Слайд 2План
1. История логического знания
2. Познание, его уровни и формы
3. Предмет
формальной логики
4.Логическая культура
Слайд 31. История логического знания
Слайд 4Исторические предпосылки
и условия возникновения логики
- необходимость борьбы с софистами ;
-
объективная и субъективная потреб- ность эллинов в овладении «божествен -ным
даром» - красноречием, настоящим ораторским искусством для политической жизни;
- стремительное развитие судебной пра-ктики и формирование правовой культу-ры;
- бурное развитие различных наук и прежде всего математических дисциплин;
- потребность в выработке новых норм нравственности и права
Слайд 51) необходимость борьбы с софистами
Разумеется, потребность в борьбе с софистами,
весьма произвольно использовавшими речевые средства для достижения своих целей, была
пусть и важной, но далеко не единственной предпосылкой создания логики как науки о правильном мышлении.
Слайд 62) объективная и субъективная потребность эллинов в овладении «божественным даром»
- красноречием, настоящим ораторским искусством для политической жизни
Третья предпосылка: помимо
политических и торжественных речей развитию красноречия способствовало множество, разнообразие и значительность судебных дел. В хорошо подготовленных судебных речах обнаруживалась огромная, потрясающая умы слушателей сила убеждения и в то же время великая принудительная сила. Она буквально заставляла их склоняться к тому или иному мнению, делать те или иные выводы. Логика и возникла как попытка раскрыть тайну этой принудительной силы речей, понять, в чём заключается её источник, на чём она основывается.
Слайд 73) стремительное развитие судебной практики и формирование правовой культуры
Третья предпосылка:
помимо политических и торжественных речей развитию красноречия способствовало множество, разнообразие
и значительность судебных дел. В хорошо подготовленных судебных речах обнаруживалась огромная, потрясающая умы слушателей сила убеждения и в то же время великая принудительная сила. Она буквально заставляла их склоняться к тому или иному мнению, делать те или иные выводы. Логика и возникла как попытка раскрыть тайну этой принудительной силы речей, понять, в чём заключается её источник, на чём она основывается.
Слайд 84) бурное развитие различных наук и прежде всего математических дисциплин
Четвёртой
такой предпосылкой было бурное развитие различных наук и прежде всего
математических дисциплин. Научное познание предполагает наличие строгого, максимально формализованного языка, построенного по устоявшимся, проверенным, испытанным правилам.
Логика возникла и как попытка выявить и объяснить те требования, которым должно удовлетворять научное мышление, чтобы его результаты соответствовали действительности.
Слайд 95) потребность в выработке новых норм нравственности и права
(По значимости,
может быть, и главной) предпосылкой была острая потребность в выработке
новых норм нравственности и права, посредством которых можно было бы организовать на новых принципах жизнь населения как внутри греческих полисов (городов-государств), так и на межгосударственном уровне.
Осуществляется это обычно так: разрабатываются и обосновываются высшие или основополагающие ценности, а затем из них по определённым правилам выводятся иерархически построенные системы норм, предписаний, запретов.
Слайд 10Логика продемонстрировала за две тысячи лет
всеобщность и универсальность
выработанных ею
норм мышления
Поэтому так важно каждому, желающему получить настоящее высшее образование,
освоить курс логики.
Слайд 11Разработку фундаментальных идей и ценностей осуществляет философия.
А разработку и шлифовку
правил вывода призвана была выполнить новая наука - логика
Слайд 12Логика,
по существу, является
наукой о выводном знании или, точнее,
наукой о формах
и правилах выведения нового знания.
Слайд 132. Познание,
его уровни и формы.
Значение логики
Слайд 14Формы
чувственного познания:
- Ощущение
- Восприятие
- Представление
Слайд 15Чувственное познание -
исходная ступень познания человеком внешнего мира, выступающая
в виде
живого созерцания
предметов и явлений действительности
Слайд 16Ощущение -
это отражение отдельных свойств
предметов или явлений материального мира,
непосредственно
воздействующих на органы чувств
(например, ощущения горького,
солёного, тёплого, красного,
круглого, острого, гладкого и т. д.)
Слайд 17Восприятие -
целостное отражение
внешнего материального предмета,
непосредственно
воздействующего на органы чувств
(например,
образ телевизора,
аудитории, компьютера
и т. д.)
Слайд 18Представление -
чувственный образ предмета,
в данный момент времени
не воспринимаемого,
но
который ранее
в той или иной форме
воспринимался
(например, образ пшеничного поля,
осеннего леса,
образы знакомых людей и т. д.)
Слайд 19На чувственном уровне отражения мира
мы познаём
явление, но не сущность,
отражаем отдельные предметы
в максимальной степени их
наглядности
Слайд 20Переход
от чувственного познания
к рациональному познанию
=(абстрактному мышлению)
представляет собой
существенный скачок
в
процессе познания
Слайд 21 мышление отражает мир
только в обобщённых формах
Абстрактное мышление ,
отвлекаясь
от единичного в вещах,
выделяет в сходных предметах
только
общее,
повторяющееся,
существенное
Слайд 222) мышление - процесс
опосредованного
отражения действительности
Новые знания
на рациональной ступени
получают путём
выведения
из имеющихся в наличии
без обращения к опыту
Слайд 23Это - скачок
от познания фактов
к познанию законов
Слайд 24Особенности
абстрактного мышления
(рационального познания)
Слайд 253) мышление неразрывно связано
с языком
При помощи языка люди
выражают
и закрепляют
результаты своей мыслительной деятельности,
обмениваются мыслями,
добиваются взаимопонимания
Слайд 264) мышление -
процесс активного отражения и
активного конструирования
параллельной реальности
Слайд 27Формы
рационального познания
(абстрактного мышления):
- понятие
- суждение
- умозаключение
Слайд 29Мышление- объект изучения логики
Содержание мышления составляет сумма наших знаний и
мыслей о предметах мира.
Форма мышления – это структура, способ образования
и взаимосвязи мыслей.
Слайд 30Предмет формальной логики – формы и средства мысли, законы правильного
мышления и получения выводного знания, методы рассуждений и формулирование истинных
выводов, обобщений и решений.
Слайд 312. Логическая культура.
Значение логики
Слайд 32
Л о г и ч е с к а я
к у л ь т у р а
- это система
навыков мышления,
позволяющая выражать имеющиеся мысли
в явной и отчётливой форме
и приобретать новые мысли
на основе одной только
этой формы
Слайд 33Наиболее быстрый способ
овладения
логической культурой
-
изучение
классической логики
Слайд 34Макс Вертгеймер
(1880 - 1943)
«Как бы ни оценивали классическую логику, она
обладала и обладает
большими достоинствами:
Слайд 35- явным стремлением к истине;
- сосредоточением внимания на важнейшем различии
между простым утверждением, убеждением
и твёрдым суждением;
Слайд 36
подчёркиванием различия между
а) недостаточно ясными понятиями,
б) туманными обобщениями и
в)
точными формулировками
Слайд 37- подчёркиванием важности доказательства;
- основательностью правил вывода;
- требованием убедительности и
строгости каждого отдельного шага мышления»
Слайд 38
- разработкой множества
формальных критериев, позволяющих обнаруживать
а) ошибки;
б) неясности;
в) неправомерные
обобщения;
г) поспешные выводы и т.д.
Слайд 39Джон Стюарт Милль
(1806 - 1873)
«Логика есть
великий преследователь
тёмного и запутанного
мышления;
она рассеивает туман,
скрывающий от нас невежество
и заставляющий нас думать,
что мы понимаем предмет,
в то время, когда мы его не понимаем»