Слайд 3Основные черты искусства 17 века.
Тяготение мастеров барокко к грандиозным размерам,
сложным формам, монументальной приподнятости, пафосу — поиски средств, усиливающих действенность
создаваемых образов. Отсюда и идеализация образных решений, драматизация сюжетов, повышенная эмоциональность, гиперболичность, красочная иррациональность, преувеличение натуралистических эффектов, обилие и богатство аксессуаров и деталей, использование сложных ракурсов, световых и цветовых контрастов, призванных создавать обманчивое впечатление «живых картин».
В барочном синтезе искусств скульптура и живопись подчиняются архитектуре, находясь с ней в постоянном взаимодействии. Красочные росписи украшают купола, плафоны и стены, создают иллюзию необъятного пространства. Полная динамики скульптура живописна и неотделима от архитектуры. Создатели обширных архитектурных и декоративных ансамблей включают в их состав и природу, преобразованную рукой человека. Они объединяют площади и улицы, примыкающие к наиболее представительным зданиям, колоннадами, террасами, скульптурами, фонтанами и каскадами. Прослеживается стремление к широкому охвату действительности в искусстве.
Слайд 4Барокко
Барокко — от «странный, причудливый» - стиль искусства Европы и
Америки конца XVI—середины XVIII вв. Связан с дворянско-церковной архитектурой зрелого
абсолютизма. Тяготеет к торжественному «большому стилю». Б. свойственны контраст, напряженность, динамичность образов, стремление к величию и пышности, совмещению реальности и иллюзии, слиянию различных видов искусств. Для архитектуры Б. характерны пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм. Для скульптуры и живописи — эффектные декоративные композиции, парадные портреты. Представители Б. — П. Рубенс, В. Растрелли, П. Кальдерон, Т. Тассо, А. ван Дейк, Ф. Борромини.
Слайд 6Братья Карраччи.
Карраччи, семья итальянских живописцев из Болоньи начала XVII, основоположников
академизма в европейской живописи. На рубеже XVI — XVII веков
в Италии как реакция на маньеризм складывалось академическое направление в живописи. Основные его принципы были заложены братьями Карраччи — Лодовико (1555—1619), Агостино (1557— 1602) и Аннибале (1560—1609). Они стремились к широкому использованию ренессансного наследия, призывая наряду с этим к изучению натуры. Стоя у истоков итальянской живописи XVII столетия, они во многом определяют ее характер. Деятельность этих мастеров, знаменовавшая поворотный пункт в развитии итальянского искусства, получила большой резонанс в европейских художественных кругах, чему благоприятствовало и то, что с 90-х годов XVI века и братья Карраччи и Караваджо работали в Риме.
Слайд 7Голова фавна.
Нац. Галерея искусства.
Вашингтон
Слайд 8Димокрит. Нац. Галерея, Неаполь
Слайд 9Причащение св. Иеронима.
Национальная пинакотека.Балонья.
Слайд 12Пленённый Самсон
ок. 1595. Галерея Боргезе. Рим
Слайд 13ДЖОВАННИ ЛОРЕНЦО БЕРНИНИ
Дата рождения: 7 декабря 1598(1598-12-07)
Место рождения: Неаполь
Дата смерти: 28 ноября
1680(1680-11-28) (81 год)
Место смерти: Рим
Гражданство: Италия
Жанр: скульптура, архитектура
Стиль: барокко
Слайд 14Самое известное произведение Бернини— Пьяцца Сан-Пьетро в Риме.
Слайд 15Купол храма в Кастель-Гандольфо.
Слайд 17«Слон Минервы» перед Санта-Мария-сопра-Минерва
Слайд 24Фонтан Тритон. Флоренция Санта-Кроче.
Слайд 27ФРАНЧЕСКО БОРРОМИНИ
Дата рождения 25 сентября 1599(1599-09-25)
Место рождения Биссоне, Тичино
Дата смерти
2 августа 1667(1667-08-02) (67 лет)
Место смерти Рим
Архитектурный стиль барокко
Слайд 28Навершие университетской церкви в Риме.
Слайд 29Разрез церкви Сан-Карло-алле-Куаттро-Фонтане, Рим
Слайд 34Караваджо
Микела́нджело Меризи де Карава́джо (итал. Michelangelo Merisi de Caravaggio; 28 сентября 1573[1],
Милан — 18 июля 1610, Гроссето[источник не указан 123 дня], Тоскана) — итальянский художник, реформатор европейской
живописи XVII века, один из крупнейших мастеров барокко.
Нет религиозных сюжетов, есть реальные темы и образы, «человек из толпы»
Показывает предметный мир, жизненные ситуации, разнообразие и богатство
Сопереживание зрителя с картиной: зритель – участник действия.
Фрагментарность
Образ Святого изображался доподлинно земным
Распределение падающего света: театральный свет, рамповое освещение, пучковое освещение: тёмный фон, однобокое выборочное освещение
Испольхование покрывал – «античные анавески» - тяжёлые, драпированные ткани.
Локальный красный цвет
Проьлема жизни и смерти
Прекрасное и безобразное
Слайд 46Рубенс Питер Пауль
1577, Зиген, Германия — 1640, Антверпен. Фламандский живописец,
рисовальщик. Глава фламандской школы живописи эпохи барокко.
Дух жизнеутверждающего оптимизма
отличает картины Рубенса на античные темы с их торжественным ритмом, величием и полнокровностью образов, наделенных подчас грузноватой телесностью .
Огромен творческий диапазон Рубенса, обращавшегося к темам Ветхого и Нового Заветов, к изображению святых, к античной мифологии и историческим сюжетам, к аллегории, бытовому жанру, портрету, пейзажу. Его искусство, наделенное живым и мощным ощущением натуры и неистощимой фантазией, богато сюжетными мотивами, развернутой драматизацией действия, разнообразием композиционных решений, обилием фигур и аксессуаров, интенсивностью чувств и патетикой жестов. Основываясь на высоком представлении ренессансного гуманизма о человеке, Рубенс запечатлевает своих героев, далеких от классических идеалов, в повышенном физическом и духовном напряжении. Ощущение вечной стихии природы подчинено в его произведениях обобщающей идее единства необъятного мира, ясности пластического воображения. Переосмысливая художественный опыт прошлого в русле системы искусства барокко, мастер создает уникальный мир образов, в котором свойственные барокко черты условности и внешней экзальтации отступают перед мощным напором живой реальности. В поисках героизации образа, бьющей через край энергии, борьбы противостоящих сил художник в кон. 1610-х широко и многообразно передает динамику движения, нарушающего в композиции классический принцип замкнутого пространства.
Слайд 48«Снятие с креста. Средняя часть алтаря»
Слайд 51«Крестьяне, возвращающиеся с поля»
Слайд 56«Автопортрет с мантуанскими друзьями»
Слайд 57«Маркиза Бриджиа Спинола – Дориа»
Слайд 68Антонис Ван Дейк
22 марта 1599 — 9 декабря 1641) — южнонидерландский (фламандский)
живописец и график, мастер придворного портрета и религиозных сюжетов в
стиле барокко.
Антонис ван Дейк сохранил приверженность фламандскому реализму. В лучших своих произведениях — в портретах людей разных сословий, социального уровня, разных по душевному и интеллектуальному складу — он верно нашел индивидуальное сходство и проник во внутреннюю духовную сущность модели. Типические образы Ван Дейка дают представление о характере целой эпохи в истории Европы.
В портретной живописи он создал тип блестящего аристократического портрета, образ утонченного, интеллектуального, благородного человека, порожденного аристократической культурой, рафинированной и хрупкой. Герои ван Дейка — люди с тонкими чертами лица, с налетом меланхолии, а порою и скрытой грусти, мечтательности. Они изящны, воспитанны, полны спокойной уверенности и чувства независимости и вместе с тем душевно инертны; это не рыцари, а кавалеры, придворные светские люди или люди утонченного интеллекта, привлекающие духовным аристократизмом.
Создал сложные композиции с декоративными фонами и мотивами пейзажа и архитектуры. Удлиненные пропорции, горделивость позы, демонстративность жеста, эффектность ниспадающих складок одежды усиливали импозантность образов. Знакомство с живописью венецианцев внесло в его палитру насыщенность, богатство оттенков, сдержанную гармоничность. Жест и костюм оттеняли характер портретируемого.
Художник писал портреты королевского семейства, лощеных придворных, часто скрывавших за элегантностью облика внутреннюю пустоту. Композиция портретов становилась усложненной, декоративной, красочная гамма — холодной голубовато-серебристой.
