Слайд 1Геоэкологические аспекты природно-техногенных систем
Слайд 2Геоэкологические аспекты промышленности
Основные проблемы горнодобывающей промышленности: истощение запасов минеральных ресурсов
в процессе их добычи и некомплексной переработки; образование огромных масс
отходов, загрязняющих окружающую среду; нарушение поверхностных слоев литосферы; комплексное воздействие на природные комплексы.
Основные проблемы перерабатывающей промышленности: загрязнение атмосферного воздуха, водных объектов и почв, деградация растительного покрова; образование отходов.
Основной вклад в высокий уровень загрязнения атмосферы вносят предприятия черной и цветной металлургии, химии и нефтехимии, электроэнергетики, а в загрязнение поверхностных вод – целлюлозно-бумажная промышленность, машиностроение и др.
Слайд 3Геоэкологические аспекты промышленности
Линьфэнь (Китай)
Тяньин (Китай)
Сукинда (Индия)
Вапи (Индия)
Ла Оройа (Перу)
Сумгаит (Азербайджан)
Слайд 4Геоэкологические аспекты промышленности
Динамика выбросов загрязняющих веществ
в атмосферный воздух, тыс.
т
В России в 2015 г. объем выбросов в атмосферный воздух
составил 31268,6 тыс. т, в т.ч.
17295,7 тыс. т (55,3%) – от стационарных источников и
13818,6 тыс. т (44,2%) – от автотранспорта.
Снижение выбросов происходило неравномерно.
Карабаш (Челябинская область)
Слайд 5Геоэкологические аспекты промышленности
Распределение объема выбросов от стационарных источников
по видам экономической
деятельности, тыс. т
Наибольшие объемы выбросов от стационарных источников в 2015
г. приходились на таки виды экономической деятельности как «обрабатывающие производства» (5968,6 тыс. т или 34,5% от всех выбросов от стационарных источников) и «добыча полезных ископаемых» (4754,7 тыс. т или 27,5%).
За период с 2010 по 2015 г. это соотношение практически не менялось. В целом, за пять лет объем выбросов предприятий по добыче полезных ископаемых сократился на 8,6%, обрабатывающих производств – на 7,2%.
Слайд 6Геоэкологические аспекты промышленности
По объему выбросов загрязняющих веществ от стационарных источников
лидирует Красноярский край (2475,9 тыс. т/год, что составляет 14,3% от
всех стационарных источников России), на втором месте – Ханты-Мансийский автономный округ - Югра (1388,2 тыс. т или 8,0% от выбросов по стране), немного уступает Кемеровская область (1344,5 тыс. т), на четвертом месте – Свердловская (983,9 тыс. т), затем следуют с небольшим отрывом друг от друга Иркутская область (638,9 тыс. т) и Ямало-Ненецкий автономный округ (632,2 тыс. т).
Меньше всего в 2015 г. выбросов от стационарных источников приходится на Республику Ингушетия (0,4 тыс. т), г. Севастополь (1,7 тыс. т) и Кабардино-Балкарскую Республику (3,0 тыс. т).
Норильск (Россия)
Дзержинск (Россия)
Слайд 7Геоэкологические аспекты промышленности
Выбросы, улавливание и обезвреживание
загрязняющих веществ в 2015
Слайд 8Геоэкологические аспекты промышленности
Объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на
единицу площади субъекта РФ
Слайд 9Геоэкологические аспекты промышленности
Основные показатели водопользования по России, км3/год
57,5%
Слайд 10Геоэкологические аспекты промышленности
Основные показатели водопользования в разрезе федеральных округов,
млн.
м3/год
В территориальном разрезе, наибольший объем забора воды из водных объектов
на все нужды в 2015 г. приходился на Центральный ФО (16,5% от общероссийского показателя).
Основной объем сброса загрязненных сточных вод в 2015 г. пришелся на
Центральный ФО (22% от общего сброса этих стоков по стране), Северо-Западный ФО (18%), Приволжский ФО (17%), Уральский ФО (14%). Наименьшая величина данного показателя отмечена в Северо-Кавказском ФО (2,6%).
Слайд 11Геоэкологические аспекты промышленности
Распределение объемов забора воды и сброса загрязненных сточных
вод без очистки в поверхностные воды по субъектам РФ в
2015 г.
Слайд 12Геоэкологические аспекты промышленности
Образование отходов производства и потребления по видам экономической
деятельности, млн. т
Общая величина накопленных и учтенных отходов производства и
потребления в целом по стране составляла на конец 2015 г. примерно 31,5 млрд. т.
Наибольший объем образования отходов приходится на добычу полезных ископаемых – 92% в 2015 г. При этом при добыче топливно-энергетических ресурсов – главным образом, при извлечении из недр и обогащении каменного и бурого угля – образовалось 57% от всех отходов в стране.
Слайд 13Геоэкологические аспекты промышленности
Доля обрабатывающих производств составила в 2015 г. почти
6%. Подавляющая часть – три четверти – отходов в этом
виде деятельности в 2015 г. приходится на предприятия металлургического производства и производства готовых металлических изделий.
При производстве и распределении электроэнергии, газа и воды – прежде всего, при сжигании органического топлива в целях получения электроэнергии и тепла – образуется порядка 0,5% всех отходов.
Две трети отходов I класса опасности образуется в обрабатывающих производствах, почти 20% – на объектах по производству и распределению электроэнергии, газа и воды; II класса опасности – примерно 90% в обрабатывающих производствах; III класса опасности – около 75% в сельском хозяйстве, охоте и лесном хозяйстве, свыше 20% – в обрабатывающих производствах; IV класса опасности – более трети в обрабатывающих производствах, 19-20% – на предприятиях по добыче полезных ископаемых, порядка 17% – в сельском хозяйстве, охоте и лесном хозяйстве. Неопасные отходы V класса примерно на 95% от их общей величины образуются при добыче полезных ископаемых.
Слайд 14Геоэкологические аспекты промышленности
Образование отходов производства и потребления по федеральным округам,
млн. т
В территориальном разрезе основная часть отходов производства и потребления
образуется в Сибирском ФО – 3473 млн. т, или около 70% всего объема по стране в 2015 г.
Среди субъектов РФ, входящих в этот округ, лидировали Кемеровская область (2320 млн. т, или 46% всероссийского объема), Забайкальский край (373 млн. т, или 7%), Красноярский край (371 млн т, или 7%), Республика Хакассия (221 млн. т, или свыше 4%).
Слайд 15Геоэкологические аспекты промышленности
Значительные объемы отходов образовались также в Дальневосточном (446
млн т, или 9%) и Северо-Западном ФО – соответственно (437
млн. т, или около 9%). Среди субъектов РФ в этих округах выделяются Республика Саха (Якутия) (253 млн. т, или 5%), Мурманская (186 млн. т, или примерно 4%) и Белгородская (154 млн т, или 3%) области, Республика Карелия (129 млн. т, или 2,5%) и ряд иных регионов.
Среди субъектов РФ, расположенных в иных федеральных округах, можно выделить расположенные на Урале Свердловскую (около 170 млн т, или свыше 3%) и Челябинскую области (более 95 млн т, или примерно 2%).
Для преодоления неблагоприятных геоэкологических последствий перерабатывающего промышленного производства существует два принципиальных подхода:
а) управление загрязнениями на конечной стадии производства (очистка промышленных выбросов и сточных вод);
б) системная перестройка производственного цикла (экономия сырья, материалов и энергии; увеличение степени использования промышленного продукта; извлечение полезных продуктов из промышленных отходов).
Слайд 16Геоэкологические аспекты Сельского хозяйства
Основные проблемы земледелия: снижение содержания гумуса (дегумификация),
уплотнение почв вследствие использования тяжелой сельскохозяйственной техники, водная и ветровая
эрозия почв, загрязнение почв удобрениями и пестицидами, заболачивание и подтопление, вторичное засоление и др.
Основные проблемы животноводства: пастбищная дигрессия, загрязнение почв, фитоценозов, поверхностных и подземных вод отходами животноводства, активизация эрозионных процессов и др.
Слайд 17Геоэкологические аспекты транспорта
Основные виды неблагоприятного воздействия транспорта на состояние окружающей
среды:
загрязнение и изменение всех природных компонентов, особенно воздуха и воды;
шум
и вибрация, сопровождающие работу практически всех видов транспорта;
отчуждение земельных территорий под строительство транспортной инфраструктуры (автомобильных и железных дорог, морских и речных портов, трубопроводов, аэропортов и др. и связанных с ними складов, вокзалов, причалов и т.д.). Транспортная инфраструктура создает значительные по площади техногенные ландшафты;
значительное потребление природных ресурсов, затрачиваемых на производство автомобилей и сооружение элементов транспортной инфраструктуры, природного топлива, в связи с чем остро стоит проблема снижения энергоемкости транспорта;
серьезная опасность для жизни, здоровья и имущества людей.
Каждый из видов транспорта имеет свою «специализацию». Автомобильный, воздушный и железнодорожный транспорт (при паровозной тяге) в наибольшей мере влияют на атмосферу; морской и внутренний водный – на гидросферу; трубопроводный (например, при авариях нефтепроводов) – на литосферу.
Слайд 18Геоэкологические аспекты РЕКРЕАЦИОННОГО приРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
изменение рельефа;
активизация опасных геологических процессов (эрозия, оползни
и др.);
деградация почвенного покрова;
образование твердых бытовых отходов;
загрязнение атмосферного воздуха и
водных объектов;
деградация растительности и животного мира.