Слайд 2 Внешний вид Богородицы известен по описаниям церковных историков,
например, Никифора Каллиста, монаха Епифания.
Богородица традиционно изображается в
определённых одеждах: пурпурном мафории (покрывале замужней женщины, закрывающем голову и плечи), и тунике (длинном платье) синего цвета. Мафорий украшают три звезды — на голове и плечах.
Слайд 3Первые иконы
Божией Матери
предание приписывает
евангелисту Луке.
Слайд 5Иконография Богоматери
А. Одигитрия
Б. Елеуса
В. Оранта
Г. Агиосоритисса
Слайд 6А. Одигитрия - Путеводительница
Б. Елеуса - Умиление
В. Оранта - Молительница
Г.
Агиосоритисса - Заступница
А
Б
В
Г
Слайд 7А. Одиги́трия
(греч. Οδηγήτρια — Указующая Путь),
Путеводи́тельница —
один из
наиболее распространённых
типов изображения Богоматери с
младенцем Иисусом, по преданию,
написанная евангелистом Лукой.
Богородица с младенцем Христом
Энкаустика
500-550
Икона привезена с Синая в Россию архимандритом Порфирием Успенским (1804-1885).
Сейчас в находится в
Киевском музее Западного и Восточного искусства.
Слайд 8Одигитрия
Отрок-Христос сидит на руках
Богородицы, правой рукой он
благословляет, а
левой — держит
свиток, реже — книгу, что
соответствует иконографическому
типу Христа Пантократора.
Как правило, Богородица
представлена в поясном
изображении, но известны и
сокращенные оплечные
варианты (Казанская) или
изображения в рост.
Отличием от довольно близкого
типа Елеусы служит взаимное
отношение матери и сына: икона
выражает уже не безграничную
любовь, здесь центром композиции
является Христос, обращённый к
предстоящему зрителю,
Богородица же, также
изображённая фронтально (или с
небольшим наклоном головы),
указывает рукой на Иисуса.
Слайд 9По преданию, самая первая Одигитрия (Влахернская икона)
была выполнена евангелистом
Лукой, привезена из Святой Земли Евдокией, женой императора Феодосия, около
середины V века, а затем помещена во Влахернском храме (по другим источникам — в храме монастыря Одигон, отчего, по одной из версий, и происходит название).
Икона стала охранительницей Константинополя. Ее не раз выносили на городские стены во время нападения врагов. Кроме того, во вторник каждой недели с иконой совершался крестный ход по всему городу.
Этот тип богородичных икон получил
необычайно широкое
распространение во всем
христианском мире, а особенно в
Византии и в России.
Слайд 10Казанская икона
Богородицы – сокращенный
оплечный вариант Одигитрии.
Слайд 11Богородица на троне
или Панахра́нта
(греч. Πανάχραντα —
Всенепорочная, Пречистая),
Всемилостивая, Всецарица —
один из иконографических типов
изображения Богородицы, близкий
к типу Одигитрия. Этому типу
характерно изображение Богоматери, восседающей на престоле с Младенцем Христом на коленях.
Трон символизирует царственное
величие Божией Матери.
Такой тип изображения появился в Византии в XI—XII вв.
Слайд 14Иконография Богоматери
А. Одигитрия
Б. Елеуса
В. Оранта
Г. Агиосоритисса
Слайд 15А. Одигитрия - Путеводительница
Б. Елеуса - Умиление
В. Оранта - Молительница
Г.
Агиосоритисса - Заступница
А
Б
В
Г
Слайд 16Одигитрия (Путеводительница)
Елеуса (Умиление)
Слайд 17Б. Елеу́са, Умиление
(греч. Ελεούσα — милостивая,
Милующая), — один из
основных типов изображения Божией Матери в
русской иконописи.
Богородица изображена
с Младенцем Христом, сидящим на Её руке и
прижимающимся щекой к Её щеке.
На иконах Богородицы Елеусы
между Марией (символом и идеалом
рода человеческого) и Богом-Сыном
нет расстояния, их любовь
безгранична. Икона прообразует
крестную жертву Христа Спасителя
как высшее выражение любви Бога
к людям.
