Разделы презентаций


Иконоведение Вводная лекция

Содержание

Цель иконоведения- обучение слушателей основам богословия иконы и в целом – церковного искусства. Икона является своеобразным видом искусства, в котором сочетаются образ, символ и знак.Как собственно церковная дисциплина, иконоведение тесно соприкасается

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Иконоведение Вводная лекция
История и теория христианского искусства

Иконоведение Вводная лекцияИстория и теория христианского искусства

Слайд 2Цель иконоведения- обучение слушателей основам богословия иконы и в целом

– церковного искусства.
Икона является своеобразным видом искусства, в котором сочетаются

образ, символ и знак.
Как собственно церковная дисциплина, иконоведение тесно соприкасается с догматикой, литургикой , каноникой, историей Церкви
Цель иконоведения- обучение слушателей основам богословия иконы и в целом – церковного искусства. Икона является своеобразным видом

Слайд 3Предмет иконоведения – искусство, сложившееся в рамках Православной Церкви и

существующего в течении двух тысяч лет в странах православного региона

( Греция, Балканы, Россия, Грузия и др.).

Под иконой понимаются священные изображения, употребляемые в православной богослужебной жизни. В узком смысле икона-священные переносные изображения, употребляемые в Церкви.
В более широком к искусству иконы относится изобразительное церковное искусство, включая храмовые росписи и миниатюру.
Как вид искусства, икона соприкасается с архитектурой, живописью, миниатюрой, прикладным искусством, скульптурой, сохраняя при этом свое своеобразие и принципиальное отличие от других видов искусства.

Предмет иконоведения – искусство, сложившееся в рамках Православной Церкви и существующего в течении двух тысяч лет в

Слайд 4Иконоведение имеет свою научную историю. Изучение иконы началось только в

XIX веке в системе археологии. Возникла археология, наука о древностях,

и в разряд древностей попала, естественно, наука об иконе.

Когда история предстала как систематическое знание о прошлом, туда попала и икона, церковное искусство как таковое. Одним из ярких представителей первых церковных археологов, который систематически занялся церковным искусством, был академик Федор Солнцев. Он прожил очень долгую жизнь, почти 90 лет, расцвет его деятельности – середина столетия. Он был по преимуществу церковным художником, живописцем, реставратором. У него были зачатки систематического интереса, который позволил ему открыть древние росписи Софии Киевской.


Это было время, когда наши иерархи, даже лучшие, мало понимали значение этих древностей. Солнцев в своих воспоминаниях пишет, что когда он обнаружил эти древние росписи, то понял их огромное историческое значение (но не художественное – о.Александр) и обратился к государю Николаю Павловичу с просьбой выделить деньги на реставрацию. Но он встретился с сопротивлением митрополита Филарета Киевского, просвещенного и духовного человека. Митрополит стал возражать, что раскрытие этих росписей будет содействовать старообрядчеству. Солнцев пишет, что ему удалось убедить государя, что старообрядчество здесь не при чем, что это наше культурное наследие. На самом деле сам Солнцев ничего еще тогда не понимал в специфике, в художественном строе, в особенностях этого искусства. Он был светлой личностью, необыкновенным тружеником. Но он вырос на западных образцах, очень много поработал в разных монастырях и, к сожалению, погубил огромное количество древних росписей (например, во Владимире).

Иконоведение имеет свою научную историю. Изучение иконы началось только в XIX веке в системе археологии. Возникла археология,

Слайд 5Назовем другого ученого Федора Буслаева (сер. XIX века). По его

инициативе в 1869 году в наших духовных академиях были открыты

кафедры церковной археологии. Интерес к древностям тогда был чисто археологический. Он немало лет провел в Италии.

В воспоминаниях Буслаева очень интересны замечания о католической культуре. Видно, что в это время ученые пытаются понять разницу между католичеством и православием в плане культуры. И для них эта разница в пользу католичества, хотя они были глубоко православными людьми. Буслаев пишет, что католичество - это религия художественная, но не духовна. Что касается русской иконы, то, по его мнению, это культура не художественная, а аскетическая и духовная, что, по его мнению, гораздо выше. Ему кажется, что только в XVII веке луч красоты с запада проник в келью православного иконописца. А до этого понятия прекрасного не было, поскольку господствовал аскетизм. По Буслаеву получается, что художественное и аскетичное противоположно. Революционные большевистские ученые подхватили именно это, в “церковщине” все мрачно, аскетично, а светское все – радостное и художественное.

Назовем другого ученого Федора Буслаева (сер. XIX века). По его инициативе в 1869 году в наших духовных

Слайд 6Несколько позже были отдельные голоса наиболее глубоких мыслителей, но их

было мало. Аскетичное, т.е. духовное, не мрачно и не враждебно

красоте в высшем понимании. Это неправильное, по сути, понимание христианства сложилось в XIX веке.

При этом для Буслаева православная культура все же выше, чем католическая, потому что она духовнее. В России не критически была воспринята западно-европейкая культура, когда Петр “прорубил окно в Европу” (а это было делать необходимо, исторически мы оказались перед такой драматической ситуацией) и культурные идеалы к нам перекочевали через это окно и дали здесь глубокие корни. Наше высшее общество стремилось быть обществом европейским во всех отношениях. Наши дворяне не могли говорить по-русски. Демидовы построили замечательный православный храм во Флоренции, но с другой стороны, как пишет Солнцев, он давал Демидову уроки русского языка, который тот забыл. Все время наблюдается такая противоречивость. Заимствуя художественные идеалы с запада, т.е. идеалы искусства итальянского Возрождения, в центре которых стоял Рафаэль (идеал европейской культуры XIX века и русской культуры высших классов), однако наше общество искренне оставалось православным и даже не замечало этого противоречия.

Несколько позже были отдельные голоса наиболее глубоких мыслителей, но их было мало. Аскетичное, т.е. духовное, не мрачно

Слайд 7Что же касается традиционной иконы, она осталась только достоянием низов

общества. Иконописцы получили прозвище “суздальских богомазов”. В XIX веке наша

наука начала развиваться необычайно быстро и сразу обнаружилось, что это церковное искусство несет в себе очень значительную символику.

Заслугой другого крупного ученого, известного археолога графа Уварова стало то, что он первый в России начал изучать символику церковного искусства, хотя в художественном отношении он мало что понимал. Настоящей археологии тогда не было, он был тоже дилетант. Он раскапывал много могильников, но всегда по благословению правящего архиерея с участием духовенства, которые служили панихиды до и после раскопок. Раскапывание могил – смертный грех по канонам, сурово наказывалось по церковным правилам. Здесь же археология соединилась с богослужением. Он пытался даже составить словарь символов. Некоторые его труды остались неизданными и их предполагают издать сейчас. Это тоже середина XIX века.

Что же касается традиционной иконы, она осталась только достоянием низов общества. Иконописцы получили прозвище “суздальских богомазов”. В

Слайд 8Среди ученых XIX века нужно назвать такое светило как Николай

Васильевич Покровский, профессор археологии С-П Духовной академии. Он делает шаг

вперед. Труды его чрезвычайно велики, выдающимся является его “Евангелие в памятниках иконографии”, изданное в 1892 году. Этот труд не устарел до нашего времени. Поражаешься эрудиции этих людей, глубине и обширности их знаний. Они являются классиками нашей российской науки. Покровский много занимался раннехристианским искусством, искусством эпохи катакомб, ранневизантийским периодом. Он изучает иконографию, т.е. является систематиком, формируется иконографический метод в изучении церковного искусства.
Среди ученых XIX века нужно назвать такое светило как Николай Васильевич Покровский, профессор археологии С-П Духовной академии.

Слайд 9В западной Европе в это время византийское искусство становится объектом

пристального внимания, создается большая наука. Мы можем назвать французских, немецких

и английских ученых, которые делают много открытий, они идут впереди наших отечественных ученых. Так еще в 40-х гг. XIX века французский ученый Дидро открыл знаменитую “Гермению Дионисия”, ценный документ (учебник церковного искусства) XVI века, касающийся как иконографии, так и метода церковного искусства.

Сам иконографический метод, как и церковно-археологический, пришел к нам из-за рубежа. Мы оказались хорошими учениками. Ученые, занимавшиеся иконографией и символикой церковного искусства, не видели настоящей иконы, потому что икону нужно было открыть как церковное произведение, сняв с нее потемневшую олифу. Расхожий штамп “темные лики икон” восходит к XIX веку. Одновременно возникает реставрация икон, и икона в начале XX века внезапно предстает в необычайной красоте своих красок. Старые ученые, например Покровский, эту яркость красок не воспринимали.

В западной Европе в это время византийское искусство становится объектом пристального внимания, создается большая наука. Мы можем

Слайд 10ИКОНОГРАФИЯ (греч.) - в средневековом искусстве устойчивая традиция изображения различных

лиц и событий, складывающаяся на основе разнообразных источников (Св. Писание,

апокрифы, агиография, предания и легенды, литургические песнопения) и организующая их в соответствии с принятыми догматическими, символическими и литургическими толкованиями.

Наряду с развитием самобытной церковной архитектуры, Византия создала величайшую по своему историческому значению иконографию и живопись. Постепенно изобразительный символизм первых веков христианства уступает место историческому воззрению; высший идеал христианского искусства полагается не в прелести и грациозности внешних форм, а в достоинстве внутреннего выражения. Изобразительное искусство Византии становится не просто необходимым условием церковного обихода, а выражением высоких христианских идей, образов, догматического учения.

ИКОНОГРАФИЯ (греч.) - в средневековом искусстве устойчивая традиция изображения различных лиц и событий, складывающаяся на основе разнообразных

Слайд 11Из всех видов изобразительного искусства Византии наиболее полно в своем

внутреннем содержании раскрылась иконопись. Условный язык внешних форм иконы служит

лишь условным способом выражения глубоких богословских истин и духовного содержания. Византия «создала» икону как особый вид церковного творчества. Изобразительными средствами византийские мастера открыли всю глубину церковного учения, всю полноту Православия.

Иконописание, по своей природе, является глубокого литургическим богослужебным искусством, резко отличающимся от всех иных видов изобразительного искусства.
В процессе длительных поисков, сообразуясь с древнейшим преданием Церкви, догматическим учением и святоотеческим наследием, в иконописи были выработаны особые иконографические каноны. Всю иконографию Византии можно разделить на: 1) изображение Христа, 2) изображение Богоматери, 3) композиции Двунадесятых праздников, 4) изображения святых.

Из всех видов изобразительного искусства Византии наиболее полно в своем внутреннем содержании раскрылась иконопись. Условный язык внешних

Слайд 12Условный образ Христа, встречающийся в живописи до IV-V вв., постепенно

уходит из византийского искусства – ему на смену приходит совершенно

иной иконографический образ. Изображаемый лик Спасителя в изобразительном искусстве принимает строгий и выразительней характер: волосы длинные, с пробором посредине; появляется борода, иногда разделенная на две части. Спасителю усвояется крестчатый нимб. Такой иконографический тип становится традиционным для всей византийской живописи.

Этот тип имеет в виду прп. Иоанн Дамаскин, когда говорит: «Иисус Христос был высок и строен, имел прекрасные глаза, прямой нос, вьющиеся волосы, темную бороду, голову склоненную несколько вперед, цвет тела желтоватый подобно своей Матери». Историк Никифор Каллист дополняет это описание, говоря, что «Иисус Христос был прекрасен лицом, имел русые не особенно густые волосы, брови черные, глаза веселые, волосы длинные, шею наклоненную, лицо круглое, выражение безгневное, во всем подобен своей Матери».
Наиболее часто в византийской иконописи встречаются изображения Христа: Нерукотворный образ (Убрус), Вседержитель (Пантократор), Деисус (Христос с предстоящими), Эммануил (Христос-отрок).

Условный образ Христа, встречающийся в живописи до IV-V вв., постепенно уходит из византийского искусства – ему на

Слайд 13Деисусный чин иконостаса – традиционный порядок расположения образов во втором

его ряду. Именно второй ряд считается основным, как в большом,

главном иконостасе православного храма, так и в малом.
Деисусный чин иконостаса – традиционный порядок расположения образов во втором его ряду. Именно второй ряд считается основным,

Слайд 14Как уже и было упомянуто, центральное место в чине занимает

образ Господа. Далее по сторонам от Иисуса размещаются два образа,

их включает в себя каждый деисусный чин, вне зависимости от статуса или же размеров храма. Это иконы, изображающие Богородицу и Иоанна Предтечу. Деисусный чин изображает суд Господа над людьми. Богородица и Иоанн выступают в роли заступников, молителей за человеческие души. Поэтому их образы в иконостасе развернуты в сторону Христа, обращены к нему, а не к взирающим на них прихожанам храма.
Как уже и было упомянуто, центральное место в чине занимает образ Господа. Далее по сторонам от Иисуса

Слайд 15Основные типы Богородичных икон, выработанные иконописцами Византии: Одигитрия (Богоматерь держащая

перед Собой Младенца-Христа), Знамение (Великая Панагия), Умиление, Оранта (Заступница Небесная)


Основные типы Богородичных икон, выработанные иконописцами Византии: Одигитрия (Богоматерь держащая перед Собой Младенца-Христа), Знамение (Великая Панагия), Умиление,

Слайд 16После окончания иконоборческих споров в Византии наступает более спокойный созидательный

период. В это время окончательно сложилась система храмовых росписей и

мозаик. Это было не простое украшение храмов, а четко отработанная, достаточно сжатая (по количеству сюжетов) формула, воплотившая в себе все богатство богооткровенных истин домостроительства человеческого спасения. Вся система росписей и мозаик получила логическую завершенность и строгую последовательность. Фигуры на иконах и фресках теряют свою материальность, лики приобретают строгий, аскетический характер, большое внимание уделяется глазам изображаемого. Пространственная среда схематизируется, живописная трактовка уступает место линейной. Красочная гамма икон и росписей всегда строго выверена и подчинена единому восприятию образа.
После окончания иконоборческих споров в Византии наступает более спокойный созидательный период. В это время окончательно сложилась система

Слайд 17Особой характерной чертой всего византийского изобразительного искусства становится максимальное сокращение

всевозможных деталей в изображениях и максимальная выразительность главного образа. Этот

лаконизм в средствах выражения также соответствует лаконичному и сдержанному характеру евангельского повествования.
Особой характерной чертой всего византийского изобразительного искусства становится максимальное сокращение всевозможных деталей в изображениях и максимальная выразительность

Слайд 18Чтобы пробудить интерес к иконе, художник приспосабливается, вольно или невольно,

к вкусу и требованию заказчиков, приближает икону к картине, украшает

и усложняет ее деталями, которые дают человеку эстетическое удовлетворение, а в сущности рассеивают молитву; с другой стороны в икону включаются, как подпорки здания, аллегорические знаки, которые должны создать на душевном уровне впечатление глубины, многозначительности и тайны. Сращиваясь с иконой, они становятся как бы новыми титлами, обозначениями и эмблемами.

В древних иконах писалось только имя святого или название праздника. Аллегория дополняет имя; она превращается в краткий рассказ о святом. Молитвенное созерцание иконы в какой-то степени подменяется чтением иконы. Понять древние иконы можно только через молитву: понять аллегорическое изображение знаков - через рассуждение и сопоставление. Аллегория включает две душевные силы: аналитическое рассуждение и эмоциональное переживание, но за счет духовного, мистического чувства. Церковное искусство Запада попало под воздействие искусства светского и быстро растворилось в нем, перейдя в искусство чувственно-эстетическое.

Чтобы пробудить интерес к иконе, художник приспосабливается, вольно или невольно, к вкусу и требованию заказчиков, приближает икону

Слайд 19ИКОНОЛОГИЯ – (ИЗОБРАЖЕНИЕ + УЧЕНИЕ) направление в искусствознании 20 в.,

исследующие сюжеты и изобразительные мотивы в художественном произведении для определения

его исторически-культурного смысла и раскрытия образно-символического содержания произведений.

"Иконология" - это в переводе с греческого учение об образах. Именно в таком смысле и представляется нам наиболее правильно и удобно использовать этот термин. Причём в этом случае речь идёт не о св. изображениях, созданных человекам, а об образах вообще, о всех образах, существующих в тварном мире. И как бы ни были замутнены или искажены эти образы в твари, всё равно и они, как и всё в тварном мире, имеет своим началом Бога, и вне Бо-га нет ничего, что имело бы начало в чём-то ином. Стало быть, и они происходят от высших Божественных Первообразов. Но как? И что происходит с ними в созерцаемом нами тварном мире? Вот именно это и призвана изучать иконология.

ИКОНОЛОГИЯ – (ИЗОБРАЖЕНИЕ + УЧЕНИЕ) направление в искусствознании 20 в., исследующие сюжеты и изобразительные мотивы в художественном

Слайд 20Спасибо! До свидания!

Спасибо! До свидания!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика