Слайд 1Информационная собственность.
Государственный реестр.
Её понятие и правомочия. Разновидности информации.
Порядок регистрации
информационных ресурсов и формирование Государственного регистра.
Слайд 2О чем я расскажу?
Сегодня сложно переоценить влияние инноваций на нашу
жизнь и бизнес-среду. Билл Гейтс утверждал, что в будущем на
рынке останется только два типа компаний: те, кто работает в Интернете, и те, кто вышел из бизнеса. Поэтому, вопросы IT и интеллектуальной собственности актуальны для всех и, в первую очередь, для современных высокотехнологичных компаний
Слайд 3Что такое информационная собственность?
Интеллектуа́льная со́бственность — в широком понимании термин означает
закреплённое законом временное исключительное право, а также личные неимущественные права авторов на результат интеллектуальной
деятельности или средства индивидуализации.
Так нам расскажет об интеллектуальной собственности Википедия, но
Если говорить простыми словами – все неосязаемые достижения человека или группы человек можно считать интеллектуальной собственностью. Информация, которая должна быть защищена от копирования с целью дальнейшего получения выгоды третьими лицами.
Слайд 4Список собсвтенностей
Под определение интеллектуальной собственности попадают:
литературные, художественные и научные произведениям
исполнительская
деятельность артистов, звукозаписи, радио и телевизионные передачи;
изобретения во всех областях
человеческой деятельности;
промышленные образцы;
товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования и коммерческие обозначения;
программное обеспечение;
другие права, относящиеся к интеллектуальной деятельности в производственной, научной, литературной и художественной областях.
Слайд 5Права? На что?
Основами любой информации является право на ее владение,
т.е. физическое обладание вещью. В силу своих природных свойств, вещью
могут пользоваться одновременно лишь ограниченный круг лиц.
Совсем иное дело обстоит с результатами интеллектуальной деятельности, духовного творчества. Эти результаты не осязаемы. Физическое обладание ими невозможно, они не материальны, в связи с чем такой правовой механизм как право собственности, идеально подходящий для материальных вещей, становится непригодным для нематериальных объектов - результатов интеллектуальной деятельности.
Для нематериальных благ, именуемых интеллектуальной собственностью, был разработан другой правовой механизм - система исключительных прав, которая содержит свой, самостоятельный набор прав, отличный от набора прав, входящих в "право собственности". Однако "исключительные права" выполняют в отношении нематериальных объектов функции, аналогичные функциям "права собственности" для материальных объектов.
Слайд 6Процесс Защиты прав на объекты интеллектуальной собственности включает:
Построение эффективной системы защиты объектов интеллектуальной собственности в компании (патентов,
товарных знаков, доменных имен, прав на программное обеспечение);
Консультирование
по вопросам оформления прав на служебные произведения и минимизации возможных рисков для нанимателя;
Сопровождение регистрации компьютерных программ в Национальном центре интеллектуальной собственности Республики Беларусь.
Слайд 7Виды интеллектуальных прав
Авторское право
Авторским правом регулируются отношения, возникающие в связи
с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства. В
основе авторского права лежит понятие «произведения», означающее оригинальный результат творческой деятельности, существующий в какой-либо объективной форме. Именно эта объективная форма выражения является предметом охраны в авторском праве. Авторское право не распространяется на идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия, факты.
Смежные права
Группа исключительных прав, созданная во второй половине XX- начале XXI веков, по образцу авторского права, для видов деятельности, которые являются недостаточно творческими для того, чтобы на их результаты можно было распространить авторское право. Содержание смежных прав существенно отличается в разных странах. Наиболее распространенными примерами являются исключительное право музыкантов-исполнителей, изготовителей фонограмм, организаций эфирного вещания.
Слайд 8Виды интеллектуальных прав
Патентное право
Патентное право — система правовых норм, которыми определяется
порядок охраны изобретений, полезных моделей, промышленных образцов (часто эти три объекта объединяют под единым
названием — «промышленная собственность») и селекционных достижений путём выдачи патентов.
Слайд 9Виды интеллектуальных прав
Права на средства индивидуализации
Группа объектов интеллектуальной собственности, права
на которые можно объединить в один правовой институт охраны маркетинговых
обозначений. Включает в себя такие понятия, как: товарный знак, фирменное наименование, наименование места происхождения товара. Впервые правовые нормы об охране средств индивидуализации на международном уровне закреплены в Парижской конвенции по охране промышленной собственности, где товарным знакам посвящена большая часть конвенции, чем изобретениям и промышленным образцам.
Право на секреты производства (Ноу-хау)
Секреты производства (Ноу-хау) — это сведения любого характера (оригинальные технологии, знания, умения и т. п.), которые охраняются режимом коммерческой тайны и могут быть предметом купли-продажи или использоваться для достижения конкурентного преимущества над другими субъектами предпринимательской деятельности.
Слайд 10Информационная собственность в виртуальном мире
Слайд 11Для игр, в которых имеется возможность зарабатывать виртуальные деньги и
приобретать виртуальные вещи, виртуальной собственностью являются и деньги и вещи.
Возникновение права на данную собственность происходит в процессе игры, либо при обмене или купле-продаже. Виртуальная собственность может меняться на виртуальную собственность других лиц (игроков), либо продаваться за реальные деньги. При этом передача прав должна оформляться документально, если иное не предусмотрено договоренностями сторон.
Пример на пальцах
Слайд 12После подписания всех документов…
Виртуальная собственность может использоваться в личных целях,
передаваться в аренду (с оформлением соответствующих документов), подлежит обмену, может
быть подарена, уничтожена владельцем (если иное не предусмотрено договором с автором) или передана по наследству (необходимо завещание).
Слайд 13КАК подняться на информационной Собственности?
7 простых шагов
А точнее, как
зарегистрировать информационные ресурсы и формирование Государственного регистра.
Слайд 14Для каждой единицы информационной
собственности, для его введения
на рынок,
необходимо пройти процесс ее регистрации.
В целях обеспечения выполнения Закона Республики
Беларусь "Об информатизации", создания единой системы учета и регистрации информационных ресурсов, обеспечения государственных органов, юридических и физических лиц информацией о наличии и состоянии информационных ресурсов в республике Совет Министров Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Ввести в республике с 1 июля 2001 г. государственную регистрацию информационных ресурсов. Создать для этих целей Государственный регистр информационных ресурсов как часть Свода Национального архивного фонда Республики Беларусь.
Определить Министерство связи и информатизации Республики Беларусь органом, ответственным в республике за организацию и научно-методическое руководство работами по государственной регистрации информационных ресурсов.
(в ред. постановлений Совмина от 23.01.2004 N 69, от 14.05.2007 N 579)
Возложить на научно-инженерное республиканское унитарное предприятие "Институт прикладных программных систем" формирование и ведение Государственного регистра информационных ресурсов.
(в ред. постановлений Совмина от 23.01.2004 N 69, от 14.05.2007 N 579)
Слайд 152. Установить, что:
обязательной государственной регистрации подлежат информационные ресурсы, созданные за
счет средств государства, а также информационные ресурсы, созданные не за
счет средств государства, имеющие государственное значение и не содержащие сведений, отнесенных в установленном порядке к государственной тайне. Другие информационные ресурсы могут регистрироваться на добровольной основе;
государственной регистрации подлежат информационные ресурсы, представленные в форме баз данных, баз знаний, банков данных, а также в иной форме, дающей возможность их обработки с помощью электронно-вычислительной техники (информационные массивы);
информационные ресурсы, содержащие сведения ограниченного распространения, подлежат регистрации и дальнейшему распространению сведений о них в соответствии с действующими нормативными правовыми актами с соблюдением требований законодательства в области защиты информации;
информация об информационных ресурсах, включенных в Государственный регистр информационных ресурсов, подлежит опубликованию в информационном бюллетене (каталоге) информационных ресурсов Республики Беларусь, издание которого осуществляет Министерство связи и информатизации Республики Беларусь;
(в ред. постановлений Совмина от 23.01.2004 N 69, от 14.05.2007 N 579)
информационные ресурсы, создаваемые в рамках научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ, выполняемых за счет бюджетных средств, подлежат регистрации в Государственном регистре информационных ресурсов в трехмесячный срок после завершения работ.
(абзац 6 пункта 2 введен постановлением Совмина от 23.01.2004 N 69)
Слайд 163. Утвердить прилагаемое Положение о Государственном регистре информационных ресурсов.
4. Государственному
комитету по науке и технологиям совместно с Министерством экономики, Государственным
комитетом по архивам и делопроизводству и с участием других заинтересованных до 1 февраля 2001 г. подготовить и в установленном порядке представить в Совет Министров Республики Беларусь перечень информационных ресурсов, имеющих государственное значение, с указанием органов, ответственных за их формирование, накопление и представление пользователям содержащихся в них сведений с учетом требований Положения о порядке информационного взаимодействия государственных кадастров, регистров и других информационных систем, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12 апреля 1999 г. N 494 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 1999 г., N 31, 5/594).
Слайд 175. Государственному комитету по науке и технологиям до 30 декабря
2000 г. разработать, утвердить в установленном порядке и довести до
министерств, иных республиканских органов государственного управления, объединений и учреждений, подчиненных Правительству Республики Беларусь, Национальной академии наук Беларуси, местных исполнительных и распорядительных органов формы регистрационной заявки и регистрационного свидетельства, а также инструкцию по заполнению регистрационной заявки на регистрацию информационных ресурсов в Государственном регистре информационных ресурсов.
Слайд 186. Министерствам, другим республиканским органам государственного управления, местным исполнительным и
распорядительным органам, объединениям и учреждениям, подчиненным Правительству Республики Беларусь, провести
в течение 2000 года инвентаризацию действующих и формируемых информационных ресурсов и обеспечить их государственную регистрацию в соответствии с Положением о Государственном регистре информационных ресурсов.
7. Министерству связи и информатизации Республики Беларусь обеспечивать государственную регистрацию информационных ресурсов и доведение до заинтересованных сведений об информационных ресурсах, включенных в Государственный регистр информационных ресурсов, за счет ассигнований, выделяемых на проведение работ в области информатизации. (в ред. постановлений Совмина от 23.01.2004 N 69, от 14.05.2007 N 579)
Слайд 20Или кратко о том, что
это
Государственный регистр представляет собой общегосударственную
автоматизированную информационную систему (ОАИС) — единая государственная информационная система, обеспечивающая
интеграцию государственных информационных ресурсов, а также в установленном порядке обеспечивающая доступ субъектов информационных отношений к информации, содержащейся в них
Слайд 21как это использовать
Использование государственных информационных систем осуществляется субъектами информационных отношений,
имеющими к ним доступ, в целях получения, распространения и (или)
предоставления информации, реализации права на пользование информацией.
Условия пользования конкретной государственной информационной системой определяются на основании положения о ней, которое разрабатывается и утверждается ее владельцем, и доводятся до сведения всех заинтересованных субъектов информационных отношений.
Слайд 22где это найти
На сайтах:
http://www.gknt.gov.by/deyatelnost/intellektualnaya-sobstvennost/natsionalnyy_tsentr_intellektualnoy_sobstvennosti/
http://pravo.by/
Слайд 23Спасибо за внимание
Литература:
Информационное право (Якубенко Н.О. 2010)
Понятие виртуального объекта и
оборотоспособность виртуальных объектов в системе современного отечественного законодательства на примере
интернет-сайта (Виноградов П. А. 2017)
Влияние информационных технологий на деятельность современного общества (Шпицберг А. И. 2014)