Слайд 1Ирина Витальевна Сосновская,
доктор педагогических наук, профессор
ГОУ ВПО ВСГАО
СОВРЕМЕННЫЙ УРОК
ЛИТЕРАТУРЫ
Слайд 2«Никогда никакой урок не является близнецом другого. Когда вы входите
в класс сегодня и сейчас – это уже не тот
класс и не те ученики, что были вчера. Это как вхождение в реку: река та же, а вода другая»
Ефим Пассов
Современный урок литературы
И.В.Сосновская
Слайд 3Функции урока литературы
информативная
культурообразующая функция
формирующая функция
ориентирующая функция
развивающая функция урока
воспитательная функция
смыслообразующая функция
Современный урок литературы
Слайд 4Противоречия урока литературы
Между коллективным способом обучения и индивидуальным характером восприятия
искусства
Между целями развития литературных способностей у всех школьников и их
индивидуальным характером
Между реальным объёмом материала и жёсткими временными рамками
Между необходимостью прочтения текстов и нежеланием уч-ся их читать
Между стереотипами обучения, новыми технологиями и спецификой литературы как искусства слова
Слайд 5Урок литературы- урок метазнаний
Метазнание – фундаментальное, системное знание о мире
и человеке
литература вбирает в себя элементы художественного содержания любого искусства
в
художественном произведении запечатлеваются практически все константы бытия, его фундаментальные свойства (хаос и космос, жизнь и смертьи т.д.)
язык литературы это язык ценностей
литература включает в себя духовные начала человеческого бытия с их антиномиями (отчужденность и причастность, гордыня и смирение, греховность и праведность и т.д.)
Чтение художественного произведения становится своеобразным актом познания Мира, Культуры и Человека.
Современный урок литературы
Слайд 7Современный урок литературы
Цели урока
Традиционные цели урока:
Слайд 8Цели урока в аспекте новых ФГОС
ПРЕДМЕТНЫЕ
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
ЛИЧНОСТНЫЕ
Слайд 9Предметные образовательные цели
Факты жизни и творчества писателя ;
- Понятие художественной
идеи произведения
Понятие о свойствах жанра и рода произведения
Понятие о
теме, проблемах, образах, мотивах в произведениях разных писателей и т.д.
Современный урок литературы
Слайд 10Предметные развивающие цели
- определять тему, проблему, понимать тематику и проблематику
произведения;
- видеть художественный образ (образы) в произведении, понимать его смысловое
наполнение в контексте целого;
- сопоставлять героев и ситуации разных произведений, выявляя общность и отличия авторской позиции;
- умение понимать внутренний мир героя, оценивать его поведение, раскрывать смысл поступков, видеть динамику чувств, мыслей, переживаний.
Современный урок литературы
Слайд 11Метапредметные цели
«Люди учатся Знанию,
люди учатся Памяти,
люди учатся Совести
Эти три предмета, которые необходимы в любой Школе и которые
вобрало в себя искусство»
Лотман Ю.М.
Соврлитературы
Слайд 12Метапредметные образовательные цели
раскрыть психологию поведения человека в экстремальных жизненных условиях;
-
осветить проблемы русского национального характера в контексте трагической эпохи;
- раскрыть
разные грани духовного мира человека, его нравственных ценностей;
- показать культуру чувств и поведения героев…;
- раскрыть философский контекст концепта пустоты в творчестве А.Платонова;
- раскрыть многообразие философско-психологической проблематики…;
Современный урок литературы
Слайд 13Метапредметные развивающие цели
мыслить системно;
- уметь сравнивать и сопоставлять;
- умение спорить
и находить компромиссы;
- умение понимать чужие тексты;
- умение выделять и
формулировать главное;
- умение создавать собственные тексты, статьи;
- умение выступать публично;
- умение связано, образно, увлекательно излагать свои мысли;
умение думать, размышлять, рефлексировать;
- умение аргументировать и т.д.
Современный урок литературы
Слайд 14Личностные цели урока
«расширение» ценностно-смыслового слоя сознания
развитие эмпатии и рефлексии
развитие эмоциональной и интеллектуальной активности
развитие внутренней, душевной и духовной культуры
школьника
расширение читательского опыта
развитие эстетического вкуса
Современный урок литературы
Слайд 15Современный урок литературы
цель формулируется самими учащимися
цель должна иметь
свое проявление в деятельности учителя и учащихся;
на цель можно
выйти через напоминание, вопрос, работу с ассоциациями, приём подстановки, приём выбора и др.;
цель должна быть осознанна учащимися;
на каждом этапе уроке могут быть свои частные цели;
цель может быть отрефлексированна в конце урока
Целеполагание в аспекте ФГОС
Слайд 16Выход на тему урока
Тему формулируют сами учащиеся.
Создание ситуации выхода на
тему.
На тему можно выйти через приёмы выбора, применение наглядности, ассоциативный
круг, актуализацию эмоциональной памяти, эмоционального опыта, через беседу или эмпатический диалог и др.
Тема урока может быть сформулирована на любом этапе урока.
Слайд 17Современный урок литературы
Академические
темы
Репродуктивные
темы
Проблемные
темы
Слайд 18Современный урок литературы
Пословичные
формулировки
Цитатные
формулировки
Образные
темы
Слайд 19Современный урок литературы
Типы структур урока литературы
Традиционная четырёхчленная (жёсткая)
Первый этап –
проверка домашнего задания
Второй этап – изучение нового материала
Третий этап –
закрепление изученного
Четвёртый этап – задание на дом
Слайд 20Современный урок литературы
Слабые стороны
Традиционной четырёхчленной (жёсткой) структуры
Отсутствуют положительные мотивы к
учению, снижается интерес к предмету;
Формируется безынициативность, пассивность;
Наступают психологические перегрузки и
усталость вследствие монотонной, однообразной учебной деятельности
Слайд 21Современный урок литературы
Поэтапная пошаговая структура
Структура урока в системе развивающего обучения
(М.И.Махмутов)
Такая структура представляет собой последовательное и свободное осуществление этапов
познавательной и творческой деятельности, подчинённых определённой цели и логично связанных между собой. Каждый этап может быть видом деятельности учителя или учащихся, приёмом или формой работы.
Слайд 22Современный урок литературы
Структуры уроков в аспекте технологий
Технология творческих мастерских
1этап. Индуктор
(завожу, ввожу, побуждаю).
2 этап. Работа с материалом (деконструкция)
А) Самоконструкция
Б) Социоконструкция
В)
Социолизация
3 этап. Афиширование
4 этап. Разрыв (инсайт)
5 этап. Рефлексия
Слайд 23Современный урок литературы
Структура урока
Технология РКМ (развитие критического мышления)
1 этап. Вызов
2
этап Осмысление материала
3 этап Рефлексия
Технология коммуникативно-деятельностного подхода (С.Лавлинский)
Загадка смысла. Предпонимание
Поиск смысла. Первичное понимание
Смыслообразование Вторичное понимание
Обретение смысла Окончательное понимание
Рефлексия.
Слайд 24Современный урок литературы
Структура урока
Технология проблемного и развивающего обучения
1 этап Постановка
учебной (познавательной, проблемной) задачи.
Возникновение проблемной ситуации.
2 этап Решение учебной (познавательной,
проблемной) задачи.
Выдвижение предположений, выдвижение и формулировка гипотезы
Решение гипотезы
3 этап Проверка правильности решения познавательной задачи и гипотезы
4 этап Выводы
Слайд 25Современный урок литературы
Конструктор урока
Слайд 26Современный урок литературы
Конструктор урока
Слайд 27Современный урок литературы
Конструктор урока
Слайд 28Современный урок литературы
Конструктор урока
Слайд 29Современный урок литературы
Конструктор урока
Слайд 30Современный урок литературы
Конструктор урока
Слайд 31Современный урок литературы
Классификация уроков литературы
Слайд 32Современный урок литературы
Классификация уроков литературы
Слайд 33Современный урок литературы
Классификация уроков литературы
Слайд 34УУД – это обобщённые способы действий
на уроке
Современный урок литературы
Урок
литературы
в системе универсальных учебных действий
Универсальные учебные действия означают совокупность
способов действий учащихся, обеспечивающих их способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений.
Слайд 354 блока универсальных учебных действий
Личностные действия
личностное, жизненное, профессиональное самоопределение
-
смыслообразование (построения новых смыслов)
- нравственно-эстетической оценки
- ценностно-смысловой ориентации
- выделение нравственного
аспекта поведения
- соотношение поступков и событий с этическими принципами
Современный урок литературы
Слайд 36Регулятивные действия
- целеполагание
- планирование
- прогнозирование
- контроль
- коррекция
- оценка
-рефлексия
Слайд 37Познавательные (общеучебные, логические, знаково-символические, действия постановки и решения проблем) действия
поиск
информации
- знаково-символические действия (например, моделирование)
- умения структурировать материал
- умение строить
высказывание
- контроль и оценка результатов деятельности
- выбор вида чтения в зависимости от цели
- свободная ориентация и восприятие любых текстов
- умение адекватно передавать содержание текста
- составлять тексты разных жанров
-
Слайд 38. Коммуникативные действия
- умения слушать и вступать в диалог
- участвовать
в коллективном обсуждении
- постановка вопросов
- умелое разрешение конфликтов
- умение полно
выражать свои мысли
- владение монологической и диалогической формами речи и др.
Слайд 39Результаты урока в аспекте ФГОС
ПРЕДМЕТНЫЕ
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
ЛИЧНОСТНЫЕ
Слайд 40ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Усвоение обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках
отдельного учебного предмета, – знаний, умений и навыков, опыта решения
проблем, опыта творческой деятельности.
умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
Слайд 41МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы
для подтверждения собственной позиции, формулировать выводы,оценивать себя;
• мыслить в категориях
культуры и в категориях ценности;
• умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Слайд 42ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному
Отечеству;
• выбор ценностных ориентиров;
освоение общекультурного наследия своей страны;
формирование толерантного отношения
к другим народам и культурам;
формирование внутреннего мира школьника, его культуры чувств и поведения.
Слайд 43Традиционные формы урока литературы
Средние классы
Комбинированные уроки (с разными видами деятельности
учителя и учащихся)
Уроки комментированного чтения
Диспуты
Уроки-игры
Уроки-праздники
Уроки-концерты
Уроки-путешествия
Уроки-соревнования
Уроки-инсценировки
Старшие классы
Лекции
Семинары
Конференции
Зачёты
Исследования
Дискуссии
Заочные экскурсии
Библиотечные уроки
Кино- уроки
Интегрированные
уроки
Нестандартные уроки (круглые стола, суды, деловые и ролевые игры)
Слайд 44Современные формы уроков литературы
Уроки-презентации
Диалоги и полилоги
Уроки-панорамы
Уроки-проекты
Компьютерные уроки
Тьюториал
Уроки-сказки
Уроки-фантазии
Эвристические уроки
Уроки-мастерские
Диалог культур
Эмпатический диалог
Экзистенциальный
диалог
Интертекстуальный диалог
Кластерный урок
Современный урок литературы
Слайд 45Уроки - семинары
Современный урок литературы
Слайд 46Уроки - семинары
Современный урок литературы
Слайд 47Уроки - семинары
Современный урок литературы
Слайд 48Современные формы уроков литературы
Уроки-презентации
Диалоги и полилоги
Уроки-панорамы
Уроки-проекты
Компьютерные уроки
Тьюториал
Уроки-сказки
Уроки-фантазии
Эвристические уроки
Уроки-мастерские
Диалог культур
Эмпатический диалог
Экзистенциальный
диалог
Интертекстуальный диалог
Кластерный урок
Современный урок литературы
Слайд 49Современные формы семинаров
Современные формы уроков-семинаров
Поисковый семинар
Семинар с групповой работой
Семинар генерация
идей
Эвристический семинар
Семинар-выставка
Семинар «чистая страница»
Семинар «мозговой штурм»
Семинар «учитель против учащихся»
Семинар «круглый
стол»
Рефлексивный семинар
Групповые задания на уроках-семинарах
Коллективное сообщение
Коллективная презентация
Инсценирование фрагментов текста
Чтение по ролям
Устный журнал
Защита иллюстраций (сборника рассказов, стихотворений)
Постановка вопросов выступающему
Рецензия на выступление
Анализ разных критических оценок
Современный урок литературы
Слайд 50Требования к проведению урока-семинара
Проблемная постановка вопросов
Постоянное управление ходом занятия
Работа вокруг
основных проблем обсуждения
Полемический характер обсуждения
Стимулирование творческих способностей
Стимулирование исследовательских умений
Объективная оценка
каждого выступления
Ориентирование учащихся на дальнейшую самостоятельную работу
Современный урок литературы
Слайд 51Нетрадиционный урок
Уроки-соревнования, игры, конкурсы, турниры, викторины, кроссворды, лото, КВН.
Уроки публичного
общения: телемост, пресс-конференции, аукционы, круглые столы, заседание художественного совета.
Уроки, опирающиеся
на фантазию: урок-сюрприз, урок-сказка
Уроки, комбинированные с другими организационными структурами: зачёт, консультация, лабораторная работа.
Уроки, основанные на проектном методе (презентация, разработка проекта)
Эмоционально-образные уроки (театрализация, ролевая игра)
Современный урок литературы
Слайд 52Признаки нетрадиционного урока:
Изменение длительности занятия
Необычная структура урока, отсутствие традиционных структурных
элементов.
Изменение места проведения урока
Дифференциация домашних заданий с учётом интересов и
склонностей учащихся
Использование не программного материала.
Углублённое рассмотрение темы или рассмотрение под другим углом зрения
Организация коллективной деятельности в сочетании с индивидуальным творчеством учащихся
Введение в урок ролевых игр, состязаний для активизации интереса учащихся, стимулирования их творчества и эвристических возможностей
Участие в уроке разных учителей или представителей разных профессий (писатели, журналисты, режиссёры, артисты, юристы и т.д.)
Тесная связь отобранного на урок материала с современной жизнью
Создание на уроке ситуаций личностного, творческого и эмоционального характера
Анализ и самоанализ деятельности на уроке
Самостоятельная подготовка учащихся к уроку
Элементы импровизации
Регулятивная функция учителя
Рефлексия учащихся
Современный урок литературы
Слайд 53БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!
ЖЕЛАЮ УСПЕШНОЙ И
ТВОРЧЕСКОЙ РАБОТЫ,
ХОРОШИХ И УМНЫХ
УЧЕНИКОВ