В греческом искусстве данный иконографический тип именовался чаще Гликофилуса (греч. Γλυκοφιλουσα — сладко любящая), что иногда переводят как Сладколобзающая или Сладкое лобзанье.
Слайд 18Владимирская икона Божей Матери
1100-1125 Византийский мастер
Слайд 20К сокращённому, оплечному
варианту Елеусы (в большинстве
случаев изображение Богородицы
поясное) относятся Игоревская и Корсунская икона.
Слайд 21Толгская икона Божией Матери
относится к иконописному типу
Елеуса.
Дева
Мария на ней изображена в полный рост, сидящей на троне.
Богомладенец стоит на её левом колене, охватывает её шею и прижимается к её щеке, а Богородица слегка поддерживает его обеими руками.
Слайд 22Разновидностью икон Богородицы
Елеусы считают иконографический
тип «Взыграние Младенца»,
особенностью
которого является
касание ручкой Младенца лика
Богородицы. К данному типу
относятся такие иконы, как:
Киккская (Киккотисса) или
Яхромская.
Слайд 23Иконография Богоматери
А. Одигитрия
Б. Елеуса
В. Оранта
Г. Агиосоритисса
Слайд 24А. Одигитрия - Путеводительница
Б. Елеуса - Умиление
В. Оранта - Молительница
Г.
Агиосоритисса - Заступница
А
Б
В
Г
Слайд 25В. Оранта (Молительница)
(от лат. orans — молящийся) —
один из
основных типов изображения
Богоматери, представляющий Её с
поднятыми и раскинутыми
в стороны
руками, раскрытыми ладонями наружу,
то есть в традиционном жесте
заступнической молитвы.
Подобная молитвенная поза известна
с библейских (ветхозаветных) времён.
Первые изображение Богородицы
Оранты (без Младенца) встречаются
уже в римских катакомбах.
Слайд 26Оранта
(от лат. orans — молящийся) —
один из основных типов
изображения
Богоматери, представляющий Её с
поднятыми и раскинутыми в стороны
руками, раскрытыми ладонями наружу,
то есть в традиционном жесте
заступнической молитвы.
Подобная молитвенная поза известна
с библейских (ветхозаветных) времён.
Первые изображение Богородицы
Оранты (без Младенца) встречаются
уже в римских катакомбах.
Слайд 29В византийском и древнерусском
искусстве был популярен образ
Богородицы Оранты
с Младенцем
Христом.
Обычно Христос изображается в
круглом медальоне, либо чуть
видимо (полупрозрачно) на уровне
груди Матери.
В русской традиции
данный тип иконографии получил
особое именование — «Зна́мение».
Основной смысл икон «Знамение»
переместился с посреднической
заступнической молитвы Богоматери
Оранты к Боговоплощению Христа.
Знамение — это, в определённом
смысле, образ Благовещения и
предзнаменование Рождества и
следующих за ним евангельских
событий вплоть до Второго Пришествия.
Слайд 30На иконах в иконографии Знамения
Богородица может изображаться
в полный
рост, как, к примеру,
на Ярославской Оранте
(Великой Панагии —
от греч. Παναγία
— Всесвятая), либо по пояс, как на Новгородской иконе «Знамение» и Курской Коренной иконе.
Слайд 32Развитием иконографии Знамения
стали композиции таких икон, как
Неупиваемая Чаша
Слайд 33Иконография Богоматери
А. Одигитрия
Б. Елеуса
В. Оранта
Г. Агиосоритисса
Слайд 34А. Одигитрия - Путеводительница
Б. Елеуса - Умиление
В. Оранта - Молительница
Г.
Агиосоритисса - Заступница
А
Б
В
Г
Слайд 36Г. Агиосорити́сса (Заступница)
(греч. ἡ Ἁγιοσορίτισσα, происходит
от названия часовни
греч.
Ἁγία Σορός (Агиа Сорос — св. Раки)
при Халкопратийском храме
Богородицы в Константинополе),
Святорачица, Халкопратийская —
один из типов изображения
Богородицы без Младенца, обычно
в повороте три-четверти с
молитвенным жестом рук.
Получил широкое распространение
в византийском искусстве XII—XV вв.
Иконографически восходит к
деисусной композиции, где Богородица
обращается к Христу с молением
(греч. деисис) за род человеческий,
отсюда ещё одно именование —
Заступница. Изображения Божией
Матери из деисуса исследователи
также относят к типу Агиосоритисса.
Слайд 37Деисус
(Моление Христу)
Икона или группа икон, имеющая в
центре Христа
Пантократора, а справа
и слева от него соответственно —
Богоматери
и Иоанна Крестителя,
представленных в традиционных жесте
молитвенного заступничества.
Может включать в себя аналогичные
изображения апостолов, св. отцов,
св. мучеников и пр.
Слайд 38Агиосоритисса восходит к
деисусной композиции, где Богородица обращается к Христу
с молением
(греч. деисис) за род человеческий,
отсюда ещё одно
именование —
Заступница. Изображения Божией
Матери из деисуса исследователи
также относят к типу Агиосоритисса.
Слайд 41А. Одигитрия - Путеводительница
Б. Елеуса - Умиление
В. Оранта - Молительница
Г.
Агиосоритисса - Заступница
А
Б
В
Г
Слайд 42Умягчение злых сердец или
Симеоново проречение — икона Богородицы, на
которой символическими знаками изображено пророчество св Симеона Богоприимца, произнесенное им
в Иерусалимском храме в день Сретения Господня: И благословил их Симеон и сказал
Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, — и Тебе Самой оружие пройдет
душу, — да откроются помышления
многих сердец. (Лк. 2:34-35)
На данной иконе Богоматерь изображается стоящей на облаке с семью воткнутыми в сердце мечами: по три справа и слева и один внизу.
Существуют и поясные изображения Богородицы.
Число семь обозначает полноту горя, печали и сердечной боли, испытанных Богородицей в её
земной жизни.
Иногда образ пополняется изображением на
коленях Богоматери умершего Богомладенца.
Слайд 43Троеручица относится к типу Одигитрии.
В нижней части иконы, под правой
рукой Богоматери, изображена человеческая кисть, составляющая часть серебряного оклада иконы.
В русских списках существует традиция выписывать третью руку
как бы принадлежащую Богоматери, а не приложенную отдельно.
Возникновение этой особой иконографии связано с эпизодом из жития преподобного Иоанна Дамаскина. Во время возникновения в Византии движения иконоборчества, поддерживаемого императором Львом III Исавром, Иоанн написал три трактата в защиту иконопочитания и направил их императору. Лев Исавр пришел в ярость, но ничего не мог сделать, так как Иоанн не был подданным его империи, а жил в Дамаске, являясь министром при дворе халифа. Чтобы помешать Иоанну писать труды в защиту икон, император прибег к клевете. От имени Иоанна было составлено подложное письмо, в котором Иоанн будто бы предлагал императору свою помощь в завоевании сирийской столицы. Это письмо и ответ на него императора были направлены халифу. Иоанн был отстранен от должности и наказан отсечением кисти правой руки, которая была повешена на городской площади. Спустя некоторое время Иоанн получил отсеченную руку обратно и, затворившись у себя, приложил кисть к руке и стал молиться перед иконой Богородицы. Через некоторое время он заснул, а проснувшись обнаружил, что рука чудесным образом приросла. В благодарность за исцеление Иоанн приложил к иконе сделанную из серебра руку. Третья рука стала воспроизводиться на многих списках этой иконы, получившей именование «Троеручица»
Слайд 44«О Тебе радуется» —
богородичен седален восьмого
гласа в воскресенье
на утрени,
по второй кафизме.
Текст написан святым
Иоанном Дамаскиным
в честь
Богоматери.
Слайд 45«Всех Скорбящих Радость»
— наименование иконы Богородицы, почитаемой в Русской православной
церкви чудотворной. Известна в различных списках. На иконе изображена Богоматерь
в сиянии мандорлы, окружённая людьми, обуреваемыми недугами и скорбями, и ангелами, совершающими благодеяния от её имени.
Слайд 46А. Одигитрия - Путеводительница
Б. Елеуса - Умиление
В. Оранта - Молительница
Г.
Агиосоритисса - Заступница
А
Б
В
Г