Слайд 1
информационно-аналитическая деятельность
пресс-служб
Лекция 6
Слайд 2анализировать.
То есть мысленно раскладывать ситуацию на составляющие, вычленять, классифицировать
и ранжировать проблемы, видеть специфику и взаимосвязи, вскрывать причины и
объяснять тенденции...
Слайд 3ПРОБЛЕМЫ:
Не всегда получается мониторить, составлять рейтинги и обзоры, выводить динамику,
проводить экспертизу, вырабатывать рекомендации и прогнозировать развитие ситуации.
Вместо этого
работники информационно-аналитического отдела исправно занимаются штудированием баз данных и переписыванием разных источников, их компиляцией и клиппированием.
А вместо выводов выдают констатации, ибо не видят между ними особой разницы.
Слайд 4Первые полгода работы я неоднократно слышала от входивших в мой
кабинет сотрудников компании: «О, какая замечательная должность! Сиди и газетки
читай! Мне бы такую работенку!» Это мнение кругами по воде расходилось по кабинетам и буфетам. Соответственно, вышестоящее руководство улавливало «глас народный». Оно стало беспокойно требовать каких-то быстрых результатов моей деятельности и категорически запрещать мне читать газеты на рабочем месте.
Но при этом мое руководство как-то незаметно для себя привыкло к тому, что на его столе регулярно, раз в неделю, появляется обзор прессы. Несколько листочков. Профильная тематика в российских изданиях, упоминание о нашей компании в региональной прессе, краткие выводы.
Журнал «Пресс-служба »: ДИАГНОЗ: АНАЛИТИЧЕСКАЯ ГИПОТОНИЯ
Слайд 5К аналитическому направлению работы пресс-службы разные специалисты относят
рейтинг и
контент-анализ, клиппинг и составление кейсов, анализ почты и тематический замер,
составление списков рассылки и вторичный анализ баз данных.
Две самые популярные формы работы – дайджест и мониторинг.
Слайд 6Сотрудники Пресс-центра занимаются подготовкой информационных, аналитических и публицистических материалов о
различных сторонах деятельности
Слайд 7в основе деятельности по медиа-рилейшнз должна лежать серьезная и регулярная
аналитическая работа.
Слайд 8НАПРАВЛЕНИЯ:
1. СОСТАВЛЕНИЕ И ОБНОВЛЕНИЕ КАРТЫ СМИ (обзор, дайджест)
2. Мониторинг
СМИ
3. Углубленный анализ
Слайд 10Общие требования к оформлению регулярного дайджеста таковы
Обзор прессы за 1
– 7 июня 2014 года
I.Российские издания
Фамилия, имя автора. Название материала.//Название издания,
№ и дата. - Краткая характеристика материала
II. Региональные издания
Фамилия, имя автора. Название материала.//Название издания, № и дата. - Краткая характеристика материала
Слайд 11Карта СМИ (иногда ее называют медиа-картой) должна в обязательном порядке
содержать следующие пункты:
Слайд 12Обязательные разделы карты СМИ
1. Перечень СМИ.
2. Реальный тираж и
состав аудитории данного печатного издания, телеканала, радиостанции. Посещаемость Интернет-СМИ.
3. График
выхода изданий, канал и время выхода ТВ/радио, программ.
4. Внутренняя структура каждой редакции: главный редактор, редакторы отделов, ключевые корреспонденты
Слайд 13Содержание раздела 1.
Максимально полный список всех СМИ региона, разделенный по
типу издания. Например,
«Газеты. А. Общеинформационные…Б. Массовые (желтая пресса)… В.
Телегиды…».
«Радиостанции. FM- диапазон… УКВ-диапазон… Проводное вещание…».
Кроме того, должен быть составлен так называемый «красный список» - СМИ, которые вам наиболее интересны. По широкому ли охвату аудитории, по попаданию ли именно в вашу Для каждой организации список приоритетов формируется индивидуально, в соответствии со специализацией и целями деятельности. При этом тираж (рейтинг) особой роли не играет.
Бизнес- издания заведомо менее тиражны, чем желтая пресса. Но возможно именно такие издания следует включать в «красный целевую аудиторию… Здесь же должны содержаться адреса расположения, обычная и электронная почта, номера телефонов
Слайд 14Содержание раздела 2.
Должны быть представлены данные о тираже (количестве зрителей/слушателей),
а также об основных параметрах аудитории каждого СМИ (возраст, пол,
социальное положение и пр. – чем подробнее, тем лучше). Кроме того, нужно учитывать, сколько зрителей/слушателей могут принимать радио/ТВ- программы в принципе – городская ТВ-станция может охватывать пригороды, а может не «добивать» и до окраины
Слайд 15Содержание раздела 3.
Должны быть указаны как время выхода, так и
последний срок для сдачи материала в текущий номер/эфир.
Слайд 16Содержание раздела 4.
Помимо имени/отчества и контактных данных для прямого и
немедленного выхода на человека, здесь обязательно должна содержаться краткая биография,
тематика материалов, которые готовил интересующий вас человек. Обязательно – дни рождения, чтобы можно было поздравить работника СМИ, а то и вручить ему маленький презент. Рекомендуется «секретный раздел» - привычки, слабости человека.
Слайд 172. Мониторинг средств массовой информации – одно из самых очевидных
направлений аналитической деятельности пресс-службы.
Слайд 18под мониторингом мы понимаем
подбор и первичный анализ материалов, в
которых упоминаются компания и все, связанное с ее деятельностью, а
также ее конкуренты.
Слайд 19МОНИТОРИНГ
Даг Ньюсом, Джуди ВанСлайк Тёрк и Дин Крукеберг в своей
книге «Все о PR» пишут, что мониторинг заключается не просто
в знакомстве с прессой, цель которого отыскать нужную информацию. Мониторинг есть материальное доказательство того, что ваше сообщение «запущено» в СМИ.
Слайд 20МОНИТОРИНГ
Мониторинг – это поиск ответов на два главных вопроса: как часто
о нас писали в прессе/сети и как именно – положительно
или отрицательно – упоминалась наша организация? Мониторинг позволяет наглядно оценить исходный и скорректированный информационный статус PR-объекта. Самый главный показатель в нем – динамика.
Слайд 21ВИДЫ МОНИТОРИНГА
1. Мониторинг ежедневный, информационный
2. Мониторинг еженедельный, аналитический
3. Мониторинг
ежемесячный и ежегодный, рейтинговый (используя также различные сайты)
Слайд 22Пожалуй, максимально, что может содержать ежедневный мониторинговый отчет – это
клиппинг.
Клиппинг – это полная подборка материалов СМИ (статьи, интернет-сообщения,
видео- и радиозаписи – их полные, а также стенографические текстовые версии), в которых упоминаются компания, ее первые лица и ее конкуренты.
Слайд 23Общие рекомендации по составлению текущего мониторинга таковы:
Мониторинг упоминания фирмы
Ключевые события
фирмы (за определенный срок)
Упоминание фирмы в эфире радио и телестанций
(за тот же срок)
Упоминание фирмы на страницах печатных СМИ (за тот же срок)
Упоминание фирмы на лентах информационных агентств (за тот же срок)
Упоминание фирмы на авторитетных и посещаемых web-ресурсах (за тот же срок)
Динамика упоминаний (по сравнению с предыдущим мониторингом)
Слайд 24Общие рекомендации по составлению текущего мониторинга таковы:
Мониторинг упоминания продукции
Марки-лидеры и
марки-аутсайдеры предприятия
Марки-лидеры конкурентов
Рейтинг марок в секторе рынка
Упоминание продукции в эфире
радио и телестанций (за определенный срок)
Упоминание продукции на страницах печатных СМИ (за тот же срок)
Упоминание продукции на лентах информационных агентств (за тот же срок)
Упоминание продукции на авторитетных и посещаемых web-ресурсах (за тот же срок)
Динамика упоминаний (по сравнению с предыдущим мониторингом)
Слайд 25Что включает еженедельный отчет
А. Простой итоговый отчет.
Б. Аннотации.
В. Информационная
(аналитическая) справка.
Слайд 263. углубленный анализ
этап медиа-аналитики предполагает детальное и одновременно комплексное
рассмотрение материалов СМИ, включающее количественный и качественный анализ, оценку эмоциональной
силы воздействия, контент-анализ и психолингвистический анализ текстов и зрительного ряда. Кроме того, продукты медиа-аналитики содержат обобщение выявленных в результате анализа тезисов и вычленение узловых моментов специфики медиа-поля (прогнозы, нейтрализация угроз, коррекция коммуникативной стратегии и др.).
Слайд 27Типы аналитических Продуктов
А. Информационный бюллетень
Это полный аналитический отчет по материалам
СМИ, содержащий количественный и качественный анализ материалов. Может включать результаты
анализа за полгода, год и т.п.
Он позволяет принимать стратегические решения (например, о выходе на рынок, долгосрочном контракте или о необходимости проведения либо интенсификации коммуникационной кампании).
Слайд 28Типы аналитических Продуктов
Б. Press-report
Краткий обзор по материалам информационного бюллетеня для
руководителей, который в графиках и тезисах отражает основные аналитические выводы
полной версии продукта (возможно даже его представления в виде презентации Power Point).
Как уверяют эксперты, документ идеален для предоставления первым лицам компании при иллюстрации докладов пресс-службы.
Слайд 29Типы аналитических Продуктов
В. Тематическая аналитическая записка
Это образец полноценной аналитики по
конкретной теме (срез федеральных тенденций, позиционирование события, перспективы развития отрасли,
политика и геополитика, региональный срез и др.). Часто представляет собой сборную конструкцию из медиа-аналитики и дополнительного аналитического материала (например, экспресс-опрос экспертов).
Слайд 30Типы аналитических Продуктов
Г. Анализ медиа-образа
Это анализ основных черт имиджа компании
или ее первого лица в СМИ и рекомендации к его
коррекции. Документ содержит готовые рецепты для пресс-службы Компании; в том случае, если речь идет о Первом лице – конкретные шаги по осуществлению наиболее эффективной стратегии и тактики его публичной деятельности.
Особенно полезен будет такой анализ, если у компании (и/или ее первого лица) возникает необходимость перестройки медиа-имиджа в ситуации, например, информационной войны или позиционирования перед властью.
Слайд 32 "Общее описание системы" содержит: краткое описание системы, уникальности продукта с
точки зрения разработчиков и пользователей, описание решаемых задач в области
маркетинга, а также по мнению групп специалистов, для работы которых предназначена система.
Слайд 33 "Функциональная часть" разделен на три логические подгруппы: "Источники информации" (поступление
данных из СМИ), "Технологии и процедуры" (проведение анализа) и "Результаты"
(информация для принятия решений или обработки в рамках маркетинговой информационной системы компании).
Слайд 34 "Маркетинговая часть" сравнивается стоимость пакетов услуг, описываются дополнительные услуги, предоставляемые
клиенту (такие как обучение клиента работе с системой, помощь персонального
менеджера, консультации пользователей; проведение семинаров для пользователей), и варианты ознакомления пользователя с системой.
Слайд 35ВЫВОДЫ
1. Аналитическое направление пресс-службы (представленное ли целым отделом, или одним-двумя
специалистами) играет важную, порой решающую роль в деятельности пресс-службы. Работа
данного направления – это фундамент всех прочих дел пресс-службы.
2. Работу пресс-службы необходимо начинать с планирования – долгосрочного (1-2 года), среднесрочного (полгода-год), и краткосрочного. Основой для планирования могут быть как планы организации в целом (в органах госуправления, например, предстоящие выборы, в коммерческих организациях – реструктуризация, выход на новые рынки и т.п.) так и «внешние» обстоятельства – от времен года до праздников (включая день рождения фирмы или ее босса).
Слайд 363. Для работы со СМИ необходимо составить и постоянно пополнять
новой информацию так называемую «карту СМИ», в которой должны содержаться
сведения обо всех аспектах деятельности газет, телевидения, радио, Интернет-СМИ, могущих быть полезными организации.
4. В карте СМИ должна содержаться как «открытая», общедоступная, так и закрытая информация (включая личностные характеристики, в том числе не афишируемые). Эта информация необходима для организации работы с журналистами
Слайд 375. Необходимо постоянно вести мониторинг СМИ -подбор и первичный анализ
материалов, в которых упоминаются компания и все, связанное с ее
деятельностью, а также ее конкуренты.
6. Мониторинг должен позволять отслеживать процесс формирования имиджа компании в СМИ (равно как и имиджа конкурентов) быть в курсе тенденций, лежащих в основе тех или иных информационных процессов и оказывающих воздействие на работу компании.
7. Мониторинг может вестись на разных уровнях: от информационного до аналитического.
Слайд 38А. Швейцер говаривал, что «мышление есть происходящая во мне полемика
между желанием и познанием». Встречаются в нашей профессии счастливчики, которым
аналитическое мышление присуще изначально. Как любой человек до поры до времени не задумывается над тем, как именно он дышит или ходит, так пиарщик с повышенным аналитическим потенциалом просто сразу умеет собрать данные и ранжировать, вычленить составляющие, разложить по полочкам, резюмировать, выдать оценку.
Слайд 39Мирослав Кошелюк в книге «Эффективное PR-мышление» пишет, что существуют два
типа профессионалов – механики и садовники.
Любой предмет можно разобрать
на детали, но овладеть его «душой» можно лишь тогда, когда выделяешь минимальную единицу и видишь в ней свойства будущего целого.