Слайд 2
Икона (с греч. - «о́браз», «изображение»)
Изображение Бога, Богоматери,
святых, Библейских сцен.
Является предметом поклонения верующих.
Написана по определенным
правилам - канонам.
Слайд 3В период формирования искусства Византии, этим словом обозначалось всякое изображение
Христа, святого, или события Священной истории, независимо от того было
ли это изображение, скульптурным, монументальной живописью или станковой, независимо от того, какой техникой было исполнено.
Слайд 5Теперь слово икона, обычно
применяется к изображениям,
выполненные в рамках
восточнохристианской традиции
на доске красками.
Слайд 6Не все изображения Христа,
Богоматери, святых можно
назвать иконой.
Протоирей
Сергий Булгаков так
описал свое впечатление о
"Сикстинской Мадонне
Рафаэля: "Здесь - красота,
лишь
дивная человеческая
красота, с ее религиозной
двусмысленностью, но...
безблагодатность. Молиться
перед этим изображением: -
это хула и невозможность!
Красота Ренессанса не есть
святость, но то двусмысленное,
демоническое начало,
которое прикрывает
пустоту, и улыбка его играет
на устах леонардовских
героев"
Слайд 7Красота в иконе – красота внутренняя, духовная.
Красота в картине –
внешняя, материальная.
Слайд 8Икона – сама молитва.
Цель иконы – не в том,
чтобы возбудить
или
усилить в нас то или иное
естественное
человеческое чувство.
Икона не «трогательна»,
не чувствительна.
Цель
её – направить наши
чувства, ум и всю нашу
человеческую природу на
путь преображения, ввысь,
к божественному архетипу.
Слайд 10А. Спас Нерукотворный - отпечаток лика Христа на ткани.
Слайд 11Церковное Предание утверждает
существование иконы Спасителя еще при Его жизни –
это образ, который мы знаем под названием
Спас Нерукотворный.
История этого
образа сводится к
следующему:
Эдесский царь Авгарь, больной проказой, послал ко Христу своего
архивария-художника, прося
Христа прийти в Эдессу и исцелить его. Христос, видя, что архиварий хочет написать Его портрет, умылся, вытер свой лик платком, и на этом платке отпечатался Его образ.
Получив плат, Авгарь исцелился. Это сильно подействовало на распространение христианства среди жителей Эдессы.
Плат долго хранился в Эдессе как драгоценное сокровище города.
В 944 году византийские императоры выкупили Нерукотворный Образ у Эдессы.
После разгрома Константинополя крестоносцами в 1204г. следы плата теряются.
Слайд 15Туринская плащаница
христианская реликвия,
четырёхметровое льняное полотно,
в которое, по преданию,
Иосиф
из Аримафеи завернул тело
Иисуса Христа после его крестных
страданий
и смерти.
Сейчас хранится в соборе
Св. Иоанна Крестителя в Италии, в городе Турине.
Слайд 16Б. Первые иконы
Божией Матери
предание приписывает
евангелисту Луке.
Слайд 17Церковное предание говорит, что евангелист Лука первый в мире написал
образ
Божией Матери, держащей на руках Младенца на доске стола,
за которым трапезничал Христос с Марией и Иосифом,
а затем еще две иконы Пресвятой Богородицы. Желая узнать, угодно ли это Богоматери, принес их Ей. Богородица, увидав образ свой, изрекла пречистыми устами: «Благодать Родившегося от Меня и Моя да будет с сими иконами».
Слайд 18Одиги́трия
(греч. Οδηγήτρια — Указующая Путь),
Путеводи́тельница —
один из наиболее
распространённых
типов изображения Богоматери с
младенцем Иисусом, по преданию,
написанная
евангелистом Лукой.
Богородица с младенцем Христом
Энкаустика
500-550
Икона привезена с Синая в Россию архимандритом Порфирием Успенским (1804-1885).
Сейчас в находится в
Киевском музее Западного и Восточного искусства.
Слайд 19Появление иконы и
иконопочитания относят
к 2-3вв..
Самые ранние из
сохранившихся
икон
датируются 5-6вв.
Слайд 20Христос Пантократор
500-600
Энкаустика
Синай, Монастырь св. Екатерины
Слайд 21Богоматерь с младенцем Христом,
ангелами, свв. Георгием, Феодором
500-600
Энкаустика
Синай, монастырь
св. Екатерины
Ранние иконы (6-8вв.) выполнены в технике энкаустики (воск.
