Слайд 1Искусство послевоенного периода
Предмет : История искусств, 5 класс
Презентацию подготовила
Нагорных С.И.
2020г.
Слайд 2Кончилась война. Художники вернулись в мастерские. Рядом с шинелями легли
на дно сундучков вещевые мешки, в которых еще совсем недавно
хранились блокноты или связки бумаг с документальными зарисовками павших и живых однополчан, покинутых и вновь отбитых у врага деревень, бесконечных дорог. Быстрые, порой небрежные зарисовки в блокнотах военных лет теперь воплощались в картины, гравюры, скульптурные памятники, взволнованно рассказывающие о недавних боях и их участниках.
Слайд 3В Третьяковской галерее, в Центральном музее Советской Армии в Москве,
в Русском музее в Ленинграде, в музеях Киева, Новгорода и
других городов страны хранится художественная летопись Великой Отечественной войны.
Картина украинца Владимира Костецкого
«Возвращение» (1947 г.) рассказывает о возвращении солдата, о его встрече с семьей.
Слайд 4В том же году появилась нашумевшая картина «Письмо с фронта»
Александра Лактионова.
Её осуждали за инсценировку, фигуры называли «искусственно поставленными
в нужных местах и позах». Однако «популярность картины говорила о жажде конкретного, трогательно-духовного, которую испытывали люди, только что пережившие войну.
Слайд 5«Конец» (1948г.) Кукрыниксов — о возмездии, постигшем гитлеровцев.
Слайд 6Взволнованно повествуют о войне и полные искреннего чувства и свежих
личных впечатлений полотна военного художника студии имени Грекова, прошедшего с
войсками от Москвы до Берлина, Бориса Неменского (р. 1922г.).
Слайд 7Его картина «Мать» (1945г.) рассказывает о крестьянской женщине, приютившей во
время отступления у себя в избе солдат, о глубине ее
страданий.
Слайд 8Медицинским сестрам посвящена его картина «Сестры наши. Машенька» (1956г.)
Слайд 9Из блокнотов военных лет взял Неменский темы и для своей
картины «3емля опаленная» (1957г; Третьяковская галерея и Музей Советской Армии,
Москва).
Слайд 10После войны окончательно утвердилась традиция устраивать периодические выставки-отчеты художников —
всесоюзные, республиканские, областные. На этих выставках зрители, многие из которых
бывшие фронтовики, вновь встречались со своим военным прошлым. То, что для людей не воевавших уже становилось историей, для них оставалось самым незабываемым, грустным и гордым воспоминанием на всю жизнь.
Слайд 11Патриотические чувства, рождённые Великой Отечественной войной, всколыхнули интерес к родной
истории вообще. Эта война тоже превращалась в историческое явление. Благодаря
этому исторический и бытовой жанр сближались. Такова, например, картина Юрия Непринцева «Отдых после боя» (1951г.) о Василии Теркине.
Слайд 12Тема «мирного труда», мирной жизни, также пользовалась особым вниманием. Радостная
полнота жизни без войны, «радостный труд», благодаря которому человек чувствовал
себя особенно молодым и счастливым, выражалась в произведениях живописи. Такова, например, картина «Хлеб» кисти Татьяны Яблонской (1949г.): «энергичная по манере живопись выявляет приподнято поэтическое состояние людей, работающих на колхозном току».
Слайд 13В том же русле — другие картины художницы конца 1940-х — начала
1950-х гг. «Весна. На бульваре», 1950г.
Слайд 15Тему спорта развивает в своих полотнах Александр Дейнека.
«Эстафета», 1947г.
Слайд 16Аркадий Пластов опять является заметной фигурой в живописи этого периода —
внимание зрителей и специалистов привлекли картины «Сенокос» (1945г.),
Слайд 20Чуть позже, в 1954 году, Пластов пишет «одну из наиболее
ярких и этапных произведений советской живописи» — «Весна»: здесь изображен открытый
предбанник деревенской «чёрной» бани, где обнаженная девушка одевает девочку.
Слайд 21Семен Чуйков был близок Пластову по принципам творчества. В эти
годы он переживает высший этап своего творчества. Он писал картины,
посвященные жизни людей Киргизии и её природе — «Утро» (1947г.),
Слайд 22«Дочь Советской Киргизии» (1948 г.),
Слайд 23«Дочь чабана» (1948—1956).
Он использует простую схему — фигура на фоне
пейзажа, яркие тона, тонкие цветовые переходы, лепка объёмов с помощью
цветовой градации и светотени.
Слайд 24Широко распространённая во время войны трактовка образа природы как фона
для многообразных фронтовых сюжетов уступает место изображению природы, проникнутому радостью
и гармонией». Пейзаж лирического направления получил новые импульсы в своем развитии.
Так, Сергей Герасимов писал подмосковные пейзажи, небольшие по размеру, скромные, но убедительные и конкретные в характеристике среднерусской природы, лиричные и личностные в выражении настроения времени
Слайд 27
Творчество пейзажиста старшего поколения Василия Мешкова показательно — «Сказ об
Урале» (1949 г.)
Слайд 28«Кама», (1950 г.)
В своих картинах он охватывает широкие просторы,
подчеркивает величавую суровость природы.
Слайд 29Ту же тягу к монументализму обнаруживает Мартирос Сарьян («Колхоз села
Кариндж в горах Туманяна», 1952 г.).
Слайд 30Николай Ромадин также представитель этого лирико-эпического направления пейзажа.
Слайд 31Георгий Нисский работает над пейзажем в ином плане. Как и
в 1930-40-е, он осваевает новую динамику, новый «тип» природы, преображенной
энергией, трудом современного человека.
«Февраль. Подмосковье» (1957г.)
Слайд 32 Главные мотивы его картин — железнодорожные пути, линии автострад
и высоковольтных передач, самолёты, вид земли с неба, морские порты,
яхты, водохранилища.
Слайд 33В большинстве его пейзажей основой композиции является движение, быстрое и
активное, развивающееся в решительных монументальных ритмах.
« Над снегами»
Слайд 34Павел Корин в этот период продолжает выступать как яркий портретист.
Он создаёт портреты людей творческого труда: «Коненков» (1947г.), «Сарьян» (1956г.),
Слайд 35«Кукрыниксы» (1957г.)
Человеческие характеристики здесь выходят скупые, но
всегда точные, острые; живопись остается лаконичной и суровой, четко выровнен
силуэт фигуры, подобрана особая цветовая гамма, подчеркнут жест.
Слайд 36 Бытовой жанр был в центре внимания украинского художника
Сергея Григорьева. Ряд его картин посвящены детям:
«На собрании»,
Слайд 39Графика
Борис Пророков, инвалид войны, выступал как художник-сатирик, проникнутый пафосом обличения.
Типична его серия станковых рисунков «Вот она, Америка» (1947-49гг.) на
сюжеты американских стихов Маяковского.
Слайд 40Активно работали мастера политической карикатуры на международные темы, которые работали
для «Правды» и других центральных газет. Так, Кукрыниксы создали ряд
значительных сатирических произведений — «Уолл-стрижка» (1948 г.)
Слайд 41Леонид Сойфертис и Виталий Горяев также успешно работают в области
сатиры — динамичность, острота, эскизность, лёгкий штрих.
Слайд 42Иллюстраторы часто продолжают традиции 1930-х годов. Художники, выдвинувшиеся перед войной —
главные носители этих традиций: Кибрик, Шмаринов, Кукрыниксы.
Так, Евгений Кибрик
создал иллюстрации к «Тарасу Бульбе» (1945г.), сочетал романтические и эпические тенденции.
Слайд 43Дементий Шмаринов в 1950-е годы берётся за «Войну и мир»,
сохраняя как прежде портретный принцип иллюстрирования.
Слайд 44Кукрыниксы также широко работают на иллюстрацию — «Дама с собачкой» (1941-48гг.),
акварели к «Фоме Гордееву» (1949г.), проявляя умение видеть прекрасное, духовный
мир, но не теряя обличительности.
Слайд 45Давид Дубинский в 1948-50 гг. иллюстрировал повести Гайдара «Р. В.
С.» и «Чук и Гек», позже «Поединок» Куприна (1959-60) — ему
характерна мягкость, лиричность, тонкость психологических характеристик, мягкая графическая манера.
Слайд 46Последний период творчества Фаворского также падает на эти годы: он
продолжает работать в технике гравюры по дереву, создавая циклы («Слово
о Полку Игоревом», 1950 г; «Маленькие трагедии», 1961г.), соединяя классически ясный язык гравера с чувством исторического и пониманием произведения.
Слайд 47Скульптура
В послевоенные годы в скульптуре усиливаются монументальные тенденции. Этому способствовало
издание постановления правительства о сооружении памятников-бюстов дважды Героев Советского Союза
и дважды Героев Социалистического Труда для последующей установки их на родине. Скульптурный монумент и памятник-монумент как жанр стали чрезвычайно востребованными.
Николай Томский Памятник Черняховскому
Слайд 48Евгений Вучетич продолжает работать над бюстами героев и памятниками. Один
из первых он начинает создавать портреты героев труда
«Узбекский колхозник
Низарали Ниязов», 1948г.,
сохраняя опыт работы над военным портретом, добиваясь парадности, прибегая к эффектной композиции
Слайд 49Юозас Микенас создал выразительный Памятник 1200 гвардейцам
в
Калининграде
(1946 г.) — две устремленные вперед фигуры с
четким динамическим силуэтом, памятник выражает дух победы.
Слайд 50Кроме памятников героям войны и мемориалов в 1950-х годах устанавливались
памятники историческим персонажам и деятелям культуры.
В 1953 году по
проекту Сергея Орлова был поставлен Памятник Юрию Долгорукому;
Слайд 51в 1958 году — памятник Маяковскому скульптора Александра Кибальникова.
Слайд 52Михаил Аникушин создал памятник Пушкину (1957 г.), изобразив поэта
в характерной позе чтеца
Слайд 53В 1940-50-х продолжают плодотворно работать скульпторы старшего поколения, включая Мухину.
Её наиболее удачное монументальное произведение этих лет — памятник Чайковскому у
Консерватории, над которым она работала начиная с 1945 года.
Слайд 54Также она участвовала в завершении памятника Горькому в Москве, начатому
Шадром — сохранив решение Шадра она внесла в проект и своё
отношение: свободу пластики, мощь скульптурных форм, сгармонизированных точным конструктивным расчётом.
Слайд 55После 23-летнего перерыва, в 1945 году, на родину вернулся скульптор
Сергей Конёнков. Его программной работой стал «Освобожденный человек» (1947г.): разорвавший
цепи Самсон, в победном жесте вскинувший руки.
Слайд 56В 1949 году он создаёт «Портрет старейшего колхозника деревни Караковичи
И. В. Зуева» — своего односельчанина и друга детства.
Слайд 57Архитектура
В первый послевоенный период особой интенсивностью характеризуется работа архитектора. Они
активно занимались восстановлением разрушенных зданий, параллельно создавая новые. Восстанавливая города,
архитекторы старались исправлять их старые недостатки. Таким образом был перестроен Крещатик — центральная улица Киева.
Слайд 58Колоссальное внимание было уделено новому генеральному плану стертого с лица
земли Сталинграда (Волгограда). Цельная архитектурно-эстетическая идея была предложена советскими архитекторами
Алабяном и Симбирцевым. В план города был введен центральный ансамбль — площадь Борьбы, аллея Героев, пропилеи с гигантской лестницей к Волге.
Слайд 59Минску также требовалось обновить центр города в районе площади Ленина
и Ленинского проспекта (современные площадь и проспект Независимости. Главную улицу
спланировали по принципу проспекта с равновысотными домами (архитекторы Михаил Парусников, Михаил Барщ, Михаил Осмоловский, Владимир Король, Геннадий Баданов).
Слайд 60Получила развитие и тенденция к излишнему декоративизму, квалифицированному позднее как
украшательство». Такими гигантами оказались московские высотки, самой удачной из которых
признавали здание МГУ (1949—1953 гг., архитекторы Борис Иофан (смещён с должности главного архитектора), Лев Руднев, Сергей Чернышёв, Павел Абросимов, Александр Хряков, В. Н. Насонов.
Слайд 61Скульптурное оформление фасадов — работы мастерской Мухиной).
Слайд 62Одной из главных проблем оставалась проблема обычного жилья, усугубленная разрушениями
войны. В эти годы начинается развёртывание массового жилищного строительства. Однако
сначала строительство развивается как малоэтажное — из-за отсутствия необходимой производственно-технической базы.
Слайд 63Итог:
На рубеже 1950-60-х годов в советском искусстве обозначились новые тенденции,
которые будут развиваться в последующее десятилетие. Происходит заметная активизация художественной
жизни страны. В 1957 году в Москве проходит Первый Всесоюзный съезд художников, который подытожил достижения и наметил дальнейший ход развития. Оживляется выставочная деятельность: самой важной оказалась ретроспективная выставка московских художников «30 лет МОССХ».