Разделы презентаций


ИСЛАМ

Содержание

В современном мире принято противопоставлять мусульманский и христианский мир, Восток и Запад. Но, несмотря на массу отличий в бытовом устройстве и культуре, в культуре мусульман и христиан достаточно и точек соприкосновения,

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1ИСЛАМ

ИСЛАМ

Слайд 2В современном мире принято противопоставлять мусульманский и христианский мир, Восток

и Запад. Но, несмотря на массу отличий в бытовом устройстве

и культуре, в культуре мусульман и христиан достаточно и точек соприкосновения, которые мы подчас не склонны замечать.

В современном мире принято противопоставлять мусульманский и христианский мир, Восток и Запад. Но, несмотря на массу отличий

Слайд 3В эпоху древности и средневековья в период размытости и границ

и активного и подчас кровавого процесса формирования государственных образований происходил

постоянный культурный обмен между европейским, азиатскими народами, народами, жившими на севере Африки.

На всех этих территориях существовали лишь очаги высокой культуры, которые распространяли свет этой культуры как на восток, так и на запад. Происходил постоянный культурный обмен и синтез новых культурных ценностей.

В эпоху древности и средневековья в период размытости и границ и активного и подчас кровавого процесса формирования

Слайд 4Ислам как и христианство зародился на Ближнем Востоке, на Аравийском

полуострове, более того арабский на котором пророчествовал Мухаммед и еврейский

на котором проповедовал Христос относятся к одной афразийской или семито-хамитской ветви языков.

Ислам как и христианство зародился на Ближнем Востоке, на Аравийском полуострове, более того арабский на котором пророчествовал

Слайд 5В эпоху становления ислама имели место довольно тесные торговые и

политические контакты арабов с Византией, Кавказом и юго-западной Европой.

Конфликтность

между мусульманским миром и Западной Европой усилилась, когда две идеологии столкнулись в борьбе за византийское наследство.
В эпоху становления ислама имели место довольно тесные торговые и политические контакты арабов с Византией, Кавказом и

Слайд 6Связующим звеном во взаимоотношениях Аравии и Европы в течении нескольких

столетий, предшествовавших их непосредственной встрече были евреи. Именно они первыми

ознакомили Западную Европу с достижениями арабской науки и культуры, переведя труды арабских ученых на латинский язык, а также способствовали торговому обмену между этими регионами.

Связующим звеном во взаимоотношениях Аравии и Европы в течении нескольких столетий, предшествовавших их непосредственной встрече были евреи.

Слайд 7Связующей нитью самобытной культуры народов Арабского Востока является именно ислам.

Ислам зародился на рубеже 6 и 7 в. н.э., то

есть это самая молодая из мировых религий. Первоначальным языком этой религии был арабский язык.
Связующей нитью самобытной культуры народов Арабского Востока является именно ислам. Ислам зародился на рубеже 6 и 7

Слайд 8Арабы это часть некогда единого союза семитских племен, которые по

неизвестным для науки причинам перебрались на Аравийский полуостров.


Здесь они

осели. Большая их часть ввиду жаркого и засушливого климата Аравии, а значит и незначительными условиями для земледелия вынуждена была заниматься кочевым скотоводством.

Земледелие и торговля процветали лишь в оазисах. Не брезговали арабы, что значит в переводе «лихой наездник» и грабежом торговых караванов.

Арабы это часть некогда единого союза семитских племен, которые по неизвестным для науки причинам перебрались на Аравийский

Слайд 9К началу 6 в. у арабов сохранились родоплеменные отношения. Сильные

позиции родовой знати разбросанность населения и антагонизм между земледельцами и

степняками препятствовали созданию единого государства. Нужна была некая объединительная идея, идеология. Такой идеологией, новой идеей и стал ислам.

К началу 6 в. у арабов сохранились родоплеменные отношения. Сильные позиции родовой знати разбросанность населения и антагонизм

Слайд 10Основоположником ислама стал Мухаммед (Мухаммад или Магомет), историческая фигура, человек

действительно живший в 570-632 гг. Мухаммед происходил из арабского племени

курайшитов и родился в Мекке.

Мекка тогда была заурядным городом ничем не примечательным. Сегодняшним, культовым значением, ставшим даже нарицательным, своей известностью во всем мире Мекка обязана как раз Мухаммеду.
Основоположником ислама стал Мухаммед (Мухаммад или Магомет), историческая фигура, человек действительно живший в 570-632 гг. Мухаммед происходил

Слайд 11Мухаммед рано остался без родителей. Отец погиб сопровождая караваны еще

до рождения сына, мать умерла когда ему было 6-7 лет.

Мальчика сначала воспитывал дед, который был смотрителем святилища Кааба.

Родового святилище курайшитов в котором находился черный камень было посвящено племенному богу Аллах у, а вели свой род от Ибрагима(Авраама). После смерти деда мальчика воспитывал брат отца.
Мухаммед рано остался без родителей. Отец погиб сопровождая караваны еще до рождения сына, мать умерла когда ему

Слайд 12С малолетства он вынужден был добывать кусок хлеба, работая пастухом,

а когда подрос, стал наниматься, как и многие другие юноши

из небогатых семей проводником караванов. Работа в караванах позволила ему ознакомится с другими регионами арабского востока.

Когда ему было 24 года, счастье вдруг улыбнулось Мухаммеду. Он устроился на работу к богатой купчихе Хадидже, которая занималась транзитной торговлей. И вскоре стал не только ее ближайшим помощником, но и мужем. В их счастливом браке родилось 4 дочери и 2 сына. Сыновья умерли в младенчестве.

Хадиджа (556-619)

Хадиджа родила Мухаммеду шестерых детей:
Аль-Касим (сын)
Зайнаб
Рукая
Умм Кульсум
Фатима
Абдуллах (сын)

С малолетства он вынужден был добывать кусок хлеба, работая пастухом, а когда подрос, стал наниматься, как и

Слайд 13Однако приблизительно к 40 годам Мухаммед все меньше стал интересоваться

торговлей и увлекается поисками смысла жизни, религиозно-философскими исканиями. Именно в

40-летнем возрасте он получает первые откровения.

Пещера Хира, где уединялся Мухаммед

Однако приблизительно к 40 годам Мухаммед все меньше стал интересоваться торговлей и увлекается поисками смысла жизни, религиозно-философскими

Слайд 14По преданию первое откровение он получил во сне. Ему явился

ангел Джабраил, посланник Аллаха и объявил, что он Мухаммед избран

пророком и должен проповедовать во имя Аллаха. Он должен был донести до людей идеи единобожия и социальной справедливости.
По преданию первое откровение он получил во сне. Ему явился ангел Джабраил, посланник Аллаха и объявил, что

Слайд 15Затем последовали новые откровения. В 610 г. Мухаммед выступил с

первой проповедью в Мекке среди своих соплеменников.


Идеи социальной справедливости

нашли поддержку в среде городской бедноты, но власть имущие Мекки отнеслись к ним недоверчиво и враждебно.

Затем последовали новые откровения. В 610 г. Мухаммед выступил с первой проповедью в Мекке среди своих соплеменников.

Слайд 16В 622 г. 16 июля, опасаясь физической расправы, Мухаммед с

группой соратников вынужден был покинуть Мекку, и переселится в город

Ясриб. Это событие «хиджра», что в переводе с арабского означает «переселение» стало признанием Мухаммеда пророком, и у мусульман считается началом новой эры.

В 622 г. 16 июля, опасаясь физической расправы, Мухаммед с группой соратников вынужден был покинуть Мекку, и

Слайд 17Мухаммед считал себя последним пророком, а своими предшественниками он считал

еврейских пророков Ноя (Нуха), Моисея (Мусу), Авраама (Ибрагима), Иосиф (Юсуф)

и самого Христа (Иса). С пророками предшественниками Мухаммед встречался в «ночь могущества», «ночь предопределения» или «ночь чудес», когда ему были открыты райские кущи и бездны ада.


Мухаммед считал себя последним пророком, а своими предшественниками он считал еврейских пророков Ноя (Нуха), Моисея (Мусу), Авраама

Слайд 18Именно с этим событием связан главный символ ислама полумесяц.

Именно с этим событием связан главный символ ислама полумесяц.

Слайд 19Как религия ислам творчески переработала в себе три начала ханифизм

– домусульманское раннее учение, иудаизм и христианство.
Так же как

и христианство, ислам позаимствовал космогонические представления древних евреев.
Как религия ислам творчески переработала в себе три начала ханифизм – домусульманское раннее учение, иудаизм и христианство.

Слайд 20Сотворение мира трактуется в Коране так: Аллах сотворил мир за

6 дней. Аллах сказал «Будь» и появились небеса и земля.

Аллах сделал первого человека из глины, и вдохнул в него свой божественны дух. Из ребра Адама он создал ему подругу Еву (Хаву).

Ислам учит, что «золотой век», самое счастливое время в истории человечества прошел, это был период пребывания Адама и Хавы в раю.

После нарушения ими клятвы они были изгнаны из рая и вынуждены были в поте лица добывать свой хлеб. Как видим, космогонический миф иудаизма передан практически без искажений.

Сотворение мира трактуется в Коране так: Аллах сотворил мир за 6 дней. Аллах сказал «Будь» и появились

Слайд 21Мирская жизнь, по мнению пророка, – это лишь суетный миг

– это обманчивая утеха, обольщение и одновременно подготовка к загробной

жизни. А после смерти каждого ждет страшный суд, где каждому воздастся по делам его. Представления о бессмертии души, загробной жизни и страшном суде были восприняты Мухаммедом от христианства.

Мирская жизнь, по мнению пророка, – это лишь суетный миг – это обманчивая утеха, обольщение и одновременно

Слайд 22В бытность Мухаммеда в Мекке разногласия между христианами и евреями

были всегда очень острыми, своим учением Мухаммед попытался сгладить примерить

эти разногласия. Он говорил, что поскольку Авраам жил раньше Моисея и Иисуса, то он не мог быть еще ни евреем, ни христианином, он лишь посланник единого Бога.

В бытность Мухаммеда в Мекке разногласия между христианами и евреями были всегда очень острыми, своим учением Мухаммед

Слайд 23Мухаммед считал, что Бог может быть только один и не

признавал существование божьего сына. Он считал, что Богу вообще не

свойственно иметь детей.




Для того чтобы поведать людям правила справедливой жизни и свою волю Бог, согласно новому вероучению посылает на Землю пророков.

И откуда будут у него дети, когда не было у него подруги справедливо вопрошал Мухаммед?

Мухаммед считал, что Бог может быть только один и не признавал существование божьего сына. Он считал, что

Слайд 24В Ясрибе, в последствии этот город стали называть Мединой (что

значит «город пророка») учение Мухеммеда получило широкую поддержку. За 8

лет Мухаммед собрал вокруг этого города большую армию единомышленников. Он сумел объединить вокруг Медины разрозненные арабские племена в единый народ – умму.
В Ясрибе, в последствии этот город стали называть Мединой (что значит «город пророка») учение Мухеммеда получило широкую

Слайд 25Цементирующим началом для этих племен, исповедовавших ранние религии и культы,

различные течения иудаизма стала новая религия ислам. В 630 году

с войском он подступил к стенам Мекки и жителям пришлось признать его главенство.
Цементирующим началом для этих племен, исповедовавших ранние религии и культы, различные течения иудаизма стала новая религия ислам.

