Разделы презентаций


Искусство послевоенного периода

Содержание

Кончилась война. Художники вернулись в мастерские. Рядом с шинелями легли на дно сундучков вещевые мешки, в которых еще совсем недавно хранились блокноты или связки бумаг с документальными зарисовками павших и живых

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Искусство послевоенного периода
Предмет : История искусств, 5 класс
Презентацию подготовила

Нагорных С.И.
2020г.

Искусство послевоенного периодаПредмет : История искусств, 5 класс Презентацию подготовила Нагорных С.И.2020г.

Слайд 2Кончилась война. Художники вернулись в мастерские. Рядом с шинелями легли

на дно сундучков вещевые мешки, в которых еще совсем недавно

хранились блокноты или связки бумаг с документальными зарисовками павших и живых однополчан, покинутых и вновь отбитых у врага деревень, бесконечных дорог. Быстрые, порой небрежные зарисовки в блокнотах военных лет теперь воплощались в картины, гравюры, скульптурные памятники, взволнованно рассказывающие о недавних боях и их участниках.

Кончилась война. Художники вернулись в мастерские. Рядом с шинелями легли на дно сундучков вещевые мешки, в которых

Слайд 3В Третьяковской галерее, в Центральном музее Советской Армии в Москве,

в Русском музее в Ленинграде, в музеях Киева, Новгорода и

других городов страны хранится художественная летопись Великой Отечественной войны. Картина украинца Владимира Костецкого «Возвращение» (1947 г.) рассказывает о возвращении солдата, о его встрече с семьей.
В Третьяковской галерее, в Центральном музее Советской Армии в Москве, в Русском музее в Ленинграде, в музеях

Слайд 4В том же году появилась нашумевшая картина «Письмо с фронта»

Александра Лактионова.
Её осуждали за инсценировку, фигуры называли «искусственно поставленными

в нужных местах и позах». Однако «популярность картины говорила о жажде конкретного, трогательно-духовного, которую испытывали люди, только что пережившие войну.
В том же году появилась нашумевшая картина «Письмо с фронта» Александра Лактионова. Её осуждали за инсценировку, фигуры

Слайд 5«Конец» (1948г.) Кукрыниксов — о возмездии, постигшем гитлеровцев.

«Конец» (1948г.) Кукрыниксов — о возмездии, постигшем гитлеровцев.

Слайд 6Взволнованно повествуют о войне и полные искреннего чувства и свежих

личных впечатлений полотна военного художника студии имени Грекова, прошедшего с

войсками от Москвы до Берлина, Бориса Неменского (р. 1922г.).
Взволнованно повествуют о войне и полные искреннего чувства и свежих личных впечатлений полотна военного художника студии имени

Слайд 7Его картина «Мать» (1945г.) рассказывает о крестьянской женщине, приютившей во

время отступления у себя в избе солдат, о глубине ее

страданий.
Его картина «Мать» (1945г.) рассказывает о крестьянской женщине, приютившей во время отступления у себя в избе солдат,

Слайд 8Медицинским сестрам посвящена его картина «Сестры наши. Машенька» (1956г.)

Медицинским сестрам посвящена его картина «Сестры наши. Машенька» (1956г.)

Слайд 9Из блокнотов военных лет взял Неменский темы и для своей

картины «3емля опаленная» (1957г; Третьяковская галерея и Музей Советской Армии,

Москва).

Из блокнотов военных лет взял Неменский темы и для своей картины «3емля опаленная» (1957г; Третьяковская галерея и

Слайд 10После войны окончательно утвердилась традиция устраивать периодические выставки-отчеты художников —

всесоюзные, республиканские, областные. На этих выставках зрители, многие из которых

бывшие фронтовики, вновь встречались со своим военным прошлым. То, что для людей не воевавших уже становилось историей, для них оставалось самым незабываемым, грустным и гордым воспоминанием на всю жизнь.

После войны окончательно утвердилась традиция устраивать периодические выставки-отчеты художников — всесоюзные, республиканские, областные. На этих выставках зрители,

Слайд 11Патриотические чувства, рождённые Великой Отечественной войной, всколыхнули интерес к родной

истории вообще. Эта война тоже превращалась в историческое явление. Благодаря

этому исторический и бытовой жанр сближались. Такова, например, картина Юрия Непринцева «Отдых после боя» (1951г.) о Василии Теркине.
Патриотические чувства, рождённые Великой Отечественной войной, всколыхнули интерес к родной истории вообще. Эта война тоже превращалась в

Слайд 12Тема «мирного труда», мирной жизни, также пользовалась особым вниманием. Радостная

полнота жизни без войны, «радостный труд», благодаря которому человек чувствовал

себя особенно молодым и счастливым, выражалась в произведениях живописи. Такова, например, картина «Хлеб» кисти Татьяны Яблонской (1949г.): «энергичная по манере живопись выявляет приподнято поэтическое состояние людей, работающих на колхозном току».
Тема «мирного труда», мирной жизни, также пользовалась особым вниманием. Радостная полнота жизни без войны, «радостный труд», благодаря

Слайд 13В том же русле — другие картины художницы конца 1940-х — начала

1950-х гг. «Весна. На бульваре», 1950г.

В том же русле — другие картины художницы конца 1940-х — начала 1950-х гг. «Весна. На бульваре», 1950г.

Слайд 14«Утро», 1954 г.

«Утро», 1954 г.

Слайд 15Тему спорта развивает в своих полотнах Александр Дейнека.
«Эстафета», 1947г.

Тему спорта развивает в своих полотнах Александр Дейнека. «Эстафета», 1947г.

Слайд 16Аркадий Пластов опять является заметной фигурой в живописи этого периода —

внимание зрителей и специалистов привлекли картины «Сенокос» (1945г.),

Аркадий Пластов опять является заметной фигурой в живописи этого периода — внимание зрителей и специалистов привлекли картины «Сенокос»

Слайд 17«Первый снег» (1946 г.)

«Первый снег» (1946 г.)

Слайд 18 «На колхозном току» (1949

г.)

«На колхозном току» (1949 г.)

Слайд 19«Ужин тракториста» (1951г.)

«Ужин тракториста» (1951г.)

Слайд 20Чуть позже, в 1954 году, Пластов пишет «одну из наиболее

ярких и этапных произведений советской живописи» — «Весна»: здесь изображен открытый

предбанник деревенской «чёрной» бани, где обнаженная девушка одевает девочку.
Чуть позже, в 1954 году, Пластов пишет «одну из наиболее ярких и этапных произведений советской живописи» — «Весна»:

Слайд 21Семен Чуйков был близок Пластову по принципам творчества. В эти

годы он переживает высший этап своего творчества. Он писал картины,

посвященные жизни людей Киргизии и её природе — «Утро» (1947г.),

Семен Чуйков был близок Пластову по принципам творчества. В эти годы он переживает высший этап своего творчества.

Слайд 22«Дочь Советской Киргизии» (1948 г.),

«Дочь Советской Киргизии» (1948 г.),

Слайд 23«Дочь чабана» (1948—1956).
Он использует простую схему — фигура на фоне

пейзажа, яркие тона, тонкие цветовые переходы, лепка объёмов с помощью

цветовой градации и светотени.
«Дочь чабана» (1948—1956). Он использует простую схему — фигура на фоне пейзажа, яркие тона, тонкие цветовые переходы, лепка

Слайд 24Широко распространённая во время войны трактовка образа природы как фона

для многообразных фронтовых сюжетов уступает место изображению природы, проникнутому радостью

и гармонией». Пейзаж лирического направления получил новые импульсы в своем развитии.
Так, Сергей Герасимов писал подмосковные пейзажи, небольшие по размеру, скромные, но убедительные и конкретные в характеристике среднерусской природы, лиричные и личностные в выражении настроения времени
Широко распространённая во время войны трактовка образа природы как фона для многообразных фронтовых сюжетов уступает место изображению

Слайд 25«Зима», 1959 г.

«Зима», 1959 г.

Слайд 26«Пейзаж с рекой», 1959г.

«Пейзаж с рекой», 1959г.

Слайд 27
Творчество пейзажиста старшего поколения Василия Мешкова показательно — «Сказ об

Урале» (1949 г.)

Творчество пейзажиста старшего поколения Василия Мешкова показательно — «Сказ об Урале» (1949 г.)

Слайд 28«Кама», (1950 г.)
В своих картинах он охватывает широкие просторы,

подчеркивает величавую суровость природы.

