Слайд 2
Периодизация
1) монархия — 753 — 509 гг. до н. э.;
2)
республика — 509 — 29 гг. до н. э.;
3) империя
— 29 г. до н. э. — 476 г. н. э.
Слайд 3Категории римской культуры
усиление индивидуализма
переосмысление и критика традиционные античные идеалы
ощущение себя
как свободного гражданина, сознательно выбирающего и совершающего свои поступки;
чувство
коллективизма
принадлежности к гражданской общине
приоритет государственных интересов над личными
консерватизм, следование нравам и обычаям предков (аскетические идеалы бережливости, трудолюбия, патриотизма);
трезвость и практичность
умение извлечь из окружающей среды все полезное, что она может дать человеку.
Слайд 4Ценности Древнего Рима
патриотизм — представление о Риме как о высшей
ценности, о долге гражданина служить ему, не щадя сил и
жизни.
мужество, верность, достоинство, умеренность в личной жизни, умение подчиняться железной дисциплине и закону.
Достойные занятия – войны, политика, право, историография и земледелие.
Слайд 5Особенности визуальных искусств в Древнем Риме
скульптура получила развитие в историческим
рельефе и портрете.
получили развитие изобразительные искусства с иллюзорной трактовкой объемов
и форм —фреска, мозаика, станковая живопись.
архитектура достигла небывалых успехов как в ее строительно-инженерном, так и в ансамблевом выражении.
Рыбы. мозаика в Помпеях
Слайд 6Общее тяготение к как можно более адекватному воспроизведению жизненных образов.
склонность к анализированию, расчленению целого на части, детальному изображению явления.
внимание на личных, индивидуальных особенностях человека.
Слайд 7Римская архитектура
Грандиозность +
Удобство
Пышность
+ Рациональность
Торжественность + Практичность
Форум Романум
Слайд 8римский тип городской планировки: город состоит из жилых кварталов, общественных
зданий, площадей (форумов) и районов ремесленников.
материал, похожий на бетон (известковый
раствор, щебень и вулканический песок)
арку и свод – позаимствовали у этрусков.
архитектурные ордера – у греков.
Слайд 11Форум Траяна
(112 г. н.э. архитектор Аполлодор)
Слайд 13АКВЕДУК (лат., от «вода» и «веду») - мост с желобочным
водопроводом и арочными пролётами, иногда в несколько ярусов в местах
понижения земной поверхности.
ВИАДУК (лат., от «путь, дорога» и «веду») - мост, по которому проходит участок дороги в месте пересечения ее с оврагом, ущельем, другой дорогой и т. п.
Слайд 14
Термы – городские бани, общественные места.
Слайд 15Палестра — место для физических упражнений
Аподитерий — комната для раздевания
в римских банях, предбанник
Тепидарий — теплое помещение
Кальдарий — самое горячее
помещение
Гипокауст — отопительная система, которая находилась под кальдарием
Лаконик (судаториум, гипокауст) — помещение, где прогревались сухим воздухом, с большим, но не глубоким бассейном для омовения
Лабрум — бассейн в лаконике
Пропнигий — парильня
Фригидарий — прохладная комната с бассейнами
Айлептерий — специальное помещение, где производились массаж и умащивание тела маслами.
Слайд 16Термы:
1 — термы Каракаллы
Реконструкция тепидария;
2 — термы Диоклетиана.
План (а — фригидарий, б — зал. в — тепидарий,
г — кальдарий, д — палестры)
Слайд 17Театры
Театр:
1 — план театра в Помпеях; 2 — трагическая
маска; 3—комическая маска
Слайд 18Амфитеатры
Колизей (70-9ые гг.н.э.)
Амфитеатр – овальная в плане гигантская постройка
в виде чаши.
В центре находилась арена, а под трибунами
— помещения для выступающих.
Вмещал более 50 тысяч зрителей.
Слайд 19Колизей. Конструкции наземной части постройки
Слайд 20Триумфальные арки
Триумфальная арка
Константина, IV век, Рим
Слайд 21Планы триумфальных арок: 1 — Августа в Сузах; 2 —
Тита в Риме; 3 — Константина в Риме; 4—Каракаллы в
Тебессе
Слайд 22Колонны
Колонна Траяна (около 114 г. Архитектор Аполлодор. 30 метров)
Слайд 23Храмовое строительство
Храм Геркулеса на бычьем форуме (ок. 120 г. до
н. э.).
Храм Фортуны Верилис («мужской удачи», ок. 1 в. до
н.э.).
Слайд 24Планы римских храмов
1 — Капитолийского; 2 — гексастиль-периптер; 3 —
тетрастиль-псевдопериптер
Слайд 25
Пантеон – храм всех богов
(от греч. Pentheion — место,
посвященное всем богам.
125 г. н.э.).
идея единения многочисленных народов империи.
греческий
круглый храм, завершенный куполом диаметром 43,4 м, через отверстия которого свет проникает во внутреннюю часть храма.
Слайд 26Живопись.
Основные сюжеты
эпизоды греческой и римской мифологии
пейзажные зарисовки
сцены из повседневной жизни
натюрморты
Слайд 27цветовая и воздушная перспектива
использование света и тени
иллюзия пространства
смешанная
техника: фреска и темпера или энкаустика
Альдобрандинская свадьба. Рим.
Слайд 29Римский скульптурный портрет
необыкновенный реализм
стремление передать характер изображённого
дополнение письменных источников –
демонстрация лиц участников важных исторических событий
формирование основы последующего развития европейского
реалистического портрета
Марк Лициний Красс,
полководец и политический деятель
Слайд 30Функции скульптурного портрета
Религиозная (культ предков)
Статуя древнего римлянина с
восковыми масками
предков в руках
Слайд 32Портрет неизвестной римлянки, 1 в.
Т.н. «Сириянка», 2 в.