Слайд 26В 630 г. Мухаммед вступает в Мекку как победитель. Он,

согласно преданию принял присягу о поклонении только одному богу -

Аллаху, отдельно от мужчин и отдельно от женщин. Во время клятвы они должны были произнести «Мы приняли ислам». «Ислам» в переводе с арабского значит «послушание».


Такая формулировка не случайна. Мухаммед прекрасно осознавал, что послушание и страх божий, это одно, а истинная вера в душе – это другое и за такое короткое время получить большое число истинно верующих невозможно.
В 630 г. Мухаммед вступает в Мекку как победитель. Он, согласно преданию принял присягу о поклонении только

Слайд 27В 632 г. довольно неожиданно для окружающих Мухаммед умер от

болезни. И в знак признания той поддержки, которую оказали ему

жители города его похоронили в Медине. Его гробница является местом паломничества.
В 632 г. довольно неожиданно для окружающих Мухаммед умер от болезни. И в знак признания той поддержки,

Слайд 28В Мекке Мухаммед заложил основы нового культа, использовав для этого

и старые святыни. В Мекке издавна имелся черный камень «Кааба»

(значит куб). Ученые считают, что это большой метеорит, он был предметом поклонения еще у язычников.

По преданию этот камень был установлен в Мекке еще во времена Авраама, когда тот вернулся из Египта, получив там новые сокровенные знания. Голос Авраама, помещенный в камень звучит до сих пор и становится слышным для тех избранных, кто может его слышать.

В Мекке Мухаммед заложил основы нового культа, использовав для этого и старые святыни. В Мекке издавна имелся

Слайд 29Именно его и храм кубической формы, построенный над ним Мухаммед

сделал главной мусульманской святыней. Сейчас Мекка и священный камень Кааба

являются предметом поклонения мусульман всего мира.
Именно его и храм кубической формы, построенный над ним Мухаммед сделал главной мусульманской святыней. Сейчас Мекка и

Слайд 30Еще при жизни Мухаммед объявил себя имамом, что в переводе

с арабского значит «стоящий впереди», т.е. лидером нации.

Имам сосредоточил

в своих руках практически все ветви власти: он был одновременно религиозным главой, единоличным правителем, военачальником и верховным судьей.

После смерти Мухаммеда, последовавшей в 632 г. в новом государстве стали править его родственники и последователи, именовавшие себя халифам (заместителями посланника божьего).
Еще при жизни Мухаммед объявил себя имамом, что в переводе с арабского значит «стоящий впереди», т.е. лидером

Слайд 31Абу Бакр (632–634) тесть Мухаммеда , отец его жены Аиши,

стал первым из четырех праведных халифов. Вторым халифом стал также

его тесть, отец жены Хафсы, и одновременно зять (муж дочери Умм-Кильсум) – Омар- ибн ал-Хаттабе (634–644). При нем продолжились начатые Мухаммадом военные походы. Интенсивными завоевания оставались при халифах ’ зятьях Мухаммеда: Османе ибн ’Аффане (644–656) (муж Рукайи) и ’Али ибн Абу Талибе (656–661) муже дочери Фатимы. Эпоху правления великих халифов называют аср саадат – «золотой век». 

I- первоначальная территория Арабского халифата;
II - завоевания Абу-Бакра;
III – завоевания Омара;
IV- завоевания Османа.

Абу Бакр (632–634) тесть Мухаммеда , отец его жены Аиши, стал первым из четырех праведных халифов. Вторым

Слайд 32В действительности в годы правления первых халифов с 632 по

661годы, было сделано очень много. Были подавлены восстания непокорных арабских

племен и присоединен весь Аравийский полуостров. При халифе Омаре было введено новое летосчисление, отправной точкой которого стала хиджра (622 г.). Омар мечтал сделать Аравию чисто мусульманской страной, поэтому начались гонения на лиц, исповедовавших другие религии, их пытались обратить в ислам или изгнать на другие территории.

Могила Омара в Медине.

В действительности в годы правления первых халифов с 632 по 661годы, было сделано очень много. Были подавлены

Слайд 33 При следующем халифе Османе была составлена официальная редакция Корана.

Дело в том, что сам Мухаммед был не грамотным, т.е.

не умел писать и читать. Его откровения и речи записывались его последователями.

После того как Мухаммед умер, все записи сделанные за ним были объединены. После составления единой редакции Корана в виде свитка папируса все остальные рукописи были уничтожены, чтобы не вносить путаницы. С этой копии были сделаны еще 4, которые хранятся в Мекке, Медине, Каире и Самарканде.

Одна из древнейших копий Корана, принадлежавшая по преданию зятю пророка Осману, «Коран Османа», хранится сейчас в Ташкенте.

При следующем халифе Османе была составлена официальная редакция Корана. Дело в том, что сам Мухаммед был

Слайд 34Коран - (чтение) – это священная книга всех правоверных мусульман.

Представляет она ценность и как исторический источник. Коран не имеет

жесткой хронологической или тематической конструкции, а состоит из 114 отдельных глав, которые называются суррами (в переводе это ряд в кладке дома).

