Слайд 1Илья Ефимович Репин
(1844-1930)
Слайд 2 Илья Ефимович Репин
Родился 24 июля 1844 года, в городе
Чугуеве в семье военного поселенца. Отец художника, Ефим Васильевич Репин,
много лет прослужил в Киеве - вся тяжесть заботы о семье легла на мать, Татьяну Степановну.
Невесело было в доме - холодно, голодно. Хотя мать и подрабатывала шитьем, но даже черного хлеба не всегда хватало вдоволь.
У Репина была старшая сестра Устя, которую он горячо любил, и два младших брата.
Будущий художник начал свой «творческий путь» с вырезания лошадок из бумаги, лепил их из воска и все выставлял на окнах, выходивших на улицу. Чугуевцы не могли отказать себе в удовольствии посмотреть на эти «витрины», и часто около репинского дома собиралась целая толпа зевак.
Автопортрет
Слайд 3
Толчком к увлечению рисованием было появление коробочки акварельных красок и
кисточки, которые привез двоюродный брат Трофим Чаплыгин, приехавший на рождественские
каникулы. Уезжая, он подарил их Илье.
С восторгом Репин начал рисовать красками, выполняя нехитрые заказы сверстников. Учился Репин грамоте, арифметике и закону божьему у дьячка, а в тринадцать лет сбылась его мечта: он стал учеником чугуевской школы военных топографов. К этому времени относятся самые первые его живописные портреты, а также рисунок, сохранившийся до наших дней,- вид Чугуева со зданием школы.
Два года пробыл в ней Репин, а потом школу неожиданно закрыли, и у него остался только один выход: идти учиться к местному иконописцу. За год с небольшим он превзошел в мастерстве своего учителя и в семнадцать лет получил первые самостоятельные заказы. Слава о нем разнеслась далеко за пределы Чугуева.
«Вид на корпус военных топографов в Чугуеве» Репин
«Улица в Чугуеве» Репин
Слайд 4 У Репина созрело твердое решение отправиться в Петербург и попытаться
стать там хотя бы вольнослушателем Академии художеств.
Накопив сто рублей,
окрыленный мечтой, Репин отправился дилижансом из Харькова в Москву, где пересел в вагон железной дороги и ноябрьским днем 1863 года прибыл в Петербург.
«Невский проспект» Репин И.Е
«Меня неудержимо потянуло к набережной, к сфинксам, к Академии художеств. Так вот она! Это уже не сон; вот и Нева, и Николаевский мост. Мною овладело восторженное забытье, и я долго стоял у сфинксов и смотрел в двери Академии, не выйдет ли оттуда художник - мое божество, мой идеал!»
Репин И. Е
«Мойка» Репин И.Е
Слайд 5
Поступить в Академию художеств ему не удалось, поскольку
он не знал основ классического рисунка.
Тогда Репин решил поступить
в частную рисовальную школу, где преподавал Крамской. Вскоре тот заметил талантливого юношу, пригласил его к себе в гости, и с тех пор началась их дружба, сыгравшая огромную роль в жизни Репина.
По рекомендации Крамского через два месяца Репин был принят вольнослушателем в академию.
В конце первого курса за картину «Плач Иеремии на развалинах Иерусалима» он получил высшую оценку и стал студентом академии. Параллельно с учебой Репин посещал вечера в доме Крамского, где собирались члены артели передвижников. Общение с ними и определило его творческое кредо.
«Портрет художника И.Н.Крамского» Репин И.Е
«Плач пророка Иеремии на развалинах Иерусалима» Репин И.Е
Слайд 6 Обучение в Академии дало Репину профессиональные знания. Большое влияние на
формирование его художественных взглядов оказал Крамской. Годы в Академии прошли
быстро. Наступило время работать над дипломом, бороться за золотую медаль и право поездки за границу. Репину и оканчивающим вместе с ним конкурентам задали тему для диплома из евангелия - «Воскрешение дочери Иаира» (суть ее заключается в том, что у Иаира - друга Христа - умерла дочь. Христос, узнав об этом, совершил чудо, воскресив ее).
Тема была чужда реалистическому дарованию Репина. Но конкретность мышления и опыт жизненных наблюдений помогли ему. В основу картины легли чувства самого Репина, воспоминания о состоянии окружающих, обстановка в родном доме после смерти его сестры Усти. В созданном им произведении преобладает скорбное чувство, а не удивление и восторг перед свершающимся чудом.
Слайд 7 На большом горизонтальном полотне светлым пятном выделяется ложе, на котором
покоится мертвая дочь Иаира. К ней, не как бог для
свершения таинства, а как врач к больной, подходит Христос, протянув вперед правую руку. Его фигура красиво задрапирована в голубой хитон. Теплый желтоватый свет от свечей борется с лучами зарождающегося дня. Такой контраст придает картине напряженность и драматизм реального события.
За это произведение Репину была присуждена золотая медаль. Стала возможной заграничная командировка. Однако автор «Дочери Иаира» не сразу воспользовался своим правом поехать в шестилетнее путешествие для пополнения знаний и совершенствования мастерства. Это объяснялось тем, что еще задолго до окончания Академии художником властно завладела мысль - создать произведение, тема которого была подсказана жизнью.
Слайд 8 Ясным летним днем 1868 года Репин совершал загородную прогулку по
Неве. Берега были заполнены празднично одетыми людьми, искрилась вода в
солнечных лучах. Никто из гулявших не обращал внимания на бурлаков, тянувших нагруженную баржу. Контраст веселой, нарядной гуляющей публики и угрюмой, оборванной, темным пятном надвигающейся ватаги бурлаков был слишком разителен. Репин не мог отделаться от впечатления и уже на следующий день попробовал набросать эскизы увиденной сцены. Первоначально он думал построить картину на контрасте толпы гуляющих и бурлаков, почти потерявших человеческий облик.
Однако, начав картину, Репин почувствовал необходимость углубить ее содержание: в изображении бурлаков не ограничиваться первым общим впечатлением о них, а проникнуть в суть этого явления. По совету друзей летом 1870 года Репин отправляется на Волгу, славившуюся своими бурлацкими ватагами. Обосновавшись в деревне под Саратовом, художник занялся писанием этюдов. С утра до вечера Репин пропадал на Волге, знакомился с бурлаками, наблюдал их, шел рядом с ними по песчаным волжским косам, делая зарисовки в альбоме. Особенно большое впечатление на Репина произвел коренник бурлацкой ватаги - поп-расстрига Канин. Сочетание в этом человеке громадной физической силы с умом и затаенной грустью покорило Репина. Канин стал центральной фигурой картины.
Слайд 9 В 1871 году законченное произведение впервые было показано на выставке
под названием «Бурлаки на Волге». По песчаной косе медленно, налегая
на лямки, движутся бурлаки. Вся ватага расчленена на три группы. Впереди первой - Канин, могучий человек со скорбным выражением лица.
В центре второй выделяется мятежный молодой бурлак Ларька. Он еще не привык к лямке, часто ее поправляет, гневно оглядывается по сторонам. В его фигуре олицетворен протест непокорной молодости. В глубине видны бурлаки, замыкающие шествие. Несколько растянутый по горизонтали формат картины позволил так расположить изображенных, что зритель ощущает медленное движение людей.
В процессе работы над картиной художник отказался от своей первоначальной мысли строить ее на контрасте. Это изменило идейный смысл произведения. Сначала роль «Бурлаков» была ограничена задачей обличить праздных богатых людей. В окончательном варианте сами бурлаки - с их психологией, характерами, судьбой - составляют ее тему. От этого картина не утратила остро обличительного смысла, но потеряла свой наивно-дидактический характер. Существенно новое в ней - непредвзятый интерес к народу, постижение его мыслей и чувств. «Бурлаками» Репин начал новый этап в развитии русского демократического искусства. Картина вызвала взрыв восторга передовой части русского общества. Автор ее сразу стал известным художником.
Слайд 10 После первого появления «Бурлаков» на выставке Репин еще два года
работал над картиной, добиваясь большей выразительности в характеристике бурлаков, лаконизма
и ясности образов, работал над пейзажем, подчиняя его общему замыслу.
Для Третьякова в 1872 году он создал вариант картины: «Бурлаки, идущие вброд», задуманный еще на Волге.
Слайд 11
Своим правом на заграничную командировку Репин воспользовался только в 1873
году. В мае он выехал из Петербурга в Италию через
Вену, где в то время была открыта Всемирная выставка. Представленное на ней искусство современных западноевропейских художников Репина разочаровало. Из итальянских городов Репину понравилась Венеция.
Ознакомившись с итальянскими музеями, Репин переехал в Париж, который в то время был центром художественной жизни Европы.
Здесь он пробыл два с половиной года. За это время он создал два больших полотна - «Парижское кафе» и «Садко», небольшую картину «Продавец новостей в Париже» и написал ряд этюдов. Но все его мысли, все думы были обращены к России, и, пробыв за границей только половину положенного срока, в июле 1876 года Репин возвратился в Петербург.
«Продавец новостей в Париже»
Слайд 12 «Парижское кафе» на родине было принято более чем прохладно. Любопытно,
что слухи о ней дошли до России прежде самой картины.
Архип Куинджи рассказал о ней как о "скандальной" ошибке. Иван Крамской в письме автору выразил недоумение сюжетом: "Я не скажу, чтобы это не был сюжет. Еще какой! Только не для нас…".
Эта горячность Крамского станет понятной, если учесть, что после "Бурлаков на Волге" в Репине видели главного певца народа и его страданий… И вдруг эта надежда прогрессивной критики начинает рисовать какие-то сценки в кафе. Скандал, конечно. Ни важности сюжета, ни народной, ни даже национальной темы. Если не ответов, на вечные русские вопросы "Кто виноват?" и "Что делать?", то хотя бы их постановки.
Если для русских коллег "Парижское кафе" выглядело скандальным из-за "ничтожества" темы, то для французов оно казалось провокационным из-за собственно сюжета. Одинокая дама явилась в кафе без спутника… При том, что рядом за столиком сидят дамы, в том числе немолодые, это отсутствие "эскорта" выглядело по тем временам дерзким. Иначе говоря, Репин выбрал мелодраматический сюжет, в котором двусмысленность положения, в которое поставила себя главная героиня, могла служить для подчеркивания ее эротичности, равно как и свободолюбия, эмансипированности. Не зря один из исследователей воспринял ее как Венеру урбанистического века.
Слайд 13 Картину «Садко» Репин написал в 1876 году, находясь в Париже.
Но во Франции русские фольклорные мотивы полотна не оценили по
достоинству. Зато на родине художника его произведение сразу же получило высочайшую оценку. Картина была куплена для своей коллекции Александром Третьим, будущим императором. Сам же Репин за свое мастерство был удостоен звания академика.
На создание картины автора вдохновила известная в народе былина о Садко, новгородском купце, славившемся своей игрой на гуслях. Как-то Садко оказался в гостях у морского царя. Подводному владыке настолько понравилась игра музыканта, что он решил удержать Садко при себе. Ради этого царь готов отдать купцу в жены любую из своих дочерей.
Именно этот момент и изображен на полотне. Мимо былинного героя проплывают красавицы царевны. Художник нарядил их в богатые национальные костюмы. Но Садко они совершенно не интересуют, он смотрит на простую девушку Чернавку, стоящую на заднем плане. Как мы знаем из былины, такой выбор жены спасает ему жизнь и свободу.
С удивительным мастерством и тщательностью прорисована морская вода. Чтобы добиться максимальной реалистичности, Репин посещает аквариум, который недавно открылся в Берлине. Художник использует разнообразные оттенки зеленого цвета – от светло-зеленого до насыщенного малахитового, почти черного.
Слайд 14 На даче в Ораниенбауме, вскоре по приезде, художник пишет небольшое
произведение - «На дерновой скамье».
Это семейный портрет на фоне
пейзажа. В творчестве Репина выразилось общее стремление искусства его времени - выйти из мастерской на воздух, на солнечный свет. Получилась картина необыкновенно свежая, богатая игрой света, солнечными зайчиками, скользящими по земле, по фигурам сидящих людей. Это одно из лучших произведений художника, интересное и как начало его поисков в области синтезирования жанров. В картине воедино слиты элементы портрета, жанра и пейзажа. Возникающая в результате реалистическая целостность образа стала одной из существеннейших особенностей художественного метода Репина.
Слайд 15 Из Петербурга Репина тянуло на родину, и уже через несколько
недель он едет в Чугуев. Художник много путешествует по окрестным
деревням, посещает ярмарки, свадьбы, гулянья. Сюжеты не надо было искать и придумывать: они приходили сами,глубокие, красочные, полнокровные.
Возвращение с войны
Вскоре же появляются картины
«В волостном управлении», «Возвращение с войны», «Экзамен в сельской школе»,
«Мужик с дурным глазом», «Мужичок из робких», «Протодиакон».
Последние три - портреты конкретных людей и в то же время социально-психологические типы.
Экзамен в сельской школе
Слайд 16 «Мужик с дурным глазом» - крепкий, цепкий хозяин, умный, наблюдательный,
трезвый, себе на уме. Подчеркивая настроение и состояние изображенного, композиция
портрета спокойная, уравновешенная. На светлом, плотно написанном фоне четко выделяется силуэт человека.
Слайд 17 «Мужичок из робких» - это бедняк, к которому жизнь всегда
поворачивается своей оборотной стороной, обиженный несправедливостями, но не покорившийся.
Его
взгляд испуган и насторожен. Он изображен бочком, как будто куда-то протискивается, его прозрачные слезящиеся глаза выражают неуверенность и в то же время глубоко затаенную озлобленность.
Слайд 18 Картина, получившая название «Протодиакон», была написана в 1877 году и
стала одним из наиболее значительных и интересных произведений Репина.
На
полотне, как могучая глыба, вырастает фигура протодиакона в рясе и скуфье. На нас в упор смотрят умные, но недобрые и хищные маленькие глазки. Взметнулись, как крылья птицы, густые брови. Сквозь усы виден чуть приоткрытый плотоядный рот, и сизый нос выдает любовь его обладателя к крепким напиткам. Мелкие морщинки и красные прожилки покрывают лицо. Правая рука протодиакона спокойно и удовлетворенно покоится на обширном чреве, а в левой Уланов держит посох, и мы ощущаем силу, энергию, волю и его, видимо, крутой характер.
Все это позволило Репину перешагнуть за грань написания портрета конкретного лица и создать образ представителя русского духовенства. Несмотря на многие отрицательные черты, Репина покорила в протодиаконе жажда жизни, яркий темперамент и богатырская сила этого служителя культа.
Слайд 19 Вступив в ряды Товарищества Передвижников, Репин способствовал усилению его авторитета.
Наряду с этим, принадлежность к Товариществу содействовала росту репинского таланта.
Он на долгие годы становится знаменем передового искусства России. У Репина учатся, ему подражают. Репин, работая с невероятной энергией, создает одно за другим произведения, в которых эта действительность отразилась в огромном многообразии.
Политический заключенный, под конвоем жандармов увозимый в ссылку по осенней распутице русских дорог, - в таком образе действительность предстала Репину в глухом местечке Мохначи под Чугуевом. Поразивший художника эпизод послужил сюжетом для его замечательного эскиза «По грязной дороге». Здесь же Репин наблюдал сцену крестного хода, давшую содержание одному из наиболее значительных его произведений. Работа над ним была начата рисунком, изображавшим женщину, упавшую на колени перед иконой. Рисунок этот был выполнен под свежим впечатлением. Долго, упорно, кропотливо собирал художник материал для картины.
«По грязной дороге»
Слайд 20 Полотно «Крестный ход в Курской губернии» появилось на одиннадцатой передвижной
выставке в 1883 году.
Картина «Крестный ход в Курской губернии»
- одна из высочайших вершин русского демократического искусства. Она захватывает совершенной правдивостью, но эта правдивость заключает в себе, наряду с верностью факта, верность суждения о нем. Репин выступил как представитель народных интересов. Ему близки и понятны переживания и чаяния простых людей. Народ не был для него безликой массой. Он наблюдал все это, сам затерявшись в толпе и слившись с ней. Он испытывал чувство негодования к жандармам и урядникам, палками и нагайками ограждающим представителей привилегированных классов от народа. В картине все взято из жизни, все характерно: событие, люди, пейзаж. С огромной силой проявилось великое мастерство Репина в умении объединить наблюдения над людьми и природой, показывать жизнь в нерасторжимой целостности ее образа.
После появления на выставке «Крестного хода» Репин был признан крупнейшим художником своего времени. Но сам, никогда не успокаиваясь на достигнутом, он обладал поразительным свойством замечать только хорошее в товарищах и постоянно оставаться недовольным собой.
Слайд 21 Репин - один из немногих художников, в творчестве которых нашла
свое прямое отражение героика русского революционного движения.
Первым произведением на
эту тему был упоминавшийся эскиз «По грязной дороге», написанный сразу по возвращении из Парижа.
В 1878 году художник создал первый вариант «Ареста пропагандиста».
Слайд 22 Очевидно, неудовлетворенный чем-то в картине, Репин еще раз вернулся к
той же теме. С 1880 по 1892 год он работал
над новым вариантом, более строгим, сдержанным и выразительным.
Второй вариант «Ареста пропагандиста» говорит о возросшем мастерстве художника, его зрелости - и творческой и идейной. Если в первом варианте он сочувственно, с болью в сердце создавал образ своего героя, то теперь Репин эту сцену увидел как бы со стороны, понимая всю неизбежность происходящего. Интересно, что Репин, тепло изображая революционера, чутьем большого художника, хорошо знающего жизнь, показал не только романтику «хождения в народ», но и разобщенность этого движения с народом.
Слайд 23 Продолжая работать над созданием образа революционера, в 1879-1885 годах Репин
писал картину «Отказ от исповеди». К узнику, ожидающему с рассветом казни,
спустился священник, в надежде смирить бунтаря доводами веры. Но он встретил не сломленного, а по-прежнему гордого, уверенного в своей правоте человека. «Отказ от исповеди» - одно из наиболее глубоких по содержанию художественных произведений Репина.
Слайд 24
Существенную грань творчества Репина составляют картины на сюжеты из русской
истории.
Первое историческое произведение - «Царевна Софья» - потребовало от
художника много сил и труда. Задумав его, он потратил немало времени на изучение быта и костюмов той эпохи. Желая реально почувствовать психологическое состояние царевны, художник не раз бывал в Новодевичьем монастыре, где она томилась в заточении после подавления восстания стрельцов, которых она вдохновила на мятеж.
Репин изобразил царевну Софью в мрачной и тесной келье, где мерцают в глубине оклады икон. На их фоне вырастает могучая фигура Софьи. Она металась по келье, и теперь, после свершения казни над стрельцами, при виде повешенного против окна одного из них, она застыла в немой ярости, прислонясь в бессилии к столу. Неукротимый характер старшей сестры Петра I, ее необузданный темперамент контрастирует с робостью забитой послушницы, находящейся в келье.
Слайд 25 Самое значительное историческое произведение Репина - «Иван Грозный и сын
его Иван 16 ноября 1581 года». Исторический факт, происшедший в
XVI веке, взволновал Репина не случайно. Картина была задумана в годы реакции, когда царское правительство ссылало и казнило революционеров, мстя за убийство Александра II. Расправа над революционерами навеяла художнику образ царя-убийцы. Главное в картине - не убийство, не кровь, а глубокая психологическая драма - ужас Грозного, теряющего из-за необузданности своего характера любимого сына и наследника престола. Произошло случайное, непреднамеренное убийство. Фигуры помещены в центре картины и выделяются на тревожном черно-красном фоне, озарены светом свечей, идущим справа. Слева, наверху, видно узкое теремное окно, сквозь которое проникает холодный дневной свет. Кроме опрокинутого кресла, в комнате можно рассмотреть зеленую изразцовую печь и большие лари-сундуки. На одном из них лежит черная монашеская одежда Грозного.
Репин долго искал подходящих людей, которые могли бы послужить моделями для задуманных образов. В конце концов, он остановился на художнике Г.Г.Мясоедове и композиторе П.И.Бларамберге для головы Грозного; художнике В.К.Менке и писателе В.М.Гаршине - для головы царевича. Произведение экспонировалось на передвижной выставке 1885 года. Выставку посетил и обер-прокурор святейшего синода Победоносцев. В изображении царя-сыноубийцы он увидел тенденцию «известного рода». И картину запретили показывать в Москве.
Слайд 26Работая над «Грозным», Репин одновременно начал писать картину о запорожской
вольнице. Собранные художником во время путешествия по Днепру в 1880
году этюды удовлетворяли его не полностью. Через восемь лет он вновь совершил поездку, но теперь уже на Кубань, где знакомился с бытом, нравами, типами казаков, делал зарисовки и этюды с натуры. Картина получила название «Запорожцы пишут письмо турецкому султану Магомету IV».
Слайд 27 За столом сидит в центре ухмыляющийся писарь. За его спиной
атаман Иван Дмитриевич Серко. Посматривая на собравшихся вокруг него запорожцев,
он обдумывает каждое слово ответа. Жест казака, стоящего за спиной писаря, объединяет группу людей на переднем плане с куренями, уходящими к горизонту.
Изобразить на картине смеющееся лицо очень трудно. Репину же предстояло создать произведение, где смех должен был стать главным героем. Здесь сконцентрированы все оттенки смеха: от улыбки до безудержного хохота. Сцена необыкновенно яркая и живая. Что же заставило художника создать две почти одинаковые картины по вполне законченному большому эскизу?
В конце восьмидесятых годов прошлого века в Петербурге началось формирование Русского музея. Репин мечтал, чтобы какое-либо его монументальное произведение находилось в новом столичном музее, но в то же время не хотелось обижать старого доброго друга Третьякова. И художник создал две картины: одну для нового музея в Петербурге, другую для московской галереи Третьякова.
Слайд 28 В портретах, написанных Репиным, во множестве разных человеческих образов встает
перед нами Россия той эпохи, когда жил художник.
Но в
море репинских портретов особенно привлекают образы передовых представителей русской культуры, воплощавших в себе разум, талант, совесть нации, ее лучшие стремления.
Таких людей Репин писал с особым вдохновением и называл их «дорогими нации».
Слайд 29 На передвижной выставке 1881 года появился портрет А.Ф.Писемского.
Писатель сидит
тяжело опираясь на палку и напоминает настороженную большую старую птицу.
Кажется, Репин, вполне подчиняясь модели, создал образ писателя таким, каким он был в последние годы жизни.
Конкретность изображения здесь как будто абсолютная. Но суть заключается в том, что в этом совершенно конкретном образе Репин сумел передать как бы обостренные старостью и болезнью наиболее существенные черты психологического облика писателя-консерватора по убеждению, полного желчного раздражения по поводу новых порядков. Это раздражение пронизывало ядовитым сарказмом все его литературное творчество.
Писемский Репина - это человек, наиболее ярко воплотивший в своей индивидуальности определенную грань общественной идеологии.
Слайд 30 На этой же выставке экспонировался портрет композитора М.П.Мусоргского, созданный за
несколько дней до его смерти в госпитале, всего за четыре
сеанса.
Мусоргский изображен в серо-зеленоватом больничном халате с малиновыми отворотами, на светлом фоне. В больном отечном лице, написанном необыкновенно правдиво, Репин сумел раскрыть одухотворенность возвышенной мысли. Лицо выполнено очень мягко: прекрасны задумчивые глаза, высок чистый лоб с упавшей на него прядью волос.
Перед нами образ русского богатыря, богатыря духа, светлого и ясного. Несмотря на тяготы жизни, несмотря на глубокую печаль, он не сломлен.
Слайд 31В 1882 году появились новые шедевры портретного искусства Репина. Художник
написал свою жену, Веру Алексеевну, задремавшую в кресле, тонко передав
состояние покоя, сна и тишины и назвал картину «Отдых». Близок «Отдыху» по переданному состоянию созданный в том же году портрет пятилетней дочери Нади, которая, набегавшись, забралась в кресло, заснула - и вот только открыла непонимающие сонные глаза.
Слайд 32 Репин редко писал высокопоставленных чиновников и генералов. Но работа над
портретом генерала А.И.Дельвига увлекла художника не только чисто живописными возможностями,
но, главным образом, тем, что это был интересный, умный, проницательный человек.
В портрете нет холода, присущего многим парадным портретам. За мундиром с серебряными эполетами и аксельбантами художник увидел сложный человеческий характер.
Слайд 33 Среди женских портретов в творчестве Репина есть созданные с истинным
вдохновением. Таков портрет замечательной актрисы П.А.Стрепетовой.
В этом образе художник
подчеркнул присущий ей трагизм. Устилая, с рассыпавшимися по плечам волосами, Стрепетова все еще будто находится во власти чувств созданного ею сценического образа: полуоткрытые, запекшиеся губы, взгляд выражает боль и страдание.
Слайд 34 Путешествуя со Стасовым по Европе в 1883 году, Репин во
время пребывания в Дрездене создал его портрет.
Могучая фигура страстного
критика написана широко и свободно. Проницательны живые глаза. Подчеркнута темпераментность неутомимого борца за демократическое искусство.
Слайд 35 Не один раз обращался Репин к созданию образа Льва Николаевича
Толстого. С этой целью он часто бывал в Ясной Поляне,
жил там и написал ряд портретов великого писателя.
Из них особенно значителен портрет 1887 года. Толстой изображен сидящим в черном кресле. Его фигура ясным, спокойным силуэтом выделяется на сером фоне. В руках открытая книга, взгляд из-под нависших бровей устремлен прямо перед собой. Великий писатель погружен в раздумья. В образе Толстого улавливается величавость и мудрость.
Слайд 36 В 1892 году в своем имении Здравнево художник пишет портрет
старшей дочери, В.И.Репиной.
Осенний пейзаж, тающая в глубине голубая дымка,
девушка с полевыми цветами в руках. Портрет, названный «Осенний букет», построен на контрасте увядающих блеклых цветов, оттенков осени и пышущей здоровьем, крепкой девичьей фигуры на этом фоне.
Слайд 37 Работая над портретом второй своей дочери, Н.И.Репиной, так же как
и в предыдущем портрете, художник ставит перед собой задачу изобразить
человека в живом контакте с природой.
Он усадил девушку прямо против солнца. Однако черный зонтик, раскрытый над головой, защищает ее от солнечных лучей. В свою очередь, белая широкополая шляпа смягчает тень от зонтика. В результате лицо девушки получило интересное освещение, яркое и одновременно рассеянное. Создалось ощущение движения воздуха, пронизанного солнечными лучами, легли голубые тени.
Слайд 38 В 1900 году в Петербурге началась подготовка к торжествам по
случаю юбилея Государственного совета. Устроители обратились к Репину как к
непревзойденному мастеру портрета с просьбой написать картину торжественного заседания. Свое согласие он дал не сразу. Постепенно его увлекла задача запечатлеть торжественную красоту круглого зала с мраморными колоннами, залитого сиянием льющегося света и золота мундиров.
Слайд 39 В процессе дальнейшей работы все члены Государственного совета позировали Репину
или его помощникам - Б.М.Кустодиеву и И.С.Куликову.
Созданные портреты Герарда
и Горемыкина, Витте, Игнатьева и других по своей острой характерности и живописному мастерству стоят в ряду лучших произведений мастера. Над этой картиной, которая оказалась последним взлетом его творчества, Репин работал около трех лет и закончил ее в декабре 1903 года, накануне своего шестидесятилетнего юбилея.
Слайд 41 Полное название этого, по существу, группового портрета - «Торжественное заседание
Государственного совета 7 мая 1901 года в день столетнего юбилея
со дня его учреждения».
Слайд 42 В 1894-1907 годах Репин посвящает много времени преподаванию. Будучи профессором
петербургской Академии художеств, он руководит мастерской, давшей нашему искусству таких
известных художников-реалистов, как И.И.Бродский, Г.Н.Горелов, И.Э.Грабарь, Д.Н.Кардовский, Б.М.Кустодиев, А.П.Остроумова-Лебедева и другие.
Слайд 43 После картины «Заседание Государственного совета» Репиным не было создано ничего
столь же значительного. Последние годы жизни художник провел в своем
загородном имении «Пенаты» в Куоккале (ныне Репино) на берегу Финского залива. Там он частично возвращался к темам прошлого, писал портреты родных и знакомых. После Октябрьской революции, живя в «Пенатах», Репин оказался отрезанным от Советской России границей между СССР и Финляндией. Там его окружали белоэмигранты, старавшиеся оклеветать Советский Союз перед художником. Но Репин тосковал и мечтал вернуться на родину. В 1926 году его посетила группа молодых советских художников. Тогда же К.Е.Ворошилов прислал Репину письмо, в котором приветствовал его желание возвратиться на родину. Но уже престарелый, слабый и больной художник, испытывая давление со стороны противников его отъезда (дочери и ее друзей-белоэмигрантов), не сумел осуществить свое намерение.
Слайд 44 Репин умер 29 сентября 1930 года, на восемьдесят седьмом году
жизни. Оставленное им наследие огромно. Это богатый источник познания прошлого
нашей родины. В картинах Репина оно воскресает в полнокровных, удивительно конкретных и глубоко содержательных образах. Произведения Репина обогащают наш разум и наши чувства, доставляют огромное эстетическое наслаждение. Его творчество - это памятник замечательного в истории русского искусства времени, когда проникнутое самыми высокими стремлениями эпохи, оно шло в авангарде художественного развития человечества.