Слайд 1ИСКУССТВО КАК ЧАСТЬ КУЛЬТУРЫ. СПЕЦИФИКА ОТРАЖЕНИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ В РАЗНЫХ ВИДАХ
ИСКУССТВА. ЗНАЧЕНИЕ ИСКУССТВА ДЛЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО, ХУДОЖЕСТВЕННОГО И НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ
ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Слайд 2К .С. Паустовский
«Искусство создает хороших людей, формирует человеческую
душу»
Слайд 3«Искусство может быть использовано при воспитании для очеловечивания или расчеловечивания
юного создания»
Б.Н. Неменский
Слайд 4Ф.И. Шаляпин
«Искусство может переживать времена упадка, но оно вечно, как
сама жизнь»
Слайд 5Большая Советская Энциклопедия
«Искусство – одна из форм общественного сознания, составная
часть духовной культуры человечества, специфический род практически-духовного освоения мира»
Слайд 6Предметом искусства является мир и человек в совокупности их отношений
друг с другом.
Форма существования искусства – художественное произведение (например, поэма,
картина, спектакль, кинофильм).
Слайд 7 Цель искусства двойственна: для творца – это художественное самовыражение,
для зрителя –наслаждение красотой.
Специфическая функция искусства в конденсации многообразия накопленного
человечеством опыта в процессе взаимоотношений человека с миром.
Функции искусства:
1) эстетическая функция позволяет воспроизводить действительность по законам красоты, формирует эстетический вкус;
2) социальная функция проявляется в том, что искусство оказывает воздействие на общество, преобразуя тем самым социальную реальность;
3) воспитательная функция проявляется в способности произведений искусства формировать личность человека;
4) компенсаторная функция позволяет восстановить душевное равновесие, компенсировать недостаток красоты и гармонии в каждодневной жизни;
5) гедонистическая функция отражает способность искусства приносить удовольствие человеку;
6) познавательная функция позволяет познавать действительность и анализировать ее при помощи художественных образов;
7) прогностическая функция отражает способность искусства строить планы и предугадывать будущее.
Слайд 9Виды искусства – это исторически сложившиеся формы творческой деятельности, обладающие
способностью художественной реализации жизненного содержания и различающиеся по способам ее
материального воплощения (например, слово в литературе, звук в музыке).
Классификация видов искусства:
I. Пространственные или пластические виды. Они подразделяются на изобразительные искусства: живопись, графика, скульптура, фотоискусство; неизобразительные искусства: архитектура, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование (дизайн).
II.Временные или динамические виды искусства: музыка и литература.
III.Пространственно-временные или синтетические (зрелищные) виды искусства: хореография, киноискусство, театральное искусство, эстрадно-цирковое искусство.
Слайд 10 I.ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ ИСКУССТВА
Изобразительное искусство —
вид искусства, главной особенностью которого является отражение действительности в
наглядных, зрительно воспринимаемых образах.
К изобразительным искусствам относятся:
скульптура
фотография
живопись
графика
Слайд 11
ЖИВОПИСЬ - вид изобразительного искусства, произведения которого создаются на плоскости
посредством цветных материалов.
Живопись подразделяют на:
станковую
монументальную
декоративную
Слайд 12Особыми видами живописи являются: иконопись, миниатюра, фреска, театрально-декорационная живопись, диорама
и панорама.
Слайд 13
ГРАФИКА – искусство, специфика которого в изображении предметов контурными линиями
и штрихами. Иногда в графике допускается применение цветных пятен.
Графику
подразделяют на:
станковую,
подготовительную(эскиз,набросок),
Прикладную и промышленную графику
(грамоты, марки, этикетки, рекламу)
Слайд 14СКУЛЬПТУРА - вид изобразительного искусства, произведения которого имеют физически материальный,
предметный объем и трехмерную форму, размещенную в реальном пространстве.
Специфика отражения
действительности в скульптуре в соотнесении произведения искусства и реальности.
Главными объектами скульптуры являются человек и изображения животного мира. Основными разновидностями скульптуры являются круглая скульптура и рельеф.
скульптура подразделяется:
- на монументальную;
- на монументально-декоративную;
- станковую; и
- скульптуру малых форм.
Слайд 15ФОТОИСКУССТВО - пластическое искусство, произведения которого создаются средствами фотографии.
Специфика
отражения действительности в фотоискусстве в том, что оно дает изобразительный
образ документального значения.
Слайд 16ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ НЕИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ ИСКУССТВА: архитектура, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование (дизайн).
Архитектура
Декоративно-
прикладное
искусство
Дизайн
(художественное
конструирование)
Слайд 17АРХИТЕКТУРА - это искусство проектирования и строительства зданий; создания художественно
выразительных ансамблей.
Архитектура воспроизводит действительность непосредственно, она носит не изобразительный, а
выразительный характер.
Слайд 18ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО -
область пластических искусств, произведения которой наряду с
архитектурой художественно формируют окружающую человека материальную среду. Cпецифика отражения действительности
в этом виде искусства в национальном характере, так как оно происходит из традиций и обычаев определенного этноса.
Декоративное искусство разделяется на :
- монументально-декоративное искусство;
- декоративно-прикладное искусство; и
- оформительское искусство.
Слайд 19ДИЗАЙН - художественное конструирование предметного мира; разработка образцов рационального построения
предметной среды.
Cпецифика отражения действительности в дизайне в эмоционально-образном, общественном
содержании получившегося продукта.
Слайд 20II. ВРЕМЕННЫЕ (ДИНАМИЧЕСКИЕ) ВИДЫ ИСКУССТВА
К временным видам искусства относят:
1) музыку;
2)
литературу.
Слайд 21
МУЗЫКА — вид искусства, отражающий действительность в звуковых художественных образах.
Музыка может передавать эмоции, чувства людей, что выражается в ритме,
интонации, мелодии. По способу исполнения она делится на инструментальную и вокальную.
Музыка характеризуется воздействием на эмоциональное состояние людей, соотношением частот (высот), громкостью, длительностью, тембром, переходными процессами.
Музыка делится также на:
народную и классическую
современную
джазовую
военную
духовную.
Слайд 22ЛИТЕРАТУРА — вид искусства, в котором материальным носителем образности является
речь. Специфика отражения действительности в литературе в постоянном динамическом изменении
всего литературного процесса.
Ее именуют порой «изящной словесностью» или «искусством слова».
Литература - письменная форма искусства слова. Различают художественную, научную, публицистическую, справочную, критическую, эпистолярную и другая литература.
Слайд 23III. ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННЫЕ
(зрелищные)
ВИДЫ ИСКУССТВА
К данным видам искусства относят:
1) хореографию;
2) театральное
искусство;
3) киноискусство;
4) эстрадно-цирковое искусство.
Слайд 24 ХОРЕОГРАФИЯ - вид искусства, в котором художественные образы создаются
средствами пластических движений и ритмически четкой и непрерывной смены выразительных
положений человеческого тела.
Специфика отражения действительности в танце в том, что отвечает характеру и духу того народа, где он зародился.
Слайд 25ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО- вид искусства, отражающий действительность, характеры, события, конфликты, их
трактовки и оценки посредством драматического действия, возникающего в процессе игры
актера перед публикой.
В ходе исторического развития определились три основные вида театра, отличающиеся специфическими признаками и средствами художественной выразительности: драматический, оперный и балетный театры.
Слайд 26КИНОИСКУССТВО - вид искусства, произведения которого (фильмы или кинокартины) создаются
с помощью киносъемки реальных, или специально инсценированных, или с привлечением
средств мультипликации событий, фактов, явлений действительности. Это синтетический вид искусства, соединяющий в себе литературу, театр, изобразительные искусства и музыку.
Специфика кино в выражении передачи динамики эпохи.
Слайд 27ЦИРКИВОЕ ИСКУССТВО - вид искусства предусматривающий демонстрацию
силы, ловкости и
смелости и включающий акробатику,
эквилибристику,
жонглирование, клоунаду,
дрессировку животных
и
т.п.
Специфика цирка в проявлении внутренней красоты через внешнюю.
Слайд 28«Эстетическое развитие – процесс и результат способностей видеть красоту окружающего
мира, искусства и создавать ее»
Н.В. Микляева
Для эстетического развития ребенка
дошкольного возраста искусство обладает огромной силой эмоционального воздействия и является основой для его духовного мира.
Слайд 29«Художественное развитие – процесс формирования у детей способности чувствовать, понимать,
оценивать, любить искусство, развитие потребности в художественно-творческой деятельности, мировосприятие ребенка
средствами искусства» Н.В. Микляева
С помощью искусства можно развивать творческий потенциал любого дошкольника.
Слайд 30«Нравственное развитие – процесс, предполагающий усвоение нравственных норм, формирование нравственного
сознания и нравственного поведения»
Н.В. Микляева
Благодаря искусству ребенок усваивает те
моральные и нравственные ценности, которые в дальнейшем способствуют становлению его личности.