Слайд 2Понятие фирмы в экономической теории
Фирма [предприятие] – самостоятельный экономический субъект,
занимающийся производственной деятельностью
Слайд 3Производственная функция (Production function) Q = f(F1,F2,…,FN) – зависимость объема
выпуска фирмы Q от объема применения факторов производства F1, F2,
... , FN
Частный случай: двухфакторная производственная функция Q = f(L,K), где L - объем применения труда, K – капитала
Организационно-правовые формы предприятий:
индивидуальное предприятие;
партнерство;
корпорация (акционерное общество).
Слайд 4Периоды производства
Мгновенный период, IR (Immediate Run) - период, в течение
которого фирма не может изменить объем применения ни одного фактора
производства. Объем выпуска в IR также фиксирован.
Краткосрочный период, SR (Short Run) – период, в течение которого фирма может изменять объемы применения только части факторов производства, а объемы применения остальных – фиксированы. Объем выпуска изменяется за счет изменения объемов переменных факторов.
Долгосрочный период, LR (Long Run) – период, в течение которого фирма может изменять объемы применения всех факторов производства. Объем выпуска изменяется за счет изменения всех факторов производства.
Слайд 5Производство в краткосрочном периоде
Предположение: F – переменный фактор, объемы применения
остальных ресурсов фиксированы.
Общий [совокупный] продукт переменного фактора производства, TP
(Total Product), Q – объем выпуска фирмы, получаемый в результате применения некоторого количества переменного фактора:
Слайд 6Производство в краткосрочном периоде
Средний продукт переменного фактора производства, AP (Average
Product) – объем выпуска на единицу переменного фактора в среднем:
Если переменный ресурс – труд, то средний продукт труда
- производительность труда.
Если переменный ресурс – капитал, то средний продукт капитала
- капиталоотдача.
Слайд 7Производство в краткосрочном периоде
Предельный продукт переменного фактора производства, MP (Marginal
Product) – прирост общего продукта, получаемый в результате применения дополнительного
количества переменного фактора:
(для дискретного случая)
или (для непрерывной дифференцируемой функции)
Для функции Q(L,K):
Слайд 8Закон убывающей предельной производительности переменного фактора производства
При увеличении объема применения
переменного фактора и неизменных объемах остальных предельный продукт переменного фактора
убывает (начиная с некоторого момента)
После некоторого объема применения переменного фактора каждая дополнительная единица этого фактора начинает приносить все меньший и меньший прирост объема выпуска продукции.
Графически:
MP= tg ( - угол, образованный касательной к графику TP и осью F)
AP = tg ( - угол, образованный прямой, соединяющей точку на графике TP с началом координат, и осью F)
Слайд 9Связь средних и предельных величин
(на примере среднего и предельного продуктов)
Если
при некотором объеме использования ресурса F
MP > AP, то AP
возрастает с увеличением объема переменного ресурса;
MP < AP, то AP убывает с увеличением объема переменного ресурса.
Слайд 10Затраты (издержки) фирмы в краткосрочном периоде
Постоянные затраты -
затраты на
факторы производства, объемы которых неизменны;
существуют даже при нулевом объеме
выпуска;
не зависят от объема выпуска фирмы
Переменные затраты -
затраты на факторы производства, объемы которых изменяются;
равны нулю при нулевом объеме выпуска;
увеличиваются с ростом объема выпуска фирмы
Слайд 11Затраты (издержки) фирмы в краткосрочном периоде
Для производственной функции вида Q
= Q(L,K) при w = const, r = const
TC(L,K) = w L + rK
Тогда, если в краткосрочном периоде K = const,
то FC = const = rK, VC(L) = w L
Слайд 12Затраты (издержки) фирмы в краткосрочном периоде
Средние затраты – затраты на
единицу выпуска в среднем
Слайд 13Затраты (издержки) фирмы в краткосрочном периоде
Предельные затраты - прирост общих
затрат в результате производства дополнительной единицы продукции
Marginal Cost, MC
или
Слайд 14Графическое представление затрат
Связь предельных и средних затрат: если при некотором
объеме выпуска Q
MC > AC [AVC], то AC [AVC] возрастают
с увеличением объема выпуска;
MС < AС [AVC] то AС[AVC] убывают с увеличением объема выпуска;
MC = AC [AVC], то AC [AVC] минимальны (кривая AC [AVC] пересекает кривую MC в точке своего минимума)
Слайд 15Взаимосвязь между предельными (средними переменными) издержками и предельным (средним) продуктом
переменного фактора производства
Слайд 16Связь предельного продукта и предельных затрат:
если MP убывает при
увеличении объема выпуска (действует закон убывающей предельной производительности), то MC
возрастают;
если MP возрастает при увеличении объема выпуска, то MC убывают;
если MP максимален при некотором объеме выпуска, то MC минимальны
Слайд 17Связь среднего продукта и средних переменных затрат:
если AP убывает
при увеличении объема выпуска, то AVC возрастают;
если AP возрастает при
увеличении объема выпуска, то AVC убывают;
если AP максимален при некотором объеме выпуска, то AVC минимальны
Слайд 18Отдача от масштаба [эффект масштаба]
(долгосрочный период)
В долгосрочном периоде, в
отличие от краткосрочного, фирма может изменить объемы использования всех факторов
производства, а значит, может происходить изменение масштаба производства.
Различные типы отдачи от масштаба
Если при увеличении масштаба производства в n раз объем выпуска фирмы увеличивается
более, чем в n раз, производственная функция имеет возрастающую [положительную] отдачу от масштаба
менее, чем в n раз, производственная функция имеет убывающую [отрицательную] отдачу от масштаба
ровно в n раз, производственная функция имеет постоянную отдачу от масштаба
Слайд 19Затраты фирмы в долгосрочном периоде
Объемы применения всех ресурсов изменяются,
и увеличение выпуска происходит за счет увеличения объемов всех ресурсов,
поэтому все затраты – переменные
TC(Q) VC(Q)
TC(0)=0
AC(Q) AVC(Q)
Слайд 20Зависимость затрат LTC и ATC oт характера отдачи от масштаба
Слайд 21Отдача от масштаба [эффект масштаба]
(долгосрочный период)
При возрастающей отдаче от
масштаба с увеличением объема выпуска средние затраты (AC) – снижаются,
т.е. с увеличением объема выпуска себестоимость производства одной единицы продукции
При убывающей отдаче от масштаба AС возрастают, при постоянной отдаче – не изменяются.
Слайд 22Выручка и прибыль.
Условие максимизации прибыли
Общая выручка, TR (Total
Revenue)
Средняя выручка, AR (Average
revenue) – выручка на единицу продукции в среднем
Предельная выручка, MR (Marginal Revenue) – прирост общей выручки в результате продажи дополнительной единицы продукции.
или
Для любого положительного объема выпуска предельная выручка меньше цены товара: для продажи большего объема продукции фирма должна снижать цену, следовательно, получая дополнительную выручку от увеличения объема продаж, фирма несет потери из-за снижения цены на единицы товара, ранее продаваемые по более высокой цене.
Слайд 23Графическое представление
(для линейной кривой спроса вида QD = a
- bP ):
Слайд 24Выручка и прибыль.
Условие максимизации прибыли
Согласно экономической теории, цель
фирмы – максимизация прибыли.
Задача максимизации прибыли – определение объема выпуска
Q*, при котором фирма получает максимальную прибыль. Q* - оптимальный объем выпуска
(Q)= [TR(Q) – TC(Q)] max
Условие максимума функции (Q) {Считаем, что функция (Q) имеет единственный экстремум – максимум}
Слайд 26Бухгалтерская и экономическая прибыль фирмы
Бухгалтерские затраты (явные, внешние) – расходы
фирмы на оплату ресурсов, получаемых от внешних поставщиков и другие
фактические выплаты (расходы на сырье, заработную плату, аренду помещений, проценты по кредитам, амортизационные отчисления и т.д.).
Неявные затраты (внутренние) – альтернативная стоимость ресурсов, принадлежащих самому предпринимателю (возможная заработная плата предпринимателя при работе по найму, проценты по вкладам на вложенную в деятельность фирмы сумму собственных средств и т.д.).
Экономические затраты – сумма бухгалтерских (явных) и неявных затрат.
TCэк.= TCбухг. + TCнеявн.
Слайд 27Бухгалтерская и экономическая прибыль фирмы
Прибыль фирмы, (Profit) – разница
между общей выручкой фирмы и общими затратами
= TR –
TC
Бухгалтерская прибыль – разница между общей выручкой фирмы и бухгалтерскими (явными) затратами.
бухг. = TR – TCбухг.
Экономическая прибыль – разница между общей выручкой фирмы и экономическими затратами.
эк.= TR – TCэк.
Слайд 28Экономическая прибыль фирмы
эк.= TR – TCэк. = TR – TCбух-TCнеявн
= бухг. - TCнеявн.
эк.> 0 – деятельность фирмы экономически выгодна
(приносит предпринимателю большую выгоду, чем использование собственных средств и способностей альтернативными способами) бухг. > TCнеян.
эк.< 0 – деятельность фирмы экономически невыгодна (приносит предпринимателю меньшую выгоду, чем использование собственных средств и способностей альтернативными способами) бухг. < TCнеявн.
эк.= 0 – предпринимателю безразлично – продолжать деятельность в данной фирме или получать доход от альтернативных способов использования ресурсов и способностей) бухг. = TCнеявн.
Размер бухгалтерской прибыли, при котором экономическая прибыль фирмы равна нулю - нормальная прибыль.