Слайд 71«Портрет Марии Клариссы, супруги Яна Вовериуса»
Слайд 72«Карл I, король Англии на охоте»
Слайд 73«Портрет королевы Генриеты Марии»
Слайд 80Снейдерс Франс
(1579—1657)
Фламандский живописец. Крупнейший фламандский мастер натюрморта и
анималист. Франса Снейдерса называют «Рубенсом натюрморта», настолько ярок его вклад
в традицию этого жанра фламандской живописи. Громкую славу художнику принесли монументальные полотна с изображением мясных, рыбных, овощных и фруктовых лавок. В этих больших декоративных работах, созданных для украшения парадных дворцовых интерьеров, воплотился дух фламандского барокко. Снейдерс был замечательным анималистом, он создавал сцены охоты, анималистические этюды, вводил в свои «лавки» и «кухни» изображения домашних животных. Работы Снейдерса пользовались огромной популярностью в кругах фламандской и испанской знати.
Слайд 82Натюрморт с крабом и фруктами. 1615-20
Слайд 87Кухарка у прилавка со снедью. 1630-е гг
Слайд 94Якоб Йорданс
Йорданс, Иорданс (Jordaens) Якоб (1593-1678), фламандский живописец, писавший картины
религиозного, исторического, мифологического, аллегорического содержания, а также бытовые жанровые картины
с фигурами в натуральную величину и портреты. Родился в Антверпене 19 мая 1593 года в семье торговца тканями.
Яркое чувственное восприятие жизни, оптимизм, мощная лепка форм. Живопись Йорданса чрезвычайно колоритна, тело фигур дышит здоровьем и свежестью, — в особенности женских; движения персонажей картин сильны и порывисты.
В картинах Йорданса, как и в произведениях Рубенса, больше мощи и энергии, чем красоты форм и грации. Композиция картин фламандского художника свободная и насыщенная, исполнение тоже свободное и быстрое.
В ранних произведениях Йорданса с подчеркнутой материальностью предметов, контрастной светотенью , плебейской характерностью сгруппированных на переднем плане фигур.
Особенности его художественного языка: пристрастие к полнокровным крестьянским и бюргерским типам, тяжеловесным и крепким фигурам, сочным деталям, тяготение к жанровой трактовке мифологических и религиозных тем, плотная энергичная живопись с преобладанием мягко нюансированных теплых тонов.
Слайд 102Бобовый король; Празднование дня благословения.
Слайд 109Хусепе Рибера
(1591-1652)
Испанский (по рождению) живописец и гравер. Последователь итальянского мастера
Микеланджело де Караваджо, представителя реалистического направления в европейской живописи XVII
в. Художественное образование получил в Валенсии и Риме. Большую часть жизни провел в Неаполе, где стал придворным живописцем испанских вице-королей. Создавал картины на библейские и евангельские сюжеты, писал сцены из жизни святых, особое внимание уделяя темам отшельничества и полным драматизма сценам мученичества. Создал серии «Апостолы» и «Нищие философы», писал портреты, картины на античные сюжеты, жанровые сцены. При жизни был чрезвычайно популярен, пользовался покровительством испанского короля. Рибера является одним из самых крупных художников эпохи барокко. Его творчество принадлежит одновременно итальянскому и испанскому искусству, поскольку его стиль, богатый и сложный, стал отправной точкой в развитии неаполитанской школы, а благодаря многочисленным произведениям, привезенным в Испанию, он оказал огромное влияние и на большинство испанских художников.
Слайд 126Мистическое обручение св. Екатерины. 1648
Слайд 130Диего Родригес де Сильва Веласкес
(1599-1660гг.)
Портреты, созданные Веласкесом в 1630—1640 годах,
принесли ему заслуженную славу мастера этого жанра. Хотя в портретах
Веласкеса обычно отсутствуют жесты и движение, они необычайно реалистичны и естественны. Фон подобран так, чтобы максимально оттенять фигуру, цветовая гамма строгая, но оживляется тщательно подобранными сочетаниями цветов. Веласкесу удавалось в портрете передать характер человека, показать противоречивость черт его характера.
Наиболее известны портреты дона Хуана Матеоса (1632), генерала Оливареса (1633), конный портрет короля Филиппа III (1635), папы Иннокентия X (1648), а также серия портретов карликов и шутов (Los truhanes).
Портретам позднего периода творчества Веласкеса в большой степени свойственен артистизм и психологическая завершённость (инфанта Мария Тереза, 1651; Филипп IV, 1655—1656; инфанта Маргарита Австрийская, около 1660).
Слайд 140Христос в доме Марфы и Марии ок.620г.
Слайд 146Подлинным венцом творчества Веласкеса являются две его находящиеся в Прадо
произведения- «Менины» (1656г.) и «Пряхи» (ок.1657г.).Картина «Менины» (по-португальски – менина
- молодая девушка-аристократка, которая находилась в качестве фрейлины у испанских инфант, поэтому картину также называют «Фрейлины» или «Придворные дамы») переносит нас в сумрачную обстановку просторной дворцовой комнаты. Веласкес впервые в истории живописи показывает жизнь королевского двора в бытовом плане, раскрывает перед зрителем ее будничную, словно закулисную жизнь. Вся картина построена на сложной диалектике низведения официального величия и возвышения реального. Хотя в «Менинах» сочетаются черты бытовой картины и группового портрета, произведение выходит за пределы этих жанров.
Слайд 153Бартоломео Эстебан Мурильо (1617-1682)
МУРИЛЬО БАРТОЛОМЕО ЭСТЕБАН (род. в 1618
г. — ум. в 1682 г.) Выдающийся испанский живописец, болшой
мастер религиозной и жанровой живописи. Создатель и первый президент Академии художеств в Севилье (1660 г.).
Им были написаны различные варианты мадонн. Замечательно то, что Матерь Божья у Мурильо — всегда прекрасная андалузка, смуглая девушка с красивыми, миндалевидными глазами. Он мастерски сумел передать на этих полотнах и глубокое счастье материнства, и неувядающую красоту севильских женщин. Недаром Мурильо получил прозвище — «художник Мадонн».
Мурильо чаcто обращался к детским образам. Художник изображал нищих детей, наводнивших севильские улицы, — загорелых оборванцев, веселых и прекрасных, несмотря на бедность.
Слайд 161Маленький нищий
около 1645-50гг., холст, масло, 134 x 100 cм
Лувр,
Париж, Франция
Слайд 164Жорж де Латур
(1593—1652)
Французский живописец из Лотарингии. Испытал воздействие Караваджо
и мастеров нидерландского караваджизма. С 1620 года Латур работал в
Люневиле, с 1639 года он - "живописец короля". Ранние жанровые сцены Латура ("Шулер", Лувр, Париж), религиозные композиции зрелого периода ("Новорождённый" или "Рождество", Музей изящных искусств, Ренн; "Скорбящая святая Магдалина", Лувр, Париж; "Отречение апостола Петра", 1650, Музей изящных искусств, Нант) отмечены сдержанным колоритом, лирической созерцательностью, пластической обобщенностью форм, выдержанным в теплых, красновато-коричневых тонах, сиянием мягкого, рассеянного света, придающего духовность и тонкую эмоциональность бытовым мотивам.
У него часто встречаются композиции, освещенные пламенем свечи, в них он добивается магического эффекта сияния теплых красных и коричневых оттенков. Светоносность картин Жоржа де Латура напоминает работы Караваджо. Одна из картин Латура была принята в дар французским королем и так понравилась ему, что он убрал картины других художников из своих комнат.
Слайд 165Шулер с бубновым тузом, 1635
Музей Лувр, Париж
Слайд 166Скудная трапеза крестьян, 1620
Государственный музей, Берлин
Слайд 167Уплата пошлин, 1630-1635
Художественный музей, Львов
Слайд 168Кающийся святой Иероним, 1620
Национальный музей, Стокгольм
Слайд 170Кающаяся Мария Магдалина (Магдалина Райтсмена).
Слайд 175Николя Пуссен
Никола Пуссен родился в 1594 в Нормандии, около городка
Ле Андели. Его отец, ветеран армии короля Генриха IV (1553–1610),
дал сыну неплохое образование. С детства Пуссен обратил на себя внимание своими склонностями к рисованию. В 18 лет он едет в Париж, чтобы заниматься живописью. Вероятно, его первым учителем был портретист Фердинанд Ван Элле (1580–1649), вторым – исторический живописец Жорж Лалльман (1580–1636). Познакомившись с камердинером вдовствующей королевы Марии Медичи, хранителем королевских художественных коллекций и библиотеки, Пуссен получил возможность посещать Лувр и копировать там картины итальянских художников. В 1622 Пуссену и другим художникам поручили написать шесть больших картин на сюжеты их жизни св. Игнатия Лойолы и св. Франциска Ксаверия (не сохранились). В 1624 Пуссен отправился в Рим. Там он изучает искусство античного мира, произведения мастеров эпохи Высокого Возрождения.
Слайд 177Смерть Германика 1627.
Тема интерпретирована в духе спокойной и суровой героики
античного повествования. Идея картины – служение долгу. Художник расположил фигуры
и предметы в неглубоком пространстве, расчленив его на ряд планов. В этом произведении выявились основные черты классицизма: ясность действия, архитектоничность, стройность композиции, противопоставление группировок.