Слайд 1Инклюзивное образование:
принципы и практика
Афонькина Ю.А,
канд.психол. наук, доцент, зав.
кафедрой специальной педагогики и специальной психологии МАГУ
Слайд 2«Для того, чтобы было легко жить с каждым человеком, думай о
том, что тебя соединяет, а не о том, что тебя
разъединяет с ним»
Л.Н.Толстой
Слайд 3Саламанкская декларация о принципах, политике и практической деятельности в сфере
образования лиц с ОВЗ
Каждый ребенок имеет основное право на
образование и должен иметь возможность получать и поддерживать приемлемый уровень знаний.
Каждый ребенок имеет уникальные особенности, интересы, способности и учебные потребности.
Необходимо разрабатывать системы образования и выполнять образовательные программы так, чтобы принимать во внимание широкое разнообразие этих особенностей и потребностей.
Лица, имеющие особые потребности в области образования, должны иметь доступ к обучению в обычных школах. Обычные школы должны создать им условия на основе педагогических методов, ориентированных прежде всего на детей с целью удовлетворения этих потребностей.
Обычные школы с такой инклюзивной ориентацией являются наиболее эффективным средством борьбы с дискриминационными воззрениями, создания благоприятной атмосферы в общинах, построения инклюзивного общества и обеспечения образования для всех; более того, они обеспечивают реальное образование для большинства детей и повышают эффективность и, в конечном счете, рентабельность системы образования
Слайд 4Определение инклюзивного образования
Инклюзивное (франц. inclusif — включающий в себя, от
лат. include — заключаю, включаю) или включенное образование — термин,
используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах.
Инклюзивное образование — это такая организация процесса обучения, при которой ВСЕ дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурноэтнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах, — в таких школах общего типа, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают своим ученикам необходимую специальную поддержку
Слайд 5Определение инклюзивного образования
Инклюзивное образование — процесс развития общего образования, который
подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным
нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.
Слайд 6Значение инклюзивное образование
дает возможность всем обучающимся в полном объеме участвовать
в жизни коллектива детского сада, школы, вуза
обладает ресурсами, направленными на
стимуляцию равноправия обучающихся и их участия во всех аспектах жизни коллектива
направлено на развитие у всех людей способностей, необходимых для общения.
Слайд 7Обоснование необходимости инклюзивного образования
возможности и обязательства по правам человека и
правам детей должны рассматриваться в равной степени
изоляция людей
не является благом ни для них, ни для общества
социальные услуги улучшаются в результате того, что становятся более гибкими и адаптируемыми.
Слайд 8Изменение отношения общесвта к лицам с ОВЗ
Медицинская модель: инвалид –
это лицо, имеющее те или иные нарушения
Социальная модель: человек –
инвалид потому, что в обществе не созданы условия для его нормальной полноценной жизни, потому, что существуют барьеры, которые изолируют людей с инвалидностью, не позволяют им нормально функционировать.
Политико-правовая»: люди, имеющие инвалидность, рассматриваются как социальное меньшинство, права и свободы которого ущемляются посредством внешних ограничений
Модель культурного плюрализмарассматривает каждого человека с точки зрения его уникальности, как личность, имеющую положительное значение для общества.
Слайд 9Мы исключили эту часть людей из общества, и надо вернуть
их назад, в общество, потому, что они могут нас чему-то
научить». (Жан Ванье)
Слайд 10Стратегии инклюзивного образования
вертикаль инклюзивного образования как его обеспечение преемственности и
непрерывности
горизонталь инклюзивного образования как обеспечение широты взаимодействия в процессе решения
проблем лиц с ОВЗ
Слайд 11Направления реформирования образования
поиск подходов к преподаванию и обучению, который будет
более гибким для удовлетворения различных потребностей, в том числе ,особых
образовательных потребностей
адаптированное программно-методическое обеспечение
доступность образовательной среды
Слайд 12Педагогические условия эффективности инклюзивного образования
Образование имеет равную ценность для всех
обучающихся и преподавателей.
Все учащиеся должны быть одинаково вовлеченными как в
образовательный процесс, так и в культурную жизнь.
Методика обучения должна быть реструктурирована таким образом, чтобы оно отвечало потребностям каждого обучающихся.
Перед обучающимися не должно быть никаких барьеров для получения знаний.
Все различия между обучающимися должны отражаться в ресурсах образовательного процесса.
Слайд 13Педагогические условия эффективности инклюзивного образования
Быть инклюзивным - означает искать пути
для всех обучающихся, быть вместе во время обучения , исходя
из принципы: все обучающиеся равны равны в вузовском сообществе
Все обучающиеся имеют равный доступ к процессу обучения в течение дня
У всех обучающихся должны быть равные возможности для установления и развития важных социальных связей
Планируется и проводится эффективное обучение
Работники, вовлеченные в процесс образования, владеют стратегиям и процедурам, облегчающим процесс включения
Программа и процесс обучения учитывает потребности каждого обучающегося
Семьи активно участвуют в жизни вуза
Вовлеченные работники настроены позитивно и понимают свои обязанности
Индивидуальная помощь не отделяет и не изолирует обучающегося
Слайд 14Портрет преподавателя, осуществляющего инклюзивное образование
он достаточно гибок
• ему интересны трудности
и он готов пробовать разные подходы
• он уважает индивидуальные различия
•
он умеет слушать и применять рекомендации членов коллектива
• он чувствует себя уверенно в присутствии другого преподавателя в аудитории
• он согласен работать вместе с другими преподавателя в одной команде