркотической деятельности предстоит решить ряд задач, поставленных руководством страны и ГАК:
развития механизма оказания гражданам, прошедшим лечение от наркомании, услуг по реабилитации;
повышения эффективности контроля за деятельностью негосударственных организаций, осуществляющих реабилитацию и ресоциализацию лиц, потребляющих наркотические средства и психотропные вещества без назначения врача;
совершенствования системы раннего выявления потребителей наркотиков, прежде всего несовершеннолетних.
Следует существенно повысить эффективность межведомственного взаимодействия и координации деятельности ИОГВ субъектов РФ и органов местного самоуправления в реализации антинаркотической политики. С этой целью необходимо реализовать комплекс мер, обеспечивающих совершенствование системы раннего выявления потребителей наркотиков, увязку мероприятий государственных антинаркотических программ субъектов РФ с реально складывающейся наркоситуацией, выработку перспективных направлений антинаркотической работы в регионе.