Коран не представляет из себя цельного литературного произведения, он рождался стихийно, без какого-либо плана и состоит из проповедей, увещевательных или обличительных пророческих откровений, притч и заклинаний, этико-правовых и обрядовых предписаний. Это естественно затрудняет его восприятие.

Коран - (чтение) – это священная книга всех правоверных мусульман. Представляет она ценность и как исторический источник.

Слайд 35Сложностью текста Корана вызвано наличие обширной теологической литературы, трактующей, комментирующей

Коран. Коран был создан на арабском языке, и первоначально перевод

его на другие языки запрещался. Уже в новое время он был переведен на языки многих народов мира, в том числе и на русский. В средние века многие правоверные мусульмане знали Коран наизусть. Самые известные переводы на русский язык это буквальный перевод И.Ю. Крачковского и новый более художественный перевод Валерии Михайловны Пороховой.
Сложностью текста Корана вызвано наличие обширной теологической литературы, трактующей, комментирующей Коран. Коран был создан на арабском языке,

Слайд 36Сура 109 «Неверные»

Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного!
 1. (1). Скажи: "О

вы неверный! 

 2. (2). Я не стану поклоняться тому, чему вы

будете поклоняться, 

 3. (3). и вы не поклоняйтесь тому, чему я буду поклоняться. 
 4. (4). и я не поклоняюсь тому, чему вы поклонялись, 

 5. (5). и вы не поклоняетесь тому, чему я буду поклоняться! 

 6. (6). У вас - ваша вера, и у меня - моя вера!" 


Сура 109 «Неверные»Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного! 1. (1). Скажи:

Слайд 37Сура 109 «Неверные»
Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного!

 1. Скажи: "О те,

кто отвергает веру!  2. Молюсь я не тому, Кому несете вы свои

молитвы.  3. И вы молебны свои шлете не Тому, Кому молюся я.  4. И я не стану поклоняться тем, Кого вы выбрали себе для поклоненья,  5. И вы не станете молитвы совершать Тому, Кому молюся я.  6. Несите же ответ за вашу веру, А за мою отвечу я пред Ним".

Сура 109 «Неверные»Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного! 1. Скажи:

Слайд 38Известны еще Сунны – это предания, записи родных и сподвижников

Мухаммеда, написанные о нем самом. Т.е. своеобразное Евангелие.

Однако сунны

не получили повсеместного признания. Сунны послужили причиной раскола мусульман на суннитов и шиитов. Сунниты (от арабского пример, образец). Сунниты признавали сунны тоже как божественные тексты.
Известны еще Сунны – это предания, записи родных и сподвижников Мухаммеда, написанные о нем самом. Т.е. своеобразное

Слайд 39Сунны стали одной из причин разделения ислама на два течения.

Суннитов и шиитов. Шииты не признают сунны преемников и считают,

что они не имеют ничего общего с откровениями Аллаха, а придуманы или записано позднее простыми людьми. Т.е. относятся к ним просто как к историческим описаниям жизни Мухаммеда.
Сунны стали одной из причин разделения ислама на два течения. Суннитов и шиитов. Шииты не признают сунны

Слайд 40Сунниты и шииты расходятся во взглядах на то, кто может

быть халифом. Сунниты, как наиболее традиционное течение считали, что халиф

может происходить только из племени курейш, из которого происходил сам Мухаммед.

Шииты, или как их еще называют «партия Али» считают, что власть должна принадлежать прямым потомкам Али (последнего великого халифа), независимо от их племенной принадлежности.

Существует еще течение хариджитов, которые считают, что должности служителей культа в общине и пост главы государства должны занимать люди наиболее подготовленные, семейные, непьющие, т.е. наиболее нравственные, выделяющиеся своим благочестием. Их принадлежность к какому-либо определенному роду не обязательна.

Мечеть в Эн-Наджафе. Место погребения халифа Али. Ирак.

Сунниты и шииты расходятся во взглядах на то, кто может быть халифом. Сунниты, как наиболее традиционное течение

Слайд 41Акида, основной догмат ислама, вполне соответствующий христианскому «символу веры» содержит

пять столпов ислама.

Акида, основной догмат ислама, вполне соответствующий христианскому «символу веры» содержит пять столпов ислама.

Слайд 42Первым из них является шахад, что означает свидетельствовать, т.е. славить

Бога. Прославление Бога сжато в простую и емкую словесную форму,

широко известную «Нет Бога, кроме Аллаха, а Мухаммед посланник Аллаха».

Само наименование верховного божества Аллах «Иллях», берет свое начало от семитского «Элохим», что значит Бог. Чтобы стать мусульманином («покорным Аллаху») достаточно в присутствии духовного лица три раза произнести шахад.

Первым из них является шахад, что означает свидетельствовать, т.е. славить Бога. Прославление Бога сжато в простую и

Слайд 43Вторым столпом ислама является салят или намаз ( что в

переводе с арабского и персидского значит молитва. Правоверный мусульманин должен

совершать молитву пять раз в день: на рассвете, в полдень, во второй половине дня, после захода солнца и отходя ко сну.

Причем для произнесения молитвы не требуется почти никаких специальных приготовлений, ее можно произнести весьма быстро в простой домашней обстановке, в дороге и т.д.

Вторым столпом ислама является салят или намаз ( что в переводе с арабского и персидского значит молитва.

Слайд 44Пятничная молитва должна быть коллективной. Обычно она предваряется проповедью или

толкованием различных вопросов из области политики, нравственности. Такие собрания религиозной

общины обычно проходят в мечетях – храмах мусульман.
Пятничная молитва должна быть коллективной. Обычно она предваряется проповедью или толкованием различных вопросов из области политики, нравственности.

Слайд 45Третий столп ислама – это саум, (от арб. пост; или

«рамадан»). Название поста происходит от девятого по порядку месяца рамадан,

на который приходится этот пост.


В это время от восхода солнца до заката нельзя было ничего есть и пить, вдыхать ароматические запахи, принимать лекарства и делать медицинские процедуры, веселиться.
Третий столп ислама – это саум, (от арб. пост; или «рамадан»). Название поста происходит от девятого по

Слайд 46Пост это не символ обмана, когда по расхожим представлениям мусульмане

лишь днем придерживаются запретов, а ночью, когда их Бог якобы

спит делают все что хотят. Это примитивное понимание поста.

В действительности смысл поста в укреплении в вере. Лучшее время суток освобождается для духовных исканиях, приведения мыслей в порядок. Заканчивается пост праздничным разговением ураза –байрам.
Пост это не символ обмана, когда по расхожим представлениям мусульмане лишь днем придерживаются запретов, а ночью, когда

Слайд 47Закят – четвертый столп ислама. Это благотворительный налог в пользу

«незащищенных» слоев населения: вдов, сирот, пожилых людей.

Интересно, что и

искупление грехов в исламе происходит также в русле заката, например, если мусульманин согрешил, приняв пищу в пост, то он должен искупить свой грех накормив определенное количество человек, в зависимости от проступка или дать приют и содержание в своем доме одному человеку на определенный срок.
Закят – четвертый столп ислама. Это благотворительный налог в пользу «незащищенных» слоев населения: вдов, сирот, пожилых людей.

Слайд 48И последний пятый столб ислама – это хадж (от араб.

паломничество). Паломничество - это путешествие к мусульманским святыням, прежде всего

в Мекку. Совершить хадж могли себе позволить только очень состоятельные люди.
И последний пятый столб ислама – это хадж (от араб. паломничество). Паломничество - это путешествие к мусульманским

Слайд 49Совершение хаджа всегда считалось и считается сейчас очень почетным. Например,

сегодня, если имам какой либо мусульманской общины совершает хадж, то

ему присваивается почетный титул имам-хаджи.

Совершая хадж человек приобретает дополнительное благословение, покровительство Бога.

Во-первых немалую сумму он должен был взять с собой, а кроме того, значительную сумму оставить семье, чтобы она во время его длительного путешествия ни в чем, не нуждалась.

Совершение хаджа всегда считалось и считается сейчас очень почетным. Например, сегодня, если имам какой либо мусульманской общины

Слайд 50Принятие ислама обязывает человека отказаться от его прежних верований и

не допускает, также как и христианство исповедания наряду с этой

религией еще каких-либо религий. Мусульмане, как и христиане верят в бессмертие души, загробную жизнь и воздаяние в той загробной жизни человеку за его грехи и заслуги.
Принятие ислама обязывает человека отказаться от его прежних верований и не допускает, также как и христианство исповедания

Слайд 51Мусульмане, как жители местностей с жарким засушливым климатом представляли рай

в виде чудесного оазиса, где праведники наслаждаются прохладой красивых деревьев,

водой из чистейших источников, различными кушаньями и другими благами.

Мусульмане верят в то, что судьба человека предопределена и уже при его рождении записана в Книгу судеб, все же дела человека хорошие и плохие заносятся в специальный список, который обнародуется на страшном суде.

Мусульмане, как жители местностей с жарким засушливым климатом представляли рай в виде чудесного оазиса, где праведники наслаждаются

Слайд 52Важнейшим в исламе в этой связи является вопрос о том,

как соотносятся воля Аллаха и воля конкретного человека. а точки

зрения полной предопределенности судьбы человека стоят сторонники религиозно-богословского течения шафиитов, которые считают что все в жизни и доброе и злое дается по воле Аллаха и человек не в силах и не должен противиться этой воле.
Важнейшим в исламе в этой связи является вопрос о том, как соотносятся воля Аллаха и воля конкретного

Слайд 53Другое религиозно-философское течение ислама, течение ханифитов стоит на точке зрения,

что Аллах помогает человеку лишь в добрых его делах, а

неправедные поступки диктуют человеку злые силы, либо собственная злая воля человека, Аллах же в это время отворачивается от него. различные же бедствия в жизни человека они воспринимали как наказание за грехи.
Другое религиозно-философское течение ислама, течение ханифитов стоит на точке зрения, что Аллах помогает человеку лишь в добрых

Слайд 54К 8 в. оформился шариат (от араб. правильный путь). Это

свод правил поведения, морали, запретов и поучений. Регулирующие способности шариата

настолько значительны, что шариат до сих пор является основой конституции многих арабских государств. Содержаться в Коране и некоторые отголоски тех времен, когда еще были уместны членовредительские наказания, типа «око за око». Так за воровство как мужчинам, так и женщинам отрубают руку.
К 8 в. оформился шариат (от араб. правильный путь). Это свод правил поведения, морали, запретов и поучений.

Слайд 55За убийство родственника должны были мстить его родственники. Но в

целом шариат был более высокой ступенькой регулирования общественной жизни, чем

языческое право.

Например, запрещалось детоубийство, вполне распространенное у арабских племен, когда лишних новорожденных женского пола просто закапывали в землю, регулировались вопросы наследования, брачных союзов и разводов и т.д. на многие столетия культурно-правовые положения Корана стали законом для мусульман.
За убийство родственника должны были мстить его родственники. Но в целом шариат был более высокой ступенькой регулирования

Слайд 56
Арабам удалось завоевать Ирак, Сирию, Палестину, Месопотамию и всю

Северную Африку, подчинить себе Иран и Афганистан и Закавказье. Арабы

вторглись и в Европу на Пиренейский полуостров, территория современной Испании. Образовалось огромное государство с центром в Дамаске.

Новое объединение арабских народов, воодушевленное, вдохновленное идеями Мухаммеда вышло на мировую политическую арену. Уже при первых халифах в 7-8 вв. границы Арабского халифата значительно расширились.

Арабам удалось завоевать Ирак, Сирию, Палестину, Месопотамию и всю Северную Африку, подчинить себе Иран и Афганистан

Слайд 57Как и многие значительные по территории полиэтничные государственные образования оно

вскоре распалось на ряд более мелких халифатов.
Здесь на территории

Византии и Пиринейского полуострова арабы впервые столкнулись с собственно европейцами, выйдя на границы франкского государства и встретившись с участниками крестовых походов.

Как и многие значительные по территории полиэтничные государственные образования оно вскоре распалось на ряд более мелких халифатов.

Слайд 58Крестовые походы были организованы католической церковью их идеологическим рефреном было

освобождение Палестины «гроба Господня» от неверных, а мошной направляющей силой

была жажда обогащения. Именно здесь вплотную столкнулись вплотную два мира, две молодых идеологии христианство и мусульманство.
Крестовые походы были организованы католической церковью их идеологическим рефреном было освобождение Палестины «гроба Господня» от неверных, а

Слайд 59В последствии в западно-европейской культуре на тема крестовых походов было

создана масса героических эпических произведений различного жанра. Действительные события крестовых

походов нередко приукрашивались. Чтобы еще четче оттенить героические подвиги рыцарей создавался образ врага в виде кровожадных мусульман, не знающих милосердия головорезов и варваров.

В последствии в западно-европейской культуре на тема крестовых походов было создана масса героических эпических произведений различного жанра.

Слайд 60В действительности европейцы столкнулись с народом стоящим никак не ниже,

по своему культурному развитию. Крестоносцы привезли из походов многие элементы

культуры Востока.

Именно тогда в Европе появилась мода на ковры и диваны, огнестрельное оружие, любовь к шелковым тканям и благовоньям. Все это было результатом знакомства с рафинированной, утонченной культурой стран Востока.
В действительности европейцы столкнулись с народом стоящим никак не ниже, по своему культурному развитию. Крестоносцы привезли из

Слайд 61 С 9 в. начинается расцвет искусства стран арабского Востока,

тесно связанный с новой религией. На собственно арабских территориях и

на вновь присоединенных землях разворачивается строительство. Дворцы, резиденции правителей строятся как неприступные крепости, имеющие просторные жилые помещения, благоустройство, и даже места для развлечений.

Альгамбра. Дворец гранадского эмира.(Испания)

С 9 в. начинается расцвет искусства стран арабского Востока, тесно связанный с новой религией. На собственно

Слайд 62Развертывается строительство культовых зданий. В культовой архитектуре арабского востока самым

распространенным типом архитектурных сооружений стали дворовая пятничная и айванная мечети.


Мечеть Ибн-Тулуна. Каир. Египет. Постройка 9 в.

Развертывается строительство культовых зданий. В культовой архитектуре арабского востока самым распространенным типом архитектурных сооружений стали дворовая пятничная

Слайд 63Мечеть от арабского место поклонения. Необходимость собрания по пятницам членов

религиозной общины для совместной молитвы обусловила простую форму дворовой пятничной

мечети, напоминающую обыкновенный жилой дом. Обширный двор мечети обносился арочной галереей, в центре двора находился бассейн для омовений.

Мечеть. Турция

Мечеть от арабского место поклонения. Необходимость собрания по пятницам членов религиозной общины для совместной молитвы обусловила простую

Слайд 64Во дворе обязательно возводился минарет (маяк) – высокая округлая башня

с куполообразным навершием.

Поднимаясь на нее служители призывали верующих к

молитве.

Мечеть Кул Шариф. Одна из красивейших мечетей России.

Во дворе обязательно возводился минарет (маяк) – высокая округлая башня с куполообразным навершием. Поднимаясь на нее служители

Слайд 65Мечеть ориентирована на священный город Мекку. Поэтому стена обращенная в

эту сторону имеет со двора специальную нишу. Эта ниша называется

михраб декорируется внутри несколькими рядами колонн или другим способом.

Михраб в мечети «Сердце Чечни» в Грозном.

Мечеть ориентирована на священный город Мекку. Поэтому стена обращенная в эту сторону имеет со двора специальную нишу.

Слайд 66Центральный зал состоит из 17-22 узких нефов, соединенных между собой

арками различной формы. Внутренняя обстановка мечети проста. Некоторое возвышение для

учителя, лидера религиозной общины и ковры для верующих, так как мусульмане молятся на коленях.

Мечеть Насир аль-Мульк. Шираз

Центральный зал состоит из 17-22 узких нефов, соединенных между собой арками различной формы. Внутренняя обстановка мечети проста.

Слайд 67Обычным для арабского востока стали такие архитектурные сооружения как медресе,

мусульманская школа, училище имеющие часто строение схожее с христианским крестово-купольным

храмом. Были распространены и мавзолеи, обширные роскошные здания-усыпальницы, ведущие свое название от одного из чудес света усыпальницы царя Мавсола, построенной его вдовой царицей Артемиссией в Месопотамии.

Медресе Муй Муборак. Ташкент.

Обычным для арабского востока стали такие архитектурные сооружения как медресе, мусульманская школа, училище имеющие часто строение схожее

Слайд 68Современным чудом света является мавзолей Тадж-махал в Агре ( Индия,

построенный шахом Джеханом в 17 веке для своей жены. Квадратное

в плане сооружение из белого мрамора, со скошенными углами и пятью венчающими его куполами, кипарисовый сад с фонтанами и водоемами создают неповторимый гармоничный ансамбль.

Современным чудом света является мавзолей Тадж-махал в Агре ( Индия, построенный шахом Джеханом в 17 веке для

Слайд 69Обычным украшением мечетей был орнамент вырезанный по гипсу, а с

13 в. культовые здания стали облицовывать цветными изразцами и плитками

преобладали сине-зеленые оттенки. По законам шариата изображение человека и животных было запрещено, тем более неуместным оно считалось в храме.
Обычным украшением мечетей был орнамент вырезанный по гипсу, а с 13 в. культовые здания стали облицовывать цветными

Слайд 70Не принято среди мусульман поклоняться изображению Мухаммеда, а образ Аллаха

вообще не имеет антропоморфного, т.е. человекоподобного воплощения.

Не принято среди мусульман поклоняться изображению Мухаммеда, а образ Аллаха вообще не имеет антропоморфного, т.е. человекоподобного воплощения.

Слайд 71Этим обусловлена та исключительная роль орнамента в украшении культовых зданий

и других предметов материальной культуры на востоке. Бытует и геометрический

орнамент. Но особой популярностью пользуется растительный орнамент. Так называемые арабески.

Растительные элементы простые и сложные более реалистичные или стилизованные компонуются по принципу калейдоскопа, повторяясь бессчетное количество раз. Чаще всего композиция арабесок свободна от какого либо канона.
Этим обусловлена та исключительная роль орнамента в украшении культовых зданий и других предметов материальной культуры на востоке.

Слайд 72Нередко с ней совмещаются изречения из Корана выполненные в технике

арабской вязи, когда текст превращается в непрерывную полосу орнамента. Такие

картины широко распространены и сегодня и называются шамаили.

Нередко с ней совмещаются изречения из Корана выполненные в технике арабской вязи, когда текст превращается в непрерывную

Слайд 73Станковая живопись и скульптура не получили распространения в мусульманских странах,

зато чрезвычайно было развито изготовление ковров.

Говорят, что изобразительный потенциал

арабских народов ушел в ковровость. Широкое распространение получили и книжные миниатюры, которыми украшались рукописи.
Станковая живопись и скульптура не получили распространения в мусульманских странах, зато чрезвычайно было развито изготовление ковров. Говорят,

Слайд 74Самыми знаменитыми школами миниатюры были гератская и тебризская.


Для гератской

школы были характерны близость иллюстраций к тексту, небольшое количество персонажей,

простота композиции. Миниатюры исполнялись в основном гуашью без моделировки цветом и светотенью.
Самыми знаменитыми школами миниатюры были гератская и тебризская. Для гератской школы были характерны близость иллюстраций к тексту,

Слайд 75Тебризская школа сформировалась в 16 в. ее особенностями были утонченный

декоративизм, обилие персонажей и сложность композиции, яркая цветовая гамма, здесь

был популярен пейзаж и портрет.

Тебризская школа сформировалась в 16 в. ее особенностями были утонченный декоративизм, обилие персонажей и сложность композиции, яркая

Слайд 76Множество славных имен дало в мировую сокровищницу культуры литературное творчество

народов арабского востока. Уже в раннее средневековье здесь сложились богатые

фольклорные традиции, любовь к красивой, плавно льющейся устной речи, меткому удачному сравнению.

Во времена распространения ислама искусство рифмовать достигает своего расцвета, даже становится придворным ремеслом. Особенно популярны были формы малой поэзии: рубаи и газели.
Множество славных имен дало в мировую сокровищницу культуры литературное творчество народов арабского востока. Уже в раннее средневековье

Слайд 77Рубаи – это маленькие четверостишия, в которых заложен обычно глубокий

философский смысл. Особенно прославился своими рубаи всемирно известный поэт Востока

Омар Хайам, живший в 11-12 в. Рубаи Хаяма затрагивают философские темы о смысле человеческой жизни и бренности бытия.
Рубаи – это маленькие четверостишия, в которых заложен обычно глубокий философский смысл. Особенно прославился своими рубаи всемирно

Слайд 78Газели – это лирические стихотворения, состоящие из 7 или 14

бейтов двустиший, из которых могли складываться обширные поэмы. Блестящими создателями

газелей были Хосров Дехлеви, Хафиз и Саади, жившие в 13-15 вв. Их поэзию объединяет отточенность стихотворной формы, гуманизм, философские рассуждения.

Амир Хосров Дехлеви

Саади

Газели – это лирические стихотворения, состоящие из 7 или 14 бейтов двустиший, из которых могли складываться обширные

Слайд 79В средневековье сложились и крупные эпические произведения, комплексы, ставшие сплавом,

синтезом до мусульманских традиций и новой идеологии. Наиболее известны эпос

«Шахнаме» («Книга царей»). Известны варианты, написанные различными поэтами.

Наиболее ценным считается «Шахнаме», созданный величайшим поэтом Фирдоуси в 10 в. Обширное произведение состоит из 60 тысяч бейтов (двустишья) и описывает более 50 царей, среди которых как исторические, так и полу-мифические фигуры.
В средневековье сложились и крупные эпические произведения, комплексы, ставшие сплавом, синтезом до мусульманских традиций и новой идеологии.

Слайд 80Одним из главных мифических героев поэмы является богатырь Рустам, наделенный

не только могущественной силой, но и мудростью и добротой, который

ведет борьбу с различными силами зла и несправедливостью.

Иллюстрация к изданию «Шахнаме» 16-17 вв. Джин Акван швыряет Рустама в море.

Одним из главных мифических героев поэмы является богатырь Рустам, наделенный не только могущественной силой, но и мудростью

Слайд 81В 10-15 вв. постепенно сложился знаменитый сборник сказок «Тысяча и

одна ночь». В его основе сюжеты традиционных персидских, индийских, греческих

сказов, действие которых перенесено в поле арабского средневекового города.

Основными героями этого сказочного комплекса стали странствующие путешественники Али-баба, Алладин, Синдбад –мореход.

Оригинальный текст «Тысяча и одной ночи содержит больше сведений и мифических существах и пикантных подробностей, чем литературная версия, известная нам с детства.

В 10-15 вв. постепенно сложился знаменитый сборник сказок «Тысяча и одна ночь». В его основе сюжеты традиционных

Слайд 82Самыми популярными мифическими героями эпических произведений являются джины, духи которые

смертны как и люди, хотя и живут очень долго.

Они

могут быть добрыми и даже принимают иногда ислам, становясь правоверными мусульманами, а могут быть злыми и всячески вредить человеку. Причем они известны как в мужском, так и в женском обличии.
Самыми популярными мифическими героями эпических произведений являются джины, духи которые смертны как и люди, хотя и живут

Слайд 83Значительных успехов достигли арабские народы и в области науки, особенно

математики, медицине и философии. Авиценна (980-1037) - выдающийся среднеазиатский ученый,

философ, врач. Настоящее его имя Абу Али Хусейн Ибн Абдаллах Ибн Сина.

Очень рано, буквально в детстве стал увлекаться врачеванием, освоил множество трудов в этой области, имея доступ к библиотеке Сасанидов. Написал обширный труд «Канон врачебной науки». В этом труде он изложил энциклопедические обширные сведения в самых разных областях медицины: заразные болезни, офтальмология, хирургия, детские болезни, кардиология, фармация.

Значительных успехов достигли арабские народы и в области науки, особенно математики, медицине и философии. Авиценна (980-1037) -

Слайд 84Поэт Омар Хайам, являвшийся одновременно и математиком написал «Алгебру» -

труд, в котором содержалось исследование уравнений 3-й степени сложности.

Он

занимался также проблемой иррациональных и действительных чисел. Наконец именно арабами создана система десятичного исчисления, те арабские числа которыми мы пользуемся сейчас.
Поэт Омар Хайам, являвшийся одновременно и математиком написал «Алгебру» - труд, в котором содержалось исследование уравнений 3-й

Слайд 85В философии сложилось влиятельная школа суфизма, согласно которому мир делился

на две части, одну из которых человек мог познать, а

другая была недоступна для познания.
Целью суфиев было познание мира, через познание себя, популярными и полезными для самопознания считались поэзия, врачевание, различные ремесла.

Большую известность получили притчи суфийской традиции, в том числе благодаря популяризации суфизма исследователем 20 века Идрис Шаха.
В философии сложилось влиятельная школа суфизма, согласно которому мир делился на две части, одну из которых человек

Слайд 86Современный ислам переживает эпоху Возрождения, начавшуюся примерно с 70-х годов

20 века, проявляющуюся резким усилением роли ислама в экономической, политической,

духовной сферах жизни народов мусульманских стран. К сожалению, набирают силу и экстремистские течения, вызывающие беспокойство общественности во многих странах мира. Но, безусловно есть и культурные достижения. Такие как развитие науки в исламских странах, расцвет мусульманской литературы, периодических изданий, образовательных каналов, ремёсел и моды.
Современный ислам переживает эпоху Возрождения, начавшуюся примерно с 70-х годов 20 века, проявляющуюся резким усилением роли ислама

Слайд 87Для исламской религии характерны некоторые специфические черты:

Жизнеспособность ислама проявляется

в том, что он выстоял и не сдал своих позиций

не смотря на длительный период колонизации восточных стран и насаждения христианства.
Его гибкость объясняется во многом отсутствием централизованной организации духовенства, мешающей оперативному и своевременному решению жизненно важных вопросов.
- Тотальность ислама это проникновение мусульманского мировоззрения во все сферы жизни верующего, регулированием им как философских, мировоззренческих вопросов, так и бытовых.
Для исламской религии характерны некоторые специфические черты: Жизнеспособность ислама проявляется в том, что он выстоял и не

Слайд 88Простота и доступность ислама проявляется в его догматах и культе,

которые менее сложны и запутанны чем в других религиях, к

тому же ислам учитывает местные особенности и традиции народа, поэтому широко распространился. Ислам вторая по численности верующих религия в мире. По данным Всемирной исламской конференции в октябре 2003 г. в мире проживает 1 млрд. 300 млн. мусульман. В 35 странах большинство населения, в 29 влиятельное меньшинство.
Простота и доступность ислама проявляется в его догматах и культе, которые менее сложны и запутанны чем в

Слайд 89Литература:

Веймарн Б.В. Искусство арабских стран Ирана 7-17 вв. М., 1974.
Ирвинг

В. Жизнь Магомета. Казань. 1991.
Ислам: Энциклопедический словарь. М.1998.
Климович Л.И. Книга

о Коране, его происхождении и мифологии. М.. 1986.

Литература:Веймарн Б.В. Искусство арабских стран Ирана 7-17 вв. М., 1974.Ирвинг В. Жизнь Магомета. Казань. 1991.Ислам: Энциклопедический словарь.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика