Разделы презентаций


Иконоведение Лекция 2

Икона включена в определенный контекст, т.е. в литургию, в храмовое пространство. Вне этой среды икона не вполне понятна. О том, как икона существует внутри храмово-литургического пространства, следующая глава. Литургия по-гречески значит

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Происхождение и смысл литургического искусства. Протестантский, католический и православный взгляд

на этот вопрос. Библейское обоснование иконопочитания.
Иконоведение Лекция 2

Происхождение и смысл литургического искусства. Протестантский, католический и православный взгляд на этот вопрос. Библейское обоснование иконопочитания.Иконоведение Лекция

Слайд 2Икона включена в определенный контекст, т.е. в литургию, в храмовое

пространство. Вне этой среды икона не вполне понятна. О том,

как икона существует внутри храмово-литургического пространства, следующая глава. Литургия по-гречески значит "общее дело". Икона рождается из литургии, она литургична по сути и вне контекста литургии не понятна. Икона отражает соборное сознание (личное откровение, рав-но как и талант иконописца, не исключается, а включается в это сознание), она является не произведением единичного автора, но произведением Церкви, которое исполнено конкретным художником. Вот почему иконописцы никогда не подписывали своих произведений (сведения об авторстве обычно черпают из косвенных источников), тем не менее иконописцы всегда высоко чтились Церковью.
Икона включена в определенный контекст, т.е. в литургию, в храмовое пространство. Вне этой среды икона не вполне

Слайд 3Основой литургии является Слово Божье. В православном богослужении мы видим

как бы различные "ипостаси" Слова: Слово звучащее (чтение Евангелия и

Апостола, молитвы, проповеди, пение), Слово зримо явленное (фрески, мозаики, иконы), наконец, Слово, Бог Живой, присутствующий среди народа, собранного во имя Его, и через Причастие соделываемого Его Телом, Телом Христовым. С 6 в. появляется традиция окружать алтарь изображениями святителей. Это с одной стороны молитвенное изображение, с другой – символ литургического общения и традиции. Икона имеет литургическую связь с богослужением. Событие изображенное раскрывает смысл события празднуемого. Например, икона Благовещения в одном из своих списков-вариантов представляет Богородицу прядущую пупурную церковную завесу. Об этой завесе, которая разрывается в момент Крестной смерти, говорится в текстах Страстной седмицы.
Основой литургии является Слово Божье. В православном богослужении мы видим как бы различные

Слайд 4Что говорят о завесе еврейские письменные памятники Согласно талмудическим сведениям, Храмовая

завеса מסך [masakh] была толщиной с ладонь, выткана из 72

нитей утока, причем каждая нить была скручена из 24 нитей. Она была 40 локтей в длину и 20 в ширину, а это приблизительно 20 метров на 10! Представьте, какой должен быть мощи сейсмический толчок или какая либо другая сила, которая могла бы разорвать на двое это полотнище!
Что говорят о завесе еврейские письменные памятники Согласно талмудическим сведениям, Храмовая завеса מסך [masakh] была толщиной с

Слайд 5Надо оговориться, что вся платформа комплекса Храма высотой в 32

метра занимала 144 000 м2 (периметр — 1550 м), а

это 12 футбольных полей! Но здание самого святилища было относительно всей площади небольшим и было построено по образцу Первого Храма.

Здание Храма имело деление, аналогичное Храму Соломона: притвор (עולם [ulam]), святилище (היכל [heykhal]) и Святая Святых (דביר [dvir]).

Входные ворота в притвор не имели створок и таким образом были всегда открыты для доступа свежего воздуха в пространство Храма, и сквозь них была видна большая завеса (מסך [masakh]), которая отделяла священников от периметра, где молились простые люди. Фактически она выполняла функцию москитной сетки, не позволяя мошкаре влетать в пространство святилища.

Притвор отделялся от святилища «Великими вратами», которые закрывались двумя двухстворчатыми дверьми, сделанными, по свидетельству И.Флавия, из золота. Именно этот занавес (מסך [masakh]) перед святилищем был богато украшен вышивкой белого, голубого, алого и пурпурного цветов с изображением небесных звезд[3].

Таким образом, несмотря на то, что огромные створки «Великих ворот» были всегда открыты, заглянуть внутрь здания Храма в святилище (heykhal) из-за завесы (masakh) было невозможно. Хотя в Мишне (Тамид и Мидот) есть сообщение о том, что эта завеса изредка, но все же поднималась ― только три раза в году, в праздники Пэсах (Пасха), Шавуот (Пятидесятница) и Суккот (Кущей).
Надо оговориться, что вся платформа комплекса Храма высотой в 32 метра занимала 144 000 м2 (периметр —

Слайд 6Часто икона нарушает даже историчность события: на иконе Пятидесятницы не

изображается Богородица. Традиция Ее изображения при сошествии Св. Духа пришла

и укоренилась от Запада, а среди апостолов видим ап. Павла, который в то время, конечно, не был христианином. Интересная особенность: апостолы сидят полукругом – символ сопричастности вечности. А в центре – пустота, место оставлено для Владыки Христа, и даже Петр сидит в ряду прочих апостолов. Среди апостолов наблюдается иерархия. Космос, изображенный на иконе Пятидесятницы – символ всего мира.
Часто икона нарушает даже историчность события: на иконе Пятидесятницы не изображается Богородица. Традиция Ее изображения при сошествии

Слайд 7Событие Воскресения никто не видел, поэтому на иконе Воскресения изображается

Сошествие во ад. Здесь также раскрытие или иллюстрация к богослужебным

текстам. Традиция изображать восстание от мертвых Самого Христа – это западная традиция. Древняя икона – это образец православного искусства, чего нельзя сказать про современные иконы. Икона всегда более или менее профессиональна, но всегда икона – отражение живой жизни во Христе. Иконописец – богослов, так как призван передать какую-либо идею. Иконописец – это поэт, т.к.идею он передает гармоничной композицией.
Событие Воскресения никто не видел, поэтому на иконе Воскресения изображается Сошествие во ад. Здесь также раскрытие или

Слайд 8Цвета на иконе никогда не “кричат”. Есть достаточно активные, но

в основном амплитуда колебаний цвета невелика. Чистые цвета не присутствуют.
Католикам

легко вернуться к иконе, так как икона - общее наследие Церкви и в западной тради-ции есть свой опыт иконописания и иконопочитания. Кроме того, православные и католики имеют много общих святынь, например, такие древние иконы, как "Страстная" (в Польше известна под именем "Неустанной помощи"), "Ченстоховская", "Остробрамская" и др.
Цвета на иконе никогда не “кричат”. Есть достаточно активные, но в основном амплитуда колебаний цвета невелика. Чистые

Слайд 9Парадокс современной ситуации в том, что и протестантский мир начинает

интересоваться иконой. В раннем протестантизме были сильны иконоборческие настроения, и

до сих пор многие протестантские деноминации категоричны и непри-миримы в своей позиции к иконопочитанию, считая его язычеством и идолопоклонством. И тем не менее икона интересует современный протестантский мир. Как ни странно, первыми к иконе стали обращаться представители самых "ортодоксальных" направлений - лютеране, кальвинисты, реформаты. В этой среде сейчас наблюдается новый поворот к литургической эстетике, апофатическому богословию и к образному постижению слова. Значение Слова Божьего для протестантского сознания объяснять нет необходимости, фундаменталисты часто доходят до абсолютизации текста Св. Писания и почитания буквы в ущерб духа. Поэтому икона оказывается тем откровением Слова, которое избавляет от крайностей рационального восприятия Благой Вести. В некоторых протестантских конфессиях допускаются священные изображения, но только как иллюстрация текста. Человек при этом не молится, а рассматривает и вспоминает, или заучивает урок.

Парадокс современной ситуации в том, что и протестантский мир начинает интересоваться иконой. В раннем протестантизме были сильны

Слайд 10Собственно богословие (т.е. богопознание) в значении, которое ему придают отцы

Церкви, было скрыто от ветхозаветного Израиля до воплощения Сына. “В

воплощении — основном догматическом событии христианства — «образ» и «богословие» связаны так тесно, что само выражение «богословие образа» может показаться почти плеоназмом, в случае, если мы считаем богословием познание Бога в Его Логосе, Единосущном образе Отца” [ 8, стр. 105].

Священные новозаветные книги содержат идею о Сыне Божьем как ипостасном образе Отца ( Евр. 1: 3; Кол. 1:15; 2 Кор. 4: 4). Воплотившийся Сын Божий назван “образом Бога” (2 Кор. 4:4), “образом невидимого Бога” (Кол. 1:15). В данном случае слово «образ» означает целостное, полное изображение невидимого через воплощение. Действительно, Бога никто никогда не видел, но Единородный Сын, Который в недрах Отца, Он Его объясняет после Своего воплощения. Поэтому на просьбу ап. Филиппа, чтобы Господь показал им Отца, Господь Иисус Христос ответил: “ Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь, покажи нам Отца? ” (Ин. 14: 9). Сын жив, естествен и неизменен в образе Отца. Отец и Сын соотносятся как Первообраз и Образ. Иными словами, только Сын есть подлинная икона Бога. Господь Иисус Христос в Новом Завете упоминает об изваянии, которое сделал Моисей, это изваяние является неким прообразом. “И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную” (Ин. 3:14-15).

Собственно богословие (т.е. богопознание) в значении, которое ему придают отцы Церкви, было скрыто от ветхозаветного Израиля до

Слайд 11Господь упоминает об изваянии, которое сделал Моисей, это изваяние является

неким прообразом. Нам отцы церкви прекрасно показывают, что это изображение

было символом спасения, символом победы Христа над грехом. Если такой символ был допустим в Ветхом Завете, совершенно вопреки всему ветхозаветному учению, по воле Божией, если Господь Иисус Христос этот символ упоминает в беседе с учеником Никодимом, то мы должны отнестись к этому внимательно.

Вы помните, что головотяжи ап. Павла (платочки, покрывала) налагали на больных, и больные тоже исцелялись - предметами. Это, на первый взгляд, не имеет прямого отношения к иконопочитанию, но имеет отношение к почитанию реликвий. А почитание икон и почитание реликвий тесно связаны между собой. И вот такое почитание реликвий, чудеса от реликвий, мы видим в Деяниях Апостолов.

Господь упоминает об изваянии, которое сделал Моисей, это изваяние является неким прообразом. Нам отцы церкви прекрасно показывают,

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика