Слайд 1Интерпретация, апробация и представление результатов исследования
Слайд 2План
Интерпретация результатов исследования.
Апробация работы.
Представление результатов исследования.
Слайд 31. Интерпретация результатов исследования
Интерпретация (от лат. interpretatio) в науке –
толкование, раскрытие смысла, разъяснение; в искусстве – творческое исполнение художественного
произведения, авторская трактовка текста или сценария.
В основе интерпретации лежит процедура объяснения полученных результатов на основе принятой в исследовании концепции, причем объяснения в чем-то нового.
Процедура интерпретации требует сверки принятого концептуального толкования с иными, альтернативными толкованиями, с проверкой разных версий истолкования результатов.
Слайд 42. Апробация работы
Апробация - установление истинности, компетентная оценка и конструктивная
критика оснований, методики и результатов работы.
Официальная апробация: публичный доклад,
дискуссия, рецензирование работ, публичная защита работы.
Неофициальная апробация: беседы со специалистами, коллегами.
Вопросы:
уточняющие – помогают сделать изложение более конкретным и убедительным;
дополняющие – побуждают ввести в оборот новые факты, дать дополнительные оценки и прогнозы;
корректирующие – побуждают к уточнению, усиливают аргументацию, устраняют двусмысленность;
проблемные – вскрывают проблемы, нацеливают на более глубокую интерпретацию, выводят на новые проблемы и задачи.
Слайд 53. Представление результатов исследования
Требования к научным публикациям:
научный стиль изложения;
соответствие жанровым
особенностям;
объективность;
адекватное описание объекта и предмета исследования;
соответствие излагаемых выводов результатам, полученным
в процессе эмпирического исследования;
обязательное наличие выводов, не противоречащих экспериментальным данным;
четко выраженная концептуальная принадлежность (из публикации должно быть понятно, на каких позициях стоит автор, например, он руководствуется положениями аксиологического или деятельностного подхода);
грамотное оформление основного текста и иллюстративных материалов.
Слайд 6Жанр – устойчивая группа публикаций, объединенных сходными содержательными и формальными
признаками (жанрообразующими факторами).
Слайд 7Жанрообразующие факторы
Предмет отображения.
педагогические феномены, рассматриваемые в «статичном» виде;
педагогические явления (например,
неуспеваемость школьников). Содержание и структура текста определяются ответами на вопросы:
«Что?» (описание явления), «Почему?» (причины явления), «Каковы последствия?»;
педагогические ситуации, их классификации и отдельные виды. Содержание и структура текста определяются ответами на вопросы: «Что, где, когда, как и почему произошло, кто основные участники?», «Почему возникла эта ситуация?», «Каковы характерные признаки ситуации?», «Каково ее место в педагогическом процессе?», «Каково ее влияние на участников?»;
педагогические процессы. Может быть описан как процесс в целом с его стадиями, характеристиками, закономерностями, так и его отдельные стадии;
педагогическая деятельность. Логика содержания публикации определяется структурой самой педагогической деятельности: «цель – средства (условия) – процесс –результат»;
педагогическая концепция, теория, парадигма. Может быть либо изложена авторская теория, либо проанализированы «чужие» педагогические теории;
педагогические термины (например, понятие «содержание воспитания») или их система (например, терминологический аппарат православной педагогики). Логики раскрытия содержания: происхождение термина – изменение его значения на разных этапах – современное понимание и применение;
качества воспитанника как предмет формирования. Необходимо представить авторское понимание качества, охарактеризовать его функции в становлении человека, его структуру, – этапы становления, способы, средства, условия формирования.
Слайд 8Жанрообразующие факторы (продолжение)
2. Целевая установка публикации
Цели научной публикации:
по возможности более
точно и полно объяснить факты педагогической действительности;
показать причинно-следственные связи между
явлениями;
выявить закономерности исторического развития каких-либо явлений или процессов;
сообщить научную информацию и т.д.
Слайд 9Жанрообразующие факторы (продолжение)
3. Метод отображения связан с теми методами исследования,
которые применялись для получения излагаемых результатов, и зависит от уровня
исследования.
Результаты эмпирического исследования излагаются в информационных публикациях.
Выполнение исследования на теоретическом уровне приводит к созданию аналитических публикаций.
Формы репрезентации материала:
Сообщение характерно для кратких жанров (тезисы) и предполагает простое перечисление фактов.
Повествование предполагает более подробное освещение хода и результатов исследования, например логическое обоснование теоретических выводов.
Изложение – наиболее развернутая форма, включающая помимо тезисов и аргументов еще и иллюстрации либо подробное освещение хода исследования, рассуждение, объяснение фактов, раскрытие закономерностей.
Слайд 10Виды научно-педагогических публикаций
1. Тезисы – конспективное изложение материалов устного выступления
участника научной конференции.
Основные смысловые блоки:
Актуализация.
Характеристика основных концептуальных положений.
Описание объектов
и методов исследования.
Изложение основных результатов исследования.
Слайд 11Виды научно-педагогических публикаций (продолжение)
2. Статья - результат теоретического и (или)
экспериментального исследования и публикуется в научных журналах, тематических сборниках.
Типы
статей:
1) Информационная статья пишется на начальном этапе исследования (изложение результатов констатирующего эксперимента) либо на этапе внедрения (информирование об основных результатах исследования):
Эмпирическая статья. Структура:
вводная часть (изложение сущности проблемы, краткое обоснование ее актуальности, краткий обзор того, что уже достигнуто по решению этой проблемы);
формулировка задач исследования; формулировка гипотезы;
изложение полученных в эмпирическом исследовании результатов;
выводы.
Теоретическая статья. Структура:
вводная часть (обоснование актуальности проблемы, которая рассматривается в статье; краткий обзор состояния исследованности проблемы в педагогической науке, введение специальных понятий);
основная часть (тезис – аргумент – иллюстрация);
заключительная часть (авторский взгляд на проблему и способы ее решения, прогнозируемые последствия внедрения результатов исследования в практику, перспективы дальнейшего исследования проблемы).
Слайд 12Виды научно-педагогических публикаций (продолжение)
2) Аналитическая статья служат для презентации результатов
исследования педагогической реальности – как современной, так и за определенный
период развития образования.
3) Методические статьи предназначены для внедрения результатов исследования в практику. В них описываются методы, формы, приемы, технологии обучения и воспитания, предлагается материал, который педагоги могут использовать в практической деятельности.
Слайд 13Виды научно-педагогических публикаций (продолжение)
3. Доклад – это научное сообщение на
научной конференции о результатах исследования.
4. Отчет о научно-исследовательской работе. Является
официальным документом, должен содержать полные сведения о выполненной работе или ее этапе.
Структура отчета:
титульный листа;
реферат;
введение;
основная часть;
заключение;
список литературы;
приложения.
Слайд 14Виды научно-педагогических публикаций (продолжение)
5. Монография – научное издание в виде
книги, содержащее всестороннее теоретическое исследование одной проблемы, темы и принадлежащее
одному или нескольким авторам, придерживающимся одной точки зрения.
6. Учебное пособие – книга для учащихся или студентов, в которой систематически излагается материал в определенной области знаний на современном уровне достижений науки и культуры.
Слайд 15Виды научно-педагогических публикаций (продолжение)
7. Диссертация – научно-исследовательская работа, подготовленная для
публичной защиты и получения ученой степени.
Магистерская диссертация – это квалификационная
научно-исследовательская работа, в которой магистрант показывает умения и навыки использования методов исследовательской работы, теоретического анализа, обработки и представления полученных результатов в их логической взаимосвязи.
Диссертация на соискание ученой степени кандидата наук – это исследовательская работа, содержащая новые научные и практические выводы и рекомендации, она должна обнаружить у соискателя ученой степени способность к самостоятельному научному исследованию, глубокие теоретические знания в области определенной научной дисциплины.
Диссертация на соискание ученой степени доктора наук – это самостоятельная исследовательская работа, в которой содержится теоретическое обобщение или решение крупной научной проблемы, представляющей значительный вклад в науку и практику.
8. Автореферат – краткое изложение автором своего научного произведения.