Слайд 1ДОРОЖНЫЕ УСЛОВИЯ И БЕЗОПАСНОСТЬ ДВИЖЕНИЯ
ТЕМА 2. ИНЖЕНЕРНЫЕ РЕШЕНИЯ АКТИВНОЙ И
ПАССИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ
С.К. АЛЕНКОВА
Слайд 21. Улучшение дорожной сети
В дорожных одеждах различают следующие
конструктивные слои:
покрытие - верхняя часть одежды, воспринимающая усилия от
колес автомобилей и подвергающаяся непосредственному воздействию атмосферных факторов;
основание - часть одежды, обеспечивающая совместно с покрытием перераспределение и снижение давления на нижележащие дополнительные слои или грунт земляного полотна;
дополнительные слои основания - слои между основанием и грунтом земляного полотна. Дополнительные слои основания выполняют морозозащитную, дренирующую и теплоизолирующую функции.
Слайд 3Между покрытием и основанием при необходимости укладывают выравнивающий слой из
обработанных вяжущими зернистых материалов, который в качестве конструктивного слоя одежды
не рассматривается и в расчетах не учитывается.
Дорожные одежды сооружают на земляном полотне, верхняя часть которого носит название рабочего слоя.
Проектирование дорожных одежд с учетом свойств земляного полотна представляет собой единый процесс конструирования и расчета их на прочность, деформативность, морозоустойчивость и дренирующую способность, а также технико-экономического обоснования вариантов. Конструированию и расчету посвящены соответствующие разделы Рекомендаций.
Слайд 4
Основными положениями раздела конструирования надлежит пользоваться при назначении
вида покрытия и его минимально необходимой толщины, швов сжатия и
расширения в покрытии, их конструкции, предельных расстояний между швами; при выборе материалов для устройства слоев основания и назначении их минимальной толщины; при выборе материалов для устройства дополнительных слоев основания.
В расчетной части Рекомендаций определяют расчетные и нормативные нагрузки, размеры основных конструктивных элементов (толщину и длину плит, толщину слоев основания, армирование плит и швов, необходимость устройства швов расширения и расстояние между ними) для различных видов покрытия, категорий дорог, для различных величин транспортных нагрузок, грунтовых и природно-климатических условий.
Расчетом определяют рациональные варианты конструкции по ряду показателей технико-экономического сравнения, а также конструкцию дренирующих и морозозащитных слоев.
Слайд 5 Для определения приведенной стоимости при вариантном проектировании руководствуются сроками
службы, вытекающими из долговечности материала верхнего слоя покрытия, которые для
дорожных одежд капитального типа с цементобетонным покрытием составляют не менее 25 лет, а для дорожных одежд с асфальтобетонным покрытием на бетонном основании - не менее 20 лет.
В условиях непрерывного роста стоимости строительных материалов, непредсказуемого во времени нарастания интенсивности движения и увеличения нагрузки, наиболее эффективной мерой в проектировании дорожной одежды является создание "базовой" конструкции с учетом последующего наращивания поверхностных слоев при реконструкции и рассчитанной на перспективную долговечность за счет повышения ресурса несущей способности цементобетонного покрытия.
Слайд 6Расчетный срок службы при определении конструкции дорожной одежды и расчетных
параметров конструктивных слоев устанавливают не менее 25 лет или менее
25 лет, но с учетом работы в раннем возрасте на воздействие построечного транспорта.
Допускается проектировать конструкции на длительную перспективу по технико-экономическим соображениям со сроком службы 35 ... 40...45 ... 50 лет.
Существенное увеличение долговечности может быть осуществлено за счет применения высокопрочных бетонов с повышением классов бетона до Btb 5,2-6,4 и расширения применяемого диапазона толщин конструкций до 28-30 см. Причем любое увеличение основных параметров должно быть направлено в сторону увеличения сроков службы покрытия.
Слайд 72.Определение категории дороги
Слайд 8
1. В сложных топографических и природных условиях допускается
снижать расчетную скорость движения до величины последующей категории дороги с
соответствующей корректировкой параметров горизонтальных кривых и продольного уклона.
2. При высокой неравномерности автомобильных потоков в часы "пик" по направлениям допускается устройство обособленной центральной проезжей части для реверсивного движения легковых автомобилей и автобусов.
3. На магистральных дорогах с преимущественным движением грузовых автомобилей следует увеличивать ширину полосы движения до 4 м, а при доле большегрузных автомобилей в транспортном потоке более 20% до 4,5 м.
Слайд 10 Основные транспортно-эксплуатационные показатели:
Расчетная скорость движения автомобиля
Расчетная нагрузка
Габариты мостов
и тунелей
Пропускная способность дороги
Произжаимость дороги
Произжаимость дороги из-за аварийности на
дорогах
Слайд 113. Расстояние видимости
Видимость - возможность различать особенности окружающей
обстановки, обусловленная степенью освещенности проезжей части дороги, предметов ее обустройства
и иных предметов, а также прозрачностью воздушной среды.
Слайд 12 Характеристикой Видимости является ее дальность.
Различают дальность общей и
дальность конкретной Видимости.
Дальность общей Видимости - расстояние от передней
части транспортного средства, на котором с места водителя четко различаются элементы дороги на пути движения, ориентирование на которые позволяет вести транспортное средство в соответствующей полосе.
Дальность конкретной Видимости - расстояние от передней части транспортного средства, на котором с места водителя препятствие может быть узнано по его характерным признакам.
Слайд 13 Расстояние видимости определяется по формуле:
Где V-расчетная скорость
-коэффициент сцепления колес с
дорогой
К-коэффициент эффективности
торможения
Слайд 144.Оценка видимости на дорогах
Дорожные условия - комплекс факторов,
формирующих дорожное движение и влияющих на выбор режимов движения транспортных
потоков и безопасность дорожного движения.
Слайд 15Основными факторами влияющими на видимость являются погодные условия. Они действуют
на всех участников дорожного движения и требуют постоянного внимания водителя.
Видимость всегда низкая в темное время суток, когда начинает темнеть или рассветать видно еще хуже. Самое главное, что фары здесь плохо помогают, поэтому нужно быть предельно внимательным в эти часы. Обращайте внимание на встречный транспорт с одной работающей фарой. Это может быть не мотоцикл, а любой автомобиль, у которого работает правая фара. В этом случае перед разъездом желательно приблизиться к обочине.
Однако есть ряд других погодных факторов, которые могут еще ухудшить видимость в любое время суток.
В дождь не нужно ехать
близко за другими машинами
(хотя в любую погоду этого
делать не стоит).Грязь из-под
колес будет забрызгивать
постоянно лобовое стекло.
Не ездите быстро по лужам. Причин много: первая - брызги могут лишить видимости, вторая – дорога может быть неровной под водой, третья – вода попадает в тормозные колодки, что значительно ухудшит последующее торможение. Особенно опасен дождь осенью в темное время. Видимость практически нулевая, особенно когда едут встречные автомобили.
Чем сильнее снег, тем хуже видимость. Если
метель, то в темное время лучше включить ближний свет, лишь иногда на секунду просматривать ситуацию дальним.
В тумане видимость очень
плохая,
при этом расстояние до предметов
кажется больше, чем есть на самом
деле. Поэтому чем гуще туман, тем
медленней нужно ехать. Особенно
будьте аккуратны, когда видите
впереди габаритные огни другого автомобиля, он может медленно ехать или вообще стоять, что намного опаснее.
Чаще всего туман гуще в низинах. Даже если видите, что участок с туманом короткий, снизьте скорость. Даже на небольшом отрезке дороги может быть опасность (стоящий автомобиль, неровная дорога).
В тумане необходимо включать ближний свет. Наверное, хорошая вещь - противотуманные фары, но у меня их никогда не было, поэтому ничего сказать не могу. Считается, что свет от них должен стелиться по дороге. Если туман густой, можно открыть окна.
Когда едете по трассе на
восходе или закате,
видимость очень плохая,
т.к. солнце полностью слепит. Порой это мешает даже через зеркала заднего вида, когда солнце сзади. Кроме того, очень опасно в это время двигаться по пересеченной местности, когда будут участки в тени деревьев и домов. В глазах рябит и видимость еще ухудшается.
При поездках
по сухим
грунтовым дорогам нужно
быть осторожным (с точки
зрения видимости) только в
двух случаях:
1. Когда Вы едете за другим автомобилем. В этом случае либо обгоняйте его, либо держите достаточную дистанцию.
2. Когда Вам навстречу едет другой автомобиль. Лучше прижмитесь вправо, т.к. за первой машиной может ехать другая, в которой водитель плохо видит (если не выполняет пункт 1). Будьте вдвойне осторожны в момент разъезда, т.к. на какое-то время будет очень пыльно и ничего не видно.
Слайд 215.Обеспечение активной и пассивной безопасности дорог
Активная безопасность дороги
- совокупность конструктивных и эксплуатационных свойств дороги, обусловливающих возможность предотвращения
дорожно-транспортных происшествий и исключение предпосылок их возникновения, связанных с
состоянием дороги.
Слайд 22
Пассивная безопасность дороги - совокупность конструктивных
и эксплуатационных свойств дороги, способствующих снижению тяжести последствий дорожно-транспортных происшествий.
Слайд 236. Дорожные знаки и разметка для активной и пассивной безопасности
Дорожные
знаки - средства регулирования дорожного движения. Д. з. служат для
предупреждения водителей об имеющихся на пути опасностях, запрещения движения всех или некоторых транспортных средств на отдельных участках дорог (улиц), введения ограничений в движении или указания направления потоков, оповещения об особенностях дорожной обстановки и сообщения иных сведений, облегчающих пользование дорогами (улицами).
Слайд 25
Дорожная разметка - линии, надписи и другие
обозначения па проезжей части дороги, бордюрах, элементах дорожных сооружений, применяемые
как самостоятельно, так и в сочетании с дорожными знаками и световой сигнализацией. Д. р. подразделяются на вертикальную, горизонтальную, краевую, поперечную и продольную.