Слайд 1Искусство художественного перевода - искусство общения. Искусство - проводник духовной
энергии
Слайд 2М.Ю. Лермонтов
«Из Гёте» («Горные вершины»
Горные вершины
Спят во тьме ночной;
Тихие долины
Полны свежей мглой;
Не пылит дорога,
Не дрожат
листы...
Подожди немного,
Отдохнёшь и ты.
Слайд 5Романс «Горные вершины»
А.Варламов
А.Рубинштейн
Слайд 6Иоганн Вольфганг фон Гёте
(1749-1832) -
немецкий поэт, государственный деятель, мыслитель
и естествоиспытатель.
Баллада
«Лесной царь»
Слайд 7Василий Андреевич Жуковский
(1783-1852) –
русский поэт,
один из основоположников романтизма
в русской поэзии, переводчик, критик.
Слайд 8Кто скачет, кто мчится под хладною мглой?
Ездок запоздалый, с
ним сын молодой.
К отцу, весь издрогнув, малютка приник; Обняв,
его держит и греет старик.
"Дитя, что ко мне ты так робко прильнул?" - "Родимый, лесной царь в глаза мне сверкнул:
Он в темной короне, с густой бородой".
- "О нет, то белеет туман над водой". «
Дитя, оглянися; младенец, ко мне;
Веселого много в моей стороне:
Цветы бирюзовы, жемчужны струи;
Из золота слиты чертоги мои".
"Родимый, лесной царь со мной говорит:
Он золото, перлы и радость сулит".
- "О нет, мой младенец, ослышался ты:
То ветер, проснувшись, колыхнул листы".
Слайд 9"Ко мне, мой младенец; в дуброве моей
Узнаешь прекрасных моих
дочерей:
При месяце будут играть и летать,
Играя, летая, тебя
усыплять".
"Родимый, лесной царь созвал дочерей:
Мне, вижу, кивают из темных ветвей".
- "О нет, все спокойно в ночной глубине:
То ветлы седые стоят в стороне".
"Дитя, я пленился твоей красотой:
Неволей иль волей, а будешь ты мой".
- "Родимый, лесной царь нас хочет догнать;
Уж вот он: мне душно, мне тяжко дышать".
Ездок оробелый не скачет, летит;
Младенец тоскует, младенец кричит;
Ездок погоняет, ездок доскакал...
В руках его мертвый младенец лежал.
Слайд 10Марина Ивановна Цветаева
(1892-1941) - русская поэтесса, прозаик, переводчица...
Слайд 11 М.И.Цветаева.
Дословный перевод “Лесного
Царя” Гёте.
Кто так поздно скачет сквозь ветер
и ночь? Это отец с ребенком. Он крепко прижал к себе мальчика, ребенку у отца покойно, ребенку у отца тепло. “Мой сын, что ты так робко прячешь лицо?” — “Отец, ты не видишь Лесного Царя? Лесного Царя в короне и с хвостом?” — “Мой сын, это полоса тумана!” — “Милое дитя, иди ко мне, иди со мной! Я буду играть с тобой в чэдные игры. На побережье моем — много пестрых цветов, у моей матери — много золотых одежд!” — “Отец, отец, неужели ты не слышишь, что Лесной Царь мне шепотом обещает?” — “Успокойся, мой сын, не бойся, мой сын, в сухой листве — ветер шуршит”. — “Хочешь, нежный мальчик, идти со мной? Мои дочери чэдно тебя будут нянчить, мои дочери ведут ночной хоровод, — убаюкают, упляшут, упоют тебя”. — “Отец, отец, неужели ты не видишь — там, в этой мрачной тьме, Лесного Царя дочерей?” — “Мой сын, мой сын, я в точности вижу: то старые ивы так серо светятся…” — “Я люблю тебя, меня уязвляет твоя красота! Не хочешь охотой — силой возьму!” — “Отец, отец, вот он меня схватил! Лесной Царь мне сделал больно!” Отцу жутко, он быстро скачет, он держит в объятьях стонущее дитя, доскакал до двора с трудом, через силу — ребенок в его руках был мертв.
Слайд 12 «…я не прозу со стихами сравнила, а точный
текст подлинника с точным текстом перевода: “Лесного Царя” Гёте с
“Лесным Царем” Жуковского.
И вот выводы.
Вещи равновелики. Лучше перевести “Лесного Царя”, чем это сделал Жуковский, — нельзя. И не должно пытаться. За столетие давности это уже не перевод, а подлинник. Это просто другой “Лесной Царь”. Русский “Лесной Царь” — из хрестоматии и страшных детских снов.
Слайд 13Франц Пе́тер Шу́берт (1797 — 1828) — австрийский композитор,
один из основоположников
романтизма в музыке, автор около 600 вокальных композиций (на слова
Шиллера, Гёте, Гейне и других), девяти симфоний, а также большого количества камерной и сольной фортепианной музыки.
Слайд 14Уи́льям Шекспи́р (1564 — 1616) — английский поэт и драматург, считается
величайшим англоязычным писателем и одним из лучших драматургов мира.
154 сонета
Слайд 15 Сонет — лирическое стихотворение, состоящее из 14 строк (обычно два
четырехстишия и два трехстишия) с определенной рифмой.
Сонеты Шекспира – классические
образцы английского сонета, состоящего из трех четверостиший,не связанных сквозными рифмами, и одного двустишия.
Слайд 16Сонет 90 в переводе С. Я. Маршака
Уж
если ты разлюбишь – так теперь,
Теперь, когда весь мир
со мной в раздоре.
Будь самой горькой из моих потерь,
Но только не последней каплей горя!
И если скорбь дано мне превозмочь –
не наноси удара из засады.
Пусть бурная не разрешится ночь
Дождливым утром – утром без отрады.
Оставь меня, но не в последний миг,
когда от мелких бед я ослабею.
Оставь сейчас, чтоб сразу я постиг,
Что это горе всех невзгод больнее;
Что нет невзгод, а есть одна беда –
Твоей любви лишиться навсегда.
Сонет 90 в переводе А. Финкеля
Что ж,
ненавидь, коль хочешь! Но сейчас, Сейчас, когда грозит мне злобой небо. Согни меня, с судьбой объединясь, Но лишь бы твой удар последним не был. Ах, если сердцем я осилю зло, Ему немедля ты явись на смену. Чтобы за бурной ночью не пришло С дождями утро, - доверши измену И уходи! Но только не тогда, Когда все беды наигрались мною. Уйди сейчас, чтоб первая беда Была страшней всех посланных судьбою. И после жесточайшей из утрат Другие легче станут во сто крат.
Слайд 18Дмитрий Борисович Кабалевский
( 1904-1987) - советский композитор, дирижёр, пианист,
педагог, доктор искусствоведения, профессор. Академик АПН СССР
Сонет Шекспира №
90
Слайд 19Сонет Шекспира. Алла Пугачёва
«Зе́ркало души́» — первый номерной студийный альбом Аллы
Пугачёвой был издан в феврале 1978 года. В альбом вошли
три песни композитора Аллы Пугачёвой (под псевдонимом «Борис Горбонос»)