Слайд 1Информационные технологии на уроках ттехнологии.
построение орнамента.
Слайд 2Обучающие: познакомить учащихся с основными видами орнамента, его символами и
принципами композиционного построения, сформировать знания об особенностях и значении ремесел
Развивающие:
способствовать творческому подходу и исследованию народной обрядности и их отражению в узорах. развитие творческих способностей, художественного воображения;
развитие эстетического вкуса;
развитие зрительной памяти, представления, наблюдательности, глазомера.
Воспитательные: формирование национального самосознания, уважения к историческому, культурному наследию наших предков. Развитие эмоционально – нравственного отношения к произведениям декоративно – прикладного искусства.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УРОКА
Слайд 3«...Русское народное искусство, как и искусство любого народа, — это прежде всего
мир особого отношения человека к своему труду, к своей деятельности
вообще и к жизни в целом. Мировоззрением народа является его трудовая деятельность, быт, его обряды.
. Д.С. Лихачев
Слайд 4Народное искусство всегда понятно и всеми любимо. Это могут быть
игрушки из дерева, глины, посуда, ковры, кружева, вышивка, резьба по
дереву и т.д. Каждое изделие несет в себе добро, радость, тепло рук мастера и фантазию, которая увлекает и детей и взрослых.
Слайд 6Вышивание
Хохломская роспись
Городецкая роспись
Слайд 7Мезенская роспись
Вязание
Ковроткачество
Слайд 8
Павлопасадская мануфактура
Жестовская роспись
Квилт.Печворк
Слайд 10
Что же объедитняет все виды ремесел?
Орнамент со времен своего возникновения
и поныне остается одним из основных средств художественного оформления произведений
декоротивно-прикладного искусства: изделий из глины, стекла, дерева и металла, разнообразных текстильных изделий.
Слайд 11Орнаменты всех … народов идут из глубокой древности… Орнамент никогда
не заключал ни единой праздной линии. Каждая черточка тут имеет
свое значение, является словом, фразой, выражением известных понятий, представлений…
Общие стилистические признаки орнаментального искусства определяются особенностями и традициями изобразительной культуры каждого народа, обладают определенной устойчивостью на протяжении длительного исторического периода и имеют ярко выраженный национальный характер. Поэтому можно сказать, что орнамент является стилем эпохи, надежным признаком принадлежности произведения к данному времени и к данной стране.
Это связная речь, последовательная мелодия,.. не назначенная для одних только глаз, а также для ума и чувств». Владимир Васильевич Стасов (1824 – 1906)
Слайд 12Орнамент имеет свою историю. Его истоки уходят в те времена,
когда человек перешел к оседлому образу жизни и начал изготавливать
орудия труда и предметы быта. Стремление украсить свое жилище свойственно человеку любой эпохи. И все-таки в древнем прикладном искусстве магический элемент преобладал над эстетическим, выступая в качестве оберега от стихии и злых сил.
посуда
украшения
туес из бересты
Слайд 13Орнаментом называется узор, построенный чередованием в определенном порядке или, как
говорят, ритме каких-нибудь рисунков или линий. Слово "орнамент", с латинского
"ornamentum", означает "украшение".
Орнамент как самостоятельное художественное произведение не существует. Орнамент всегда связан с формой, масштабом, материалом изделия, его практическим назначением и художественно-образным смыслом.
Орнамент способен выразить самые разнообразные ощущения: сдержанность и торжественность, легкость, изящество и плавность, внутреннее напряжение или спокойствие, свободное движение. Его эмоциональная выразительность бесконечна.
В орнаменте всегда отражается характер и особенности культуры народа, создавшего его, а также эпоха, и которую он возник.
Слайд 14Орнамент имеет следующие особенности:
1. Состоит обычно из повторяющихся элементов-мотивов, которые
являются основой орнамента. Определенное сочетание мотивов создает художественный образ.
2.Орнамент
может быть повторяющимся (раппортным) и замкнутым (в круге, в квадрате).
3.Орнамент может быть многоцветным (полихромным) и одноцветным (монохромным), выполнен на поверхности предмета выпукло, рельефно или, наоборот, углублен.
Слайд 15Геометрический орнамент
Характерен для многих эпох и народов. Несмотря на
предельную простоту, до сих пор сохранил эстетическую ценность. Основу построения
такого орнамента составляет четкое чередование геометрических элементов в заданном порядке. Не следует забывать, что прообразом геометрического орнамента была природная форма. Например, греческий меандр символизирует волну, круг – солнце, плетенка – воду.
Слайд 16Растительный орнамент
Самый распространенный в народном искусстве после геометрического. Разные
времена и разные народы давали свои растительные мотивы. В раннем
средневековье особенно популярными были виноградная лоза и трилистник; во времена барокко – тюльпан и пион; в период модерна - лилия и т.д.
Слайд 17Антропоморфный
Антропоморфный орнамент в качестве мотивов использует мужские и женские стилизованные
фигуры или отдельные части тела человека.
Слайд 18Животный орнамент. (Зооморфный)
Зооморфный орнамент включает стилизованные изображения реальных или фантастических
животных (иногда подобный орнамент называют "звериным" стилем).
Этот орнамент часто
прекрасно сочетается с растительным.
Слайд 19Геральдический орнамент
Его
элементами могут быть гербы, атрибуты войны – оружие, доспехи, факелы,
знамена и др.; атрибуты музыкального и театрального искусства – лиры, трубы, рожки, маски, складки занавеса и т.п. Выполнение этого орнамента – чрезвычайно кропотливое и ответственное дело.
Слайд 20Каллиграфический орнамент
Может состоять или из отдельных букв, или из целых
предложений типа высказываний, пословиц, лозунгов и т.л.
Слайд 21Фантастический орнамент
В его основе лежат изображения мифических существ: птицы
Сирин, сирен, единорогов, львов и др. Часто его использовали в
вышивке, в резьбе по дереву.
Слайд 22Типы орнамента
Первый тип - орнамент в полосе с линейным вертикальным
или горизонтальным чередованием мотива (ленточный). Сюда относятся фризы, каймы, обрамления,
бордюры и т.п.
Бордюр – это вид орнамента, периодически повторяющийся рисунок на длинной ленте.
Слайд 23Второй тип - замкнутый орнамент. Он компонуется в прямоугольнике, квадрате
или круге (розеты). Мотив в нем либо не имеет повтора,
либо повторяется с поворотом на плоскости (так называемая поворотная симметрия).
Слайд 24
Поворотная симметрия
Параллельный перенос
Слайд 25Центральная симметрия – поворот трафарета вокруг своей оси + параллельный
перенос:
Зеркальная симметрия
Слайд 26Как видим, у нас появилось еще несколько видов бордюров за
счет использования зеркальной симметрии вокруг вертикальной оси.
Посмотрим, сколько бордюров
удастся придумать, если сделать трафарет не симметричным своей оси. Для этого повернем нашего попугая на 45 градусов.
Слайд 27Третий тип - сетчатый, или плоский орнамент. Мотив в нем
повторяются и по вертикали, и по горизонтали, этот орнамент бесконечен
во всех направлениях.
Слайд 28Мотив — главная часть орнамента, может
состоять из одной простой
фигуры, или из нескольких.
Рисунки мотивов могут быть самые разнообразные, но
в композиции повторение орнамента обязательно.
Раппорт — повторяющийся рисунок, состоящий из мотива и расстояния до соседнего мотива, лежит в основе построения орнаментальных полос и сетчатых орнаментов.
Пропорция — соотношение нескольких элементов орнамента (рисунка и фона, размера и мотива).
Ритм — повторение и чередование элементов орнамента (ритм соблюдается в наклоне, повороте элементов орнамента).
Словарь
Слайд 29Дети тоже любят всевозможные украшательства, в том числе и ритмические
орнаменты. Малыши заполняют лист бумаги ритмическими штрихами или линиями, дети
постарше выстраивают на бумаге леса и города, ритмично чередуя те или иные образы.
Девочки с удовольствием вырисовывают цветочки и наряды принцесс, а у мальчиков техника и рыцари выстраиваются в определенном порядке. Рано или поздно все приходят к декоративному рисованию: пластичные линии, простые элементы, красивые цветосочетания. Мы погружаемся в сказочно-прекрасный мир. Но вместе с тем создавать орнаменты и декоративные образы не просто. Нужна уверенная рука, хорошая координация, развитая фантазия, чувство гармонии и цвета.
Слайд 30УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ГЛАЗ.
На Востоке существует древний способ диагностики заболеваний по
движению глаз, не по радужной оболочке, а именно по движению
глазных яблок.
Оказывается, в зависимости от заболевания, глаза начинают где-то срезать углы, линия получается неровной. Это еще раз подтверждает, что все в нашем организме взаимосвязано и взаимозависимо.
Выполняя упражнения для глаз правильно, мы не только тренируем мышцы, но и опосредствованно работаем с нездоровыми органами.
Поэтому следите за тем, чтобы во время выполнения упражнений движения глаз четко «рисовали» указанные линии.
Итак, расправьте плечи, выпрямите спину и улыбнитесь. Создайте внутри себя положительный настрой.
Для снятия напряжения от выполняемых упражнений не забывайте моргать.
Физкультминутка
Слайд 31УПРАЖНЕНИЕ №1.
Голову держите прямо, не запрокидывайте. Взгляд направлен вверх (в
потолок), а мысленно продолжаем движение глаз под череп на макушку,
как будто Вы туда посмотрели.
А теперь глаза вниз, а внимание в область щитовидной железы, как будто Вы взглянули туда, где наше горло.
УПРАЖНЕНИЕ №2.
Посмотрели влево: глаза смотрят на стену, а внимание ушло за левое ухо.
Посмотрели вправо: глаза смотрят на другую стену, а внимание ушло за правое ухо.
Почему важно при выполнении этих, казалось бы, давно известных упражнений продолжать движение глаз на мысленном уровне?
Еще в древние времена на Востоке было известно, что в области макушки находится огромный пучок энергетических каналов, а у внешнего края глаз – центры, связанные с желчными протоками.
Поэтому, мысленно продолжая движение глаз, например за ухо, мы тем самым влияем на желчные протоки и печень. Глаза – это окна печени.