краски),
с 9в. – темперой.
Каноны иконописи в это
время еще не сложились.
Слайд 22Апостол Петр.
В медальонах Христос, св Мина и
Богоматерь
600-700
Энкаустика
Синай,
монастырь св. Екатерины
Слайд 23Епископ Авраамий, 500-600, Берлин
Христос и св. Мина, 600-700, Лувр
Слайд 24Свв. Сергий и Вакх, 600-700, энкаустика, (с Синая) Киев
Слайд 25Египет, Синай, монастырь св. Екатерины
Слайд 26Большое влияние на
иконопись оказали
а. традиции поздней
эллинистической живописи
(Фаюмский погребальный
портрет).
Слайд 27Фаюмский погребальный портрет, 1-2вв. н.э.
Слайд 28
Большое влияние на
иконопись оказали
б. катакомбные фрески
самые древние
христианские изображения.
Слайд 30Процесс создания иконы
А. Подготовка доски (углубление – ковчег, грунт –
левкас).
Б. Доличное письмо (фон. одежды).
В. Личное письмо (лики святых).
Г. Лак
– олифа.
Слайд 31Клейма – изображения,
располагающиеся на полях иконы, обрамляющие средник.
«Житийные иконы»
появляются в Византии с 9в.
Средник
Клейма
Слайд 32Оклад (Риза) –
накладное украшение на иконах,
обычно из металла.
Слайд 33Иконобо́рчество
VIII-IX вв.
В Византии запрещены иконы.
В иконах видели пережиток идолопоклонничества.
Иконоборцы
считали священные изображения идолами, а почитание икон — идолопоклонством, ссылаясь
на ветхозаветные заповеди («не сотвори себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху… не поклоняйся им и не служи им» (Исх. 20:4-5))
Фреска в Византийском храме
8 век
Вместо изображения Бога, святых
- орнамент, пейзаж.
Слайд 34В период иконоборчества
художественные произведения,
посвящённые христианской
тематике, безжалостно
уничтожались:
иконы сжигались,
украшавшие стены храмов
мозаики и фрески сбивались,
иконописцы
казнились.
Патриарх Герман опускает в море Лиддскую икону Богородицы,
чтобы спасти её от иконоборцев.
Слайд 35После восстановления
иконопочитания в 9в. (843)
искусство иконописи
становится более
строгим и
каноничным.
На основе опыта духовного
опыта святых отцов были
выработаны постоянные
иконографические
схемы,
отступать от которых
строжайше запрещалось.
Слайд 36Средневековый иконописец,
как правило, монах, особым образом
готовился к иконописанию: уходил
в затвор, отрешаясь от мирских дел,
постился, погружался в молитву,
очищая и настраивая себя на время
работы.
Требования к художественному
творчеству, оформленные на
Стоглавом соборе 1551г., гласили:
«Подобает бытии живописцу смирену,
кротку, непразднословцу,
несмехотворцу, несварливу,
независтливу, непьяницы,
неграбежнику, неубийцы».
Слайд 37Иконописный подлинник — это особое руководство по иконографии:
это собрание
образцов, определяющих все детали канонических изображений
различных лиц и событий,
воспроизводимых на иконах. Иконописные подлинники делятся на лицевые и толковые. Лицевой подлинник содержит рисунки (прориси) икон, располагаемые обычно по дням церковного почитания. В качестве лицевого иконописного подлинника может использоваться лицевой синодик, лицевая Библия, а также собрания отдельных прорисей. Толковый подлинник включает в себя описания сюжетов, композиций, цветов и прочих деталей икон по дням почитания.Первые дошедшие до нас иконописные подлинники датируются не ранее 16-го века.
Слайд 39Нет реализма.
Изображается не материальный мир,
А мир духовный.
Преображение Господне
Гора
Фавор, Израиль
Слайд 40Условность, символизм.
Дух святой – белый голубь
Святая Троица Новозаветая
Слайд 41Символы
якорь — образ надежды (якорь является опорой корабля в море,
надежда выступает опорой души в христианстве);
голубь — символ Святого Духа;
феникс
— символ воскресения;
орёл — символ юности («обновится яко орля юность твоя» (Пс. 102:5));
павлин — символ бессмертия (по мнению древних его тело не подвергалось разложению);
петух — символ воскресения (крик петуха пробуждает от сна, а пробуждение по мнению христиан должно напоминать верующим о Страшном суде и всеобщем воскресении мёртвых);
агнец — символ Иисуса Христа;
лев — символ силы и могущества;
оливковая ветвь — символ вечного мира;
лилия — символ чистоты (распространено из-за влияния апокрифических историй о вручении архангелом Гавриилом Деве Марии при Благовещения цветка лилии);
виноградная лоза и корзина с хлебом — символы евхаристии (св. причастия).
Слайд 43Золотой цвет. Золотой блеск мозаик и икон позволял почувствовать сияние
Бога и великолепие Небесного Царства, где никогда не бывает ночи.
Золотой цвет обозначал самого Бога. Этот цвет сияет различными оттенками на иконе Владимирской Божией Матери.
Пурпурный цвет. Пурпурный, или багряный, цвет был очень важен в византийской культуре. Это цвет царя, владыки - Бога на небе, императора на земле. Только император мог подписывать указы пурпурными чернилами и восседать на пурпурном троне, только он носил пурпурные одежды и сапоги (всем это строжайше запрещалось). Кожаные или деревянные переплеты Евангелия в храмах обтягивали пурпурной тканью. Этот цвет присутствовал в иконах на одеждах Богоматери - царицы Небесной.
Красный цвет. Красный - один из самых заметных цветов в иконе. Это цвет тепла, любви, жизни, животворной энергии Именно поэтому красный цвет стал символом Воскресения - победы жизни над смертью. Но в то же время это цвет крови и мучений, цвет жертвы Христа. В красных одеждах изображали на иконах мучеников. Красным небесным огнем сияют крылья приближенных к престолу Бога архангелов-серафимов. Иногда писали красные фоны - как знак торжества вечной жизни.
Белый цвет. Белый цвет - символ Божественного света. Это цвет чистоты, святости и простоты. На иконах и фресках святых и праведников обычно изображали в белом Праведники - люди, добрые и честные, живущие "по правде". Тем же белым цветом светились пелены младенцев, души умерших людей и ангелы. Но белым цветом изображали только праведные души.
Синий и голубой цвета. Синий и голубой цвета означали бесконечность неба, символ иного, вечного мира. Синий цвет считался цветом Богоматери, соединившей в себе и земное и небесное. Росписи во многих храмах, посвященных Богоматери, наполнены небесной синевой.
Зеленый цвет. Зеленый цвет - природный, живой. Это цвет травы и листьев, юности, цветения, надежды, вечного обновления. Зеленым цветом писали землю, он присутствовал там, где начиналась жизнь - в сценах Рождества.
Коричневый цвет. Коричневый - цвет голой земли, праха, всего временного и тленного. Смешиваясь с царским пурпуром в одеждах Богоматери, этот цвет напоминал о человеческой природе, подвластной смерти.
Черный цвет. Черный цвет - цвет зла и смерти. В иконописи черным закрашивали пещеры - символы могилы - и зияющую адскую бездну. В некоторых сюжетах этомог быть цвет тайны. Например, на черном фоне, означавшем непостижимую глубину Вселенной, изображали Космос - старца в короне в иконе Сошествия Святого Духа. Черные одежды монахов, ушедших от обычной жизни, - это символ отказа от прежних удовольствий и привычек, своего рода смерть при жизни.
Серый цвет - никогда не использовался в иконописи. Смешав в себе черное и белое, зло и добро, он становился цветом неясности, пустоты, небытия. Такому цвету не было места в лучезарном мире иконы.
Слайд 45Нет теней
Не изображается
источник света.
Свет – духовная категория.
Слайд 46Условность архитектуры.
Красная драпировка – действие в интерьере.
Слайд 49Деформация фигур и
предметов.
Фигуры утрачивают материальность, объемность, телесность.
Разномасштабность.
Слайд 50Изображение вне
времени и вне
пространства.
Слайд 52Лики святых всегда
изображены в анфас
или ¾. Никогда в
профиль.
Слайд 53Анонимность.
Авторы не подписывали свои произведения.
Иконописец осознавал себя не творцом, а
исполнителем божественной воли.