Слайд 1Искусство средневекового орнамента.
Слайд 2Характерной особенностью готического орнамента являются прямолинейные геометрические формы, формы в
виде стрельчатой арки, сферические треугольники и четырехугольники, растительный орнамент: листья
винограда, репейника, дуба, плюща, клевера, роз и т.д. Очень часто можно встретить изображение трилистника и двулистника. Позднее начинают встречаться изображения колючих растений: терновника, чертополоха, папоротника и других.
Слайд 3
Самыми популярными орнаментами и украшениями были стилизованные мифологический (зооморфные, антропоморфные),
растительные
и геометрические: лиственные и ленточные,
а также геральдический, "королевские"
лилии,
иллюзия каменных стен и вьющихся стеблей растений - листья винограда, репейника, дуба, плюща, клевера, роз и др.
Также были распространены мотивы трилистника или двулистника
и формы колючих растений - терновника, чертополоха, папоротника и др.
Капители и карнизы зданий заполнялись изображениями птиц, листьев, цветов, разнообразных плодов. Все они как бы вдыхали чувство жизни природы в архитектурные формы.
Подобное изобилие растительной орнаментики не встречается в других архитектурных стилях. Сама идея использования мотивов реальной флоры в готическом декоре была своеобразным каноном.
Слайд 7Цвета
Яркие и насыщенные: тёмно-синий, тёмно-красный, зеленовато-жёлтый, фиолетовый, охристый, серый. Их
сочетания тоже были контрастными: например, желтый с фиолетовым, зеленый с
оранжевым и т.д. Широко использовалась позолота и краски на основе золотого порошка.
Слайд 8Витраж.
- картина из кусочков цветного стекла, покрытых росписью и
разделённых узкими свинцовыми полосками.
Сюжеты: сцены Ветхого и Нового Завета, жития
святых, изображения Страшного Суда.
Одно из важнейших окон готического собора – круглая «роза» над центральным порталом.
Слайд 9Окно-розетка, как и весь готический собор, гармонично объединяло органические элементы
природы с невидимой геометрией божественного космоса, а изображённые в залах
многих соборов лабиринты представляли собой символы духовного паломничества, которое способно привести человека к осознанию и единству с Богом.
Каждое окно сверху донизу было заполнено фигурными композициями, заключенными в медальоны. Техника витража, позволявшая сочетать цветовое и световое начала живописи, сообщала этим композициям повышенную эмоциональность.
Огненные, цвета граната, густо-алые, красные, желтые, зеленые, ультрамариновые, голубые и темно-синие стекла, вырезанные соответственно контуру рисунка, пропуская наружный свет, горели как драгоценные самоцветы, преображая весь интерьер храма, настраивая человека на возвышенный лад.
Слайд 11
Искусство готического орнамента очень тесно связано со скульптурой. В скульптуре
очень часто используются растительные орнаментальные мотивы. Идея использования мотивов реальной
флоры в готическом декоре становится своего рода законом.
Слайд 30Особенно популярен был этот орнамент в мебельном искусстве, где сами
формы мебели напоминали архитектурные.
Слайд 35Книжная миниатюра
В готическую эпоху высокого расцвета достигло искусство книжной миниатюры
и искусство средневековой книги.
Их развитие было вызвано усилением светских
тенденций в культуре. Даже в иллюстрации с многофигурными композициями религиозного содержания включались реалистические детали: орнаменты из растительных мотивов, изображение птиц, бабочек, зверей, бытовых сценок.
Слайд 36Впервые в книжной миниатюре была использована техника гризайль и архитектурные
формы. Миниатюры, изображения животных и листьев были помещены внутри бордюра
правильной четырехугольной формы, а стилю готической книги придавалась особая декоративная нарядность с помощью причудливых форм, рамок и изысканных виньеток.
Слайд 37И даже сюжеты книжных миниатюр часто разворачиваются на фоне порталов
готического
храма.
Слайд 39Шрифт - готическое письмо.
Готический шрифт также долгое время считали "варварским".
Этот вид
буквенных символов обусловлен, прежде всего, использованием гусиных перьев, обрезанных по
диагонали.
Как правило, при написании этим шрифтом пишущая кромка располагается по углом 45 градусов к линии строки. Буквы располагались очень плотно, поскольку сказывалась необходимость экономии ценного и дорогостоящего пергамента.
Слайд 40Основное внимание уделяется заглавной букве-инициалу. Для этого периода характерен зооморфный
инициал, выполненный в виде стилизованной фигуры птицы, рыбы или животного.
Нередко такой инициал заполнял в средневековой рукописи половину, а иногда и целую страницу. Как правило, сложное плетение орнамента, широко используемая символика (крест, голубь, рыбы и т. п ) и инициал составляли основной декор книги. Фигура человека в книжном орнаменте встречается редко и обычно вплетается в орнамент. Краски используются чистые и светлые.
Слайд 41Сетчатый орнамент.
Сетчатый орнамент равномерно покрывает всю поверхность, и его композиция
строится с помощью сетки. Это раппортный орнамент, в его основе
- ритмическое чередование мотивов.
Слайд 46МАСВЕРК - готический орнамент, основанный на сложном переплетении прямых и
дугообразных линий.
Слайд 47ЛЬНЯНЫЕ СКЛАДКИ - готический орнаментальный мотив, изображающий сложенное в несколько раз
полотнище, напоминающее льняную ткань.
Слайд 49Самостоятельная работа: сделать копию фрагмента средневекового орнамента.