Слайд 1ИСКУССТВО РОССИИ НАЧАЛА ХХ ВЕКА
Курс «Искусство ХХ века»
https://vk.com/izo_xx_rgpu
Слайд 2Сарабьянов Д.В. Стиль модерн.
Истоки. История. Проблемы.
М.: «Искусство», 1989/
2001.
«Если измерять стиль привычными параметрами и критериями, то он утратился…
Но речь все же идет о стиле, который получил значительное распространение в Западной Европе и в России на рубеже ХIХ–начала ХХ веков.
Этот стиль получил название «модерн» (франц. modern от лат. modernus) – новый, современный»
Слайд 3МОДЕРН/ МОДЕРНИЗМ
МОДЕРН - наименование стиля (исторического стиля, стилистического направления), который получил
широкое распространение в мировом искусстве конца XIX - начала XX
веков (Россия, Европа, США), главным содержанием которого было стремление художников противопоставить свое творчество историзму и эклектизму искусства второй половины XIX столетия, а выражением – изогнутая линия как основа художественного языка.
МОДЕРНИЗМ - совокупность художественных направлений в искусстве конца XIX - середины XX века, декларирующих принципиальный поиск новых форм и средств выражения искусства (экспрессионизм, постимпрессионизм, фовизм, дадаизм, кубизм, сюрреализм и т.д.)
Слайд 4Русское искусство накануне ХХ века. Академизм.
Генрих Семирадский «Фрина на празднике
Посейдона в Элевзине» 1889. Хост, масло. 390х763 см. ГРМ
Слайд 5Русское искусство накануне ХХ века. Критический реализм.
Илья Репин. «Бурлаки
на Волге». 1870-1873гг. Холст, масло. 131.5 x 281 см. ГРМ
-
Слайд 6Русский импрессионизм. Конец XIX века.
Эдуард Мане В лодке. 1874
К. Моне.
Две девушки в лодке. 1887.
К. Коровин. В лодке. 1888.
Слайд 7«Мир искусства» (1898-1927)
Б.М. Кустодиев «Групповой портрет художников «Мира искусств». 1916-1920 ГРМ
Слева
направо изображены: Игорь Грабарь, Николай Рерих, Евгений Лансере, Борис Кустодиев, Иван Билибин, Анна Остроумова-Лебедева, Александр Бенуа, Георгий Нарбут, Кузьма
Петров-Водкин, Николай Милиоти, Константин Сомов, Мстислав Добужинский
Слайд 91900-1904 гг. – классический период «Мира искусства»
24 февраля 1900 года
в редакции журнала «Мир искусства» состоялось собрание участников выставок журнала,
на котором присутствовали следующие художники: Л. Бакст, А. Бенуа, И. Билибин, Е. Лансере, И. Левитан, Ф. Малявин, М. Нестеров, А. Остроумова-Лебедева, К. Сомов, В. Серов.
На собрании были выработаны главные основания организации будущих выставок и избран распорядительный комитет по устройству следующей, третьей, выставки в январе — феврале 1901 года; в него вошли В. Серов, А. Бенуа и С. Дягилев.
Слайд 12А.Н. Бенуа (1870-1960)
Портрет Л. Бакста. 1898
Слайд 14Прогулка короля. 1906. ГТГ
Бумага на холсте, акварель, гуашь, бронзовая краска,
серебряная краска, графитный карандаш, перо, кисть. 48x62
Слайд 15Маскарад при Людовике XIV. 1898. ГРМ
Пастель, бумага. 73,5 x 104
см.
-
Слайд 16Летний сад при Петре Великом 1902
Слайд 17В. Серов
Выезд Петра II и Елизаветы Петровны на охоту
1901
ГРМ
Слайд 19Василий Суриков. Утро стрелецкой казни. 1881
Александр Бенуа Парад при Павле
I 1907 ГРМ
Бумага на картоне, гуашь, акварель
59,6 x 82 см.
Слайд 20Константин Сомов (1869-1939)
Осмеянный поцелуй. 1908
Слайд 21Константин Сомов. Арлекин и дама (Фейерверк). 1912
Слайд 22А. Бенуа Цикл иллюстраций к «Медному всаднику» А. Пушкина
Слайд 24«Они так хороши, что я от новизны впечатлений все еще
и теперь не могу прийти в себя. Чертовски передана эпоха
и Пушкин, при этом совсем нет запаха гравюрного материала, никакой патины. Они страшно современны – и это важно...»
И. Грабарь
-
Слайд 25Анна Остроумова-Лебедева
(1871-1955)
Ф. Малявин. 1896
Портрет художницы А. Остроумовой-Лебедевой
Слайд 26Александровский дворец в Царском Селе. Акварель.
Слайд 27Адмиралтейство под снегом. Цветная ксилография.
Слайд 32«Месяц в деревне». И. С. Тургенев
Москва МХТ 1909
-
Слайд 34И. Билибин (1876-1942)
Б. Кустодиев.
Портрет И. Билибина. 1901.
Слайд 35И. Я. Билибин.
Эскиз костюма Командора к драме Лопе де Веги
«Фуэнте
Овехуна»
1911
Слайд 36Иллюстрации к
«Сказке о царе Салтане»
А.С. Пушкина. 1905
Слайд 37Кацусика Хокусай. Большая волна в Канагаве. 1823
(серия «Тридцать шесть
видов Фудзи»)
Слайд 391904 год – выставка
«АЛАЯ РОЗА» (Саратов)
1907 год – выставка
«ГОЛУБАЯ РОЗА»
Слайд 40Павел Кузнецов (1878-1968). Голубой фонтан. 1905
Слайд 41Николай Сапунов (1880-1912)
«Фат, романтик, любитель антикварных ваз... его любовь к
синим, золотым и розовым гаммам - меланхолия по старине, но
по его собственной, сапуновской» (Н. Пунин)
Слайд 42Цветы и фарфор (1912, ГРМ)
Натюрморт. Вазы, цветы и фрукты (1912,
ГТГ).
Слайд 44Валентин Серов Портрет С. Дягилева. 1904
Лев Бакст Портрет С. Дягилева
с няней. 1905
Слайд 45Перед открытием выставки в Париже 1906.
А.К. Шервашидзе, А.Н. Бенуа, Л.С.
Бакст,
С.П, Дягилев, И.Э. Грабарь, Е.С. Кругликова.
Слайд 46Леон Бакст Эскизы театральных костюмов
Слайд 51В. Серов
Афиша
«Анна Павлова
в балете Сильфида»
1909
Слайд 53Тамара Карсавина и Вацлав Нижинский в балете «Жизель»
Слайд 56Жак Луи Давид. Портрет мадам Рекамье. 1800
Валентин Серов. Портрет Иды
Рубинштейн.1910
Слайд 57Ида Рубинштейн (1883-1960)
Леон Бакст. Эскиз костюма
Клеопатры для Иды Рубинтштейн
Слайд 58«Выход из противоречий модерна стал началом нового искусства. Осознавая и
преодолевая кризис, модерн погибал. Он пытался разрешить противоречия искусства XIX
в. , исходя из тенденций самого XIX в. В этой отчаянной попытке накануне XX в. есть «вздох умирающего столетия» (Валерий Турчин)
«Авангард – искусство, основанное на подспудной идее, что будущее не вырастает из настоящего, а уничтожает его» (Александр Круглов)