Слайд 1
Инновации в инновациях:
Модель тройной спирали (Модель ТС)
Henry Etzkowitz
Stanford University,
H-STAR Institute
Edinburgh University Business School, Entrepreneurship Research Centre
Слайд 2Понятие тройной спирали:
Университеты играют лидирующую роль в обществе, основанном на
знаниях: сдвиг от вторичной роли к первичной роли институциональной сферы
Выполнение
роли других институтов. Например, создание компаний университетами, государство в роли венчурного капиталиста, осуществление предприятиями образовательной функции на более высоком уровне
Сдвиг от рыночной и административно-командных моделей к гибридной модели из взаимопересекающихся институциональных сфер
Слайд 3Тройная спираль и административно-командная модель
Государство
Предприятия
Университеты
Слайд 4Тройная спираль и административно-командная модель
Государство преобладает над другими институциональными сферами
Бюрократическое
согласование «сверху-вниз»
Ориентация на крупные проекты
Предприятия: национальные лидеры
Университеты: в основном образовательные
учреждения
Слайд 5Государство
Предприятия
Университеты
Тройная спираль и рыночная модель
Слайд 6Тройная спираль и рыночная модель
Независимые институциональные сферы
Университеты осуществляют проведение
фундаментальных исследований и являются поставщиком кадров
Предприятия: связь между компаниями обеспечивается
рынком
Государство: роль ограничена компенсацией «провалов рынка»
Индивидуализм; выдающаяся роль предпринимателя
Связь между институциональными сферами происходит через четко очерченные границы
Слайд 7Государство
Предприятия
Университеты
Сбалансированная модель тройной спирали
Инновации на пересечении институциональных сфер
Гражданское общество: основа
тройной спирали
Слайд 8Предпринимательский университет
Вторая академическая революция: предпринимательство, инкубация и создание компаний в
качестве третьей академической миссии
Развитие предпринимательского университета не является прямонаправленным: в
основе может быть как преподавательская деятельность, так и научно-исследовательская деятельность
Предпринимательский университет сочетает в себе предпринимательство и научно-исследовательскую деятельность: (компания и научная лаборатория, объединенные вместе, например, компания 4G в Папском католическом университете Риу-Гранде до Сул, Бразилия)
Слайд 9Развитие в двух направлениях и гибридизация миссий университетов
Обучение: индивиды и
организации
Исследования: индивидуальные и групповые
Экономическое и социальное развитие: компании и регион
Слайд 10Видение президента Массачусетсского технологического института Карла Комптона в 30-х гг.
Университет, основанный на актуальных теоретических и прикладных исследованиях
Поощрение подражания ученым-предпринимателям
(например, Ванневар Буш)
Движение от патентования к созданию компаний
Систематизация процесса создания и развития фирм
Изобретение фирмы венчурного капитала
Слайд 11Пространства тройной спирали
Соединение знаний, инноваций, управления и лидерства
Слайд 12Пространство знаний
Объедение существующих знаний и способов производства новых знаний
Обязательное требование:
критическая масса исследовательских ресурсов для генерации роста
Потенциал: университеты, R&D-отделы
в компаниях и исследовательские институты (часто недостаточно эффективно используемые)
Например, децентрализация научно-исследовательских институтов в Мехико-Сити после землетрясения в 80-х гг. (R. Casas)
Слайд 13Пространство согласия
Нейтральная площадка для разработки идей и стратегий – «место
встречи» тройной спирали
Поддержка новых инновационных проектов через формальное и неформальное
сетевое взаимодействие
Разные акторы тройной спирали выступают в качестве лидеров
Слайд 14Пространство инноваций
Лидерство: региональный организатор инноваций
Создание новых и адаптация существующих гибридных
организаций из элементов разных сфер тройной спирали. Например, фирма венчурного
капитала, инкубатор, научный парк, корпоративные университеты.
Обновление научных парков: появление университетов, основанных на технологиях
Слайд 15U
I
Циркуляция индивидов в тройной спирали
G
U
I
У
П
Г
Слайд 16 Практикующие профессоры (professor-of-practice, PoP)
Развитие традиционной модели РоР от образования
к исследованиям
Типы PoP:
Прямонаправленное движение: предприниматели из университетов на ½
ставки (частичная занятость) на предприятия
Обратнонаправленное движение: предприниматели из бизнеса (PhD) на ½ ставки (частичная занятость) в университеты
Модель предпринимателя для студентов и сотрудников университета
Развитие крупномасштабных проектов, усиление связей с бизнесом, сохранение университетских предпринимателей в рамках университета
Самодостаточный эффективный цикл между университетами и предприятиями
Слайд 17Практикующие исследователи (researcher-of-practice, RoP)
Связь между образовательной и предпринимательской деятельностью университета
1/2
ставки в образовательной структуре (бизнес-школы, инженерные факультеты, медицинские институты и
т.д.)
1/2 ставки в офисах трансфера технологий, инкубаторе, научном парке
Младшие научные сотрудники находятся под руководством PoP
Гипотеза: более эффективная работа, чем у обычных сотрудников: два источника вдохновения (теория и практика)
PoP + RoP: непрерывное сетевое взаимодействие между компаниями и университетами, а также наукой и бизнесом
Слайд 18Novum Trivium
Модель для реформирования базового университетского образования
Усовершенствование классической концепции
«Trivium» из грамматики, риторики и диалектики
Структура:
Традиционные дисциплины
Инновации и
предпринимательство
Иностранный язык и общекультурные компетенции
Слайд 19Концептуальные оси тройной спирали
Слайд 20
Силиконовая Долина: универсальная модель или уникальное исключение.
IX Конференция
«Triple Helix». 11-14 июля 2011,
Стэнфордский университет