Слайд 1Инклюзивное образование детей с задержкой психического развития
Слайд 2Диапазон различий в развитии детей с ЗПР достаточно велик –
от детей, способных при специальной поддержке на равных обучаться совместно
с нормально развивающимися сверстниками, до детей, нуждающихся при получении общего начального образования в систематической и комплексной (психолого-медико-педагогической) коррекционной помощи
Слайд 3Базовые характеристики обучения детей с ЗПР
Познавательная деятельность
Общее интеллектуальное развитие: по
уровню и структуре – приближение к возрастной норме.
Познавательная активность: по
общему уровню – близкая к норме; неустойчивая, поверхностная, с признаками избирательности.
Организация и продуктивность мыслительной деятельности
Саморегуляция и целенаправленность: недостаточная сформированность, неустойчивость мотивационного компонента продуктивности (ослабление контроля, колебания целенаправленности).
Умственная работоспособность: достаточная – при наличии адекватной внутренней (интерес) или внешней мотивации; возможна пресыщаемость в субъективно сложных видах деятельности.
Слайд 4Коммуникация
В условиях учебной деятельности: при понимании и способности к усвоению
норм и правил коммуникации в учебной обстановке, неустойчивое их соблюдение
в связи с мотивационной и личностной незрелостью, недостатками произвольной саморегуляции.
Вне учебной деятельности: демонстрируют навыки спонтанной, инициативной, но недостаточно упорядоченной и поверхностной коммуникации, порождаемой преимущественно эмоциональными стимулами.
Обучаемость
Когнитивный ресурс обучаемости достаточен для освоения цензового уровня образования в среде нормально развивающихся сверстников в те же календарные сроки.
Мотивационный ресурс обучаемости и зона ближайшего развития ребенка, входящего в данную группу, раскрываются и корректируются в процессе обучения.
Слайд 5Инклюзивная форма обучения предполагает, что ребенок с ЗПР получит образование,
сопоставимое по конечному уровню с образованием нормально развивающихся сверстников, находясь
в их среде и в те же календарные сроки. При этом обязательным является создание адекватных условий для удовлетворения особых образовательных потребностей детей, помощь в формировании полноценной жизненной компетенции.
Слайд 6Образовательные условия, необходимые для удовлетворения потребностей детей, входящих в данное
образование:
комфортное введение ребенка в ситуацию школьного обучения в условиях
инклюзии: налаживание эмоционального контакта, формирование у него установки на позитивное отношение к окружающим, трансляция этой установки одноклассникам ребенка с ЗПР;
специальные занятия по отработке форм адекватного учебного поведения и внеучебных коммуникаций;
особая пространственная и временная организация образовательной среды и процесса обучения с учетом особенностей деятельности ребенка; отведение ребенку места в классе, обеспечивающего удобный контроль со стороны учителя и минимум отвлекающих факторов;
создание организационных и мотивационных условий для поддержания продуктивности деятельности;
подготовка к фронтальной работе на уроке: планирование обязательного периода перехода от индивидуальной инструкции к фронтальной; обеспечение непрерывного контроля становления учебно-познавательной деятельности, продолжающегося до появления самостоятельности в выполнении учеником учебных заданий;
использование, наряду с общими, специальных методов, приемов и средств обучения, с учетом возможных парциальных трудностей в овладении предметными знаниями и особенностей обучаемости данной группы детей с ЗПР;
обязательное дополнение программы «академических знаний» полезными жизненными компетенциями;
занятия со специалистами, направленные на компенсацию недостатков психосоциального развития и коррекцию дисфункций, затрудняющих учебно-познавательную деятельность;
психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие ребенка с педагогами и соучениками, семьи и школы;
мониторинг достижений ребенка с целью уточнения и корректировки образовательного маршрута.
Слайд 7Роль педагога-психолога в комплексном сопровождении ребенка с ЗПР в условиях
инклюзии
Роль психолога, в силу особенностей содержания его обязательных профессиональных компетенций
(подготовленность в области психологической диагностики и психологической коррекции нарушений психического развития, информированность в области дефектологии и клинической психологии) должна являться ведущей и, кроме того, координирующей работу других специалистов, осуществляющих комплексное сопровождение ребенка с ЗПР в условиях образования.
Слайд 8Учитель, не имеющий специального (дефектологического) образования, при обучении ребенка с
ЗПР нуждается в психологическом просвещении, раскрывающем особые образовательные потребности детей
с ЗПР, а также в специальной консультативной помощи, связанной с их обучением в условиях инклюзии. Психолог обучает педагога выделению признаков поведения ребенка с ЗПР, указывающих на изменение его психофизического состояния, связанного с органическими или функциональными нарушениями деятельности ЦНС, сопровождающихся недомоганием, слабостью, быстро наступающим утомлением или, наоборот, перевозбуждением; демонстрирует педагогу приемы оказания дифференцированной помощи с учетом уровня сформированности саморегуляции школьника; обучает педагога не допускать «выпадения» ученика из общего хода работы в классе за счет регулирования мотивированности и степени эмоциональной вовлеченности.
Слайд 9Для родителей ребенка, обучающегося в условиях инклюзии, предусматривается специальная помощь
в разъяснении причин трудностей ребенка и необходимости его эмоциональной поддержки,
выбора адекватного и конструктивного стиля общения; обучение определению признаков утомления, ознакомление с приемами снятия психоэмоционального напряжения и правильного планирования режима дня; обучение специальным приемам коммуникации, способствующим осмыслению и усвоению ребенком правил поведения в разных социальных ситуациях и с людьми разного социального статуса.