Слайд 1Тема 1. ОСновные понятия дисциплины
Курс лекций по дисциплине
«Психолого-педагогические основы
профессиональной деятельности»
Привалова Наталия Федоровна
К.п.н., доцент
Слайд 2
Национальный исследовательский ядерный университет МИФИ
Университе́т (от нем. Universität, которое, в
свою очередь, произошло от лат. universitas — совокупность, общность)
— высшее учебное заведение,
где обучаются специалисты по фундаментальным и многим прикладным наукам.
— многопрофильное учебное заведение с большим выбором учебных программ в самых разных областях знания.
Слайд 3Волгодонский инженерно-технический институт НИЯУ МИФИ (ВИТИ НИЯУ МИФИ).
Руководитель ВИТИ НИЯУ
МИФИ
Руденко Валентина Анатольевна, профессор, доктор социологических наук
Слайд 4История ВИТИ НИЯУ МИФИ
В 1978 году в Волгодонске с
целью подготовки кадров для Атоммаша был создан филиал Новочеркасского политехнического
института, а уже в 1982 году состоялся первый выпуск по специальностям «Технология машиностроения» и «Производство и монтаж оборудования АЭС».
За 30 лет существования вуз превратился в крупный научный и образовательный центр. В последние годы подготовка высококлассных специалистов для атомной отрасли стала основным направлением образовательной деятельности вуза.
Слайд 5История ВИТИ НИЯУ МИФИ
В 2009 году приказом № 2226 Министерства
образования и науки на базе ВИ ЮРГТУ (НПИ) был создан
филиал НИЯУ МИФИ – Волгодонский инженерно-технический институт. Открытие ВИТИ НИЯУ МИФИ позволяет создать центр ядерного инжинирингового направления не только для Ростовской АЭС, но и для всей атомной отрасли России.
В настоящее время институт предлагает возможность обучения по одной из 11 специальностей, покрывающих все аспекты атомной энергетики - от строительства и монтажа до эксплуатации и обслуживания АЭС.
Слайд 6Факультет и кафедра
Кафедра (греч. kathedra букв. сидение), 1) в
вузе основное объединение научно преподавательского состава по одной или нескольким
родственным дисциплинам. 2) Возвышение для преподавателя, лектора, оратора.
Факультет (нем. Fakultät, от лат. facultas «возможность, способность») — учебно-научное и административное подразделение высшего учебного заведения, осуществляющее подготовку студентов и аспирантов по одной или нескольким родственным специальностям, повышение квалификации специалистов, а также руководство научно-исследовательской деятельностью кафедр, которые он объединяет.
Слайд 7Факультеты ВИТИ НИЯУ МИФИ
Факультет атомной энергетики
Кафедра Атомные электрические станции
Кафедра Теплоэнергетическое
оборудование
Кафедра математики
Факультет информационных технологий и управления
Кафедра Информационные и управляющие
системы
Кафедра Экономика и социально-гуманитарные дисциплины
Кафедра Техносферная безопасность
Кафедра Иностранные языки
Кафедра Физическая культура
Факультет машиностроения и строительства
Кафедра Строительные производства
Кафедра Физика и микроэлектроника
Кафедра Машиностроение и прикладная механика
Слайд 8Декан
ДЕКА́Н (от лат. decanus, первонач. — начальник десяти чел.) —
руководитель ф-та в высшем уч. заведении. Избирается тайным голосованием на
совете вуза (ф-та).
ДЕКАНАТ [деканат] м. 1) Административно-учебное управление факультета в высшем учебном заведении, возглавляемое деканом (1). 2) Помещение такого управления.
Слайд 9Профессорско-преподавательский состав вуза
Профессор
Доцент
Старший преподаватель
Ассистент
Историческая справка: доцент (от лат. docens, родительный
падеж docentis — обучающий), учёное звание преподавателей высшего учебного заведения. В России
звание доцента было введено университетским уставом 1863 (доцентами назывались штатные преподаватели, имевшие учёную степень магистра). В 1884 звание доцента было отменено и введено звание приват-доцента (по аналогии с немецкой, австрийской, швейцарской и шведской университетской практикой), которое сохранилось до 1930-х гг. Звание доцента имеется также в вузах Болгарии, Чехословакии, Австрии, Швеции. Оно присваивается, как правило, лицам, имеющим учёную степень магистра. В США должности доцента примерно соответствует должность адъюнкт-профессора
Слайд 10Профессорско-преподавательский состав вуза
Все группы представляют собой этапы на пути овладения
высшей научной квалификацией. В этой работе существенное место занимает система
аттестации научных кадров – присуждение ученых степеней и присвоение ученых званий.
Ученая степень определяет квалификацию научного работника, преподавателя и присуждается по объему знаний, научному значению и степени самостоятельности его исследований в одной из отраслей наук.
Слайд 11Профессорско-преподавательский состав вуза
Ученое звание определяет должностную функцию научного работника (педагогическую
или научно-исследовательскую) и присваивается в зависимости от характера и качества
выполняемой им работы в высшем учебном заведении или научно-исследовательском учреждении по одной из специальностей. Присуждение ученых степеней кандидата и доктора наук и ученых званий доцента и профессора производится соответствующими структурами Министерства образования и науки Российской Федерации (ВАК): ученых степеней – после положительного решения диссертационных советов НИИ или вузов; ученых званий – после положительного заключения Учебно-методических объединений по соответствующим специальностям.
Слайд 12Профессорско-преподавательский состав вуза
Кроме названных ученых степеней и званий существуют высшие
академические звания, которых удостаиваются известные ученые при избрании их в
действительные члены или члены-корреспонденты Российской академии наук (РАН), Российской академии образования (РАО) и др. Существуют также звания «Заслуженный деятель науки Российской Федерации», «Заслуженный работник высшей школы» и др.
Слайд 13Студент
Студент (от лат. studens - усердно работающий, занимающийся) - учащийся высшего, в некоторых
странах и среднего учебного заведения, в России только учащиеся в
ВУЗах. В Древнем Риме и в Средние века студентами назывались любые лица, занятые процессом познания. С организацией в XII веке университетов термин стал употребляться для обозначения обучающихся и преподающих в них лиц; после введения учёных званий для преподавателей (магистр, профессор и др.) - только учащихся. В большинстве случаев студенты посещают высшие учебные заведения, участвуют в семинарах и слушают лекции. Исключением из правил являются студенты-заочники, которые приезжают в учебное заведение для сдачи экзаменов или являются слушателями сжатого курса лекций .
В вузах, где обучение ведётся по ступеням бакалавриата и магистратуры, название студент применяется для обоих ступеней, например, студент бакалавриата, студент магистратуры. Наряду с этим, используются понятия бакалаврант и магистрант.
Слайд 14Деятельность студента
учебная
научная
аудиторная
самостоятельная
Слайд 15Учебная деятельность студента: ОСОБЕННОСТИ
Переход на стандарты 3 поколения (ФГОС-3).
Внедрение
кредитно- модульной системы.
Слайд 16Реализация ФГОС в перспективе должна обеспечить:
1) единство образовательного пространства Российской
Федерации;
2) преемственность основных образовательных программ основного общего, среднего (полного) общего,
начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.
Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 309-ФЗ была утверждена структура ФГОС включающего 3 вида требований: к результатам освоения, структуре и условиям реализации основной профессиональной образовательной программе (ОПОП):
Требования к результатам освоения основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) (к общим, и профессиональным компетенциям, а также умениям, знаниям и практическому опыту обучающихся, обеспечивающим реализацию соответствующих компетенций);
Компетенция – способность применять знания, умения и практический опыт для успешной деятельности в определенной области.
Общие компетенции – способность успешно действовать на основе практического опыта, умений и знаний при решении задач общих для многих видов деятельности
Профессиональные компетенции – способность успешно действовать на основе умений, знаний и практического опыта при решении задач профессиональной деятельности
Слайд 17Федеральный портал «Российское образование»
Под результатом обучения разработчики ФГОС понимают –
освоенные компетенции и умения, усвоенные знания, обеспечивающие соответствующую квалификацию и
уровень образования.
http://www.edu.ru/ Федеральный портал «Российское образование»
Федеральные государственные образовательные стандарты
Каталог образовательных интернет-ресурсов
Слайд 18Основные образовательные программы подготовки бакалавров
270800 Строительство
080200 Менеджмент
140100 Теплоэнергетика и
теплотехника
140400 Электроэнергетика и электротехника
140700 Ядерная энергетика и теплофизика
141100 Энергетическое
машиностроение
150700 Машиностроение
210100 Электроника и наноэлектроника
230400 Информационные системы и технологии
280700 Техносферная безопасность
Слайд 19Основные образовательные программы подготовки специалистов
ФГОС 3-го поколения
271101 Строительство уникальных
зданий и сооружений. Профиль: Строительство сооружений тепловой и атомной энергетики.
141403
Атомные станции: проектирование, эксплуатация, инжиниринг
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ: ВЫЙТИ НА Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/ ВЫПИСАТЬ КОМПЕТЕНЦИИ, КОТОРЫМИ ДОЛЖЕН СФОРМИРОВАТЬ У СЕБЯ ВЫПУСКНИК ПО ЗАВЕРШЕНИЮ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ (ПО СВОЕМУ НАПРАВЛЕНИЮ ИЛИ СПЕЦИАЛЬНОСТИ)
Слайд 20КРЕДИТНО-МОДУЛЬНАЯ СИСТЕМА
ECTS (European Credit Transfer System) – Европейская система перезачета
кредитов
Модуль – часть образовательной программы (или учебной дисциплины), которая имеет
определённую логическую завершённость по отношению к установленным целям и результатам образования.
Кредит (зачетная единица, 36часов ) – условная единица определения трудоемкости учебной нагрузки студента.
Слайд 23Структура дисциплины
«Психолого-педагогические основы профессиональной деятельности»
Т – тест
ВК – входной
контроль
УО – устный опрос
ДИ – деловая игра
Д – дискуссия
ЗП
– защита презентации
ИП – исследовательский проект
Слайд 24Значение слова «психология»
Слово «психология» в переводе с древнегреческого буквально означает
«наука о душе» (psyche — «душа», logos — «понятие», «учение»).
Понятие «психология» имеет как научный, так и житейский смысл. В первом случае оно употребляется для обозначения соответствующей научной дисциплины, во втором — для описания поведения или психических особенностей отдельных лиц и групп людей. Поэтому в той или иной степени каждый человек знакомится с «психологией» задолго до ее систематического изучения.
Слайд 25Психология как наука
Объект: психика человека.
Предмет: основные закономерности порождения и функционирования
психических явлений.
Задачей психологии как науки является изучение механизмов и
закономерностей психических явлений, а также содействие внедрению знаний психологии в практику жизни людей.
Слайд 27Связь психологии с другими науками
Слайд 28Связь психологии с другими науками
Слайд 29Педагогика в системе НАУК О ЧЕЛОВЕКЕ
Педагогика - наука о целенаправленном
процессе передачи человеческого опыта и подготовки подрастающего поколения к жизни
и деятельности
Педагогика представляет собой науку о сущности, закономерностях, принципах, методах и формах обучения и воспитания человека
Слайд 30Литература и источники:
Абрамова, Г.С. Общая психология [Текст]: учеб. пособие
для вузов / Г. С. Абрамова. - 2-е изд. -
М.: Академ. Проект; М.: Мир, 2003. - 496 с.
Педагогика и психология высшей школы [Текст]: учеб. пособие для вузов / М. В. Буланова-Топоркова, А. В. Духавнева, Л. Д. Столяренко и др.; отв. ред. М.В. Буланова-Топоркова. - 2-е изд., доп. и перераб. - Ростов н/Д: Феникс, 2002. - 544 с.
Стрелков, Ю.К. Инженерная и профессиональная психология [Текст]: учеб. пособие для вузов / Ю. К. Стрелков. - М.: Академия; : Высш. шк., 2001. - 360 с.
Психология. Под ред. Дружинина В.Н. Учебник для гуманитарных вузов. 2-е изд. - СПб.: 2009. - 656 с. (Глава 23).
Носкова О. Г. Психология труда: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений / Под ред. Е. А. Климова. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 384 с.
Толочек В. А. Современная психология труда: Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2005.-479 с.
Федеральный портал Российское образование – Режим доступа: http://www.edu.ru/
Библиотека психологической литературы BOOKAP . – Режим доступа: http://bookap.info/.