Слайд 1Инклюзивное образование как новое стратегическое направление современного образования
Слайд 2Развитие системы инклюзивного образования –
долгосрочная стратегия
Слайд 3Личность как субъект инклюзивного образования
социализация
Слайд 4этичность
Толерантность как условие инклюзивного образования
деликатность
сочувствие
соучастие
умение слышать
понимание
Слайд 5 Цель инклюзивного образования заключается в достижении всеми детьми определённого общественного
статуса и утверждении своей социальной значимости.
Слайд 6Основные подходы
в обучении детей с особыми образовательными потребностями
дифференцированное обучение
детей с нарушениями речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с
задержкой психического развития в специальных (коррекционных) учреждениях I–VIII видов;
интегрированное обучение детей в специальных классах (группах) в общеобразовательных учреждениях;
инклюзивное обучение, когда дети с особыми образовательными потребностями обучаются в классе вместе с обычными детьми.
Слайд 7Образовательная и социальная интеграция
Социальная интеграция
конечная цель специального инклюзивного обучения;
направленна
на включение ребёнка с ОВЗ в жизнь общества.
Образовательная интеграция
является частью
социальной интеграции;
рассматривается как процесс воспитания и обучения детей с ОВЗ совместно с нормально развивающимися
Слайд 8 Инклюзивные образовательные учреждения создают идеальные условия для того, чтобы члены
сообщества не только лучше понимали вопросы обучения, воспитания, социализации и
интеграции детей с особыми образовательными потребностями, но и приобщались к новой системе ценностей и взглядов для лучшего взаимодействия с окружающими, независимо от того, отличаются они или похожи.
Слайд 9Адаптивная образовательная программа
Вариант адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования
для обучающегося с ОВЗ определяется на основе рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии,
которые сформулированы по результатам обследования, а в случае наличия инвалидности вариант подбирается с учётом индивидуальной программы реабилитации и мнения родителей или законных представителей. В дальнейшем, если того захотят родители, возможны переходы с одного варианта на другой.
Слайд 10 Примерные адаптивные
основные общеобразовательные программы
Слайд 11 Примерные адаптивные
программы для детей с расстройствами
аутистического спектра
Слайд 12личный план посещения уроков
сопровождающий или тьютор
специальные учебники, тетради и пособия
специальные технические средства обучения
специальное рабочее место
дополнительные коррекционные занятия
Реализация адаптивной
общеобразовательный программы
Слайд 13 Реализация адаптивной
общеобразовательный программы
Изучение учебных предметов
в рамках разных программ
предметы могут варьироваться;
определённые предметы могут изучаться не в полном объёме;
появляются
дополнительные предметы: логопедия, психологические занятия, уроки по социальной ориентации и др.
Время освоения программы
обучение на I ступени может варьироваться
от 4 до 6 лет;
обучение на II ступени может быть продлено на год, а для детей с умственной отсталостью составлять от 9 до 13 лет;
особые условия прохождения ГИА.
Педагогическое сопровождение
количество детей с ОВЗ строго регламентируется;
используется технология разноуровневого обучения, что позволяет дифференцировать учебный материал, варьировать темп, формы и методы его изложения, применять гибкую систему оценки знаний;
включаются задачи на развитие мыслительных операций и творческих способностей
Слайд 14 Виды обучения при реализации адаптивной
общеобразовательный программы
обучение
в образовательном
учреждении
обучение на дому
дистанционное обучение
сетевое обучение
Слайд 15Специальное оборудование для учащихся с ограниченными возможностями здоровья – необходимая
составляющая инклюзивного образования, открывающая учащимся путь к обучению вместе со
своими сверстниками.
Слайд 16 Специальная среда для учащихся с ОПП
ПАНДУС
пандус должен быть достаточно
пологим (10-12 см), чтобы учащийся на коляске мог самостоятельно подниматься
и спускаться по нему;
ширина пандуса должна быть не менее 90 см;
необходимыми атрибутами пандуса являются ограждающий бортик (высота – не менее 5-8 см) и поручни (высота – 50-90 см), длина которых должна превышать длину пандуса на 30 см с каждой стороны;
двери должны открываться в противоположную сторону от пандуса, иначе учащийся на коляске может скатиться вниз.
Слайд 17 Специальная среда для учащихся с ОВЗ
ВХОД и ЛЕСТНИЦЫ
Вход в
образовательное учреждение рекомендуется оборудовать звонком для предупреждения охраны;
Для обучающихся с
нарушением зрения крайние ступени лестницы при входе в образовательное учреждение необходимо покрасить в контрастные цвета;
лестницы в обязательном порядке должны быть оборудованы перилами;
двери необходимо сделать яркой контрастной окраски, на стеклянных дверях яркой краской должны быть помечены открывающиеся части.
Слайд 18 Специальная среда для учащихся с ОВЗ
КОРИДОРЫ и ЛЕСТНИЦЫ
коридоры по
всему периметру образовательного учреждения необходимо оснастить поручнями;
ширина дверных проёмов
должна быть не менее 80-85 см, иначе учащийся на инвалидной коляске через неё не пройдёт;
в здании должен быть предусмотрен хотя бы один лифт, а также подъёмники на лестницах;
разнообразное рельефное покрытие полов: при смене направления меняется и рельеф пола;
крайние ступени внутри учреждения, как и при входе, нужно покрасть в яркие контрастные цвета и оборудовать перилами.
названия аудиторий должны быть написаны на табличках крупным шрифтом контрастных цветов и дублированы шрифтом Брайля.
Слайд 19 Специальная среда для учащихся с ОВЗ
СТОЛОВАЯ и БУФЕТ
в столовой
для детей с ОВЗ следует предусмотреть непроходную зону;
ширину прохода между
столами для свободного передвижения на инвалидной коляске рекомендуется увеличить до 1,1 м;
желательно, чтобы обеденные столы находились в непосредственной близости от буфетной стойки;
нежелательно учащихся с ОВЗ отделять от остальных.
Слайд 20 Специальная среда для учащихся с ОВЗ
ТУАЛЕТНАЯ КАБИНКА
ширина двери не
менее 90 см;
с одной из сторон унитаза должна быть предусмотрена
свободная площадь для размещения кресла-коляски и обеспечения возможности пересадки из кресла на унитаз;
кабина должна быть оборудована поручнями, штангами, подвесными трапециями и т.д.
все элементы должны быть прочно закреплены;
на высоте 80 см от пола должны быть расположены раковина, нижний край зеркала и электрического прибора для сушки рук, полотенце и туалетная бумага.
Слайд 21 Специальная среда для учащихся с ОВЗ
БИБЛИОТЕКА
в читальном зале
часть кафедры выдачи книг необходимо понизить до уровня 70 см;
несколько
столов также нужно сделать на высоте 70 см;
книги, находящиеся в открытом доступе, и картотеку рекомендуется располагать в пределах зоны досягаемости (вытянутой руки) человека на коляске, то есть не выше 1,2 м при ширине прохода у стеллажей или у картотеки не менее
1,1м.
Слайд 22 Специальная среда для учащихся с ОВЗ
Учебное место обучающихся с
нарушением опорно-двигательного аппарата:
минимальный размер зоны учебного места для учащегося
на коляске – 1,5х1,5 м;
следует предусмотреть дополнительное пространство для хранения инвалидной коляски (если учащийся пересаживается с неё на стул), костылей, тростей и т.д.;
ширина прохода между рядами столов должна быть не менее 90 см;
свободный проход около доски;
если в аудитории доска или какое-либо оборудование находится на возвышении, это возвышение необходимо оборудовать съездом.
УЧЕБНОЕ МЕСТО
Слайд 23 Специальная среда для учащихся с ОВЗ
УЧЕБНОЕ МЕСТО
Учебное место обучающихся
с нарушением зрения:
учебное место должно быть одноместным, выделенным из общей
площади помещения рельефной фактурой или ковровым покрытием поверхности пола;
уделить внимание освещению рабочего места, за которым сидит обучающийся с плохим зрением и помнить, что написанное на доске нужно озвучивать для того, чтобы он смог получить информацию;
учебное место должно находиться в первых рядах от преподавательского стола и рядом с окном;
при лекционной форма занятий, учащемуся с плохим зрением или незрячему следует разрешить пользоваться диктофоном;
использовать рельефные пособия.
Слайд 24 Специальная среда для учащихся с ОВЗ
УЧЕБНОЕ МЕСТО
Учебное место обучающихся
с нарушением слуха:
оборудовать учебные места электроакустическими приборами и индивидуальными
наушниками;
установить сигнальные лампочки, оповещающие о начале и конце уроков.
Слайд 25 Специальная среда для учащихся с ОВЗ
ТЕРРИТОРИЯ
ровное, нескользкое асфальтированное
покрытие пешеходных дорожек;
имеющиеся на пути небольшие перепады уровней должны быть
сглажены;
Рёбра решеток на пешеходных дорожках должны располагаться перпендикулярно направлению движения и на расстоянии друг от друга не более 1,3 см;
в нескольких местах с бордюрного камня тротуара должен быть устроен съезд шириной не менее 90 см;
оптимальными для маркировки считаются ярко-желтый, ярко-оранжевый и ярко-красный цвета.
Слайд 26Важнейшим условием развития инклюзивного образования выступает наличие высокопрофессиональных кадров, обладающих
компетентностью в области инклюзивной педагогической деятельности. В этой связи повышаются
требования к устоявшейся системе профессиональных компетенций педагогов.
Слайд 27 Педагог инклюзивного образования
предметно-ориентированные компетенции
социально-личностные
компетенции
психолого-педагогические компетенции
качественное обучение и воспитание
полноценное
развитие детей с
1) разнообразными образовательными потребностями и возможностями:
одарёнными
(со способностями в конкретной области);
высокоразвитыми интеллектуальными способностями;
2) принадлежностью к разным культурам и религиям;
3) особенностями психофизического развития.
Слайд 28 Компетенции в сфере инклюзивной педагогической деятельности
I. Должен быть
приверженцем идей гуманистической психологии и педагогики; уметь реализовывать следующие требования
личностно-ориентированного подхода в образовании:
осуществлять постоянный мониторинг образовательного процесса и диагностику сформированности способностей, качеств личности учащихся;
шире опираться на социокультурный опыт учащихся, выявлять и задействовать сильные стороны личности школьника;
использовать индивидуальные формы учебной и воспитательной работы с учащимися в сочетании с коллективными, а также с наставничеством и взаимной поддержкой и помощью.
Слайд 29II. Понимание педагогом своей роли в образовательном процессе, способствующей межкультурному
взаимопониманию, демократической культуре, уважению прав и свобод другого, принятию многообразия
видения проблем:
включение в содержание обучения и учебной деятельности общечеловеческих гуманистических и демократических ценностей, социально-культурного контента и диалога;
широкое использование методов и приемов «обучения действием» – активных форм и методов, которые предполагают создание в образовательном процессе проблемных коммуникативных ситуаций, моделирующих проблемы в социуме и будущей профессии, и вовлечение учащихся в их разрешение;
опора на коллективную стратегию преподавания и обучения, которая включает в себя обучение в сотрудничестве, методики работы по парам, в команде.
Компетенции в сфере инклюзивной педагогической деятельности
Слайд 30III. Уметь разрабатывать и использовать по каждому учебному предмету разной
степени сложности учебно-социальные задания (задачи, ситуации), разрешение которых предполагает, в
том числе, групповые методы работы, коллективную рефлексию.
Требованиям к заданиям:
прикладной характер;
межпредметный характер;
интересное и актуальное содержание, востребованное в жизни и в будущей профессии.
Компетенции в сфере инклюзивной педагогической деятельности
Слайд 31Базовые личностные характеристики педагога инклюзивного образования
Слайд 32Инклюзивное образование – прогрессивный способ обучения, имеющий большие перспективы в
современном обществе, и это дает надежду, что каждый ребенок с
ограниченными возможностями здоровья сможет реализовать право на получение качественного образования, адаптированного к его возможностям и потребностям, найти свое место в жизни и реализовать свой жизненный потенциал.
Слайд 33Принципы
инклюзивного образования
ценность человека не зависит от его способностей и
достижений;
каждый человек способен чувствовать и думать;
каждый человек имеет право на
общение и на то, чтобы быть услышанным;
разнообразие усиливает все стороны жизни человека;
подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
все люди нуждаются друг в друге.
Слайд 34Процесс функционирования и совершенствования системы инклюзивного образования должен осуществляться в
качестве одного из приоритетных направлений государственной социальной политики на основе
усиления межотраслевого взаимодействия (медицинской сферы, реабилитационных и психологических служб, сферы труда, учреждений образования), взаимосвязей социума, школы, учащихся и их родителей.