Слайд 2История
Кукольный театр – особый вид театрального представления, в котором вместо
актёров (или наряду с актёрами) действуют куклы.
Истоки кукольного театра –
в языческих обрядах, игрищах с овеществлёнными символами богов, олицетворяющих силы природы. К первым обрядовым куклам можно отнести изображения тотемов – покровителей первобытных племён.
Слайд 3Ритуально-обрядовый – самая древняя форма кукольного театра. Искусство кукольников очень
старое — в разных странах возникали свои, ставшие затем традиционными, виды
кукол и типы представлений. Есть сведения о существовании ритуальных мистерий в Египте, во время которых женщины носили куклу Озириса. В Древней Греции кукольный театр существовал в эпоху эллинизма. Упоминание об игровых куклах встречаются у Геродота, Ксенофонта, Аристотеля, Горация, Марка Аврелия, Апулея.[1] Однако в Древнюю Грецию и Древний Рим кукольные представления, условно говоря, эстрадного типа и искусство театра кукол пришли с бродячими труппами кукольников из Древней Индии (сухопутными и морскими путями через Древний Иран) и Древнего Китая .
Слайд 4Типы театра кукол
Театр верховых кукол (перчаточных, гапитно-тростевых и кукол иных
конструкций), управляемых снизу. Актёры-кукловоды в театрах этого типа обычно скрыты
от зрителей ширмой, но бывает и так, что они не скрываются и видны зрителям целиком или на половину своего роста.
Слайд 6. Театр низовых кукол (кукол-марионеток), управляемых сверху с помощью ниток,
прутов или проволоками. Актёры-кукловоды в театрах этого типа чаще всего
тоже скрыты от зрителей, но не ширмой, а верхней занавеской или падугой. В некоторых случаях актёры-кукловоды, как и в театрах верховых кукол, видны зрителям целиком или на половину своего роста.
Слайд 7Театр кукол срединных (не верховых и не низовых) кукол, управляемых
на уровне актёров-кукловодов. Срединные куклы бывают объёмными, управляемыми актёрами-кукловодами либо
со стороны, либо изнутри кукол больших размеров, внутри которых находится актёр-кукловод. К числу срединных кукол относятся, в частности, куклы Театра теней. В таких театрах актёры-кукловоды не видны зрителям, так как находится за экраном, на который проецируются тени от плоских или не плоских кукол-актёров. В качестве срединных кукол-актёров используются куклы-марионетки, управляемые сзади кукол видимыми или не видимыми зрителям актёрами-кукловодами. Либо перчаточные куклы или куклы-актёры других конструкций.
Слайд 8КУКЛА ТЕАТРАЛЬНАЯ
В театральных спектаклях современного периода в качестве куклы-действующего
лица может выступать практически любой предмет, «оживленный» актером – от
бытовой вещи (флакон из-под духов, старая игрушка, веер, цветок и т.д.) до специально изготовленной бутафором. Существуют и специфические виды кукол, конструкции которых разработаны специально для театральных представлений.
Слайд 9Виды кукол
Верховые куклы – т.е., те, что во время спектакля
находятся над ширмой, выше работающего с ней кукольника. Термин введен
в оборот русскими народными кукольниками, противопоставляющими верховых кукол марионетке. Верховые куклы, в свою очередь, подразделяются на несколько видов.
Слайд 10Перчаточная кукла надевается на руку кукловода и управляется пальцами и
кистью. Техника управления обусловливает размер перчаточной куклы – чуть больше
кисти кукловода. Классический образец перчаточной куклы – русский Петрушка. Древние странствующие комедианты-петрушечники обходились без ширмы: на поясе актера закреплялось полотнище, свободный конец которого натягивался на обруч и поднимался вверх, выше головы кукольника. Из-за его верхнего края и показывался петрушечный спектакль. Одновременно на этой «сценической площадке» могли находиться только два персонажа – по количеству рук кукольника.
Слайд 11Разновидностью перчаточной куклы являются куклы пальчиковые. Эти куклы соответственно меньшего
размера и используются преимущественно в камерных спектаклях.
Слайд 13К верховым куклам относится и тростевая кукла, получившая свое название
от тростей, с помощью которых актер управляет ее движениями. Руки
такой куклы сгибаются во всех сочленениях и прикрепляются к плечам ремешком. Трости могут находиться как вне корпуса куклы (открыто или замаскировано), так и внутри него. Голова полая, управляется либо так же, как и перчаточная кукла (пальцами кукловода), либо при помощи специальной трости, т.н. гапита, пропущенного внутри головы. Тростевые куклы бывают самых разных размеров, от небольших до гигантских. В этом случае ею управляет не один, а несколько кукловодов.
Слайд 14Теневые куклы, как правило, плоские (бумажные, пластмассовые, кожаные и т.д.);
кукловод управляет ими, плотно прижимая к полупрозрачному экрану, расположенному между
зрителями и источником света. Теневой театр бывает как черно-белым, так и цветным: ярко окрашенные фигурки отбрасывают на экран цветные тени. Известен и теневой театр объемных кукол (например, традиционный индонезийский театр «ваянг-голек»).
Индонезийский теневой театр ваянг-кулит.
Слайд 17Принципиально иначе устроена кукла-марионетка (от франц. Marion, Marionette – название
маленьких фигурок, изображавших деву Марию в средневековых кукольных мистериях). Марионетка
управляется актером-кукловодом (т.н. невропастом) сверху, с помощью нитей или металлического прута. Самая простая марионетка – на пруте. Голова и туловище такой куклы обычно изготавливаются цельными и жестко закрепляются; руки и ноги свободно раскачиваются. К голове прикреплен металлический прут с рукоятью, при помощи которого кукловод приводит марионетку в движение. Пластические возможности такой куклы ограничены. Более сложную конструкцию представляет собой марионетка на нитях. К подвижным сочленениям в плечах, бедрах, коленях, шее, локтях, кистях рук, ступнях прикрепляются нити, концы которых уходят к специальному деревянному приспособлению-крестовине – т.н. ваге, или коромыслу.
Слайд 20СИЦИЛИЙСКАЯ МАРИОНЕТКА. Рыцарь Орландо в кукольной пьесе.
Слайд 22Куклы-автоматы. Это – механические куклы, «оживление» которых происходит с помощью
системы рычагов, пружин, пара и т.д. Известны и куклы (например,
китайские) которые кувыркаются сами собой от помещенной внутрь ртути, своей текучестью изменяющей центр тяжести куклы. Подобные куклы-автоматы используются, например, в спектаклях Три толстяка по Ю.Олеше (кукла наследника Тутти) или Соловей по Г.-Х.Андерсену. Однако в целом возможности применения кукол-автоматов на театре довольно ограничены, так как в их работе роль актера сведена к минимуму.
Слайд 23Т.н. куклы-великаны, фактически представляющие собой костюм с маской или кукольной
бутафорской головой. Такая кукла делается размером в человеческий рост или
выше; актер находится внутри куклы и пластически оживляет ее. Прообразом этих кукол можно считать персонажей античного театра, роли которых исполняли актеры на котурнах и в масках. Сегодня подобные куклы широко распространены в уличных представлениях, в аттракционах (Дисней-Лэнд), а также часто используются в рекламных акциях.
Слайд 24Озорной человечек
На рубеже 16-17 веков в Италии, а затем и
в других странах мира начали складываться традиции народного кукольного театра.
Главным персонажем спектаклей становится озорной, никогда не унывающий человечек. Он совсем не красив, даже уродлив, у него длинный крючковатый нос, на голову натянут шутовской колпак, а в руках он держит дубинку. Он неестественно громко выкрикивает слова, то и дело размахивая своей дубинкой. В каждой стране за ним закрепилось своё имя.
Слайд 29В России – Петрушка.
Народ орешки щёлкает,
А то два-три крестьянина
Словечком перекинутся…
Хохочут,
утешаются
И часто в речь Петрушкину
Вставляют слово меткое,
Какого не придумаешь,
Хоть проглоти
перо!