Разделы презентаций


Ирина Викторовна Салосина, к.п.н., доц., доцент кафедры славянской филологии и

Содержание

Томский государственный педагогический университетСтруктурные и коммуникативные свойства языкаЯзык – знаковая система.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Ирина Викторовна Салосина,
к.п.н., доц., доцент кафедры славянской филологии и межкультурной

коммуникации

Русский язык и культура речи
Томский

государственный педагогический университет
Ирина Викторовна Салосина,к.п.н., доц., доцент кафедры славянской филологии и межкультурной коммуникации     Русский язык

Слайд 2Томский государственный педагогический университет
Структурные и коммуникативные свойства языка
Язык – знаковая

система.




Томский государственный педагогический университетСтруктурные и коммуникативные свойства языкаЯзык – знаковая система.

Слайд 3Томский государственный педагогический университет
Структурные и коммуникативные свойства языка
Язык – знаковая

система.
состоит из множества элементов;
элементы находятся в связи друг с другом;
элементы

образуют единство, одно целое.




Томский государственный педагогический университетСтруктурные и коммуникативные свойства языкаЯзык – знаковая система.состоит из множества элементов;элементы находятся в связи

Слайд 4Томский государственный педагогический университет
Функции языка

Томский государственный педагогический университетФункции языка

Слайд 5Томский государственный педагогический университет
Структурные и коммуникативные свойства языка
Национальный язык -

средство устного и письменного общения нации. Наряду с общностью территории,

исторической, экономической и политической жизни, а также психического склада язык является ведущим показателем исторической общности людей, которую принято называть термином нация ( лат.natio – племя, народ).
Территориальный диалект – это одна из разновидностей национального языка, имеющая общие языковые особенности и служащая средством общения жителей рядом расположенных деревень.
Социальный диалект, или жаргон – речь социальных и профессиональных групп людей (моряков, компьютерщиков, студентов и др.).
Просторечие – это тоже одна из разновидностей национального языка, которая не имеет своих языковых особенностей, а характеризуется набором языковых средств, нарушающих нормы литературного языка
Под литературным языком в этой связи понимается система элементов языка, речевых средств, отобранных из национального языка и ставших образцовыми и общеупотребительными.


Томский государственный педагогический университетСтруктурные и коммуникативные свойства языкаНациональный язык - средство устного и письменного общения нации. Наряду

Слайд 6Томский государственный педагогический университет
Литературный язык

Томский государственный педагогический университетЛитературный язык

Слайд 7Томский государственный педагогический университет
Функциональные стили
Функциональный стиль – это разновидность литературного

языка, которая обслуживает определенную сферу общения и обладает особым набором

языковых средств, позволяющим выполнять поставленные коммуникативные задачи.

Выделяют пять функциональных стилей литературного языка: разговорный, научный, официально-деловой, публицистический, художественный.
Томский государственный педагогический университетФункциональные стилиФункциональный стиль – это разновидность литературного языка, которая обслуживает определенную сферу общения и

Слайд 8Томский государственный педагогический университет
Функциональные стили

Томский государственный педагогический университетФункциональные стили

Слайд 9Томский государственный педагогический университет
ЗАКОНЫ ОБЩЕНИЯ
Закон зеркального развития общения.

Закон возрастающего нетерпения

слушателей.

Закон падения интеллекта аудитории с увеличением её размера.

Закон первичного отторжения

новой идеи.


Томский государственный педагогический университетЗАКОНЫ ОБЩЕНИЯЗакон зеркального развития общения.Закон возрастающего нетерпения слушателей.Закон падения интеллекта аудитории с увеличением её

Слайд 10Томский государственный педагогический университет
ЗАКОНЫ ОБЩЕНИЯ
Закон ритма общения.
Закон речевого самовоздействия.
Закон отторжения

публичной критики.
Закон доверия к простым словам.
Закон притяжения критики.
Закон ускоренного распространения

негативной информации.
Закон искажения информации при её передаче.
Закон эмоционального подавления логики.
Закон детального обсуждения мелочей.

Томский государственный педагогический университетЗАКОНЫ ОБЩЕНИЯЗакон ритма общения.Закон речевого самовоздействия.Закон отторжения публичной критики.Закон доверия к простым словам.Закон притяжения

Слайд 11Томский государственный педагогический университет
ЗАКОНЫ ОБЩЕНИЯ

Томский государственный педагогический университетЗАКОНЫ ОБЩЕНИЯ

Слайд 12Томский государственный педагогический университет
Законы общения
Шло занятие по истории. Лена, взглянув

украдкой на часы, прошептала соседке:
– Когда же, наконец, этот

занятие закончится?
– Ох, у меня уже сил нет ..., – откликнулась та и продолжила:
– Ты подготовила доклад по литературе?
– Не успела. Марья Степановна надоела: все я да я готовлю доклады. Вот ты ни разу доклад не делала…
– А почему это я должна? С какой, собственно, стати?
– А я почему? Но тут прозвенел долгожданный звонок.
Стернин И.А. Деловое общение: учебное пособие. 2009.С. 15.
Томский государственный педагогический университетЗаконы общенияШло занятие по истории. Лена, взглянув украдкой на часы, прошептала соседке: – Когда

Слайд 13Томский государственный педагогический университет
Законы общения
Воспользуйтесь законом отзеркаливания и вежливо, развернуто

отзеркальте:
Сегодня я с таким трудом добрался до работы!
Мой

младший брат совсем отбился от рук.
Как все стало дорого!
Приятной вам поездки!
Хорошего вам отпуска!
Приятно вам провести время!
Вы такой интересный собеседник.
Спасибо, я узнал от вас очень много нового

Стернин И.А. Деловое общение: учебное пособие. 2009.С. 15.
Томский государственный педагогический университетЗаконы общенияВоспользуйтесь законом отзеркаливания и вежливо, развернуто отзеркальте: Сегодня я с таким трудом добрался

Слайд 14Томский государственный педагогический университет
Законы общения
Задание. Прочитайте речь О.Бендера во время

автопробега.
Председатель комиссии по встрече автопробега протянул в своей приветственной

речи такую длинную цепь придаточных предложений, что не мог из них выкарабкаться в течение получаса. ...
- Я рад, товарищи, - заявил Остап в ответной речи, - нарушить автомобильной сиреной патриархальную тишину города Удоева. Автомобиль, товарищи, не роскошь, а средство передвижения. Железный конь идет на смену крестьянской лошадке. Наладим серийное производство советских автомашин. Ударим автопробегом по бездорожью и разгильдяйству. Я кончаю, товарищи. Предварительно закусив, мы продолжим наш далекий путь. (И.Ильф, Е.Петров. «Золотой теленок»).
Стернин И.А. Деловое общение: учебное пособие. 2009.С. 16.
Томский государственный педагогический университетЗаконы общенияЗадание. Прочитайте речь О.Бендера во время автопробега. Председатель комиссии по встрече автопробега протянул

Слайд 15Томский государственный педагогический университет
Законы общения
Доклад кончился, и председательствующий профессор Дробыш

предложил задавать вопросы. Первым поднялся Пятаков:
– Скажите, пожалуйста, ваш

молоток не очень сильно трясет?
Докладчик, услышав вопрос, оторопело захлопал глазами. Его путь в науку лежал через среднюю с уклоном и высшую школы. С живым производственником он встретился впервые. Наступила томительная пауза. На помощь молодому коллеге пришел многоопытный профессор Дробыш:
– Товарищ имеет в виду, – пояснил он, – в какой степени одна из важнейших характеристик установки – вибрационная константа – соответствует условиям применения, исключающего негативное воздействие виброфактора на исполнителя.
– Вопрос понял, – облегченно кивнул головой кандидат.
– Поясняю. В результате проведенных экспериментов удалось выяснить, что частотная 28 амплитуда среднеквадратичной погрешности совпадает с математическим ожиданием результата, поэтому есть все основания предполагать, что данное соответствие действительно имеет место. Теперь захлопал глазами Пятаков. На помощь опять поспешил профессор:
– Докладчик считает, что работать молотком можно. У вас есть еще вопросы?

Стернин И.А. Деловое общение: учебное пособие. 2009.С. 27.
Томский государственный педагогический университетЗаконы общенияДоклад кончился, и председательствующий профессор Дробыш предложил задавать вопросы. Первым поднялся Пятаков: –

Слайд 16Томский государственный педагогический университет
ПРИНЦИПЫ И ПРАВИЛА БЕСКОНФЛИКТНОГО ОБЩЕНИЯ

Принцип терпимости к

собеседнику:
принимайте собеседника таким, каков он есть.

Правила:

Не пытайтесь переделывать собеседника

в момент разговора.
Пытайтесь преодолеть негативную установку к собеседнику.
При общении отвлекайтесь от недостатков собеседника.
Приспосабливайтесь к собеседнику.
Томский государственный педагогический университетПРИНЦИПЫ И ПРАВИЛА БЕСКОНФЛИКТНОГО ОБЩЕНИЯПринцип терпимости к собеседнику: принимайте собеседника таким, каков он есть.Правила:Не

Слайд 17Томский государственный педагогический университет
ПРИНЦИПЫ И ПРАВИЛА БЕСКОНФЛИКТНОГО ОБЩЕНИЯ

Принцип благоприятной самоподачи
Правила:
Производите

благоприятное внешнее впечатление.

Проявляйте уважительную манеру общения.

Демонстрируйте собеседнику, что он вам

нравится.

Показывайте собеседнику, что Вы – свой.

Индивидуализируйте собеседника.

Говорите комплименты.

Томский государственный педагогический университетПРИНЦИПЫ И ПРАВИЛА БЕСКОНФЛИКТНОГО ОБЩЕНИЯПринцип благоприятной самоподачиПравила:Производите благоприятное внешнее впечатление.Проявляйте уважительную манеру общения.Демонстрируйте собеседнику,

Слайд 18Томский государственный педагогический университет
ПРИНЦИПЫ И ПРАВИЛА БЕСКОНФЛИКТНОГО ОБЩЕНИЯ

Принцип минимизации негативной

информации
Правила:

Не вспоминайте плохое.

Не вспоминайте негативный опыт.

Не покушайтесь на ценности собеседника.

Не

давайте советов, если вас не просят.

Не спорьте с собеседником.
Томский государственный педагогический университетПРИНЦИПЫ И ПРАВИЛА БЕСКОНФЛИКТНОГО ОБЩЕНИЯПринцип минимизации негативной информацииПравила:Не вспоминайте плохое.Не вспоминайте негативный опыт.Не покушайтесь

Слайд 19Томский государственный педагогический университет

Доказывание.

Убеждение.

Уговаривание.

Внушение.

Принуждение.


Речевое воздействие

Томский государственный педагогический университетДоказывание.Убеждение.Уговаривание.Внушение.Принуждение.Речевое воздействие

Слайд 20Томский государственный педагогический университет
Речевое воздействие

Томский государственный педагогический университетРечевое воздействие

Слайд 21Доказательство – это логическое обоснование истинности какого-либо суждения с помощью

других истинных и связанных с ним суждений.

Тезис - это утверждение,

которое доказывается или опровергается.

Виды аргументации
- нисходящая и восходящая;
- односторонняя и двусторонняя;
- опровергающая и поддерживающая.

Томский государственный педагогический университет


 

Аргументация

Доказательство – это логическое обоснование истинности какого-либо суждения с помощью других истинных и связанных с ним суждений.Тезис

Слайд 22Томский государственный педагогический университет
Виды аргументов
Логические аргументы:
теоретические и эмпирические обобщения и

выводы;
ранее доказанные законы науки;
аксиомы и постулаты;
определения основных понятий;
утверждения о фактах.

Психологические

аргументы:
довод к чувству собственного достоинства;
довод от угрозы;
довод от обещания;
довод от сочувствия;
довод от осуждения и т.д.



 

Аргументация

Томский государственный педагогический университетВиды аргументовЛогические аргументы:теоретические и эмпирические обобщения и выводы;ранее доказанные законы науки;аксиомы и постулаты;определения основных

Слайд 23Томский государственный педагогический университет
Логические аргументы. Способы доказывания.

Индукция:
полная индукция;
аналогия;
умозаключение о причинной

зависимости.
Дедукция.

Поль Л. Сопер. Основы искусства речи. 2002. – 448с.

 

Аргументация

Томский государственный педагогический университетЛогические аргументы. Способы доказывания.Индукция:полная индукция;аналогия;умозаключение о причинной зависимости.Дедукция.Поль Л. Сопер. Основы искусства речи. 2002.

Слайд 24Томский государственный педагогический университет
Индукция – умозаключение от частного к общему.

Полная

индукция состоит в исследовании каждого случая, входящего в класс явлений.


Проверка обобщения:
Правилен ли пример?
Имеет ли пример отношение к заключению?
Достаточно ли примеров?
Типичны ли примеры?
Имеются ли отрицательные примеры?

 

Аргументация

Томский государственный педагогический университетИндукция – умозаключение от частного к общему.Полная индукция состоит в исследовании каждого случая, входящего

Слайд 25Томский государственный педагогический университет

Аналогия - заключение от частного к частному.



Проверка аналогии:
Действительно ли уместно сравнение явлений?
Нет ли существенного различия между

ними?

Аргументация

Томский государственный педагогический университетАналогия - заключение от частного к частному. Проверка аналогии:Действительно ли уместно сравнение явлений?Нет ли

Слайд 26Томский государственный педагогический университет

Умозаключение о причинной зависимости –
вывод, что

при данном положении вещей результатом будет то или иное (от

причины к следствию),
или что данное положение вещей вызвано известными условиями (от следствия к причине).

Проверка:
Возникает ли предполагаемое следствие, когда отсутствует причина?
Отсутствует ли предполагаемое следствие, когда предполагаемая причина налицо?
Не представляет ли единственная связь между следствием и причиной только случайное возникновение одного либо другого?
Нет ли других возможных причин/последствий?

Аргументация

Томский государственный педагогический университетУмозаключение о причинной зависимости – вывод, что при данном положении вещей результатом будет то

Слайд 27Томский государственный педагогический университет

Дедукция – умозаключение из общего положения.


Дедукция состоит

из трех суждений:
общее положение (большая посылка);
связанное с ним суждение (малая

посылка);
заключение.

Аргументация

Томский государственный педагогический университетДедукция – умозаключение из общего положения.Дедукция состоит из трех суждений:общее положение (большая посылка);связанное с

Слайд 28Томский государственный педагогический университет

Психологические аргументы,
которые часто используют в качестве

спекулятивных приемов:

аргумент к силе;
аргумент к невежеству;
аргумент к выгоде;
аргумент к состраданию;
аргумент

к верности.


 

аргументация

Томский государственный педагогический университетПсихологические аргументы, которые часто используют в качестве спекулятивных приемов:аргумент к силе;аргумент к невежеству;аргумент к

Слайд 29Томский государственный педагогический университет



 

Пирамида маслоу

Томский государственный педагогический университет Пирамида маслоу

Слайд 30Томский государственный педагогический университет
Закон имени.

Приближение к собеседнику.

Возвышение над собеседником.

Физический контакт.

Открытые

жесты.

Укрупнение собеседника.

Повышение громкости голоса.

Доброжелательность.

 

Коммуникативная позиция говорящего.

Томский государственный педагогический университетЗакон имени.Приближение к собеседнику.Возвышение над собеседником.Физический контакт.Открытые жесты.Укрупнение собеседника.Повышение громкости голоса.Доброжелательность. Коммуникативная позиция говорящего.

Слайд 31Томский государственный педагогический университет
Внешний вид
Одевайтесь консервативно.
Полируйте обувь.
Надевайте удобную одежду.
Карандаши, ручки,

маркеры не должны быть в карманах.
Умеренность в украшениях.
Не берите на

сцену сумку.
 
Защита:
Увеличение дистанции.
Препятствие.
Закрытые посадить в низкое кресло.
Встать и расхаживать.
Посадить, чтобы за спиной было движение.
Посадить, чтобы ему свет падал в лицо.


 

Коммуникативная позиция говорящего.

Томский государственный педагогический университетВнешний видОдевайтесь консервативно.Полируйте обувь.Надевайте удобную одежду.Карандаши, ручки, маркеры не должны быть в карманах.Умеренность в

Слайд 32Томский государственный педагогический университет

Языковой паспорт человека - это та информация,

которую человек «автоматически», бессознательно передает о себе, когда он говорит.

 

Языковой

паспорт говорящего

Томский государственный педагогический университетЯзыковой паспорт человека - это та информация, которую человек «автоматически», бессознательно передает о себе,

Слайд 33Томский государственный педагогический университет

Коммуникативная грамотность - это совокупность коммуникативных знаний,

умений и навыков человека, позволяющих ему эффективно общаться в стандартных

коммуникативных ситуациях в письменной и устной форме.

Коммуникативная грамотность включает два уровня:
1. знание и применение норм устного и письменного общения, принятых в обществе для стандартных коммуникативных ситуаций;
2. знание и применение правил и приемов эффективной коммуникации в стандартных коммуникативных ситуациях.

Языковой паспорт говорящего

Томский государственный педагогический университетКоммуникативная грамотность - это совокупность коммуникативных знаний, умений и навыков человека, позволяющих ему эффективно

Слайд 34Томский государственный педагогический университет

Коммуникативная грамотность - это совокупность коммуникативных знаний,

умений и навыков человека, позволяющих ему эффективно общаться в стандартных

коммуникативных ситуациях в письменной и устной форме.

Коммуникативная грамотность включает два уровня:
1. знание и применение норм устного и письменного общения, принятых в обществе для стандартных коммуникативных ситуаций;
2. знание и применение правил и приемов эффективной коммуникации в стандартных коммуникативных ситуациях.

Языковой паспорт говорящего

Томский государственный педагогический университетКоммуникативная грамотность - это совокупность коммуникативных знаний, умений и навыков человека, позволяющих ему эффективно

Слайд 35Томский государственный педагогический университет

Общение - осознанный, рационально оформленный, целенаправленный информационный

обмен между людьми, сопровождающийся индивидуализацией собеседников, установлением эмоционального контакта между

ними и обратной связью.
Речевое воздействие - воздействие человека на другого человека или группу лиц при помощи речи и сопровождающих речь невербальных средств для достижения поставленной говорящим цели.

Речевое воздействие

Томский государственный педагогический университетОбщение - осознанный, рационально оформленный, целенаправленный информационный обмен между людьми, сопровождающийся индивидуализацией собеседников, установлением

Слайд 36Томский государственный педагогический университет
Факторы речевого воздействия – это типы коммуникативных

сигналов или приемов, используемых в речевом воздействии.
Факторы:
фактор говорящего (все,

что относится к физической стороне деятельности говорящего, включая внешность и невербальное поведение);
фактор адресата (все то, что относится к учету того, на кого ориентировано сообщение);
фактор сообщения (то, что относится к наполнению содержанием, построению и формам языкового выражения сообщения, условиям его передачи).

Речевое воздействие

Томский государственный педагогический университетФакторы речевого воздействия – это типы коммуникативных сигналов или приемов, используемых в речевом воздействии.

Слайд 37Томский государственный педагогический университет
Невербальные сигналы – материальные, чувственно воспринимаемые действия

общающихся, включая действия с предметами, несущие для собеседников и окружающих

определенный, закрепленный данной культурой смысл.



Среди невербальных сигналов целесообразно различать симптомы, символы и знаки (собственно невербальные сигналы).

Невербальное коммуникативное поведение

Томский государственный педагогический университетНевербальные сигналы – материальные, чувственно воспринимаемые действия общающихся, включая действия с предметами, несущие для

Слайд 38Томский государственный педагогический университет

Симптомы — невербальные явления (движения, действия), осуществляемые бессознательно

и отражающие психическое или физическое состояние участника общения.
Символы представляют собой

проявление символического значения, приписываемого социумом определенным предметам, действиям.

Знаки или собственно невербальные сигналы – преимущественно сознательно продуцируемые невербальные действия, имеющие в данной культуре определенный знаковый смысл, относительно стандартное значение.
Стернин И.А. Модель русского невербального коммуникативного поведения. URL: http://commbehavior.narod.ru/RusFin/RusFin2001/Sternin2.htm

Невербальное коммуникативное поведение

Томский государственный педагогический университетСимптомы — невербальные явления (движения, действия), осуществляемые бессознательно и отражающие психическое или физическое состояние участника

Слайд 39Томский государственный педагогический университет
Невербальные знаки:
знаки языка телодвижений (взгляд,

мимика, поза, стойка, движение, походка, осанка, посадка, физический контакт, манипуляции

с предметами);

знаки организации пространства общения (проксемические знаки) - дистанция, расположение;

знаки молчания.

Невербальное коммуникативное поведение

Томский государственный педагогический университетНевербальные знаки: знаки языка телодвижений (взгляд, мимика, поза, стойка, движение, походка, осанка, посадка, физический

Слайд 40Томский государственный педагогический университет
Жесты – значимые движения тела.
Номинативные – их

функция заменять или дополнять вербальные средства, дополнять или дублировать их.

Эмоционально-

оценочные – выражают оценку чего-либо в ходе общения (собеседника, его действий, слов, окружающих предметов, событий, третьих лиц.

Указательные жесты - выделяют предмет, ориентируют собеседника в пространстве.

Невербальное коммуникативное поведение

Томский государственный педагогический университетЖесты – значимые движения тела.Номинативные – их функция заменять или дополнять вербальные средства, дополнять

Слайд 41Томский государственный педагогический университет
Риторические жесты – жесты, которые имеют усилительный

характер, усиливают выражаемое содержание, акцентируют или усиливают отдельные части высказывания,

текста в целом.
Игровые - шуточные, используемые для игры, развлечения.
Вспомогательные - жесты, используемые преимущественно в качестве физической помощи себе или собеседнику в конкретной ситуации.
Магические - жесты, используемые в суеверных, магических целях.
Невербальные сигналы уважения и неуважения, что очень существенно для межкультурной коммуникации.

Невербальное коммуникативное поведение

Томский государственный педагогический университетРиторические жесты – жесты, которые имеют усилительный характер, усиливают выражаемое содержание, акцентируют или усиливают

Слайд 42Томский государственный педагогический университет
Опустить голову

Вертеть головой

Поднять голову

Развести руками

Махнуть рукой

Погрозить пальцем

Положа

руку на сердце
Невербальное коммуникативное поведение

Томский государственный педагогический университетОпустить головуВертеть головойПоднять головуРазвести рукамиМахнуть рукойПогрозить пальцемПоложа руку на сердцеНевербальное коммуникативное поведение

Слайд 43Томский государственный педагогический университет
Техника речи: правильное дыхание.

Профессиональный голос: сила звука,

посыл звука, подвижность, тембр, полётность, выносливость.

Высота голоса.

Темп и ритм.

Дикция.

Выразительность


как качество грамотной речи
Томский государственный педагогический университетТехника речи: правильное дыхание.Профессиональный голос: сила звука, посыл звука, подвижность, тембр, полётность, выносливость.Высота голоса.Темп

Слайд 44Томский государственный педагогический университет
Сила звука


Горные вершины - очень тихо
Спят во тьме

ночной - тихо
Тихие долины - чуть громче
Полны свежей мглой. - вполголоса
Не пылит дорога -

обычным голосом
Не дрожат листы… - вполголоса
Подожди немного, - чуть тише
Отдохнешь и ты. - тихо


Выразительность
как качество грамотной речи

Томский государственный педагогический университетСила звукаГорные вершины		- очень тихоСпят во тьме ночной		- тихоТихие долины		- чуть громчеПолны свежей мглой.		-

Слайд 45Томский государственный педагогический университет


Средства художественной выразительности

Томский государственный педагогический университет Средства художественной выразительности

Слайд 46Томский государственный педагогический университет

Графическая игра
Псевдомотивация – явление, связанное с

появлением нового оттенка смысла или значения, ситуативно мотивированного, в словах,

тождественных по звуковому или буквенному составу.

- Нефть под ОПЕКой (заголовок)
Сегодня для «черного золота» наступает день Х (подзаголовок) (Российская газета, 26.11.2014) (ОПЕК – Организация стран-экспортеров нефти).

- ГОСТ и хозяин (заголовок).
Производителей, которые не соблюдают госстандарты при выпуске продукции, будут наказывать (подзаголовок) (Российская газета, 12.11.2014) (ГОСТ – Государственный стандарт).

Средства художественной выразительности

Томский государственный педагогический университет Графическая играПсевдомотивация – явление, связанное с появлением нового оттенка смысла или значения, ситуативно

Слайд 47Томский государственный педагогический университет

Графическая игра

2. Контаминация – образование нового

слова или выражения путем скрещивания, объединения частей двух слов или

выражений, связанных между собой какими-либо ассоциациями.

- СМИ в корень (заголовок) Кто побеждает в информационной войне (подзаголовок) (Коммерсантъ Власть, 26.01.2015) СМИ в корень – Зри в корень (СМИ – средства массовой информации).
- МРОТ в мешке (заголовок) Депутаты предлагают уравнять минимальный размер труда с прожиточным минимумом (подзаголовок) (Коммерсантъ, 27.06.2011) МРОТ в мешке – кот в мешке (МРОТ – минимальный размер оплаты труда).

Средства художественной выразительности

Томский государственный педагогический университет Графическая игра2. Контаминация – образование нового слова или выражения путем скрещивания, объединения частей

Слайд 48Томский государственный педагогический университет

Графическая игра

3. Графогибридизация – оформление новообразований

с помощью разных языков.
PRовокация (заголовок) (Новости Королева, 17.12.2013) (PR

– Public Relations).

-В Ростове подвели итоги первой онлайн-премии «PRяник года» (заголовок) (РБК, 29.07.2014).

Братство колодца: ремонт пермской канализации в фотографиях vip’ов (заголовок) (Businessclass, 27.03.2015) (VIP – very important person).

Средства художественной выразительности

Томский государственный педагогический университет Графическая игра3. Графогибридизация – оформление новообразований с помощью разных языков. PRовокация (заголовок) (Новости

Слайд 49Томский государственный педагогический университет

Слушание – это смысловое восприятие звучащей

как говоримой,
так и озвученной письменной речи.

Слушание: непосредственное взаимодействие и

опосредованное взаимодействие говорящего и слушающего.



Риторика: учеб. / З.С. Смелкова, Н.А. Ипполитова, Т.А. Ладыженская и др. – М. – 2006. - 448с.

Слушание как вид речевой деятельности

Томский государственный педагогический университет Слушание – это смысловое восприятие звучащей как говоримой, так и озвученной письменной речи.Слушание:

Слайд 50Томский государственный педагогический университет

Факторы эффективности слушания:

количество участников общения;
особенности их

социального положения;
психологические особенности;
подготовленность к восприятию материала.

ВОСПРИЯТИЕ СМЫСЛОВАЯ ОБРАБОТКА

ПОНИМАНИЕ


Риторика: учеб. / З.С. Смелкова, Н.А. Ипполитова, Т.А. Ладыженская и др. – М. – 2006. - 448с.

Слушание как вид речевой деятельности

Томский государственный педагогический университет Факторы эффективности слушания:количество участников общения;особенности их социального положения;психологические особенности;подготовленность к восприятию материала.ВОСПРИЯТИЕ

Слайд 51Томский государственный педагогический университет

Этапы слушания:

побудительно-мотивационный;
ориентировочный (ориентация в ситуации общения);
аналитико-синтетический (осознание

смысла);
исполнительный (реакция).


Риторика: учеб. / З.С. Смелкова, Н.А. Ипполитова, Т.А. Ладыженская

и др. – М. – 2006. - 448с.

Слушание как вид речевой деятельности

Томский государственный педагогический университетЭтапы слушания:побудительно-мотивационный;ориентировочный (ориентация в ситуации общения);аналитико-синтетический (осознание смысла);исполнительный (реакция).Риторика: учеб. / З.С. Смелкова, Н.А.

Слайд 52Томский государственный педагогический университет















Риторика: учеб. / З.С. Смелкова, Н.А. Ипполитова,

Т.А. Ладыженская и др. – М. – 2006. - 448с.
Слушание

как вид речевой деятельности
Томский государственный педагогический университетРиторика: учеб. / З.С. Смелкова, Н.А. Ипполитова, Т.А. Ладыженская и др. – М. –

Слайд 53Томский государственный педагогический университет

Психофизиологические механизмы, обеспечивающие результативность слушания:

Механизм слуховой памяти

позволяет воспринимать речь крупными блоками.
Механизм прогнозирования (антиципации) позволяет выявить замысел

автора.
Механизм выделения смысловых опорных пунктов.






Риторика: учеб. / З.С. Смелкова, Н.А. Ипполитова, Т.А. Ладыженская и др. – М. – 2006. - 448с.

Слушание как вид речевой деятельности

Томский государственный педагогический университетПсихофизиологические механизмы, обеспечивающие результативность слушания:Механизм слуховой памяти позволяет воспринимать речь крупными блоками.Механизм прогнозирования (антиципации)

Слайд 54Томский государственный педагогический университет
Умения:

умение сосредоточить внимание на содержании высказывания;
умение выделять

ключевые слова и смысловые сцепления ключевых слов;
умение отличать существенное от

несущественного;
умение удерживать в памяти большое количество фактов;
умение догадываться о содержании высказывания по заголовку, о строении фразы по началу, о значении слова по контексту;
умение делать выводы в процессе осмысления услышанного.
Риторика: учеб. / З.С. Смелкова, Н.А. Ипполитова, Т.А. Ладыженская и др. – М. – 2006. - 448с.

Слушание как вид речевой деятельности

Томский государственный педагогический университетУмения:умение сосредоточить внимание на содержании высказывания;умение выделять ключевые слова и смысловые сцепления ключевых слов;умение

Слайд 55Томский государственный педагогический университет
Функции слушания:

познавательная;
регулятивная;
эстетическая;
реагирующая.





Риторика: учеб. / З.С. Смелкова, Н.А.

Ипполитова, Т.А. Ладыженская и др. – М. – 2006. -

448с.