«Кама», (1950 г.) В своих картинах он охватывает широкие просторы, подчеркивает величавую суровость природы.

Слайд 29Ту же тягу к монументализму обнаруживает Мартирос Сарьян («Колхоз села

Кариндж в горах Туманяна», 1952 г.).

Ту же тягу к монументализму обнаруживает Мартирос Сарьян («Колхоз села Кариндж в горах Туманяна», 1952 г.).

Слайд 30Николай Ромадин также представитель этого лирико-эпического направления пейзажа.

Николай Ромадин также представитель этого лирико-эпического направления пейзажа.

Слайд 31Георгий Нисский работает над пейзажем в ином плане. Как и

в 1930-40-е, он осваевает новую динамику, новый «тип» природы, преображенной

энергией, трудом современного человека.
«Февраль. Подмосковье» (1957г.)
Георгий Нисский работает над пейзажем в ином плане. Как и в 1930-40-е, он осваевает новую динамику, новый

Слайд 32 Главные мотивы его картин — железнодорожные пути, линии автострад

и высоковольтных передач, самолёты, вид земли с неба, морские порты,

яхты, водохранилища.
Главные мотивы его картин — железнодорожные пути, линии автострад и высоковольтных передач, самолёты, вид земли с

Слайд 33В большинстве его пейзажей основой композиции является движение, быстрое и

активное, развивающееся в решительных монументальных ритмах.

« Над снегами»

В большинстве его пейзажей основой композиции является движение, быстрое и активное, развивающееся в решительных монументальных ритмах.

Слайд 34Павел Корин в этот период продолжает выступать как яркий портретист.

Он создаёт портреты людей творческого труда: «Коненков» (1947г.), «Сарьян» (1956г.),



Павел Корин в этот период продолжает выступать как яркий портретист. Он создаёт портреты людей творческого труда: «Коненков»

Слайд 35«Кукрыниксы» (1957г.)
Человеческие характеристики здесь выходят скупые, но

всегда точные, острые; живопись остается лаконичной и суровой, четко выровнен

силуэт фигуры, подобрана особая цветовая гамма, подчеркнут жест.
«Кукрыниксы» (1957г.)   Человеческие характеристики здесь выходят скупые, но всегда точные, острые; живопись остается лаконичной и

Слайд 36 Бытовой жанр был в центре внимания украинского художника

Сергея Григорьева. Ряд его картин посвящены детям:

«На собрании»,
Бытовой жанр был в центре внимания украинского художника Сергея Григорьева. Ряд его картин посвящены детям:

Слайд 37 «Приём в комсомол» (1949г.),

«Приём в комсомол» (1949г.),

Слайд 38«Вратарь» (1949г.)

«Вратарь» (1949г.)

Слайд 39Графика
Борис Пророков, инвалид войны, выступал как художник-сатирик, проникнутый пафосом обличения.

Типична его серия станковых рисунков «Вот она, Америка» (1947-49гг.) на

сюжеты американских стихов Маяковского.
ГрафикаБорис Пророков, инвалид войны, выступал как художник-сатирик, проникнутый пафосом обличения. Типична его серия станковых рисунков «Вот она,

Слайд 40Активно работали мастера политической карикатуры на международные темы, которые работали

для «Правды» и других центральных газет. Так, Кукрыниксы создали ряд

значительных сатирических произведений — «Уолл-стрижка» (1948 г.)
Активно работали мастера политической карикатуры на международные темы, которые работали для «Правды» и других центральных газет. Так,

Слайд 41Леонид Сойфертис и Виталий Горяев также успешно работают в области

сатиры — динамичность, острота, эскизность, лёгкий штрих.

Леонид Сойфертис и Виталий Горяев также успешно работают в области сатиры — динамичность, острота, эскизность, лёгкий штрих.

Слайд 42Иллюстраторы часто продолжают традиции 1930-х годов. Художники, выдвинувшиеся перед войной —

главные носители этих традиций: Кибрик, Шмаринов, Кукрыниксы.
Так, Евгений Кибрик

создал иллюстрации к «Тарасу Бульбе» (1945г.), сочетал романтические и эпические тенденции.
Иллюстраторы часто продолжают традиции 1930-х годов. Художники, выдвинувшиеся перед войной — главные носители этих традиций: Кибрик, Шмаринов, Кукрыниксы.

Слайд 43Дементий Шмаринов в 1950-е годы берётся за «Войну и мир»,

сохраняя как прежде портретный принцип иллюстрирования.

Дементий Шмаринов в 1950-е годы берётся за «Войну и мир», сохраняя как прежде портретный принцип иллюстрирования.

Слайд 44Кукрыниксы также широко работают на иллюстрацию — «Дама с собачкой» (1941-48гг.),

акварели к «Фоме Гордееву» (1949г.), проявляя умение видеть прекрасное, духовный

мир, но не теряя обличительности.
Кукрыниксы также широко работают на иллюстрацию — «Дама с собачкой» (1941-48гг.), акварели к «Фоме Гордееву» (1949г.), проявляя умение

Слайд 45Давид Дубинский в 1948-50 гг. иллюстрировал повести Гайдара «Р. В.

С.» и «Чук и Гек», позже «Поединок» Куприна (1959-60) — ему

характерна мягкость, лиричность, тонкость психологических характеристик, мягкая графическая манера.
Давид Дубинский в 1948-50 гг. иллюстрировал повести Гайдара «Р. В. С.» и «Чук и Гек», позже «Поединок»

Слайд 46Последний период творчества Фаворского также падает на эти годы: он

продолжает работать в технике гравюры по дереву, создавая циклы («Слово

о Полку Игоревом», 1950 г; «Маленькие трагедии», 1961г.), соединяя классически ясный язык гравера с чувством исторического и пониманием произведения.

Последний период творчества Фаворского также падает на эти годы: он продолжает работать в технике гравюры по дереву,

Слайд 47Скульптура
В послевоенные годы в скульптуре усиливаются монументальные тенденции. Этому способствовало

издание постановления правительства о сооружении памятников-бюстов дважды Героев Советского Союза

и дважды Героев Социалистического Труда для последующей установки их на родине. Скульптурный монумент и памятник-монумент как жанр стали чрезвычайно востребованными.
Николай Томский Памятник Черняховскому
СкульптураВ послевоенные годы в скульптуре усиливаются монументальные тенденции. Этому способствовало издание постановления правительства о сооружении памятников-бюстов дважды

Слайд 48Евгений Вучетич продолжает работать над бюстами героев и памятниками. Один

из первых он начинает создавать портреты героев труда
«Узбекский колхозник

Низарали Ниязов», 1948г.,
сохраняя опыт работы над военным портретом, добиваясь парадности, прибегая к эффектной композиции
Евгений Вучетич продолжает работать над бюстами героев и памятниками. Один из первых он начинает создавать портреты героев

Слайд 49Юозас Микенас создал выразительный Памятник 1200 гвардейцам
в

Калининграде
(1946 г.) — две устремленные вперед фигуры с

четким динамическим силуэтом, памятник выражает дух победы.

Юозас Микенас создал выразительный Памятник 1200 гвардейцам   в Калининграде   (1946 г.) — две устремленные

Слайд 50Кроме памятников героям войны и мемориалов в 1950-х годах устанавливались

памятники историческим персонажам и деятелям культуры.
В 1953 году по

проекту Сергея Орлова был поставлен Памятник Юрию Долгорукому;
Кроме памятников героям войны и мемориалов в 1950-х годах устанавливались памятники историческим персонажам и деятелям культуры. В

Слайд 51в 1958 году — памятник Маяковскому скульптора Александра Кибальникова.

в 1958 году — памятник Маяковскому скульптора Александра Кибальникова.

Слайд 52Михаил Аникушин создал памятник Пушкину (1957 г.), изобразив поэта

в характерной позе чтеца

Михаил Аникушин создал памятник Пушкину (1957 г.),  изобразив поэта в характерной позе чтеца

Слайд 53В 1940-50-х продолжают плодотворно работать скульпторы старшего поколения, включая Мухину.

Её наиболее удачное монументальное произведение этих лет — памятник Чайковскому у

Консерватории, над которым она работала начиная с 1945 года.

В 1940-50-х продолжают плодотворно работать скульпторы старшего поколения, включая Мухину. Её наиболее удачное монументальное произведение этих лет —

Слайд 54Также она участвовала в завершении памятника Горькому в Москве, начатому

Шадром — сохранив решение Шадра она внесла в проект и своё

отношение: свободу пластики, мощь скульптурных форм, сгармонизированных точным конструктивным расчётом.
Также она участвовала в завершении памятника Горькому в Москве, начатому Шадром — сохранив решение Шадра она внесла в

Слайд 55После 23-летнего перерыва, в 1945 году, на родину вернулся скульптор

Сергей Конёнков. Его программной работой стал «Освобожденный человек» (1947г.): разорвавший

цепи Самсон, в победном жесте вскинувший руки.
После 23-летнего перерыва, в 1945 году, на родину вернулся скульптор Сергей Конёнков. Его программной работой стал «Освобожденный

Слайд 56В 1949 году он создаёт «Портрет старейшего колхозника деревни Караковичи

И. В. Зуева» — своего односельчанина и друга детства.

В 1949 году он создаёт «Портрет старейшего колхозника деревни Караковичи И. В. Зуева» — своего односельчанина и друга детства.

Слайд 57Архитектура
В первый послевоенный период особой интенсивностью характеризуется работа архитектора. Они

активно занимались восстановлением разрушенных зданий, параллельно создавая новые. Восстанавливая города,

архитекторы старались исправлять их старые недостатки. Таким образом был перестроен Крещатик — центральная улица Киева.
АрхитектураВ первый послевоенный период особой интенсивностью характеризуется работа архитектора. Они активно занимались восстановлением разрушенных зданий, параллельно создавая

Слайд 58Колоссальное внимание было уделено новому генеральному плану стертого с лица

земли Сталинграда (Волгограда). Цельная архитектурно-эстетическая идея была предложена советскими архитекторами

Алабяном и Симбирцевым. В план города был введен центральный ансамбль — площадь Борьбы, аллея Героев, пропилеи с гигантской лестницей к Волге.
Колоссальное внимание было уделено новому генеральному плану стертого с лица земли Сталинграда (Волгограда). Цельная архитектурно-эстетическая идея была

Слайд 59Минску также требовалось обновить центр города в районе площади Ленина

и Ленинского проспекта (современные площадь и проспект Независимости. Главную улицу

спланировали по принципу проспекта с равновысотными домами (архитекторы Михаил Парусников, Михаил Барщ, Михаил Осмоловский, Владимир Король, Геннадий Баданов).
Минску также требовалось обновить центр города в районе площади Ленина и Ленинского проспекта (современные площадь и проспект

Слайд 60Получила развитие и тенденция к излишнему декоративизму, квалифицированному позднее как

украшательство». Такими гигантами оказались московские высотки, самой удачной из которых

признавали здание МГУ (1949—1953 гг., архитекторы Борис Иофан (смещён с должности главного архитектора), Лев Руднев, Сергей Чернышёв, Павел Абросимов, Александр Хряков, В. Н. Насонов.
Получила развитие и тенденция к излишнему декоративизму, квалифицированному позднее как украшательство». Такими гигантами оказались московские высотки, самой

Слайд 61Скульптурное оформление фасадов — работы мастерской Мухиной).

Скульптурное оформление фасадов — работы мастерской Мухиной).

Слайд 62Одной из главных проблем оставалась проблема обычного жилья, усугубленная разрушениями

войны. В эти годы начинается развёртывание массового жилищного строительства. Однако

сначала строительство развивается как малоэтажное — из-за отсутствия необходимой производственно-технической базы.
Одной из главных проблем оставалась проблема обычного жилья, усугубленная разрушениями войны. В эти годы начинается развёртывание массового

Слайд 63Итог:
На рубеже 1950-60-х годов в советском искусстве обозначились новые тенденции,

которые будут развиваться в последующее десятилетие. Происходит заметная активизация художественной

жизни страны. В 1957 году в Москве проходит Первый Всесоюзный съезд художников, который подытожил достижения и наметил дальнейший ход развития. Оживляется выставочная деятельность: самой важной оказалась ретроспективная выставка московских художников «30 лет МОССХ».
Итог:На рубеже 1950-60-х годов в советском искусстве обозначились новые тенденции, которые будут развиваться в последующее десятилетие. Происходит

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика