Слайд 1Тема лекции. Информационная безопасность государства. Информационные операции и психологические операции.
Основные определения, классификация. Примеры.
Слайд 2Уровни национальной безопасности
Виды национальной безопасности
Слайд 3В самом общем виде информационная безопасность - это состояние защищенности
информационного пространства общества, которое обеспечивает его формирование, использование и развитие
в интересах граждан, организаций, государства.
Информационная безопасность государства - это состояние его информационной защищенности, за которой специальные информационные и психологические операции, акты внешней информационной агрессии и негласного съема информации (с помощью специальных технических средств), информационный терроризм и компьютерные преступления не наносят существенный ущерб национальным интересам.
Слайд 4Специальные информационные операции - это спланированные информационные и психологические действия,
направленные на вражескую, дружескую или нейтральную аудиторию путем влияния на
его сознание и поведение с помощью использования определенным образом организованной информации и информационных технологий для достижения определенной цели.
Психологические операции - это согласованное по целям, задачам, месту и времени, целевой аудитории применение средств, форм и методов психологического воздействия с целью влияния на установку и поведение человека, социальных групп, общественных и политических организаций, общества в целом.
Акты внешней информационной агрессии - легальные и/или противоправные акции, реализация которых может иметь отрицательное влияние на безопасность информационного пространства государства.
Информационный терроризм - опасные действия информационного влияния на социальные группы людей, государственные органы власти и управления, связанные с распространением информации, которое содержит угрозы преследованиям, расправой, убийствами, а также искривления объективной информации, которая приводит к возникновению кризисных ситуаций в государстве, нагнетанию страха и напряжения в обществе.
Компьютерные преступления - противоправные действия, в сфере использования электронных вычислительных машин (компьютеров), автоматизированных систем и компьютерных сетей, за которые предусмотренная ответственность действующим Уголовным кодексом Украины.
Слайд 6Информационные операции можно классифицировать по следующим категориям:
масштаб операции;
сферы (общественной и
государственной жизни) проведения операции;
уровень участников операции;
интенсивность и продолжительность;
- преимущественный характер
воздействия.
По масштабу информационные операции можно разделить на стратегические и тактические. Стратегические информационные операции могут быть направлены на большие аудитории или на ключевых коммуникаторов, они решают долговременные цели. Тактические информационные операции решают кратковременные цели, помогая дезорганизовать деятельность (подавить сопротивление) конкретного конкурента (противника) исходя из текущих интересов.
Слайд 9По сферам проведения информационные операции можно разделить на:
внешнеполитические (внешнеэкономические);
внутриполитические (внутриэкономические).
Во внутренней политике информационные операции обычно ограничиваются пропагандистским противостоянием
политических оппонентов, хотя могут приобретать в отдельных случаях и более сложный комплексный характер. Внутриполитическими примерами информационных операций являются пропагандистские столкновения в ходе любой предвыборной кампании или борьбы за власть. Здесь информационные операции выступают в качестве комплекса мероприятий, направленных на ослабление морального духа политических оппонентов, на подрыв авторитета их руководителей, на дискредитацию их действий, в конечном счете – на оказание давления на взгляды отдельных людей и общественное мнение в целом для достижения конкретных целей. При столкновении экономических интересов информационные операции обычно включают в себя комплекс мероприятий, направленных на дискредитацию конкурентов, их экономической политики, а также их союзников в политической сфере. Основной целью таких операций является принуждение конкурента к отказу от намерений, действий, которые могут дать ему преимущества на рынке.
Во внешнеполитической (внешнеэкономической) сфере информационные операции могут проводиться в интересах высших эшелонов государственного и военного управления, в интересах отраслей экономики и крупных компаний, поддерживаемых государством и являющихся опорой экономики страны, в том числе на внешнем рынке.
Слайд 10По уровню участников информационные операции условно можно разделить на:
операции,
проводимые на международном уровне (в ходе межгосударственных конфликтов, конкурентной борьбы
транснациональных корпораций, инициируемые различными организациями, действующими самостоятельно на международном уровне);
операции, проводимые на уровне государства (с участием и в интересах органов государственной власти, как правило, в целях идеологического (пропагандистского) обеспечения государственной политики, защиты государственных интересов);
- операции, проводимые на уровне отдельных компаний (корпораций), политических партий и общественных (религиозных) организаций и т.д. (в ходе их конкурентной борьбы, отстаивания и пропаганды своих интересов).
Слайд 11
По интенсивности и продолжительности информационные операции можно также условно разделить
на:
интенсивные, относительно непродолжительные – как правило, пропагандистские операции в
ходе предвыборной кампании, в ходе внезапно возникшего острого конфликта между конкурентами и т.п.;
длительные, неинтенсивные – это так называемые «фоновые» операции, при которых в течение длительного (относительно) периода времени организуются психологические воздействия, создающие благоприятный фон (эмоциональный, поведенческий и т.п.) для дальнейших действий или начала проведения интенсивной операции (например, руководителем в течение срока пребывания на выборной должности до начала предвыборной кампании), либо для формирования определенных устойчивых идейных (идеологических), духовных, нравственных установок (например, в ходе реализации государственной молодежной политики по воспитанию подрастающего поколения в духе, отвечающем интересам государства);
- интенсивные, продолжительные – наиболее наглядным примером могут служить информационные операции против СССР и его союзников, проводимые в ходе «холодной войны», когда информационно-психологическое воздействие через такие каналы, как радиостанции «Свобода» и «Свободная Европа» в сочетании с другими мероприятиями пропагандистского и подрывного характера фактически не прекращались, варьировалась лишь степень интенсивности в зависимости от наличия подходящих информационных поводов и накала противостояния двух систем;
Слайд 12 «точечные», когда информационные акции не сливаются в единый поток,
а являются преимущественно дополнением для скрытых от постороннего взгляда действий
(например, для оказания в ходе экономической конкурентной борьбы необходимого психологического давления на конкурента в нужные моменты времени в сочетании с переговорным процессом, политическим давлением и т.п.);
- смешанные или комплексные, когда в соответствии с выбранной драматургией операции можно выделить отдельные этапы, имеющие признаки, характерные для вышеперечисленных разновидностей информационных операций, или когда в едином комплексе последовательно или одновременно проводятся скоординированные и спланированные по единому замыслу операции, формально относящиеся к какой-либо разновидности информационной операции.
Слайд 13По преимущественному характеру воздействия информационные операции условно можно разделить на:
«пропагандистские», когда информационные акции имеют преимущественно пропагандистский характер, например, в
ходе политической борьбы, предвыборных кампаний, в рамках внедрения главенствующей идеологии;
«дезинформационные», когда основной целью является введение конкурента (противника) в заблуждение, такие операции используются как в политической и экономической борьбе, так и в вооруженных конфликтах;
«манипулятивные», когда главная задача – с использованием различных приемов и технологий информационно-психологического воздействия (внушения, манипулирования, модификации установок, манипулятивных социальных и политических технологий и др.) поставить поведение конкурента под контроль;
- оборонительные информационные операции («контроперации»), в которых ставится цель нейтрализовать информационно-психологическое воздействие конкурента (например – контрпропаганда), защитить от этого воздействия своих сторонников, оказать ответное информационно-психологическое воздействие на конкурента.
Слайд 14Этапы проведения информационных операций:
1. Предварительный этап. На этом этапе происходит
планирование операции, в частности определение целесообразности ее проведения, целей, задач,
сил и средств, целевой аудитории влияния, приемов и методов влияния и т.п.
2. Информационный повод. На этом этапе информационной операции необходимо выбрать и/или создать так называемый информационный повод. Под информационным поводом здесь и дальше понимаем событие (или «псевдособытие»), которое можно использовать как повод для пропагандистской кампании или информационной операции.
3. «Раскрутка» информационного повода. Этот этап является основной частью любой информационной операции. Его сущность состоит в использовании информационного повода ради достижения целей операции, то есть для усиления, формирования или разрушения определенных психических стереотипов и установок.
4. Выход из информационной операции или этап закрепления. Важнейшая задача этого этапа — обеспечение плавного завершения пропагандистской кампании или информационной операции после достижения поставленных целей или через форс-мажорные обстоятельства.
Слайд 15
Информационные операции в политической борьбе структурно могут быть представлены как
состоящие из трех основных компонентов:
1) информационно-рекламная и/или информационно-пропагандистская деятельность;
2) демонстрационные действия;
3) организационно-практическая деятельность.
Информационно-пропагандистская (информационно-рекламная) деятельность осуществляется в виде кампаний, акций и отдельных мероприятий с использованием средств массовой коммуникации, а также прямых контактов с различными аудиториями с применением соответствующих приемов и эффектов воздействия на психику людей.
Демонстрационные действия представляют собой акции и мероприятия, основное отличие которых от реальных практических действий заключается в ориентации, в первую очередь, не на их результат, а на использование как средства психологического воздействия на людей. В качестве таких действий могут выступать, например, угроза применения каких-либо санкций и мер по отношению к конкретным лицам или организациям; проведение благотворительных акций в период предвыборной борьбы; выдвижение и принятие значимых социальных программ и др. Признаками отличия демонстрационных действий от реальных практических дел выступают их приуроченность к социально значимым событиям (например – выборам), сопровождение эффектной рекламной кампанией, а также зачастую отложенностью планируемых основных (конечных) результатов и социально значимых последствий на некий период.
Слайд 16 Организационно-практическая деятельность реализуется в виде мероприятий и
акций обеспечивающего характера, которые направлены на оказание психологического воздействия на
определенных лиц и группы людей или создание условий, повышающих его эффективность и эффективность информационно-психологических операций в целом или отдельных информационно-пропагандистских акций.
В структуре этой деятельности выделяются три основные группы организационно-практических действий:
- направленные на организационное, финансовое, материально-техническое и иное обеспечение информационно-пропагандистских (информационно-рекламных) акций с использованием средств массовой коммуникации;
- направленные на обеспечение демонстрационных действий, различных акций поддержки, митингов, демонстрации, собрании, встреч и т.п.;
- по проведению различных переговоров, привлечению влиятельных сторонников, организации финансовой и иной поддержки, проведению выгодных решений в органах исполнительной и законодательной власти на различных уровнях и т.п. Основные организационные формы таких действий – политические игры и лоббирование.
Слайд 17Подготовку психологических операций и их применение осуществляют в соответствии со
следующими принципами:
- подготовка информационных операций начинается заблаговременно, скрытно,
тщательно, с учетом индивидуальных и социально-психологических особенностей объектов воздействия;
информационные операции планируют и проводят с учетом выявленных слабых мест в морально-психологическом состоянии населения и личного состава войск противника, с учетом особенностей обстановки, имеющихся сил и средств;
информационные операции различных видов проводят по единому плану, согласовывают между собой и другими действиями структур управления;
- все силы и средства информационных операций надо использовать массированно, комплексно и разнообразно.