Слайд 1Инновационные процессы в образовании
Занятие 6
Инновационные процессы
в высшем образовании
Слайд 2Вспоминаем, что…
Суть инновационного образования «Не догонять прошлое, а создавать будущее!»
Слайд 3Развитие высшего образования в 1990-е годы
1990=100%, если не оговорено иное
Слайд 4Рост численности студентов в период 1960-2003 гг. в России
1960
1970 1980 1985 1990 1991
1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003
Слайд 5Качественные показатели оценки инновационного развития системы высшего образования
Введение уровневой системы;
Создание
унифицированной системы зачетных единиц;
Степень развития виртуальной мобильности;
Унифицированное приложение к диплому;
Степень
контроля качества высшего образования;
Доступность студентов ко всем услугам, имеющим отношение к высшему образованию;
Формирование единого исследовательского пространства…
Слайд 6Количественные показатели оценки инновационного развития системы высшего образования
Расходы на обучающегося
в отношении к ВВП на душу населения;
Затраты на вузы и
администрацию в отношении к ВВП;
Государственное финансирование ВО;
Показатель въездной/выездной мобильности;
Общий показатель регистрации;
Общий показатель выпускников;
Среднее число студентов приходящееся на преподавателя…
Слайд 7Инновационная политика правительства
Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической
политике», принятый Государственной Думой РФ 12 июля 1996 года.
Модельный закон
«Об инновациях»28 февраля 1998 года (принят межпарламентским Комитетом Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Российской Федерации»).
Нормативно-правовой акт «Концепция инновационной политики РФ на 1998-2000 годы» (28 июля 1998 года №832)
«Концепция федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы» (03.09.2005 года)
«Стратегия развития науки и инноваций в РФ на период до 2015 года» (15.02.2006 года).
Слайд 8Анализ социально-экономической ситуации в сфере науки
«резкое падение престижа профессии ученого
(лишь 9 % жителей России считают ее престижной, тогда как
в США – 96 % жителей)»;
«невостребованность высокого кадрового потенциала вузовской науки»;
недостаточное госбюджетное финансирование научных исследований в вузах;
«интенсивность «утечки мозгов» из России»;
«существует недооценка фундаментальной науки как базового компонента национальной инновационной системы»;
«разрыв междисциплинарных связей и цикла «фундаментальные исследования – прикладные исследования – промышленное производство»…
Слайд 9Реализация инновационных инициатив
2006 год – 17 вузов получили поддержку Правительства
РФ
2007 год – 40 вузов стали победителями конкурса инновационных вузов.
http://portal.gersen.ru/component/option,com_mtree/task,listcats/cat_id,152/Itemid,50/
Слайд 10Инновационная программа РГПУ имени А.И. Герцена на 2007-2008 гг.
СОЗДАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ
СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ГУМАНИТАРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ
Слайд 11Инновационная программа РГПУ имени А.И. Герцена на 2007-2008 гг.
Программу поддержали:
Полномочный
представитель Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе И. И.
Клебанов
Губернатор Санкт-Петербурга В. И. Матвиенко
Всероссийская политическая партия «Единая Россия» (секретарь Санкт-Петербургского регионального отделения ВПП «Единая Россия», председатель Законодательного Собрания В. А. Тюльпанов)
Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области (председатель 3. Г, Найденова)
Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (и. о. руководителя И. Ф. Серегина)
Санкт-Петербургская молодежная биржа труда (генеральный директор Р. Л. Цацуев)
European Commission Directorate General for Interpretation (Топу Dcott, Head of Unit) — Европейская комиссия. Генеральный директорат по устному переводу (Глава департамента Тони Скотт)
Бюро ЮНЕСКО в Москве по Азербайджану, Армении, Беларуси, Республике Молдова и Российской Федерации (директор Бюро ЮНЕСКО в Москве Дендев Бадарч)
Голландский институт в Санкт-Петербурге (директор Людмила Шевалье)
Датский институт культуры (директор Рикке Хелмс)
Институт Финляндии в Санкт-Петербурге (директор Хелена Мелони)
Генеральное консульство Соединенных Штатов Америки в Санкт-Петербурге (помощник консула по вопросам образования и культуры Т. И. Космынина)
Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН (доктор филологических наук, член-корреспондент РАН, президент Пушкинского фонда «Классика», член Общественного совета Санкт-Петербурга, член президиума Санкт-Петербургского научного центра Н. Н. Скатов)
Санкт-Петербургская торгово-промышленная палата (заместитель президента Ю. Н. Бурчаков)
Санкт-Петербургский союз предпринимателей (президент Р. К. Пастухов)
Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (президент Ассоциации С. Н. Харючи)
Общероссийская общественная организация инвалидов «Всероссийское Ордена Трудового Красного Знамени общество слепых» (президент Л. Я. Неумывакин)
Региональная общественная организация «Санкт-Петербургский дом национальных культур» (генеральный директор, член Консультативного совета по делам НКО при Правительстве Санкт-Петербурга)
Санкт-Петербургское государственное учреждение «Санкт-Петербургский дом национальностей» (директор О. Д. Родзевич)
Слайд 12Инновационная программа РГПУ имени А.И. Герцена на 2007-2008 гг.
Цели реализации
инновационной образовательной программы
1. Повышение качества образования и конкурентоспособности университета.
2. Улучшение
условий саморазвития и самореализации участников образовательной деятельности университета.
3. Обновление педагогического образования на основе гуманитарных технологий.
4. Повышение эффективности научно-инновационной деятельности университета.
5. Повышение значимости специалистов в области гуманитарных технологий в обществе и бизнес-среде.
6. Повышение инвестиционной привлекательности образования в области гуманитарных технологий для социальной сферы.
7. Повышение социальной и экономической эффективности российского образования.
8. Повышение уровня интегрированности и эффективности взаимодействия образования, общества и бизнеса.
Слайд 13Признаки инновационного вуза
разработка студентами реальных проектов в различных секторах экономики;
проведение
исследований фундаментального и прикладного характера;
использование образовательных технологий, обеспечивающих студентам возможность
выбора учебных курсов.
Слайд 14Первый российский консорциум вузов
2009 год – Консорциум университетов по подготовке
профессионалов в области сервиса
(конференция «Университетский комплекс – форма инновационного
развития образовательных учреждений)
Слайд 15Федеральные университеты
21 октября 2009 года Президент России Дмитрий Медведев подписал
Указ «О создании федеральных университетов»
В этих округах будут созданы 5
новых федеральных университетов: Северный (Арктический), Казанский (Приволжский), Уральский, Дальневосточный и Северо-Восточный.
Слайд 16Федеральные университеты
Основные направления развития федеральных университетов:
подготовка современных специалистов, бакалавров
и магистров на базе реальной интеграции научного и образовательного процессов
и использования всех методов современного высшего образования;
создание условий для академической мобильности обучающихся, преподавателей и научных работников, интеграции университета в мировое образовательное пространство и достижение международного признания реализуемых в нем образовательных программ с целью экспорта образовательных услуг и технологий;
проведение фундаментальных и прикладных исследований по приоритетным научным направлениям, эффективное взаимодействие с Российской академией наук;
развитие активного международного сотрудничества с университетами Европы, Азии и Америки, участие в международных образовательных и научных программах.
Слайд 17Сибирский Федеральный университет
Красноярский государственный университет, Красноярская государственная архитектурно-строительная академия,
Красноярский
государственный технический университет
Государственный университет цветных металлов и золота.
Слайд 18Национальные исследовательские университеты
Исследовательский университет - высшее учебное заведение, одинаково эффективно
осуществляющее образовательную и научную деятельность на основе принципов интеграции науки
и образования.
Важнейшими отличительными признаками НИУ являются способность как генерировать знания, так и обеспечивать эффективный трансфер технологий в экономику; проведение широкого спектра фундаментальных и прикладных исследований; наличие высокоэффективной системы подготовки магистров и кадров высшей квалификации, развитой системы программ переподготовки и повышения квалификации.
источник - http://mon.gov.ru/pro/niu/7168/)
Слайд 19Сценарии развития
Инерционный сценарий
Сценарий основывается на предположении о возможности увеличения
притока ресурсов в сектор исследований и разработок и экстенсивном развитии
существующих позитивных тенденций.
В рамках данного сценария сохраняются две практически независимые тенденции:
ориентация сектора исследований и разработок на создание технологической основы для модернизации широкого круга отраслей российской экономики;
де-факто ориентация отраслей на модернизацию преимущественно на базе импортных технологий.
Слайд 20Сценарии развития
Активный сценарий
В рамках активного сценария предлагается следующее направление решения
проблемы: опережающее развитие среды «генерации знаний», обеспечение конкурентоспособности сектора исследований
и разработок на ограниченном числе приоритетных направлений, создание эффективной инновационной инфраструктуры и стимулирование широкой технологической модернизации отраслей экономики с использованием механизма реализации приоритетных направлений развития науки, технологий и техники Российской Федерации и приоритетов технологического развития в ограниченном числе секторов.
Слайд 21Задачи высшей школы
«Задача высшей школы состоит в обучении трем вещам:
иностранным языкам (двум – трем), владению компьютером на значительно более
высоком уровне, чем у обычного пользователя, и главное – умению ориентироваться в социально-культурной среде.»
Министр образования и науки А.А. Фурсенко
Слайд 22Уровневое образование
Бакалавриат и магистратура
Слайд 23Индивидуальная направленность высшего образования
Организационная структура открытого обучения:
разработка содержания и структуры
дисциплины, включающая внутренний модуль и внешний модуль;
проектирование каждым студентом собственной
индивидуальной программы курса;
присвоение каждому разделу, согласно его уровню сложности и объему, рангового балла;
составление студентами графика изучения курса и сдачи разделов.
Слайд 24Индивидуальный маршрут студента
Индивидуальный маршрут профессионального образования студента педагогического вуза складывается
из:
- познавательных интересов;
- особенностей учебной деятельности;
- видов
учебных занятий;
- предпочитаемых способов работы с учебным материалом;
- предпочитаемых видов учебной деятельности;
- особенностей усвоения учебного материала;
- особенностей взаимодействия с преподавателями в процессе учебно-исследовательской деятельности, в учебной группе.
Слайд 25Новые роли преподавателей
Академический консультант
Тьютор
Куратор/директор образовательной программы
Фасилитатор
Слайд 26
Основные идеи
построения высшей школы
Стирание границ между образовательным процессом и
всей жизнью,
формирование у обучающихся установки и образа жизни человека
- учащегося
(homo studiosus)
Интеграция образовательного процесса с условиями
работодателей
Открытость образования
Уровневость образования
Индивидуализация образовательного процесса
Прозрачность и привлекательность образовательного процесса
и результатов для его участников и социума,
обеспечиваемая, в том числе, информационной средой
Слайд 27Итак, мы узнали, что…
Государственная образовательная политика определяет ориентиры инновационных изменений…
Накоплен
достаточный фонд научных знаний для инновационного развития высшего образования…
Необходимо согласование
профессионального развития и требований общества…
Слайд 28И задумались о…
об исходном замысле,
логике
построения,
научной и практической значимости магистерской диссертации и
возможном уточнении
Слайд 29
«От конкурентоспособного образования – к конкурентоспособности России»