Слушание как вид речевой деятельности

Томский государственный педагогический университетФункции слушания:познавательная;регулятивная;эстетическая;реагирующая.Риторика: учеб. / З.С. Смелкова, Н.А. Ипполитова, Т.А. Ладыженская и др. – М.

Слайд 56Томский государственный педагогический университет
Виды слушания:

Нерефлексивное

Рефлексивное


Эмпатическое


Риторика: учеб. / З.С. Смелкова, Н.А.

Ипполитова, Т.А. Ладыженская и др. – М. – 2006. -

448с.

Слушание как вид речевой деятельности

Томский государственный педагогический университетВиды слушания:НерефлексивноеРефлексивноеЭмпатическоеРиторика: учеб. / З.С. Смелкова, Н.А. Ипполитова, Т.А. Ладыженская и др. – М.

Слайд 57Томский государственный педагогический университет
Анализ аудитории
 


Демографические данные:
Возраст
Пол
Образовательный уровень
Уровень дохода
Религия
Профессия
Культурные традиции 

Аудитория

Томский государственный педагогический университетАнализ аудитории 

Слайд 58Томский государственный педагогический университет
Анализ аудитории
 


О чем они думают?
Что думает аудитория относительно предмета Вашей речи?
Как относится к Вам как к оратору?
Какие стереотипы будут к Вам применены?
Есть ли у ваших слушателей скрытые ожидания относительно Вашего выступления?
Какие жизненные ценности для аудитории являются важными?
Как строго они придерживаются своих убеждений и позиций?

Аудитория

Томский государственный педагогический университетАнализ аудитории 

Слайд 59Томский государственный педагогический университет
Анализ аудитории
 


Что они знают?
Насколько хорошо аудитория разбирается в теме Вашего выступления?
Будут ли среди слушателей эксперты по этой теме?
Слышали ли эти люди выступления по данной теме?
Чем она для них интересна?
Будут ли они понимать профессиональную лексику по этой теме?
Думают ли они, что им многое известно по этой теме?
Как они получили имеющуюся у них информацию?

Аудитория

Томский государственный педагогический университетАнализ аудитории 

Слайд 60Томский государственный педагогический университет
Сближение с аудиторией
 


Концентрируйтесь на интересах людей
Обсуждая проблемы, придерживайтесь точки зрения своей аудитории
Превратите личный опыт в универсальный
Исходите из интересов аудитории
Нажимайте на «горячие клавиши»
Узнайте о чувствах слушателей
Выделите группы слушателей и обращайтесь к ним

Подчеркните, какую выгоду смогут слушатели извлечь из Вашей речи, а потом мимоходом напомните об этом несколько раз

Аудитория

Томский государственный педагогический университетСближение с аудиторией 

Слайд 61Томский государственный педагогический университет
Контакт с аудиторией.
 
Понаблюдайте за своей аудиторией перед

выступлением.
Невербальные сигналы: кивают, подаются вперед на стульях, смотрят на часы,

в окно.
Вопросы для определения активности аудитории: Кто не согласен со мной?
Создание комфортных условий для аудитории: разрешите смеяться, разрешите узнавать новое, разрешите записывать.
Трудные аудитории:
Странные.
Пленники.
Очень образованные.
Враждебно настроенные.
Те, кто пришел не по адресу.
Не похожие на вас.
Сердитые на предыдущего оратора.
Уже слышавшие подобную лекцию.
 
 

Аудитория

Томский государственный педагогический университетКонтакт с аудиторией. Понаблюдайте за своей аудиторией перед выступлением.Невербальные сигналы: кивают, подаются вперед на стульях,

Слайд 62Томский государственный педагогический университет
Выступления перед людьми других национальностей.
Изучите культуру своей

аудитории.
Максимальная простота.
Цитаты Тот, кто пьёт воду, должен помнить о тех, кто рыл колодец.
Максимальная

краткость.
Использование общих примеров.
Неуместность юмора.
Вред идиом.
Расшифровка жаргона и акронимов.
Использование подходящих спортивных метафор.
Осторожность при ссылках на праздники.
Осторожность при выборе цветов.
Раздаточный материал.
 

Аудитория

Томский государственный педагогический университетВыступления перед людьми других национальностей.Изучите культуру своей аудитории.Максимальная простота.Цитаты Тот, кто пьёт воду, должен помнить

Слайд 63Томский государственный педагогический университет
Благодарю за внимание!

Томский государственный педагогический университетБлагодарю за внимание!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика