Слайд 2История
Кукольный театр – особый вид театрального представления, в котором вместо
                                                            
                                    
актёров (или наряду с актёрами) действуют куклы.
Истоки кукольного театра –
                                    в языческих обрядах, игрищах с овеществлёнными символами богов, олицетворяющих силы природы. К первым обрядовым куклам можно отнести изображения тотемов – покровителей первобытных племён.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 3Ритуально-обрядовый – самая древняя форма кукольного театра. Искусство кукольников очень
                                                            
                                    
старое — в разных странах возникали свои, ставшие затем традиционными, виды
                                    кукол и типы представлений. Есть сведения о существовании ритуальных мистерий в Египте, во время которых женщины носили куклу Озириса. В Древней Греции кукольный театр существовал в эпоху эллинизма. Упоминание об игровых куклах встречаются у Геродота, Ксенофонта, Аристотеля, Горация, Марка Аврелия, Апулея.[1] Однако в Древнюю Грецию и Древний Рим кукольные представления, условно говоря, эстрадного типа и искусство театра кукол пришли с бродячими труппами кукольников из Древней Индии (сухопутными и морскими путями через Древний Иран) и Древнего Китая . 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 4Типы театра кукол
Театр верховых кукол (перчаточных, гапитно-тростевых и кукол иных
                                                            
                                    
конструкций), управляемых снизу. Актёры-кукловоды в театрах этого типа обычно скрыты
                                    от зрителей ширмой, но бывает и так, что они не скрываются и видны зрителям целиком или на половину своего роста.
                                
                            							
														
						 
											
											
                            Слайд 6. Театр низовых кукол (кукол-марионеток), управляемых сверху с помощью ниток,
                                                            
                                    
прутов или проволоками. Актёры-кукловоды в театрах этого типа чаще всего
                                    тоже скрыты от зрителей, но не ширмой, а верхней занавеской или падугой. В некоторых случаях актёры-кукловоды, как и в театрах верховых кукол, видны зрителям целиком или на половину своего роста.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 7Театр кукол срединных (не верховых и не низовых) кукол, управляемых
                                                            
                                    
на уровне актёров-кукловодов. Срединные куклы бывают объёмными, управляемыми актёрами-кукловодами либо
                                    со стороны, либо изнутри кукол больших размеров, внутри которых находится актёр-кукловод. К числу срединных кукол относятся, в частности, куклы Театра теней. В таких театрах актёры-кукловоды не видны зрителям, так как находится за экраном, на который проецируются тени от плоских или не плоских кукол-актёров. В качестве срединных кукол-актёров используются куклы-марионетки, управляемые сзади кукол видимыми или не видимыми зрителям актёрами-кукловодами. Либо перчаточные куклы или куклы-актёры других конструкций. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 8КУКЛА ТЕАТРАЛЬНАЯ
 В театральных спектаклях современного периода в качестве куклы-действующего
                                                            
                                    
лица может выступать практически любой предмет, «оживленный» актером – от
                                    бытовой вещи (флакон из-под духов, старая игрушка, веер, цветок и т.д.) до специально изготовленной бутафором. Существуют и специфические виды кукол, конструкции которых разработаны специально для театральных представлений. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 9Виды кукол
Верховые куклы – т.е., те, что во время спектакля
                                                            
                                    
находятся над ширмой, выше работающего с ней кукольника. Термин введен
                                    в оборот русскими народными кукольниками, противопоставляющими верховых кукол марионетке. Верховые куклы, в свою очередь, подразделяются на несколько видов. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 10Перчаточная кукла надевается на руку кукловода и управляется пальцами и
                                                            
                                    
кистью. Техника управления обусловливает размер перчаточной куклы – чуть больше
                                    кисти кукловода. Классический образец перчаточной куклы – русский Петрушка. Древние странствующие комедианты-петрушечники обходились без ширмы: на поясе актера закреплялось полотнище, свободный конец которого натягивался на обруч и поднимался вверх, выше головы кукольника. Из-за его верхнего края и показывался петрушечный спектакль. Одновременно на этой «сценической площадке» могли находиться только два персонажа – по количеству рук кукольника.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 11Разновидностью перчаточной куклы являются куклы пальчиковые. Эти куклы соответственно меньшего
                                                            
                                    
размера и используются преимущественно в камерных спектаклях. 
                                                                    
                            							
														
						 
											
											
                            Слайд 13К верховым куклам относится и тростевая кукла, получившая свое название
                                                            
                                    
от тростей, с помощью которых актер управляет ее движениями. Руки
                                    такой куклы сгибаются во всех сочленениях и прикрепляются к плечам ремешком. Трости могут находиться как вне корпуса куклы (открыто или замаскировано), так и внутри него. Голова полая, управляется либо так же, как и перчаточная кукла (пальцами кукловода), либо при помощи специальной трости, т.н. гапита, пропущенного внутри головы. Тростевые куклы бывают самых разных размеров, от небольших до гигантских. В этом случае ею управляет не один, а несколько кукловодов. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 14Теневые куклы, как правило, плоские (бумажные, пластмассовые, кожаные и т.д.);
                                                            
                                    кукловод управляет ими, плотно прижимая к полупрозрачному экрану, расположенному между
                                    зрителями и источником света. Теневой театр бывает как черно-белым, так и цветным: ярко окрашенные фигурки отбрасывают на экран цветные тени. Известен и теневой театр объемных кукол (например, традиционный индонезийский театр «ваянг-голек»). 
Индонезийский теневой театр ваянг-кулит.
                                
 
                            							
														
						 
											
											
											
                            Слайд 17Принципиально иначе устроена кукла-марионетка (от франц. Marion, Marionette – название
                                                            
                                    
маленьких фигурок, изображавших деву Марию в средневековых кукольных мистериях). Марионетка
                                    управляется актером-кукловодом (т.н. невропастом) сверху, с помощью нитей или металлического прута. Самая простая марионетка – на пруте. Голова и туловище такой куклы обычно изготавливаются цельными и жестко закрепляются; руки и ноги свободно раскачиваются. К голове прикреплен металлический прут с рукоятью, при помощи которого кукловод приводит марионетку в движение. Пластические возможности такой куклы ограничены. Более сложную конструкцию представляет собой марионетка на нитях. К подвижным сочленениям в плечах, бедрах, коленях, шее, локтях, кистях рук, ступнях прикрепляются нити, концы которых уходят к специальному деревянному приспособлению-крестовине – т.н. ваге, или коромыслу. 
                                
                            							
														
						 
											
											
											
                            Слайд 20СИЦИЛИЙСКАЯ МАРИОНЕТКА. Рыцарь Орландо в кукольной пьесе.
                            							
														
						 
											
											
                            Слайд 22Куклы-автоматы. Это – механические куклы, «оживление» которых происходит с помощью
                                                            
                                    
системы рычагов, пружин, пара и т.д. Известны и куклы (например,
                                    китайские) которые кувыркаются сами собой от помещенной внутрь ртути, своей текучестью изменяющей центр тяжести куклы. Подобные куклы-автоматы используются, например, в спектаклях Три толстяка по Ю.Олеше (кукла наследника Тутти) или Соловей по Г.-Х.Андерсену. Однако в целом возможности применения кукол-автоматов на театре довольно ограничены, так как в их работе роль актера сведена к минимуму. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 23Т.н. куклы-великаны, фактически представляющие собой костюм с маской или кукольной
                                                            
                                    
бутафорской головой. Такая кукла делается размером в человеческий рост или
                                    выше; актер находится внутри куклы и пластически оживляет ее. Прообразом этих кукол можно считать персонажей античного театра, роли которых исполняли актеры на котурнах и в масках. Сегодня подобные куклы широко распространены в уличных представлениях, в аттракционах (Дисней-Лэнд), а также часто используются в рекламных акциях. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 24Озорной человечек
На рубеже 16-17 веков в Италии, а затем и
                                                            
                                    
в других странах мира начали складываться традиции народного кукольного театра.
                                    Главным персонажем спектаклей становится озорной, никогда не унывающий человечек. Он совсем не красив, даже уродлив, у него длинный крючковатый нос, на голову натянут шутовской колпак, а в руках он держит дубинку. Он неестественно громко выкрикивает слова, то и дело размахивая своей дубинкой. В каждой стране за ним закрепилось своё имя.
                                
                            							
														
						 
											
											
											
											
											
                            Слайд 29В России – Петрушка.
Народ орешки щёлкает,
А то два-три крестьянина
Словечком перекинутся…
Хохочут,
                                                            
                                    
утешаются
И часто в речь Петрушкину
Вставляют слово меткое,
Какого не придумаешь,
Хоть проглоти
                                    перо!